Что такое естественное развитие ребенка
КАК УМЕРЕННО И СВОЕВРЕМЕННО СПОСОБСТВОВАТЬ УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ малыша 0-3лет?
В этой статье первый аспект и самый сложный для нашего понимания:
1. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Так много книг для малышей о рыбах морского океана, которые сама мама впервые видит… А ведь на самом деле ребенку нужно-то всего понимание того, что он видит и что его интересует в данный момент, что может потрогать, понаблюдать!
ОБЫЧНО РЕКОМЕНДУЮТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 0-1года: игрушки и книги про формы и цвет, овощи и фрукты и прочее. Хотя на самом деле, это тот самый возраст, когда все интересно изучать «ВЖИВУЮ»! Большое – пытаться обнять, маленькое – сжать в ладошке (говоря о сравнениях), овощи и фрукты – можно настоящие купить и дать ребенку, на крайний случай, если все тянет в рот – найти резиновые объемные фрукты и овощи! Формы можно вообще более менее понять только после 1 года и то не на рисунке, а при попытке протолкнуть в отверстие и просто ощупать… А насколько вообще это важная информация для первого года жизни, что про формы мы рассказываем чуть ли не в первую очередь!?
НА САМОМ ДЕЛЕ, МАЛЫШУ 0-1года ИНТЕРЕСНА та информация, которая идет одновременно с разных каналов сенсорного восприятия, а особенно от тактильных ощущений (руки и язык). Например, слова Колючий, Пушистый, Холодный, Теплый – вот то самое, что малыш поймет в первую очередь. Он хорошо запомнит и прочувствует слова Песок, Фасоль, Краски, если дать вдоволь наиграться с ними.
ДЛЯ МАЛЫША 1-2лет: Главный секрет умственного развития – подстраивать под интересы ребенка игровые предметы и обучающие темы. Например, увидел ребенок, как мусор вывозит большая машина, заинтересовался. А вы ему, раз, – книжку про технику или набор строительных машинок! Еще в этом возрасте всегда будут интересны малышу разные звери. А вот и еще один секрет – лучше знать трех зверей + как каждый говорит, как идет и что ест, чем знать всех зверей континента без понимания даже их соразмерности. Потом можно добавлять – где живет и как называется детеныш.
А про такие слова как Много и Мало, Короткий и Длинный вообще не нужно объяснять, он сам все это поймет благодаря своему опыту и великому чутью языка! Просто после 2х лет можно будет играючи проверить, как быстро ребенок ориентируется в этих понятиях и как быстро может сообразить что к чему.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛОГИКЕ хотелось бы тоже сказать (подробно обо всем с примерами игрушек, книг и другого будет изложено в отдельных статьях-на разработке) . Тут пазлы, разные вкладыши и прочее – все это полезно, но тоже в меру. Не переусердствуйте. Если показали, а ребенок не понял и не повторил даже частично, уберите на месяц-другой. Не опережайте.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! В этом направлении развития, как ни в каком другом, лучше дать меньше, чем больше. По многочисленным исследованиям доказано, что до 2х лет в большей степени развивается правое полушарие, отвечающиее за творчество, воображение, абстрактное мышление (“Пластичность мозга”, Норман Дойдж). Дайте малышу любой предмет, и он с ходу продемонстрирует Вам 10 способов игры с ним: схватить, разглядеть, полизать, погрызть, понюхать, потрясти, попытаться смять-сжать, постучать слабо-потом посильнее, кинуть слабо – с силой… Представляете какой фантазией уже в этом возрасте надо обладать!
Источник
Взаимопонимание в семье, здоровые и счастливые дети, довольные родители: считается, что все это — следствие «естественного» подхода к воспитанию. В чем его особенности?
Домашние роды
Без лишних медицинских вмешательств, без лекарственного обезболивания и, желательно, дома — вот идеальные условия для естественного рождения малыша. Ведь в природе не предусмотрены ни искусственная стимуляция родовой деятельности, ни раздельное пребывание в роддоме.
