Что такое асинхрония в развитии психики ребенка
Асинхрония – это неправильное непропорциональное дисгармоничное развитие психики, характеризующееся заметным опережением созревания одних явлений и функций психики развевающейся личности и существенным запозданием сроков, отставанием темпа формирования других, что становится базисом разлада психики и личности. Рассматриваемое понятие наиболее проявляется в кризисные периоды формирования, когда происходит интенсивное созревание новых психических свойств.
Основными признаками асинхронии считаются ретардация (незавершённость определённых периодов созревания), акселерация (например, излишне раннее и отграниченное формирование речи на фоне раннего аутизма), регресс (возвращение на предыдущий уровень), изоляция (временное независимое развитие функции трансформируется в изоляцию).
Что это такое
Понятие асинхронии введено для характеристики срыва сроков и нарушения темпа созревания психики, а также полового развития, при котором возникает дисгармоничное развитие различных систем.
С целью обозначения разнообразных форм сбоев в нормальном протекании онтогенеза, наблюдающихся на этапе детскости на фоне незрелости морфофункциональных систем было введено понятие «дизонтогенез». Асинхрония считается вариацией психического дизонтогенеза.
Итак, что такое асинхрония простым языком? Это разлад, отсутствие временного сопоставления и совпадений по темпу определённых функций.
Асинхрония в психологии это искаженное формирование, дисгармоничное, непропорциональное психическое созревание, характеризующееся значительным опережением формирования одних функций психики складывающейся личности на фоне выраженной заторможенности развития других, что в целом приводит к дисгармонической структуре психики.
Асинхрония психического развития являет собой сбой норм гетерохронии (разновремённость созревания разных функций с превосходящим формированием одной сравнительно с другими, в норме любая функция психики характеризуется собственной хронологической структурой и циклом созревания).
Среди основных вариаций асинхронии выделяют такие:
– явления ретардации, проявляющиеся в незавершённости отдельных этапов развития на фоне отсутствия увядания более ранних структур. Характерно для олигофрении;
– явления акселерации, обнаруживающиеся в опережающем созревании отдельных функций, чаще на фоне существенного отставания других (проще говоря, один возрастной этап характеризуется наличием смешением психических новообразований, в норме появляющихся в разные возрастные поры).
Кроме того, выделяют и третью вариацию описываемого нарушения – это явление сложной асинхронии, когда незавершённость созревания одних функций (ретардация) способствует опережающему созреванию других (акселерация).
Проблема детского развития
При нормальном созревании межфункциональные связи закладываются в соответствии с процессом гетерохронии. При патологическом формировании могут возникать всевозможные диспропорции в созревании.
В норме психическое вызревание происходит по типу гетерохронии – разновременному созреванию различных функций. На каждом этапе формирования группа психических функций либо одна из них занимает ведущую позицию в развитии среди остальных. На следующем этапе созревания другая группа функций либо одна делается ведущей, определяя направление психического формирования малыша на данном этапе.
Нарушение такого закона созревания (гетерохронии) и является асинхронией развития, при которой отмечаются сложные комбинации недоразвития, убыстрённого форсированного (акселеративного) созревания, искажённого формирования отдельных функций либо функциональных систем, а также их взаимодействия.
К асинхронному развитию причисляют 2 вариации дизонтогенеза:
– дисгармоническое формирование;
– искажённое развитие.
Диспропорциональное вызревание психики являет собой форму нарушений формирования, при которой наблюдается недостаточность созревания мотивационной и эмоционально-волевой структур личности на фоне сравнительной сохранности остальных систем.
Диспропорциональность психического развития бывает генетической этиологии, обусловлена наследственными факторами, связана с воздействием повреждающих факторов извне (например, родовая травма), а также способна наступать по причине создания родителями неадекватных шаблонов эмоционального реагирования.
Формами дисгармонического формирования является патологическое вызревание личности (искажение незрелой личности, протекающее в аномальном русле вследствие длительно воздействующих болезнетворных факторов) и психопатии (расстройство развития личности, обнаруживающееся в устойчивой дезадаптации в социуме).
