Что такое функциональное развитие ребенка

Что такое функциональное развитие ребенка thumbnail
Что такое функциональное развитие ребенка

ТОП 10:

Детство человека имеет наибольшую длительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии, поистине грандиозен. От беспомощного существа со скудным набором реакций, до всемогущего, наделенного разумом человека — такова возрастная эволюция мозга. Наиболее ответственными этапами этого пути являются первые 2—3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период наиболее интенсивного формирования двигательных навыков. Тогда же закладываются основы психической деятельности, поэтому знание главных этапов становления психофизического развития позволит своевременно диагностировать различные отклонения.

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У новорожденного преобладают импульсивные движения, которые тормозятся к концу 1-го месяца жизни в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1—3 мес жизни идет дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в деятельность мышцы-антагонисты. С 3 до 6 мес появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы в известной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важным является усложнение акта хватания. В период с 6 до 12 мес возникают более сложные, координированные движения. Постепенно удлиняются периоды спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в известном смысле критическим, так как если ребенок не получает в это время достаточного количества информации, дальнейшее приобретение навыков заметно затрудняется.

Вероятно, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых нуждаются в уточнении. Во всяком случае, широко известен факт, что дети, достигшие 8—10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут овладеть речью и многими другими человеческими навыками. Следовательно, можно предполагать существование периодов наибольшей готовности к усвоению тех или иных навыков. Вне этих периодов обучение затруднено или невозможно.

Весьма своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является способность к обучению при помощи «запечатлевания» (импринтинга). Импринтинг обнаруживается в первые дни жизни, причем наиболее ярко у птиц. Например, только что вылупившиеся из яиц гусята имеют тенденцию следовать за любым движущимся предметом, издающим негромкие звуки. На месте такого предмета обычно оказывается их мать, но если это человек, то гусята следуют за ним. Впоследствии образ этого человека фиксируется и стоит ему пройти мимо гусиного выводка, как гусята покидают мать и устремляются за ним. Если же опыт по запечатлеванию провести на 2-й неделе жизни, то подобная установка уже не вырабатывается. По-видимому, импринтинг существует и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого еще не найдено.

К концу 1-го года или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, вырабатывает важные навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное развитие связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. Впоследствии это чувство может в известной степени гипертрофироваться, приводя к появлению своеобразного, наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-21/2 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пубертатным периодом, поскольку наблюдается значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно сформированное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя и небольшой, но свой собственный жизненный опыт, отмечается очень сильная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. Это упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этом возрастном периоде могут наблюдаться различные невротические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6—8 лет ребенок вступает в новый ответственный период, называемый вторым пубертатным. У ребенка уже хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет еще достаточной самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникать отклонения, связанные с недостаточной психологической подготовленностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для дифференцировки подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12—16 лет) также сопровождается значительными изменениями в поведении подростка. Движения становятся неловкими, резкими, порывистыми; порывистость обнаруживается и в психологических процессах. Стремление быть взрослым может проявляться в подражании привычкам взрослых, в ниспровержении всех авторитетов, активном сопротивлении любым мерам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этом периоде вегетативная регуляция несовершенна: отмечаются избыточная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Явления акселерации, наблюдавшиеся в последние десятилетия, вероятно, оказывают влияние и на формирование нервно-психических функций. Однако соматическое развитие в пубертатном периоде несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.

Окончательное формирование нервной системы в основном завершается к 18—20 годам. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга приближается к таковой у взрослого примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе имеет большое клиническое значение.

Говоря о патологии нервной системы у детей, следует иметь в виду не болезнь вообще, а конкретный возрастной период, в котором находится ребенок. Частота многих заболеваний нервной системы в различных возрастных периодах неодинакова. Кроме того, одни и те же заболевания могут иметь заметные клинические различия в зависимости от возраста больного. Методы неврологического обследования также должны быть адаптированы к возрастным особенностям.



Источник

Детство человека имеет наибольшую продолжительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии действительно грандиозный. От беспомощного малыша с минимальным набором реакций к всемогущей, наделенного разумом человека – такая возрастная эволюция мозга. Самый ответственный этап этого пути есть первые 2-3 года жизни.

