Что такое аномальное развитие ребенка

Что такое аномальное развитие ребенка thumbnail
Что такое аномальное развитие ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аномальное развитие – развитие на дефектной основе.

Аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза.

В понятие «аномальное развитие»входит ряд положений: во-первых, дефект у ребенка, в отличие от взрослого человека, приводит к нарушениям развития, во-вторых, дефект у ребенка может привести к нарушениям в развитии при определенных условиях. Детский мозг обладает большой пластичностью, и в детском возрасте велики способности к компенсации дефекта. В связи с этим даже при наличии поражений в определенных отделах мозга и проводящих путях может не наблюдаться выпадения отдельных функций. Выделение параметров анализа дизонтогенеза позволяет провести квалификацию аномального развития. К таким параметрам относятся: функциональная локализация нарушения, в зависимости от которого выделяют частный дефект, обусловленный нарушением гнозиса, праксиса, речи, и общий, связанный с нарушением регуляторных корковых и подкорковых систем головного мозга; время поражения (чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития функций, при позднем поражении возникают повреждения с распадом психических функций); степень поражения (более глубокое поражение приводит к выраженным нарушениям в развитии).

Аномальные дети – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. К детям с нарушениями в развитии относят умственно отсталых; неслышащих, слабослышащих, позднооглохших; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); множественными нарушениями. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Современным эквивалентом термина «аномальные дети» являются термины «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями»

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка их этого социально и культурно обусловленного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни; вторичные, возникающие опосредованно в процессе социального развития. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении. Именно вторичные и третичные наслоения на дефект определяют своеобразие поведения ребенка. В связи с этим главная задача в предупреждении, ослаблении или преодолении возникающих опосредованно нарушений средствами психолого-педагогической коррекции. Коррекция – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспитательная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции. Следует отметить, что в связи с развитием прикладной возрастной психологии, произошла своеобразная экспансия термина «коррекция» на область нормального психического развития. Здесь им обозначается деятельность, направленная на создание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы. В отличие от симптоматической коррекции в специальной психологии коррекция при нормальном развитии ребенка направлена на источник и причины отклонений.

Компенсация – это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими. Таким образом, в процессе компенсации решающая роль принадлежит социальным факторам.

Аномальное развитие

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обусловливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности. Определение аномальности довольно обманчивый и сложный процесс. Аномальное поведение и признаки аномального развития личности могут представлять собой психическое расстройство. В ответ на просьбу описать аномальное поведение, люди обычно говорят, что оно происходит нечасто, кажется странным, характеризуется страданиями и опасностью.

Один из практичных способов определить аномальное развитие личности это спросить вызывает ли такое развитие какие-либо нарушения в жизни человека. Чем больше такое развитие становится на пути успешного функционирования важных сфер жизни (в том числе психологических, межличностных и сферы достижения), тем более вероятно, что оно является аномальным. Имея базовое представление о том, что такое аномальное развитие личности, мы можем сосредоточиться на его причинах. Причины такого личностного развития можно рассматривать с разных точек зрения. Каждая из следующих моделей сообщает нам нечто о различных аспектах многогранной группы психических расстройств.

Существует несколько причин, которые вызывает аномальное развитие личности:биология и генетика;психодинамика и отношения «родитель-ребенок»;привязанность и безопасность;приобретенное поведение;искаженное мышление.Модели аномального развития личности, описанные выше, весьма отличаются друг от друга, и каждая более или менее подходит для определенных нарушений. Поскольку в большинстве своем аномальность достаточно сложна, ни одна модель не может обеспечить полное объяснение причин ее наступления.

Под аномальным развитием детей понимают существенные отклонения в развитии ребенка от физической или психической нормы, которое требует его воспитания и обучения в специальных условиях, чтобы обеспечить коррекцию и компенсацию недостатков развития. Наиболее адекватные условия для этого созданы в специальных учебно-воспитательных учебных учреждениях. Насколько существенные отклонения имеются в развитии ребенка, могут определять только специалисты. Иногда у ребенка наблюдается какое-либо нарушение (например, он не слышит одним ухом), однако это не может считаться аномальным развитием, поскольку не наблюдается нарушение физического и психического развития.