Дезадаптация обнаруживается в устойчивых нарушениях поведенческих паттернов вплоть до асоциальных деяний, таких как: правонарушения. Дисгармоничность психики, свойственная психопатиям, определяется сбоями в эмоционально-волевых структурах. Первично-сохранная интеллектуальная деятельность не управляет эмоциональной «нишей», а зачастую пребывает в большей подчиненности ей, чем это происходит в норме.
Асинхрония проистекает и непосредственно в эмоциональной сфере. При любых разновидностях психопатии наблюдается недостаточность простых эмоций, взаимосвязанных с жизненным тонусом, инстинктами, состоянием организма и с органическими потребностями. Нарушения простых эмоций, как правило, обнаруживаются в динамических сбоях (повышенной возбудимости, инертности, патологической лабильности) и в превалировании модальности эмоций (гнева, страха, печали).
Нарушения формирования высших эмоций, непосредственно связанных с удовлетворением социальных потребностей, таких как: любознательность, симпатия, чувство достоинства, эстетическое удовлетворение, ощущение неудачи, проявляются в виде задержки созревания эмоций либо частичной акселерации.
Патологическое созревание личности чаще порождают следующие факторы: длительный психотравмирующий микроклимат, неправильное воспитание.
Термин асинхрония впервые был введён для отграничения некоторых паталогических состояний, связанных с личностными особенностями и критическими социальными условиями, вследствие которых личность начинает изменяться.
Основные проявления асинхронии
При различных сбоях, прежде всего, страдает созревание сложных межфункциональных взаимосвязей, к каким причисляются иерархические координации. Такие дисфункции могут наблюдаться, как на техническом, так и на смысловом уровнях. В первом случае смысловой (ведущий) уровень вынужден «помогать» испытывающим сложности техническим уровням. Вследствие чего наблюдается передел контроля в пользу технических уровней и, как результат, соответственно, смысловая составляющая действия страдает.
Основными проявлениями асинхронии считаются: ретардация, акселерация, регрессия, изоляция.
Ретардация бывает тотальной (общей) либо парциальной (частной). При общей ретардации происходит приостановка или запоздание в целом психического созревания и личностного развития. Во втором – задержка или отставание созревания отдельных компонентов, функций, психики, свойств личности (психический инфантилизм). Здесь отмечается личностная незрелость, как правило с запозданием в созревании эмоционально-волевых структур, сохраняющих черты, характерные малышам младшего возраста.
Асинхрония наиболее присуща личностям с ЗПР и олигофренией.
Клиника при асинхронии включает несамостоятельность, чрезмерную внушаемости, беспечность, неразвитость чувства долга, неспособность усмирять непосредственные эмоциональные реакции. Основной мотивацией поведенческого паттерна является устремлённость на получение удовольствий.
Ретардация одних функций часто сопровождается акселерацией других, что приводит к сложной асинхронии развития.
Акселерации созревания сопутствуют явные признаки нестабильности и дисгармонии психики. Наблюдается склонность к выдумыванию, мудрствованию, эмоциональная неустойчивость. Отмечается, также, избыточная сензитивность к собственным переживаниям, интересам на фоне черствости к окружающим, сочетание неуверенности и застенчивости с бесцеремонностью и самоуверенностью.
Регрессия проявляется откатом на предыдущий возрастной этап, который может быть как преходящего характера (временный, функциональный возврат), так и устойчивого, обусловленного повреждением функции (устойчивый возврат).
Основой этого явления считается временное физиологическое недоразвитие, а также преходящий откат к незрелым конфигурациям психического реагирования. Вследствие воздействия негативных биологических условий и социальных факторов нередко наблюдается запоздание дальнейшего формирование «уже незрелых» форм. Пример асинхронии здесь можно привести такой – откат к автономной речи по причине утраты коммуникационной потребности, отмечающейся при детском аутизме.
Явление регресса более присуще менее развитой функции.
Изоляция представляет собой сбои в межфункциональных связях. При нормальном развитии созревание функций может проистекать независимо до определённой точки (например, до двухлетнего этапа линии формирования речи и мыслительных процессов идут отдельно). Состояние автономности характеризуется в норме временным течением. При патологическом созревании эта автономность трансформируется в изоляцию.
