Что такое физическая культура и ее значения для развития личности ребенка
Влияние физкультуры на развитие личности
Подготовил: учитель физической культуры
Семкин Эдуард Рудольфович
Спорт без сомнения один из важнейших аспектов укрепления и охраны здоровья, физического здоровья, но и средство воспитания личности. Спорт дает возможность открыть в себе терпение, трудолюбие в достижениях поставленных целях.
Соревнования- это специфическая особенность любого вида спорта, они положительно влияют на нравственное формирование личности. В самом спорте заключена постройка взаимоотношения между игроками, хотя правила спорта строги, но большинство спортсменов придерживаются правил соперничества. В этом соперничестве заключена необходимость завоевывать призовые места, достижения высот, получения побед и золотых медалей. Изюминкой спорта являются не только соревнования, но и влияние на морально-этическое воспитание личности. Ведь можно победить не только благодаря физической силе, но и размышлениям, волевым усилиям, эмоциональному настрою и правильной подготовке к самим соревнованиям. При воспитании подрастающего поколения спорт является неотъемлемой частью, ведь он дает не только физически здоровое поколение, но и здоровое поколение в морально-этическом направление, но в замен он требует только тренировки и ничего более.
Спорт дает уверенность в себе и в свои силах. Любой спортсмен, так же, как и любой, человек, не занимающийся никаким видом спортом, является частицей общества, ему необходимо оценивать себя, свои возможности. Ежедневно наши действия кем-то оцениваются – это преподаватели, наши друзья, соратники, да и самим собой. Еще в прошлом веке американский психолог Джеймс предложил формулу Самоуважение= притязания. Самооценка по Джеймсу это и есть самооценка. Чем выше самооценка, тем больше фуррора, то есть высот достигает личность. Из этого всего вытекает, что именно спорт дает возможность повысить самооценку, что принципиально влияет на плодотворность, полезность человеческой деятельности, собранности, волевые стремления и построение цели. Для увлеченного спортом человека- это любимый вид деятельности. Поэтому самооценка спортсмена базируется им в большей степени на спортивных достижениях, результатов и добившись каких-то высот в спорте, спортсмен проецирует на себя как на личность, как на члена общества. Получая совершенствование в спорте достигаются и совершенствование в общение с людьми, не только в команде, но и в других сферах жизни и деятельности.
Побеждая, любой спортсмен получает многогранную энергию и поднятие духа. Что положительно отражается на всей жизни, тем более на подрастающем поколении, в становлении индивидуума как личности. Но все-таки победа не нужна для убеждении в превосходстве сил соперника. Спорт, награды, победы- средство, а не мишень.
Я не призываю заниматься всех профессиональным спортом, ведь кто-то не может преодолеть требуемые затраты усилий. Но ежедневные занятия физической культурой помогают личности устоять в каких- то жизненных ситуациях. Спорт развивает правильную координацию движений, силу духа, благотворное влияние на сердечно-сосудистую, иммунную системы да и организм в целом.
К занятиям спорта необходимо начинать с раннего детства, сейчас создано огромное количество методик и рекомендации по воспитанию в ребенке любви к спорту, любовь к спорту должна начинаться с семьи. Это и сближает с одной стороны семью, что и влияет на правильное становление личности. Вечерние пробежки, катание на велосипедах, коньках, зимние лыжи и можно перечислять любые виды спорта, которыми можно заниматься с семьей, что непосредственно будет влиять на сознание ребенка, на становление его личности, но и так же будет благоприятно влиять на семейную обстановку. Утренняя зарядка дает 68% защиту организма от инфекционных заболеваний, устойчивость к стрессовым ситуациям повышается на 75%. А стрессоустойчивость в мегаполисах жизненно необходима.