Эмилия Гаврилова, педиатр: Абсолютно понятно желание женщины рожать в комфортных условиях, родной обстановке, с близкими людьми. Но акушерство не случайно является самым древним направлением медицины. Домашние роды — немалый риск, который берут на себя как родители, так и акушерки. Чаще роды проходят спокойно и женщины остаются довольны своим выбором.Но даже в ситуации вполне благополучной беременности роды могут оказаться тяжелыми и иметь экстренные осложнения, с которыми невозможно будет справиться в домашних условиях, а времени на госпитализацию может и не хватить.Пример «бабушки рожали в поле» не очень удачный — рожали все же с помощью повитух, до появления оснащенных мест смертность женщин и новорожденных оставалась очень высокой.
Грудное вскармливание
Без режима, по требованию, исключительно грудное вскармливание до шести месяцев — и потом как минимум до двух лет (или, скажем, до самоотлучения). Кормление грудью — это не просто еда, это близкий контакт мамы и ребенка, укрепление их связи.
Эмилия Гаврилова: Грудное молоко необходимо младенцу. В более старшем возрасте от него нет ни какой-то особой пользы, ни отрицательных последствий. Наука дает такие приблизительные сроки: до 6 месяцев надо кормить грудным молоком, до 1 года — желательно, после 1 года — как хотят мама и ребенок. Правда, с одной оговоркой: после года основным питанием должны стать обычные продукты.Сосание груди остается больше для успокоения и контакта.ВОЗ указывает предпочтительный возраст грудного вскармливания до 2 лет, эти рекомендации ориентированы в первую очередь на бедные страны, где ограничены пищевые ресурсы, и в особенности продукты, содержащие животный белок. Средняя российская семья может позволить себе такие продукты.
Совместный сон
Если ребенок с рождения спит в своей кровати, значит, для кормления мама вынуждена несколько раз за ночь просыпаться — усталость накапливается. Сон с родителями позволяет высыпаться всей семье.
Эмилия Гаврилова: Совместный сон — это удобно, потому что позволяет женщине сразу чувствовать, когда ребенок только начинает просыпаться, прикладывать его к груди по первому требованию, не вставая и, возможно, даже полностью не просыпаясь. Это не балует ребенка. В то же время есть женщины, которые не высыпаются рядом с ребенком, потому что не могут перейти в фазу глубокого сна. Иногда ребенок в кровати мешает родителям быть так близко друг с другом, как им хочется.Раздельный сон тоже можно организовать так, что ребенку будет комфортно, а тактильный контакт с мамой он «доберет» в другие часы.Важно знать, что совместный сон немного повышает риск синдрома внезапной младенческой смертности, так что соблюдайте правила безопасности — жесткий ровный матрас, отдельные одеяла.
Слинг
Ребенку нужен физический контакт, а слинг помогает его обеспечивать (при этом еще и оставляя руки мамы свободными). Кстати, «естественный» подход подразумевает, что в пеленании малыш тоже не нуждается: свобода прежде всего!
Эмилия Гаврилова: Туго пеленать новорожденного и правда совсем нежелательно: сведенные вместе бедра могут способствовать вывиху в еще незрелых тазобедренных суставах. Некоторые мамы замечают, что запеленутые дети быстрее засыпают — тогда стоит пеленать ребенка перед сном, но только руки. Вне сна ребенку нужны свободные ручки и ножки — чтобы познавать мир. Форму ног тугим пеленанием никак не скорректировать.К слингам у медицины нейтральное отношение, какой-то необыкновенной пользы в них нет, как и вреда при правильном использовании.
Слинги — хорошие помощники, особенно в ситуациях, когда ребенок часто просит грудь или когда надо куда-то пойти без коляски. Но многие легко обходятся без них, не обделяя при этом ребенка: близость необязательна все 24 часа в сутки. Хочется создать ребенку условия, похожие на внутриутробные? Но зачем, если ребенок родился вовремя, он готов к тому, что его жизнь изменится.
Педагогический прикорм
Знакомство со взрослой едой малыш начинает не с баночного пюре и каш из коробочек, а с того, чем обычно питается вся семья, пробуя пищу из маминой тарелки.
Эмилия Гаврилова: Педиатрический и педагогический прикорм — это просто два варианта введения прикорма из множества возможных. Первый удобен тем, кому нравится структурировать жизнь: сегодня ребенок съест 100 г каши, 150 г овощей и 50 г фруктов — все понятно (пока он соглашается). Не существует обязательной нормы в граммов разных продуктов, которую надо съедать в день.Природой не задумано, что ребенок будет начинать пробовать пищу в каком-то определенном порядке.Таблицы введения прикорма были составлены для удобства персонала в больницах, яслях и домах ребенка. Второй подход — продукт особой идеологии, ей можно следовать, но не стоит доводить до абсурда. Вводите новые продукты так, как хотите: согласовав с педиатром, но к году у ребенка должен быть разнообразный рацион, ему необходимы многие компоненты пищи, которых нет в молоке.