Изучением развития аномальных детей и разработкой методов их воспитания и обучения занимается особый раздел науки – дефектология.Все дефекты, которые стали причиной отклонений в развитии ребенка, делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные дефекты могут быть обусловлены наследственными факторами, вредными воздействиями на ребенка в период беременности (внутриутробные инфекции, травмы, интоксикации, в том числе алкогольные), а также асфиксией и родовыми травмами. Приобретенные аномалии бывают вызваны инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве (менингит, полиомиелит и т.п.), а также травмами, интоксикациями и др.

Выделяют следующие виды аномалий:нарушения зрения,нарушения слуха, нарушения интеллекта,нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата,эмоциональные нарушения.При этом аномальное развитие детей, вызванное первичными нарушениями, выражается во вторичных отклонениях в развитии. Так, при поражении слуха у ребенка наблюдается искаженное развитие устной речи, а это, в свою очередь, вызывает нарушение познавательного и личностного развития ребенка. Независимо от характера первичного нарушения ребенок будет отставать в сроках формирования психических функций, они будут развиваться более медленно. Аномальное развитие сказывается на всех видах деятельности ребенка – предметной, игровой, продуктивной. Наиболее эффективно общеобразовательную, трудовую и профессиональную подготовку аномальных детей проводят в специальных школах. Коррекционная и лечебная работа помогают их социальной адаптации и интеграции в общество.

Читайте также:  Ребенку 1 5 месяца развитие плохо спит



Источник

Что такое аномальное развитие?

Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «неконтактный, безучастен к окружающему», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» – с этими и подобными жалобами родители чаще всего обращаются за помощью к детским психологам и врачам.

Как показывает опыт, одной из наиболее частых поблеем, связанных с развитием ребенка, является отставание в развитии речи. Это происходит потому, что в первые годы жизни малыша речь развивается наиболее интенсивно. Вместе с тем любое неблагополучие в состоянии здоровья ребенка, приводящее к ослаблению его организма и задержке созревания ц. н.с., может быть причиной отставания в развитии речи. Нередко такое отставание может быть первым проявлением повреждения ц. н.с. под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих на развивающийся мозг ребенка во внутриутробный период. Во время родов или в первые годы жизни. Следует также иметь в виду, что именно с отставанием в развитии речи могут проявляться многие нервно – психические заболевания. При любом отставании в развитии речи необходима консультация детского невропатолога или психоневролога. Именно врач в процессе беседы с родителями и при обследовании малыша определит причины и характер отставания в развитии и наметит оздоровительные мероприятия. Помогать ребенку с отклонениями в развитии следует с первых месяцев жизни.

При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных функций (речи, моторики, зрения, слуха), а также регуляторных систем приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций.

Отставания в развитии могут быть связаны с психотравмирующими факторами окружающей среды: воспитание в неполных семьях, отрыв от родителей и др.

Первое, что необходимо ребенку для нормального развития,- это любовь. Вредное влияние на его психическое развитие оказывают наказания, запугивания, что ведет к нарушению сна, аппетита, поведения, появлению тиков, страхов, заиканию, недержанию мочи.

Повреждения мозговых структур и их функций во внутриутробный период, во время родов или первые годы жизни ребенка нарушают процесс его созревания и функционирования. Наиболее тяжелое отклонение в развитии – умственная отсталость.

Повреждения головного мозга могут быть связаны с кислородной недостаточностью в период внутриутробного развития, во время родов или после рождения. Это бывает в случаях, когда ребенок рождается обмотанным пуповиной с нарушением дыхания, отсутствием крика, бледным или с синюшными кожными покровами (асфиксия новорожденного). Повреждения головного мозга могут также возникать в связи с механической родовой травмой и внутричерепными кровоизлияниями, которые наиболее часто происходят при затяжных патологических родах, требующих оперативного вмешательства.

