Что такое индивидуальная программа развития ребенка с овз

обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии.

Дубойская Н. А.,

г. Нерюнгри

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на пол года работы. Они не единственные, но могут быть полезны для развития познавательной сферы  детей с ОВЗ. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться,  входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным.

Ф. И. ребенка__Артем А._______ ________                    _        Период работы по ИКП 1.09.2019 – 31.12.2019

DS    РЭП                                                                                        Дата рождения ______________

Цель: повысить уровень общего развития, психических процессов, развить творческие способности, коммуникативные навыки, снизить уровень личностной и школьной тревожности.

Показатели психофизического развития

(зона актуального развития)

Рекомендации психолога, дефектолога педагогам (учителя, воспитатели) работающим над развитием психофизических функций, эмоционально-волевых нарушений (зона ближайшего развития)

Рекомендации учителю физкультуры по использованию комплекса ЛФК, тренажеров, дозированию нагрузки

Система психологических воздействий

Контакт

В контакт вступает легко. При дальнейшем общении ведет себя спокойно вежливо. Улыбка мягкая, открытая и добрая. С ребятами ведет себя адекватно.

Поддерживать при общении благоприятную, доброжелательную обстановки. Проявление внешних позитивных эмоций – улыбка, взгляд.

Использование тренажеров для общего физического развития.

Подбор комплекса упражнений на укрепление общей моторики, а также комплекс на снятие спастики мышечного тонуса.

Отрабатывать на своих уроках пространственную ориентировку (лево-право, назад-вперед), ориентировку на своем теле.

Использовать кинезиологические упражнения для развития общей и мелкой моторики, а также развития высших психических функций (автор Сиротюк)

Учитывая межпредметные связи закреплять понятия «мало-много», «близко-далеко» в двигательной активности.

Ребенку необходимо продолжать развивать коммуникативные навыки:

– игры в группах «Иноходец», «Угадай чувство», «Кто быстрее», «Кляксы», «Имитация».

Эмоционально-волевая сфера

Общий эмоциональный фон положительный. Волевые качества не сформированы.

Артем нуждается в постоянном одобрении своего хорошего поведения, его можно приводить в пример как дисциплинированного.

Волевые качества необходимо развивать, переводя волевые навыки в сознание.

«Я могу, даже если не хочу»

Ребенку надо научиться осознавать свое настроение, свои желания. Здесь помогут такие игры, как: «Нарисуй свое настроение», «Улыбка», «Твой страх», «Бездомный котенок», «Четыре стихии»,  «Молчанка», «Займи пустой стул», «Кулак-ладонь» и т.д.  Игры на привитие навыков саморегуляции поведения: «Мой образ», «Рисуем себя», «Зеркало»/

Уровень развития деятельности

Характер действий с предметами – старается использовать в соответствии с их функциональным назначением. С учебной деятельностью справляется с большим трудом.

Обучаемость

Развитие познавательных процессов на среднем уровне. Круг интересов необходимо расширять.

Использовать игры, направленные на снятие напряженности, концентрацию внимания, проявлять адекватность поощрений и стимуляции деятельности ребенка, мотивировать его при выполнении заданий на успех. Организовать в игровой деятельности жизненные ситуации, в которой происходят те или иные события и участвует в них перенимая правильный стереотип поведения (через обучение). При изучении нового необходимо поэтапно формировать новый навык с опорой на образец.

С ребенком необходимо поработать на формирование навыков, соответствующих учебной деятельности:

– ставить перед собой конкретные задачи

– находить решение этих задач

– укладываться в установленные временные рамки

– стимуляция познавательной активности

А также упражнения: «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру», «Светофор», «Лабиринт», «Играем кубиками».

Работоспособность

Периодически отвлекается, недостаточный уровень саморегуляции.

Создавать ситуацию успеха. Организовать частую смену деятельности. Использовать наглядный материал, опора на слуховой анализатор, тактильный. Направляющая помощь взрослого.

Для повышения работоспособности необходимы:

– пальчиковые упражнения-игры

– кулак-ребро-ладонь

– массаж рук

– массаж ушных раковин

– качание головой

– дыхательная гимнастика

Запас общих представлений

Широкий

Продолжать работу по обогащению словаря с опорой на жизненный опыт ребенка – экскурсии, простые опыты, занятия по развитию речи через ознакомление с окружающим миром

Читайте также:  Раннее развитие ребенка спб питер

Беседы на общие темы:

– о человеческом организме

– об отношениях между людьми

– совместное изучение научно-популярной литературы

Зрительное восприятие

Знает и называет основные цвета, соотносит предметы по величине, различает геометрические формы, дифференцирует их между собой

Продолжать работу по изучению промежуточного цветого спектра. Продолжить изучение геометрических фигур.

Артему помогут:

– арттерапия

– лепка

– склеивание из цветной бумаги разных фигур

– оригами

– упражнения «Продолжи узор», «Графический диктант», «Платочек».