Эмоциональный контакт: мы вместе
Конечно, естественное родительство не ограничивается способами ухода за малышом и образом жизни семьи. В его основе лежит теория привязанности, описанная многими психологами, в частности, доктором Гордоном Ньюфелдом. Он считает, что взросление — это природный процесс, который происходит спонтанно и успешно, если для этого созданы благоприятные условия, и в первую очередь — глубокая, надежная привязанность между ребенком и взрослыми, ответственными за него (родителями или теми, кто их заменяет).Здоровая привязанность — это не только забота о комфорте малыша, но и стремление к близости и контакту, физическому и эмоциональному. Почему это может быть непросто?
Дарья Дмитриева, психолог: Часто получается, что читать о преимуществах эмоциальной близости и естественном детстве родители начинают, когда сталкиваются с результатом своего воспитания, который не очень радует. Но почему одним взрослым легко дается забота, они рады своей родительской роли, а другим — наоборот? И откуда берется плохое поведение, если ребенок настроен на нас «от природы»?
Что мешает быть естественным?
- Усталость, эмоциональное выгорание. Поэтому забота о себе — это не привилегия, а обязанность взрослого. Конечно, в состоянии истощения тоже можно заботиться, но лучше удается забота о бытовых потребностях (здоров, сыт), а не об эмоциональных, не менее важных.
- Послеродовая депрессия. Сама она не пройдет, надо лечить!
- Тяжелая болезнь, трагические события в семье — все ситуации, когда нет физических или моральных сил. Не стесняйтесь просить о помощи!
- Воспитательная неуверенность: взрослому кажется, что он будет или уже является ужасным родителем, что ничего не понимает в детях. Такие родители часто готовы прислушиваться к любым воспитательным идеям и непоследовательно их перебирать.
- Нетипичные сигналы ребенка. Такая ситуация может быть характерна для детей с особенностями развития или усыновленных. Представьте себе, вы взяли кричащего младенца на ручки, а он еще больше кричит, выдирается или, наоборот, каменеет у вас на руках. В ситуациях с особыми детьми будет полезна дополнительная поддержка — общение в тематических сообществах, наблюдение у невролога и психолога.
- Детские травмы самих родителей. Родительство — это властная забота. Если какой-то из двух параметров проседает, то и взрослому с ребенком и ребенку со взрослым становится очень трудно. Там, где власти много, а заботы мало, дети страдают от жестокого обращения. Там, где забота сильно превалирует над способностью взрослого соблюдать границы, быть авторитетным, удерживать иерархию, у ребенка возникает много тревоги. А поведение ребенка и там, и там оставляет желать лучшего. Отношениям заботы мы учимся у своих родителей, и чем более благополучное в эмоциональном отношении детство у нас было, тем легче и увереннее мы себя чувствуем со своими детьми.
К сожалению, колесо истории так проехалась по нашим прабабушкам, бабушкам и мамам, что говорить о счастливом детстве рядом со счастливыми взрослыми может не такой уж большой процент людей в нашей стране.
Что же делать с мыслью, что история моего рода может обернуться против меня? Для начала провести инвентаризацию своих родительских ресурсов: что у нас там есть хорошего, полезного, работоспособного.
Потребность ребенка в установлении отношений привязанности
У ребенка могут быть специфические сигналы, которые нам будет непросто расшифровать. Ему может быть трудно переносить ту интенсивность контакта, которую мы предлагаем, так, например, бывает с детьми с аутизмом. Даже если это ребенок с нарушениями в развитии, эта потребность у него есть.
Наше желание быть родителями
А если ребенок был незапланированным или нежеланным? Вы почему-то решили подарить ему жизнь, значит, хоть какая-то частичка вас его хотела, а если вы еще и задаетесь вопросами, как его воспитывать, значит, планируете быть вместе и по возможности счастливо. Возможность сознательно меняться. Иногда это трудно, порой даже больно — душевная работа всегда требует больших сил, но мы на нее способны. Вспомните те периоды из детства, где вам было в основном хорошо в отношениях со своими родителями? Отдельные истории, где вы чувствовали поддержку и заботу, — это то, что вы скорее всего умеете делать.