Я давно пронаблюдала, что что физкультура влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование волевых качеств, на нравственно-этическое воспитание. Спорт положительно влияет на выработку уверенности в себе и своих силах. Год от года он становится только привлекательнее, активный энтузиазм к спорту проявляет все больше людей. Сейчас стало модным заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, отказываться от вредных привычек, самосовершенствоваться и достигать высот. А это лишь означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становлении личности человека только растет. Хотелось бы, этой статьей проиллюстрировать, что физкультура является неотъемлемой частью в воспитании, зачастую родители этого не знают и категорически направлены против спортивных секций, но ребенок посещающий их становится более выносливее как в физическом, так и духовном плане. Отсюда остается сделать только один вывод – СПОРТ ЭТО ЖИЗНЬ, и только он занимает ведущую роль в становлении индивидуума как личности. И развивать любовь к нему решение каждого из нас…
Список литературы:
1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.
2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Москва, 1995 г.
Источник
УДК 796.011.1
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
№15, 15.10.2018
Педагогические науки
Гараева Гульфия Ринатовна
Шайхутдинова Лейля Маратовна
Научный руководитель: Мифтахов А.Ф., старший преподаватель.
Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ; ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА; ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; HEALTH; HEALTHY LIFESTYLE; PHYSICAL DEVELOPMENT; PHYSICAL EDUCATION; SOCIAL NEEDS; FORMATION OF PERSONALITY; PHYSICAL MOVEMENT; HUMAN CAPABILITIES; PROMOTING PHYSICAL CULTURE.
Аннотация: В статье описывается влияние физической культуры на улучшение самочувствия, формирование физических способностей, всестороннее развитие личности. Физическая культура рассматривается как сфера культуры, которая позволяет с помощью своих собственных средств и методов раскрывать способности человека. В статье дается определение роли физической культуры в воспитании и самовоспитании человека, которое достигнуто лишь при правильном физическом образовании и занятии спортом.
Степень культуры общества в значительной мере определяется уровнем развития, выявлением и применением личных человеческих возможностей. В концепции общечеловеческих культурных ценностей одной из основных элементов считается степень здоровья и физической подготовки.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в труде, учебе, в общении с людьми. Физическая культура оказывает некоторое воздействие на формирование человека как личности и на развитие социальных взаимоотношений.
Физическая культура является частью общественной культуры, результатом человеческой деятельности, методом физического совершенствования человека, которое воздействует на жизненно важные стороны личности, на их способности. Физическая культура развивается в процессе жизни под воздействием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, развлечении и в формах самовыражения личности через социально-активную деятельность. Физическая культура направлена на укрепление и улучшение уровня здоровья, на воспитание всесторонне развитой личности.
Физическая культура играет значительную роль в формировании личности. Большинство социальных ситуаций встречаются в спортивной деятельности, которые позволяют совершенствовать жизненный опыт, выстраивать особенную систему ценностей и установок.
Результатом работы в физической культуре является физическая подготовленность и уровень познания двигательных умений и навыков, высокая степень развития жизненных сил, достижений в спорте, нравственное, эстетическое и умственное развитие.
Физическую культуру рассматривают как часть общей культуры общества, одну из областей социальной деятельности, которая направлена на улучшение здоровья, формирование физических возможностей и применение их в соответствии с потребностями общественной жизни. Она является степенью развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья[1].
Физическая культура выполняет следующие функции:
• развитие и укрепление организма (формируются физические качества и способности, улучшаются двигательные навыки и т.д.);
• подготовка к трудовой деятельности и защита Родины (увеличение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий работы, профессионально-прикладная подготовка и т. п.);
• удовлетворение потребностей в активном отдыхе и оптимальном использовании внерабочего времени (игры, развлечения);
• выявление волевых и физических качеств, двигательных возможностей человека на максимальном уровне.
Физическая культура считается не только эффективным средством физического развития личности, укрепления и поддержания его здоровья, сферой общения и проявления активности, но и, безусловно, оказывает большое влияние и на такие стороны жизни, как авторитет и положение в обществе, эстетические идеалы и ценностные ориентации, структура нравственно-интеллектуальных характеристик, трудовая деятельность.
В обществе физическая культура считается важным методом воспитания нового человека, который гармонично сочетает в себе моральную чистоту, физическое совершенство и духовное богатство. Она оказывает воздействие на повышение социальной и трудовой активности человека. Движение спорта основывается на многосторонней деятельности общественной организации в сфере физической культуры. На сегодняшний день решаются такие задачи, как превращение массового физкультурного движения в общенародное, основывающийся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое включает все слои общества[3].