Тяжелые повреждения головного мозга могут быть при его воспалительных заболеваниях. Тяжело могут сказаться на малыше заболевания матери во время беременности (инфекционные), применение беременной токсичных лекарственных препаратов.

Особенно тяжелый вред внутриутробному развитию плода наносит хронический алкоголизм матери. Около 70% всех случаев умственной отсталости имеют генетическое происхождение.

Варианты аномального развития

1. Умственная отсталость, проявляющаяся в виде остаточных клинических форм интеллектуального недоразвития (олигофрения) и текущих, обусловленных прогрессирующими заболеваниями ц. н.с.

2. Задержки психического развития, обусловленные слабовыраженной недостаточностью ц. н.с. или недостатком воспитания, педагогической запущенностью, социально – эмоциональной недостаточностью.

3. Нарушения психического развития, обусловленные речевым дефектом, дефектами зрения и слуха или двигательной недостаточностью.

4. Неравномерное психическое развитие при детском аутизме.

5. Осложненные формы нарушенного психического развития с сочетанием различных дефектов.

Большое значение в воспитании детей, особенно младшего возраста, имеет личность взрослого. Доброжелательность, спокойное, ровное отношение всех членов семьи и педагогов дошкольного учреждения, единство требований – залог уравновешенного состояния детей, их эмоционального благополучия.

Дети раннего возраста эмоционально внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный тон, резкие переходы от ласки к раздражению отрицательно влияют на их поведение. Поэтому общение с детьми должно быть ровным, спокойным.

Несогласованность и непостоянство в требованиях ведут к тому, сто ребенок теряет ориентировку, не понимая, как он должен действовать. Более возбудимые дети, которым труднее сдерживать себя, перестают подчиняться требованиям взрослых; более «сильные» пытаются приспосабливаться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них сложной задачей.

Принимая ребенка в группу, воспитатель получает все сведения о нем от врача и родителей. В период адаптации не следует резко нарушать того, к чему малыш привык дома, даже если эти привычки не совсем правильные. Например, дома ребенок засыпал с пустышкой и укачиванием – это следует делать в первые дни и в яслях. Однако воспитатель должен терпеливо объяснять родителям, какие навыки, умения нужно формировать у детей и какими методами при этом пользоваться.

Очень важно правильно пользоваться запретами и разрешениями. Такие крайности, как частые «нельзя» или разрешение делать все, что захочется, вредны для малыша. В первом случае ребенок должен себя постоянно сдерживать, что для него чрезвычайно трудно, во втором случае он ничему не обучается.

Запреты, которые предъявляются детям, следует обосновывать, и взрослый должен спокойно требовать их выполнения. Никогда нельзя разрешать то, что раньше запрещалось (например, садиться есть с немытыми руками, подходить к открытому окну, горящей плите и т. п.). Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что ребенку дозволено делать.

При предъявлении требований следует учитывать возраст детей. То, что может быть доступно старшим дошкольникам, непосильно для малышей. Так, например, детям раннего трудно длительное время ждать, сохранять одну и ту же позу. Неправильно поступают те воспитатели, которые задолго до еды сажают детей за стол, требуя, чтобы они спокойно сидели. Недопустимо, чтобы дети ждали своей очереди одеться на прогулку. Это бывает в том случае, если одновременно одеваются все малыши, но они еще не могут себя обслужить.

Очень важно с раннего возраста формировать самостоятельность. Едва научившись говорить, ребенок обращается к взрослому со словами: « Я сам». Эту потребность в активности следует всячески поддерживать, например, желание малыша 1 года 3 месяцев самостоятельно есть, а в дальнейшем – раздеваться и одеваться. Если дети сами пытаются преодолеть какие – то трудности, не нужно торопиться сразу им помочь. Стремление добиться желаемого результата не только формирует определенные умения, но доставляет ребенку большую радость, развивает такие ценные черты характера, как инициативность, самостоятельность, терпеливость.