Первый год жизни ребенка – период интенсивного формирования двигательных навыков. В это же время закладываются и основы психологической деятельности.

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У ребенка преобладают импульсивные движения, которые тормозятся до конца 1-го месяца жизни вследствие развития зрительных и слуховых сосредоточений, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1-3 месяцев жизни происходит дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в действие мышцы-антагонисты. С 3 до 6 месяцев появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы при определенной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важно также осложнения акта хватания. В период с 6 до 12 месяцев возникают сложные, более координированные движения. Постепенно увеличивается период спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельного хождения, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятия различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражителей, их однообразие сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в настоящее время происходит так называемое первичное обучение, то есть формируются «нейронные ансамбли», которые в будущем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в какой-то мере критическим, ведь если ребенок не получит в это время достаточного количества информации, то дальнейшее усвоение навыков заметно затрудняется.

Наверное, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых требуют уточнения. Во всяком случае хорошо известный факт, что дети, достигшие 8-10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут освоить язык и другие человеческие навыки. Соответственно, можно предположить существование периодов наивысшей готовности к усвоению тех или иных навыков. За этими периодами обучения затруднено или невозможно.

Довольно своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является обучаемость с помощью «фиксирование» (имбринтингу). Имбринтинг проявляется в первые дни жизни, к тому же ярко у птиц. Например, гусята что только что вылупившихся из яйца, имеют тенденцию следовать любым предметом что движется и издает негромкие звуки. На месте такого предмета чаще оказывается их иметь, но если это человек, то гусята двигаются по ней. В дальнейшем образ этого человека фиксируется и стоит ей пройти мимо гусят, как они покидают мать и следуют за человеком. Если же опыт по фиксации провести на 2-й неделе жизни, то такая установка уже не производится. Очевидно, имбридинг есть и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого пока не найдено.

К концу первого года, или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощущая их на ощупь и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые ощущения, производит важные навыки активного восприятия мира. На этом этапе нередко двигательный развитие связано с языковым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он владеет языком, хотя возможны и отклонения в форме диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира. В дальнейшем это ощущение может гипертрофироваться в определенной мере и вызвать появление своеобразного наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-2, 5 лет ребенок, как правило, коммуникабельная, дружелюбная, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пуберантним периодом, потому что происходит значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым несогласованием нейроэндокринной и сердечно-сосудистой регуляции. В психологическом плане наблюдается достаточно сформировано чувство «Я». У ребенка, уже овладел фразовым языком и имеет пусть небольшой но собственный жизненный опыт, отмечается очень сильное влечение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятна родителям. Эта упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этот возрастной период могут наблюдаться различные неврологические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6-8 лет ребенок вступает в новый ответственный период называется вторым пуберантним. У ребенка уже хорошо развита моторика и речь, она точно умеет анализировать ситуацию, у нее уже развитое чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время нет у нее чувство самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности наблюдаются игровые элементы. При поступлении в школу могут наблюдаться отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать умственную отсталость, слабую сообразительность, пониженную память. Для дифференциации подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12-16 лет) тоже сопровождается значительными изменениями в поведении подростков. Движения становятся угловатыми, резкими, порывистыми; порывистость прослеживается и в психологических процессах. Желание быть взрослыми может проявляться и в подражании привычек взрослых, в отвержении всех авторитетов, активном противодействии любым методам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этот период вегетативная регуляция несовершенна: отмечается повышенная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Окончательное завершение формирования нервной системы заканчивается в 18-20 лет. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга становится подобна таковой у взрослых примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многостепенность становления нервной системы имеет важное клиническое значение.

Источник

«Подготовка к школе: Психическое и функциональное развитие детей 6-7 лет»

Психическое развитие

Восприятие.

В этот период дети осваивают главные пространственные соотношения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6-7 лет они почти не допускают ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, «верх- низ», «правое – левое», «над – под»,

Совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп. Однако тоны и звуки ребенок различает хуже, чем слова. Поэтому важно, чтобы речь взрослого, обращенная к ребенку, должна быть четкой, ясной, хорошо артикулированной. Также важно учитывать, что дошкольники быстро устают от фонового шума (постоянно работающего радиоприемника, телевизора, магнитофона), от резких и пронзительных звуков.