Сегодня есть и статьи, и книги, и специалисты-психологи, и родительские сообщества — все это поможет в разрешении трудностей. И это тоже ваш ресурс — возможность обратиться за поддержкой и получить ее.
Давайте договоримся, что в норме ребенок хочет иметь своего взрослого, надежные отношения с ним и готов делать всё, чтобы эти отношения поддерживать.Ребенку нужно, чтобы взрослый был с ним и чтобы общение было достаточно насыщенным, открытым и искренним. Ребенку надо научиться эмпатиии — понимать ваши чувства и мотивы — и благодаря этому научиться понимать свои чувства и переживания, распознавать свои желания. Научиться этому можно только в коммуникации со взрослыми и при отсутствии стресса, иначе мозг перенаправляет все усилия с обучения на самосохранение.
Людмила Петрановская в своей книге «Если с ребенком трудно» предлагает понаблюдать за тем, что мы говорим ребенку и на какие проблемы в отношениях это может указывать. Речь идет не о том, что вы единожды сказали в пылу ссоры, а о фразах, которые привычно звучат в вашем доме. И сделать выводы
Вопрос для анализа отношений Не чувствует ли ребенок угрозы привязанности, уверен ли он, что защищен и любим?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- Глаза б мои тебя не видели!
- Уйди отсюда, не желаю с тобой разговаривать.
- Больше никогда тебя с собой не возьму!
- Я ухожу, а ты как хочешь (маленькому ребенку).
- Иди в свою комнату и не смей выходить.
Вопрос для анализа отношений Не даете ли вы ему понять, что он разочаровывает вас, что вам он — такой — не нужен?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- У других дети как дети, у меня же…
- Почему с тобой вечно все не слава богу?
- Ты опять хуже всех!
- Я столько сил потратила, чтобы ты (поступил в хорошую школу, выиграл конкурс, начал учить язык), а ты!
- Да что ты о себе воображаешь?
Вопрос для анализа отношений Не демонстрируете ли вы беспомощность?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- Горе мое, не знаю, что с тобой делать!
- Сил моих на тебя нет!
- Я с ним не справляюсь.
- Я больше не могу.
Вопрос для анализа отношений Не злоупотребляете ли, перевешивая на ребенка ответственность за отношения?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- Ты любишь мамочку?
- Почему ты такой неласковый?
- Я на тебя обиделась.
- Ты неблагодарный, не ценишь ничего!
- Пока не извинишься, не подходи ко мне.
Вопрос для анализа отношений Не сдаете ли вы ребенка «третьему»?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- С тобой со стыда провалиться можно!
- Опять мне краснеть из-за тебя?
- Люди смотрят, думают: какой невоспитанный мальчик.
- Вот тебя сейчас заберет чужая тетя.
- Нас сейчас отсюда выгонят (нас будут ругать).
Источник
Что мы можем сделать для своих детей, чтобы неестественность современного мира не помешала им вырасти здоровыми и счастливыми? Как мы можем выбрать естественность в отношении к своему ребенку?
Естественный уход за малышом основан на подходе, отталкивающемся от его естественных потребностей, и является необходимой предпосылкой формирования экологического мышления и гармоничного взаимодействия с миром:
1. Потребность иметь родителей
Причем не только формально, поскольку ребенок чаще всего все-таки имеет отца и мать, а именно в смысле внутренних ощущений, которые они должны ему давать.
Прежде всего, это чувство любви. Подобно тому, как жизни взрослого человека любовь придает некоторый совершенно особый смысл, так же и для малыша чувство любви, исходящее от родителей, дает ему жизненный импульс, что-то вроде установки “жить стоит”.
Дети, наполненные маминой любовью, лучше растут и развиваются. Для нормального развития ребенка необходимо как можно чаще обнимать, целовать, поглаживать, с любовью и нежностью смотреть в глаза, играть с ним. До 2 лет ребенок и мама должны быть всегда вместе, чтобы не прерывался поток любви. Мамина любовь должна быть безусловна, независимо от того, здоров ребенок или болен, послушен или нет.