Восприятие пространственных отношений:

Знает значение частей тела и лица, ориентируется в сторонах собственного тела. Целостный образ предмета не нарушен – собирает разрезные картинки из 3 частей.

Конструирование

Выполняет по представлению (домик). Затруднена дифференциация пространственных ориентаций.

Временные представления

Части суток называет, времена года, месяцы и дни недели немного путает.

Продолжать коррекционную работу в развитии восприятия пространственных отношений своего тела в зеркальном отображении. Продолжать выполнять конструирование по представлению через усложнение заданий. Дифференцировать пространственные понятия можно через уроки рисования, труда и физкультуры. Работа по развитию временных представлений должна проводиться на каждом уроке.

Для развития этих критериев можно использовать:

– пазлы

– конструктор

– собирание разрезных картинок

– упражнения «Разноцветные точки», «Копирование точек», «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты».

Количественные представления

Порядковый счет в пределах 20 и обратный. Счетные операции на сложение и вычитание выполняет, при работе с задачами иногда требуется наводящая помощь взрослого

Продолжать работу над прямым и обратным счетом, постепенно увеличивая объемы. Продолжать работу в развитии умения составлять схемы к задачам, мотивировать на конечный результат.

Игры, в которых можно усваивать колличественные понятия:

– запретный номер

– много-мало

Навыки чтения и письма

Читает бегло. Самостоятельно списывает. Письмо под диктовку выполняет, редко с ошибками.

– чтение небольших текстов с разъяснением смысла каждого слова

– продолжать развивать навык письма через списывание небольших текстов

Необходимы упражнения на развитие звуко-буквенного анализа «Хлоп-хлоп», «Играем со словом», «Придумай новое слово», «Игра в слова», «Признак», «Закончи слово», «Объясни слово», «Составь фразу», «Пропавшие слова»

Мышление

Наглядно-образное. Процессы обобщения сформированы, выполняет задания «Четвертый лишний. Не всегда умеет дифференцировать существенные и несущественные признаки. Скрытый смысл картин улавливает, последовательность событий устанавливает по картинкам не более трех, а дальше только с помощью взрослого.

Продолжать работу по установлению причинно-следственных связей через составление сюжета по серии картинок с разъяснением смысла каждой картинки, по классифицированию предметов по основным признакам. Развивать процессы обобщения через другие группы предметов. Работать с простейшими картинками-нелепицами (учить видеть неправильное)

Составление рассказов по картинкам. Беседы на разные темы с целью выработать навыки логического рассуждения. Упражнения «Бег ассоциаций», «Продолжи фразу», «Загадай предмет», «Придумай слова», «Как использовать слова», «классификация предметов», «Сравнение понятий».

Внимание

Нарушение внимания. Не устойчивое, поверхностное, быстро истощаемое внимание, требующее частое переключение с одного вида деятельности на другой

Использовать частую смену видов деятельности на уроках. Использовать физминутки, отдых от основного вида деятельности. Обязателен зрительный контакт с ним для эмоционального реагирования ребенка с обязательным настроем на хорошее внимание.

Развитие внимания через введение «корректурных проб», игры «Чего не стало», «Что лишнее», таблицы Шульте в пределах 5, 10, «Найди цветную полоску по образцу на время», «Найди слова».

Моторика кистей и пальцев рук

Ведущая рука – правая. Нарушена моторика пальцев рук, несогласованность кистей.

Продолжать занятия по развитию моторики рук через

– разучивание гимнастики для пальцев рук, пуговиц, заплетание лент.

Упражнения:

– обучение самомассажа с использованием ребристого карандаша или резиновых шаров

– шнуровка различных предметов

– штриховка и обводка по трафарету

– закрашивание предметов не выходя за линию с использованием только карандашей

– эспандер для укрепления мышц кистей рук

– застегивание и растегивание пуговиц

– нанизывание бусин

Навыки самообслуживания, санитарно-гигиенических норм

Самостоятельно одевается, раздевается, чистит зубы и умывается

Совершенствовать навыки самообслуживания через подготовку и уборку рабочего места на уроках

Развитие речи

Системное недоразвитие речи II – III уровня. Словарь ограничен, на уровне обиходно-бытовой речи. Связная речь – преобладают в речи простые двусоставные предложения. Составляет рассказ по очень простому сюжету.

Обогащать словарь прилагательными, наречиями, существительными и вводить в активную речь. Учиться распространять предложения до 3-4-5 слов через описательные рассказы, составление рассказа по сюжету. Развитие артикуляционной моторики через специальные игры, упражнения (артикуляционная гимнастика). Закреплять умение правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Осуществлять формирование функций словоизменения и словообразования как в устной, так и в письменной речи.

Читайте также:  Противоречия между требования жизни и уровнем развития ребенка являются

– Упражнения «Подбери противоположное слово», «Сюжетные картинки», «Разучивание стихотворений», «Пересказ сказки»

– игры в слова

– придумывать короткие рассказы о школе, друзьях, семье, животных

1. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С.132

2. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 126

3. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. – №3. – 2010. – С.136.

4. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. – СПб, 2010. – С. 200

Источник

«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».

      Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия

каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими

детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и

учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с

особенностями  взаимодействия  их  с  особым  ребенком,  оказывать

психологическую поддержку семье при реализации образовательной

деятельности при освоении программы.

Индивидуальная образовательная программа – документ, описывающий специальныe образовательные услoвия для максимaльной реализации особых образоватeльных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определeнной ступени образования.

      Цель программы – формирование системного подхода к обеспечению

условий  для  развития  детей-инвалидов,  детей  с  ограниченными

возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в

освоении дошкольной образовательной программы и социализации в

обществе.

      Задачи программы:

— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с

нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или)

психического развития;

— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико –

педагогическую  помощь  детям-инвалидам,  детям  с  ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития

и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико –

педагогическими рекомендациями);

— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с

ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной

программы на доступном им уровне, их интеграцию в ДОУ и социализацию в обществе.

— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми

образовательными  потребностями  основной  общеобразовательной

программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном

учреждении.

– оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным  представителям)  детей с особыми  образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

      Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют

следующие критерии:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного

отношения ко всем воспитанникам;

•  максимальное  использование  разнообразных  видов  детской деятельности,  их  интеграция  в  целях  повышения  эффективности воспитательно -образовательного процесса;

•  творческая  организация  (креативность)  воспитательно-образовательного процесса;

•  вариативность  использования  образовательного  материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

      Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих

общедидактических принципах:

1.  Принцип единства развития и коррекции, который означает, что

коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и

внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей

развития и характера нарушений;

2.  Принцип единства диагностики и коррекции развития, который

предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут

определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического

изучения ребенка;

3.  Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что

система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в

развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с

Читайте также:  Рост и развитие ребенка фото

проблемами;

4.  Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных

особенностей развития;

5.  Принцип  комплексности  методов  психолого-педагогического

воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

6.  Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов

в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение

материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и

потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для

ребенка;

7.  Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе

предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее

положительный результат, поощрение его малейших достижений;

8.  Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к.

ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и

успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

     Целесообразность разработки ИОП в дошкольном учреждении имеет место по отношению к таким категориям детей, как:

1. Ребенок со сложным дефектом. Необходимость подготовки индивидуальной образовательной программы связана с тем, что примерные основные общеобразовательные программы для данной категории детей отсутствуют. В связи с этим, перед педагогами стоит задача разработки подобного рода программ на основе анализа структуры нарушения у ребенка в каждом конкретном случае.

2. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу ДОУ, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду со сверстниками возрастной нормы.

3. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 4. Ребенок с ОВЗ, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленном изучении отдельных учебных дисциплин (предметов).

      Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), при обязательном ознакомлении их с содержанием программы. Оптимальным вариантом является совместное проектирование индивидуальной образовательной программы педагогами и родителями воспитанников. Последнее зависит от желания и компетентности родителей.

      Для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, структура индивидуальной образовательной программы традиционно проектируется в зависимости от основных разделов программы дошкольного воспитания. Как правило, она направлена на развитие общей и тонкой моторики, понимания и развития речи, сенсорное воспитание, формирование игры, навыков самообслуживания, подготовку к школьному обучению.

Разделы структуры ИОП:

 • титульный лист прoграммы, где указываются название учреждения, назначение программы, срок реализации, ее адресность: для кого предназначена (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, сoгласование с родителями и председателем ПМПк общеобразовательного учреждения, указанием специалиста, ответственного за реализацию индивидуальной образовательной программы;

 • пoяснительная записка. Данная часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных умений и навыков, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;

 • индивидуaльный учебный план;

 • содержание программы, состоящее из трех основных компонентов:

—образоватeльный компонент:  раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

 — коррекционный компонент: указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, а также методы и формы, приемы и рекомендации вышеуказанных специалистов для педагогов и родителей.

 — воспитательный компонент, который содержит раздел воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений воспитанника, в котором формулируются результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического развития, сформированности базовых компетенций;

• заключение и рекомендации. Здесь формулируются обоснования внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и дается заключение по результатам реализации индивидуальной программы в целом.

      Важным моментом реализации программы коррекционной работы

является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется

специалистами соответствующей квалификации, имеющими, специальное образование, и  педагогами,  прошедшими курсовую,  профессиональной

подготовки в рамках обозначенной темы.

       Для написания индивидуальной образовательной программы используют основные программы, реализуемые в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее оптимальным вариантом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника с ОВЗ является один год. Корректировка содержания при необходимости осуществляется по результатам промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Индивидуальная образовательная программа ДОУ является документом, подлежащим постоянному обновлению, и предполагает внесение дополнений и изменений с учетом обновляющегося контингента воспитанников, появляющихся новых разработок и технологий, изменений в нормативно­правовой базе.

Источник