Внимание.

В 6-7 лет дети могут по словесной инструкции направлять внимание на нужный объект и его свойства, на организацию определенной деятельности. Но объем и уровень такого внимания, и способность к его распределению еще очень низки.

В 6-7- лет ребенок легко отвлекается и реагирует на посторонние привлекательные раздражители. Самый эффективный вариант преодолеть отвлекаемость это создать интересную привлекательную ситуацию.

В 6-7 лет внимание поддерживается интересом; длительно сохранять и удерживать внимание к деятельности, лишенной непосредственного интереса, для этого возраста не могут. Также внимание поддерживается успехом, радостью удачи, поэтому важно создавать ситуации, к которых они это почувствуют.

Скорость переключения внимания невысокая, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. Можно выработать реакцию переключения внимания по словесной инструкции, но это достаточно сложно.

Дети 6-7 лет способны к произвольному вниманию, но устойчивость его не велика (10-15 минут) и зависит от условий работы и индивидуальных особенностей ребенка.

Переутомление ребенка ведет к ослаблению внимания и расстройству здоровья. Продолжительное напряжение внимания истощает организм ребенка и задерживает развитие внимания.

Память.

В 6-7- лет у детей преобладает непроизвольная память, т.е. процессы запоминания и воспроизведения материала являются несамостоятельными, включенными в состав деятельности ребенка. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется переход от непроизвольного к произвольному, активному запоминанию.

Повторение самый ранний и простой прием запоминания. К 6-7 годам формируется запоминание как внутренний процесс и становится возможным переход к мысленному повторению. Знания позволяют шестилетнему дошкольнику не запоминать предлагаемое в чистом виде, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся и встраивать ее в сложившуюся систему.

К 6-7 годам формируется не только механическая (способность к запоминаю по ассоциации), но и словесно-логическая, наглядно образная, эмоциональная память.

Значительно снижают память болезни, переутомление и перенапряжение, отрицательные эмоции. Ребенка нельзя заставлять что-то запомнить, принуждение и недовольство взрослых только затрудняют процесс запоминания.

Мышление.

В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (3-4 года) к наглядно-образному (5-6 лет) и словесному (6-7 лет). Мышление дошкольника характеризуется неспособностью встать на другую, чужую точку зрения. Он еще не подозревает о существовании других оценок вещей, событий.

Развитие мышления тесно связанно с развитием других познавательных процессов – внимания речи, восприятия и т.п.

В 6-7 лет наглядно-образное переходит к наглядно-схематическому мышлению, и ребенок оперирует не только образами, но и способен сам нарисовать простую схему (например, дорога к месту…), может использовать схему при работе с конструктором. Однако детям еще трудно решить какую-то задачу мысленно, без действия и схемы, т.е. словесно-логическое мышление в этом возрасте находится в самом начале его формирования.

В 6-7 лет ребенок обращает внимание на одну какую-либо черту или характеристику предмета и не замечает остальных, только после 7-8 лет овладевает умением сосредоточиться одновременно на различных сторонах объекта, научается применять логическое мышление к конкретным ситуациям. К 6 годам для ребенка становится осмысленным такие понятия как «позавчера», «послезавтра»…

Интеллектуальное развитие.

Дети способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу причинно-следственных связей (при правильной организации воспитательной работы).

Проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарных запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Речь

Ведущую роль в развитии ребенка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идет накопление словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, усвоение морфологической системы языка. В 6-7- лет значительно увеличивается количество обобщающих слов и сложных, сложноподчиненных предложений, свидетельствующих о развитии словесно-логического мышления.

За год до школы ребенок может (если его этому учить) осознанно анализировать речь и звучание букв, очень любит играть в слова, подбирать слова-ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Ребенок в силах пересказать прочитанную сказку или рассказ, вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Конечно, уровень развития этих умений зависит от того, насколько окружающие участвуют в ее развитии. Если малыш слышит речь плохую по артикуляции, грамматически неправильную, интонационно грубую, то он усвоит ее в таком же виде и с теми же дефектами.