2. Сенсорное наполнение
Первый год жизни – это период сенсорно-моторного развития. В это время развиваются наиболее древние в эволюционном отношении нижние отделы мозга. Развитие идет поэтапно, и нужно стараться максимально реализовывать условия, необходимые для прохождения каждого этапа.
Лучшее средство обеспечить ребёнку сенсорную развивающую среду – это чаще бывать с ним на природе с первых недель его жизни.
В домашних условиях ребенка следует больше знакомить с различными предметами и материалами. В первую очередь с натуральными. Давать ему подержать деревянную палочку, камень, различные ткани. Мягкое, твердое, гладкое, шершавое, тупое, острое – со всем этим нужно познакомиться. Развешивание картин в мягких тонах вокруг кровати малыша, и их смена будет создавать необходимые зрительные стимулы. Нужно разговаривать с ребенком, давая ему желаемый образец общения. Петь ему песни и заводить музыку.
Знакомство с природными факторами: вода, солнечные лучи, снег, воздух теплый и прохладный – происходит при закаливании.
Необходимо помнить о чрезвычайной важности кожно-мышечной стимуляции, доставляющей в мозг большое количество импульсов, обеспечивая тем самым его развитие. Следует с первых же дней как можно больше носить ребенка на руках и в различных положениях. При этом малыш усваивает много положений тела, хорошо развивается физически, рано начинает держать головку, сидеть, ползать. Если ребенок все время голенький, он получает естественный массаж. Специальный же массаж следует рассматривать больше как восстановительное и лечебное средство. Кормить грудью его также лучше голеньким, причем в контакте кожа-к-коже с матерью.
3. Потребность в движении
В первый год особенно явно проявляется принцип, согласно которому ведущей системой у ребенка является опорно-двигательная, от должного развития этой системы зависит нормальное развитие всех остальных систем, в том числе и психическое развитие ребенка.
Наиважнейшее требование для обеспечения ребенку двигательной активности – категорический отказ от пеленания. Если ребенка не пеленают, то он в среднем меньше времени проводит во сне, раньше начинает выполнять сложные манипуляции с предметами, улыбаться и произносить первые осмысленные звуки. Более полно потребность в движении реализуется гимнастикой и плаванием.
4. Потребность в физиологическом стрессе
Мы привыкли понимать под стрессом нечто опасное, вредное для здоровья. Часто родители, занимающиеся с детьми динамической гимнастикой и обливающие их холодной водой, обвиняются в том, что их дети испытывают стресс! Ребенок действительно подвергается стрессовым нагрузкам, ноэтот стресс ни в коем случае нельзя рассматривать как отрицательный фактор.
Представление о том, что ребенок “не должен подвергаться стрессу”, приводит к созданию ему “тепличных” условий существования, недостаточной сенсорной стимуляции и обеднению среды.
Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов.
5. Потребность в кормлении грудью
Кормление грудью (не просто материнским молоком) – необходимая составная часть естественного взращивания малыша. И кормление грудью также должно быть естественным. Это, прежде всего, акт, совершаемый между двумя любящими друг друга существами. Всегда следует исходить из естественных потребностей ребенка, а не подчинять его (и себя) насильственно наукообразным умозрительным правилам.
Таковы основные потребности малыша, необходимые для его развития. Удовлетворяются они достаточно просто при условии, что родители также стремятся в своей жизни к простоте и естественности. Образ жизни ребенка всегда зависит от образа жизни родителей, поэтому в первую очередь нужно приобрести свой собственный опыт. Ребенок не может быть сам по себе, он усваивает образ жизни своего ближайшего социального окружения. Поэтому естественное взращивание малыша – это, прежде всего, работа родителей над своим образом жизни и над своими отношениями друг с другом, с миром и с детьми.
Чтобы помочь родителям удовлетворить основные потребности малыша, мы разработали спортивно-игровые уголки KIDWOOD. Они наполнят ваш дом звонким детским смехом, дадут ребенку возможность соприкоснуться с природой, не выходя из дома.
Деревянные спортуголки KIDWOOD придуманы любящими мамами, которые заботятся о здоровом развитии своих детей и предпочитают натуральные природные материалы для детских комнат. Дерево подарит вашим детям незаменимое природное тепло и будет превосходно выглядеть в любом интерьере.
Автор: Иммунолог Смирнова Елена Георгиевна.
www.kidwood.ru
8 800 775-21-92
На правах рекламы
Источник