Читайте также:  Математическое развитие ребенка по монтессори

Частой причиной неуравновешенного поведения детей является нарушение их деятельности. Ребенок в раннем возрасте не может быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Это непосильно для малыша и вызывает у него резкий протест. Так происходит, например, когда взрослый требует немедленно прекратить игру, немедленно идти спать. Но как охотно подчиняется ребенок взрослому, если тот все делает постепенно: предлагает закончить игру, положив игрушки на место и дает установку на новый вид деятельности, сделав его для ребенка привлекательным: «Сейчас пойдем умываться душистым мылом. А на обед – вкусные оладушки, ты мне поможешь поставить тарелки на стол».

Следует учитывать и индивидуальные особенности детей: одни быстро утомляются, им необходима частая смена спокойных и подвижных игр, другие очень активны, сами вступают в контакт с окружающими; дни засыпают очень медленно и только в присутствии воспитателя, другие, наоборот, быстро и без всяких проблем. Во время игры одни дети легко выполняют задания, все вопросы решают самостоятельно, другие требуют помощи и поддержки.

Знание индивидуальных особенностей ребенка помогает воспитателю не толка найти правильный подход в какой – то конкретной ситуации, но и дает возможность спрогнозировать свои дальнейшие действия.

Таким образом, единые посильные требования родителей и воспитателей, соблюдение режима дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и занятий создают благоприятную здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей.

Источник

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что количество маленьких пациентов с разнообразными отклонениями развития неуклонно возрастает. Общество в целом и отдельные семьи дестабилизируются, в ряде случаев отсутствуют нормальные экономические, гигиенические и экологических условия для матерей и детей разных возрастов. Неблагоприятные факторы приводят к различным отклонениями в развитии и заболеваниям.

Понятие «аномальный ребенок»

К аномальным относятся дети, психические отклонения которых приводят к нарушению нормального развития. Отклонения могут быть физическими или психическими. Дефект нарушает развитие только при определенных условиях. Несмотря на то что воспитание, обучение, введение в профессиональную деятельность и нормальную социальную жизни аномальных детей является сложной педагогической задачей, развитие действительно серьезно нарушается далеко не во всех случаях.

нормальное и аномальное развитие ребенка

Понятие предполагает наличие отклонений в развитии, вызванных, как правило, влиянием болезни и обуславливающих необходимость создания специальных условий обучения и воспитания. В процессе одни дефекты могут полностью корректироваться, другие подлежат только частичной реабилитации. Имеются в развитии аномальных детей общие закономерности, характерные для всех детей, так и ряд особенных закономерностей.

Группу аномальных составляют сложные и разнохарактерные пациенты. Аномалии по-разному отражаются на социальном развитии, познавательных способностях и возможностях в обучении. Сложность и характер нарушений определяют специалисты во время психолого-педагогической работы.

Важно учитывать, что не каждый ребенок с дефектом является аномальным. К этой группе относят только тех детей, нарушения состояния здоровья которых приводят к целому ряду отклонений. В этом заключается важное отличие от дефекта у взрослого и ребенка.

Это значит, что, например, ребенок, потерявший слух на одно ухо или лишившийся одного глаза, чаще всего не имеет отклонений в развитии, поэтому и не является аномальным. К категории аномальных можно отнести пациентов, у которых нарушен нормальный процесс развития в связи с дефектом. То есть речь идет не об отдельном дефекте, а об общем психическом развитии аномальных детей.

психология аномального развития детей

Первичные и вторичные дефекты

Сложность воспитания аномальных детей заключается в наличии начального дефекта, вызванного каким-либо фактором, и дополнительных (вторичных) нарушений. Вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в процессе дальнейшего развития. Это общая закономерность развития аномальных детей.