Речь ребенка выполняет функцию общения, используется для организации совместной деятельности, и выполняет специфическую функцию регуляции деятельности. Это так называемая внутренняя речь. Ребенок учится словами планировать свое действие («Сейчас я сделаю это и это…»), словами оценивать его («Так…ой, не получилось»), вносить коррективы («Нужно вот так…нет, лучше так…») и т.п.

Зрительно-пространственное восприятие.

Дети 6-7 лет способны различать пространственные расположения фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-внизу, справа-слева и т.п.).

Также дети способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур. Способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом.

Старшие дошкольники мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации.

Дети 6-7 лет способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.

Организация деятельности.

Дети 6-7 лет способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия.

Дети могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и шибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны.

Старшие дошкольники способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 минут, оценить в общем качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются. Так же дети способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Функциональное развитие

Функциональное развитие организма – развитие тех особенностей, от которых во многом зависит успешность обучения в школе.

Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства, охватывающего диапазон 4-7 лет. В эту пору ребенок растет «не по дням, а по часам».

Интересно, что в зимние месяцы многие дети мало растут и прибавляют в весе, зато летом так быстро вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать.

– К 6 годам у некоторых детей отмечается небольшое увеличение скорости роста, начинается смена молочных зубов на постоянные.

– В 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В ситуациях, когда дошкольнику необходимо длительное время удерживать статическую (неподвижную) позу, опорно-двигательный аппарат испытывает сильную нагрузку, так как еще не завершено его построение. Поэтому ребенок так непоседлив и долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки…

– Рост и формирование костей скелета в этом возрасте тоже не закончены, поэтому легко поддаются деформирующим воздействиям при неправильном положении тела.

– Движения становятся более скоординированы, ловки. Однако еще развиты слабо мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто от детей звучат жалобы: «болит рука», «рука устала».

– Еще несовершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняется недостаточная точность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца.

Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке.

К 6 годам дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции.

– Зрительно – двигательные координации (функция которую в быту называют «взаимодействие рука-глаз») развиты не у всех ребят хорошо. Баланс взаимодействия двигательной и зрительной систем складывается как в ходе возрастного развития, так и при освоении определенных видов деятельности.

– Движения, достаточная двигательная активность необходимы для нормального развития, здоровья и формирования личности. Поэтому у детей этого возраста высокая потребность в двигательной активности, в то же время дети 6-7 лет еще не способны на очень длительное физическое напряжение, хотя, увлекшись какой либо игрой, могут проявлять силу и выносливость, превышающую обычный уровень. Поэтому взрослым необходимо следить за состоянием ребенка, осознавать, что отсутствие жалоб на усталость и желание интересное занятие даются ребенку значительным нервным и мышечным напряжением.

– Двигательное поведение детей старшего дошкольного возраста уже находится под их контролем, они могут владеть собой. Так как формируется и совершенствуется нервно-мышечная организация движений, и ребенок начинает в своем поведении сознательно выделять и ставить перед собой специальные «двигательные» цели.

– Продолжается развитие сердечно-сосудистой системы. Но одновременно система становится более уязвимой. Организм острее реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды и чрезмерные умственные нагрузки. Специальные исследования показали, что учебная нагрузка (даже 15-20-минутная) вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы 6-летнего ребенка.

– Возраст 6-7- лет – период интенсивного развития мозга. Глен Доман (американский психолог и врач): «…человеческий мозг – в течение первых шести лет жизни поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопителя» мы едва себе представляем».

Восприятие, внимание, память, мышление – функции мозга как целого, однако ведущая роль в осуществлении высших психических функций принадлежит коре головного мозга.

– Для 6-летнего ребенка чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего зрительной системы. В это период зрение находится в стадии становления. Зрение является ведущим звеном регуляции движений. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. В этом возрасте имеют свои особенности и другие виды чувствительности – слуховой, кинестезический и тактильной.

Список литературы:

1. М.М.Безруких: Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей.

2. М.Н.Ильина: Подготовка детей к школе: развивающие тесты и упражнения.

3. Н.П.Локалова, Д.П.Локалова: Готовимся к школе. 60 занятий по психическому развитию дошкольников.

4. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста под редакцией Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.

5. Н.И.Гуткина: Психологическая готовность к школе.

Источник