Что такое индивидуальное развитие ребенка дошкольника
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида
№16 «Медвежонок»
Консультация для педагогов
Индивидуальные особенности развития ребенка
Выполнила: Евланова З.И., старший воспитатель
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.
В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.
Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.
Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.
Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.
В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.
Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.
Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.
К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.
В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.
Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:
Силу возбуждения и неуравновешенность;
Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.
Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.
Литература:
1. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.
Источник
Надежда Карташова
Индивидуальное развитие ребенка как программа развития талантливости и одаренности дошкольника
В современном обществе существует потребность воспитания неординарной творческой личности. Многие исследователи считают, что именно дошкольное детство – наиболее благоприятный период для этого. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями. Потом кто-то развивает и использует свой талант, а кто-то «зарывает его в землю». Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений – реализовать способность и одаренность каждого ребенка.
Одаренность, талант или гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Важно подчеркнуть, что работа педагога любого образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, направлена в первую очередь на силы и способности среднего уровня развития ребенка. Поэтому чаще всего упор делают на работу с отстающими детьми, а «интеллектуалы» не получают должного внимания.
Кто вообще должен заниматься развитием талантливости и одаренности ребенка? В первую очередь – это семья, в которой растет ребенок. Но зачастую, родители не могут самостоятельно определить способности своих детей. И тем более, не знают, как эти способности развивать. В то же время во многих семьях дети большую часть времени проводят в детском саду, и у родителей просто не бывает возможности отследить их таланты и тем более – создать условия для развития этих талантов. Отчасти эту функцию выполняют различные социальные структуры, но по сравнению с детским садом, у городских кружков и секций все равно нет столько времени, нет таких доверительных отношений, нет такого взаимопонимания и возможности для изучения каждого ребенка.
Чтобы раскрыть творческий потенциал детей нашего детского сада, педагоги разработали целую систему поддержки талантливости и одаренности дошкольников. Она реализуется, прежде всего, через тесное сотрудничество воспитателя группы и специалистов.
А затем воспитатель определяет индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка, планирует дополнительные занятия, игры и упражнения с отдельным ребенком или небольшой группой детей.
Как выстроить модель взаимодействия группы со специалистами?
Обыкновенная образовательная деятельность с дошкольникамиограничена отношениями: «дошкольники-воспитатель». В обычном детском саду воспитатель развивает детей в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом областях. Если мы хотим дополнительно развивать творческие способности и таланты детей, мы должны подключить к образовательной деятельности специалистов. Воспитатель с каждым из специалистов регулярно проводит по одному занятию в месяц. Так у детей появляется возможность углубленного изучения всех образовательных областей, а у воспитателя есть более объективная информация о способностях каждого ребенка, подкрепленная наблюдениями, диагностикой сразу нескольких специалистов. В папке вы можете увидеть модель взаимодействия воспитателя и инструктора по физкультуре в подготовительной к школе группе, а также пример характеристики способностей детей.
Параллельно с работой по взаимодействию, воспитатель каждой группы выявляет наиболее талантливых и одаренных детей и разрабатывает индивидуальный маршрут каждого из них.
Занятия, игры, упражнения на развитие способностей проводятся с детьми индивидуально или в подгруппах.
Достижения каждого ребенка фиксируются в индивидуальном портфолио.
Портфолио сопровождает ребенка на протяжении всей образовательной деятельности в детском саду вплоть до поступления его в школу.
Кто же, в конечном счете, отвечает за развитие индивидуальных способностей и талантов ребенка?
Семья. Это самые близкие люди, за которыми стоит последнее слово, в контексте того, развивать дальше или оставить без внимания и усилий таланты ребенка.Примеров этому огромное множество: ребенок имеет прекрасный слух и голос,в детском саду активно проявлял себя: выступал на утренниках, дополнительно занимался в вокальном кружке при детском саде, но когда в школьном возрасте пришло время отправляться в музыкальную школу, купить пианино или другой инструмент, родители не поддержали желания ребенка, не захотели тратить деньги, посчитали детское увлечение несерьезным времяпровождением, и ребенок не реализовался, замкнулся – «зарыл талант в землю».
Возможности социальных структур также влияют на то, сможет или нет развиться детский талант. Бывает так, что и семья поддерживает ребенка, и сам ребенок очень хочет петь, танцевать, рисовать и так далее, но нет (например, в деревне, селе или поселке) мест и специалистов для дополнительного образования детей.
Источник
Индивидуальные особенности ребенка
1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:
– активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
– преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
– преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
– эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
– гибкость – отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)
Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.
З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.
4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов. Среди ожидаемых эффектов Монтессори – группы — высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
I. Универсальными законами развития являются:
1. наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.
Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС
I. Универсальные законы развития.
1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:
– В пище, тепле, сне
– В безопасности – В принятии и принадлежности
– В уважении
– В самореализации.
2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
4. Сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
III. Средства образования.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира.
Рекомендуем посмотреть:
Детское воровство
Семинар для педагогов ДОУ
Почему дети ругаются?
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей через игровую деятельность
Похожие статьи:
Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития
Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста
Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко
Источник