Что такое дидактические игры и их значение в развитие ребенка

Что такое дидактические игры и их значение в развитие ребенка thumbnail

Калинина Галина Сергеевна
Значение дидактической игры для развития дошкольников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление:

• – она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;

• – и формой обучения;

• – и самостоятельной игровой деятельностью;

• – и средством всестороннего воспитания личности

Основная особенность дидактической игры – это игры обучающие, создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей. Дидактические игрыв педагогическом процессе играют двоякую роль: они являются методом и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактические игры в ДОУ развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.

В дидактических играх развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет его знания (лото «Растёт, цветёт, зреет», «Тут и там», «Прятки», «Разрезные картинки» и др.) В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей («Цветные кубики» «Подбери фигуру» и др., а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук («Матрёшка большая и маленькая» «Спрячь в ладошке», «Сделаем кукле бусы», «Спрячь мышку», «Игра с тестом» и др.).

Дидактические игры развивают мышление и речь детей («Где круг, а где квадрат?», «Назови правильно», «Что сначала, что потом» и др.). Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли.

Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться (лото «Кому что нужно для работы», «Парные картинки» и др.).

Дидактические игры служат целям художественного воспитания, воспитания любви к прекрасному. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы («Катится – не катится», «Узнай Колобка» и др.).

Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. У детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в среде сверстников.

Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи

Источник

Светлана Красникова
Дидактические игры, их значение и применение

Читайте также:  Веракса н е веракса а н развитие ребенка в дошкольном детстве

Значение дидактических игр в педагогическом процессе

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игрыв педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знании В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

Структурные элементы игры

Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

Задачи дидактическихигр сводятся к нескольким видам:

1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).

2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.

3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.

4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.

Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками.При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда.Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Дидактическая игра

по ознакомлению с природой

Кто что ест?»

Цель:

• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;

Читайте также:  Развитие речи ребенка от года до полутора

• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Необходимый инвентарь: Вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на внешнюю сторону спичечных коробок, изображения еды животных, приклеенные внутри коробок.

Играть можно двумя способами:

1. Подбирать животному угощение, например, “Ребята, коровка хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть корова?”

2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, “Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим морковкой?”

Дидактические игры, их значение и применениеЧто такое дидактические игры и их значение в развитие ребенка

Д/И «Пазлы», «Собери картинку».

Дидактическая игра «Собери картинку», или «Пазлы» является прекрасным помощником в развитии у деток памяти и мышления. Я предлагаю игру, в ходе которой нужно правильно подобрать части и собрать целую картинку.

Целью занятия является научить малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков.

Перед ребенком раскладываются разрезанные изображения. Он должен, сравнивая с образцом, собрать их правильно.

Что такое дидактические игры и их значение в развитие ребенкаЧто такое дидактические игры и их значение в развитие ребенкаЧто такое дидактические игры и их значение в развитие ребенка

Д/И ”Наряди матрёшку”

Что такое дидактические игры и их значение в развитие ребенкаЧто такое дидактические игры и их значение в развитие ребенкаЧто такое дидактические игры и их значение в развитие ребенка

Источник

Елена Авилова
Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников

Дидактические игры детей дошкольного возраста

Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игракак игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

– игры–занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

дидактические игры.

Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознании этого процесса, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого,но носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры “лото”, получает карточку и выполняет задание.

Дидактические игры в младших группах рассматриваются как метод обучения детей сюжетно–ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре “Уложи куклу спать”воспитатель учит детей последовательности действий: аккуратно складывать одежду, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности,речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Нравственное воспитание: формируется представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание: формируется уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, вызывать желание играть с ним.

Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.

Основные виды игр

– игры с предметами (игрушками, природным материалом,

– настольно-печатные игры,

– словесные игры.

Игры с предметами: дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов,знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: требуется определить предмет по какому-либо одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе используют предметы, в которых разница между ними менее заметна.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) помогают закрепить знания детей об окружающей их природной среде, при этом формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Читайте также:  Приложение развитие ребенка по неделям

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактическойигре дети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа “Магазин” и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения “Что такое хорошо и что такое плохо?”.

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по парам:нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: объединить картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.

Подбор картинок по общему признаку: требуется установление связи между предметами. Например, в игре “Что растет в саду (лесу, городе?” дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.

Запоминание состава,количества и расположения картинок: например, в игре “Отгадай какую картинку спрятали” дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков.Задача: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней и старших – на 8-10 частей.При этом в младшей группе изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших изображается сюжет из знакомых сказок.

Описание, рассказ о картине с показом действий,движений: задача развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. В младшей группе ребенок прибегает к имитации движений, голосу животного.В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю и др.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.4 группы игр:

1) игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов,явлений: “Отгадай-ка?”, “Магазин”, “Да – нет” и др.

2) игры для развития умения сопоставлять,делать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц?”.

3) игры для развитияумения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: “Кому что нужно?”, “Назови одним словом”, и др.

4) игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: “Испорченный телефон”, “Краски”, “Летает – не летает”

Структура дидактической игры: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (“воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих – внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру “Что изменилось?” использовать для упражнений в запоминании, “Магазин игрушек” – для развития мышления, “Отгадай что задумали” – наблюдательности, внимания.

Игровые правила призваны организовать действия, поведение детей.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата.

Игровые действия: их развитие зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: “Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!”, “Давайте я считалочкой выберу водящего!”

Рекомендации по планированию дидактических игр:

– планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально;

дидактические игры кратковременны (10-20мин);

– предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

Подготовила Авилова Е. С.

2017 год

Источник