Обособленная функция, утратившая воздействие иных функций психики, зацикливается в развитии, стереотипизируется, лишается адаптивного характера.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник
Проблема детского развития – одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.
Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, считавшим, что особенностью аномального развития ребенка является расхождение биологического и социального планов развития, в отличие от их слияния в условиях нормогенеза [6]:
К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.
Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.
Для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы еще не достигли зрелости, был введен термин «дизонтогенез». К одним из основных типов психического дизонтогенеза относятся: асинхрония и гетерохрония.
Гетерохрония развития – это неодновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе [3].
Разновременность наблюдается уже на биохимическом уровне функционирования организма, а также в соматическом, половом, физиологическом развитии.
В наибольшей степени гетерохрония выражена в психическом развитии человека. Так, не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития. Именно многообразие темпов создает чрезвычайно сложную и разнородную во временном отношении картину развития. Формирование высших психических функций, речевой деятельности имеет опережающее значение и происходит еще до того, как простые сенсорные функции достигают своей зрелости.
Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек.
Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.
Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. С конца второго года жизни ребенка начинается быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов (ма-ма-ма, му-му, ав-ав и т.д.).
Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее – говорение.
Итак, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе, наряду с постоянными иерархическими координациями, факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии – асинхрония.
Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом [5].
Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.
Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений.
Асинхрония развития наиболее заметна в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.
К основным проявлениям асинхронии относят [4]:
- 1. Явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.
- 2. Явления патологической акселерации отдельных функций.
- 3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.
Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции.
Так как, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции.
Источник
Асинхронии психического развития
(греч. а — не, без synchronos — одновременный) — понятие, введенное известным немецким психиатром и психологом Э. Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и оно становится дисгармоничным, диссоциированным. В рамках А. п. р. описываются акселерация (ускорение развития), ретардация (замедление развития), а также высвобождение и фиксация ранних онтогенетических форм нервнопсихического реагирования по механизмам возрастной дисфункции созревания, основой которых является преходящая физическая незрелость. При акселерации развития у детей появляются отчетливые признаки психической неустойчивости и дисгармонии. Появляются склонность к фантазированию, мудрствованию, сочетание повышенной сензитивности в отношении собственных переживаний и интересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости — с развязностью и самоуверенностью. Часты реакции протеста вследствие невыносимости опеки, гипертрофированного стремления к самостоятельности. Возникают рудименты дисморфофобических образований. Наблюдаются проявления эмоциональной неустойчивости: лабильность аффекта, нерезко выраженные немотивированные колебания настроения.
Ретардация развития может быть тотальной (общее психическое недоразвитие) и парциальной, проявляющейся в синдромах психического инфантилизма. В последнем варианте речь идет о личностной незрелости, преимущественно с отставанием в развитии эмоциональноволевой сферы, сохраняющей черты, свойственные детям более младшего возраста. Клиническая картина здесь складывается из несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремления к получению удовольствия как основной мотивации поведения, преобладания игровых интересов в школьном возрасте, беспечности, несформированности чувства долга, неумения сдерживать непосредственные проявления чувств, неспособности к волевому напряжению, к преодолению трудностей. На фоне общей акселерации задержка физического и сексуального развития стала особенно острой проблемой. Инфантильные подростки среди акселерированных сверстников сильнее ощущают свою неполноценность. Ретардации одних свойств нередко сопутствует акселерация других, что создает картину сложной А. п. р. По наблюдениям В.А. Гурьевой, наиболее драматичны те формы диссоциированных асинхроний созревания (ускорение полового развития в сочетании с психической ретардацией), которые сочетаются с грубыми нарушениями социально-психологических условий жизни ребенка (инфантилизирующее неправильное воспитание в виде жесткой гиперопеки с полным подавлением всякой самостоятельности и индивидуальности). В этих случаях достоверно чаще наблюдается формирование патологических влечений и сексуальной агрессии. По ПК. Ушакову, А. п. р. наиболее полно раскрываются в периоды возрастных кризов, со времени которых часто начинается формирование новых качеств психики индивидуума. В.Я.Гиндикин
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Смотреть что такое “Асинхронии психического развития” в других словарях:
Возраст в психологии — категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Источник