Важнейшие задачи физического воспитания:
• улучшение физических способностей молодого поколения;
• правильное физическое развитие;
• помощь в формировании важнейших морально — волевых качеств;
• информирование детей и молодежи о необходимых двигательных умениях и навыках;
• укрепление здоровья и закаливание организма[2].
Целью физического воспитания является укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с образованием, эстетическим и нравственным, трудовым воспитанием и обучением, физическое воспитание способствует многостороннему формированию личности человека.
Во время учебных занятий, тренировок, спортивных соревнований учащиеся переносят значительные моральные и физические нагрузки. Черты характера такие, как смелость, дисциплинированность, решительность, самообладание, сила воли, выдержка, уверенность в своих способностях формируются на основании умений подчинить свои интересы интересам команды, выполнений конкретных правил соревнований, зависимости результатов спортивных состязаний от усилий каждого члена команды, уважительного отношения к сопернику.
Внимание, устойчивость умственной работоспособности, наблюдательность, восприятие развиваются благодаря приобретению учащимися знаний о способах выполнения физических действий, усвоению правил закаливания организма, использованию приобретенных навыков жизни[4].
Трудолюбие прививается в ходе занятий физическими упражнениями и спортом, когда учащиеся для достижения предельного результата, справляясь с усталостью, неоднократно выполняя физические упражнения.
На развитие способностей понимать, чувствовать прекрасное в поступках и совершенных форм человеческого тела, эстетическое воспитание личности оказывает влияние физическая культура и спорт. Выполняя ряд упражнений под музыку в фигурном катании, художественной гимнастике способствует совершенствованию музыкальной культуры. Занимаясь альпинизмом, туризмом и остальными видами спорта, человек начинает понимать и чувствовать красоту природы.
В дошкольных, школьных учреждениях, во всех типах учебных заведениях, армии в общеобязательные занятия физкультурой проводятся по государственным программам[5]. Школьная программа предусматривает организацию и проведение учебных занятий в объеме не менее трех часов в неделю, а также одного часа факультативного и оздоровительного мероприятия в течение дня (физкультурные паузы, дни здоровья, спортивные соревнования, утренняя гимнастика, оздоровительные лагери и т.д.).
Исходя из этого, роль физической культуры в развитии базовых качеств и свойств личности очень велика. Каждый человек должен уметь вырабатывать общие положения и действовать согласно им. Однако мало просто обладать способностью рассуждать и делать выводы, — необходимо уметь использовать их в жизни, добиваться своих целей, преодолевая преграды, которые встречаются на пути. Это может быть достигнуто лишь при правильном физическом образовании и занятии спортом.
Список литературы
- Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности: учебник / О.П.Андронов — М.: Мир, 1992. – С. 98.
- Выдрин В. М. Спорт в современном обществе: учебник / В.М.Выдрин – М.: Физкультура и спорт, 2007. – С. 292.
- Смирнов В.М. Спортивная физиология: учебник / В.М. Смирнов, В.И.Дуровский — М.: Владос, 2009. – С. 10.
- Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича — М., 1999. – С. 126.
- Попов В. Физкультура и спорт: учебник / В.Попов, Ф.Суслов – М., 1984 г. – С. 224.
Источник
В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.
Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.
Рекомендуем: «Методы воспитания физических качеств».
Цели воспитания физической культуры личности
Основные цели воспитания физической культуры личности:
- создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
- активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
- формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
- зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
- усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.
Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности
Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:
- Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
- непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
- опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.
В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.
- Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
- Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
- Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).
Методология воспитательной деятельности
В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.
Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).
В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.
Составляющие методы воспитания:
- средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
- приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.
Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.
Основные методы воспитания
Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:
- Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
- Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
- Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
- Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
- Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).
Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.
- Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
- Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
- Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
- Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
- Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.
Средства воспитания физической культуры
Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:
- Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
- Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
- Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
- Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
- Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
- Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
- Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.
Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.
Источник