Так, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате органического поражение мозга, обычно становится причиной нарушения высших процессов, определяющих развитие и взаимодействие в социуме. Вторичное недоразвитие проявляется в примитивизмепростейших психологических реакций, негативизме, завышенной самооценке, недостаточной сформированности волевых качеств.

Не только первичные отклонения влияют на вторичные симптомы. В определенных случаях вторичные отклонения оказывают влияние на первичный фактор. Например, при взаимодействии неполноценного слуха и возникших на фоне этого негативных речевых последствий возможна следующая ситуация. Ребенок не использует остаточные функции слуха, если не развивает речь. Только при условии преодоления вторичного дефекта (то есть комплексной коррекции и становления устной речи) оптимально используются возможности оставшегося слуха.

общая закономерность аномальных детей

Важной закономерностью аномального развития детей является следующее соотношение начального дефекта и нарушений, возникших в дальнейшем: чем дальше стоит симптом от первопричины, тем более он поддается коррекции. Получается, что недоразвитие высших мыслительных функций оказывается более поддающимся воздействию, чем недоразвитие элементарных процессов.

Причины, приводящие к аномалиям

В основе аномального развития лежат органические или функциональные нарушения нервной системы, периферические нарушения определенного анализатора. Причины разделяются на врожденные и приобретенные. Первичными дефектами являются нарушения зрительного или слухового восприятия, возникшие в результате повреждения зрительного или слухового аппарата ребенка соответственно, нарушения простейших интеллектуальных операций в результате поражения ЦНС и так далее.

Нарушения могут быть вызваны различными факторами. Неблагоприятное воздействие возможно в период внутриутробного развития (пренатальные нарушения), родовой деятельности (натальные), после рождения (постнатальные). Сочетание внутриутробной патологии и нарушения в родах называется перинатальным повреждением.

Вызвать отклонения могут различные факторы, влияющие во внутриутробный период: отягощенная наследственность, отклонения генетического кода, хронические заболевания родителей или острые состояние матери во время беременности, злоупотребление родителей наркотическими веществами, алкоголем и курением, физические травмы и психические нарушения у женщины во время беременности, конфликт по резус-фактору, неблагоприятная экологическая обстановка, профессиональный вред.

обучение аномальных детей

Наследственная отягощенность проявляется через структуры половых клеток родителей. Хромосомы передают информацию о признаках аномалий развития, что приводит к умственной отсталости, нарушениям речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата у ребенка и так далее. Согласно медицинской статистике, на тысячу новорожденных приходится пять-семь детей с хромосомными аномалиями.

Другую группу причин составляют патологии родовой деятельности: стремительные роды, слабая родовая деятельность, длительные роды со стимуляцией, обвитие ребенка пуповиной при условии развития асфиксии, несвоевременное родовспоможение, природовые травмы. Прижизненные факторы нарушения: инфекционные болезни с осложнениями на головной мозг, травмы черепа, контузии, сотрясения мозга, опухоли, нейроинфекции и так далее. В некоторых случаях отмечается влияние нескольких патологических факторов — полиэтиология.

Категории детей с аномалиями

Дефектология классифицирует аномальное развитие ребенка:

  1. Дети с тяжелыми речевыми отклонениям.
  2. Дети с выраженными нарушениями слуховой функции (слабослышащие, позднооглохшие, глухие).
  3. Дети с нарушениями развития на основе поражения ЦНС (умственно отсталые).
  4. Дети с глубокими нарушениями зрения (слабовидящие, слепые).
  5. Дети с комплексными нарушениями развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые).
  6. Дети с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата.
  7. Дети с психопатическим поведением.

Некоторые исследователи выделяют и другие группы аномалий: дети с сенсорной неполноценностью (сюда относятся нарушения функций опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха, сенсомоторики), с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями, с психопатоподобными формами поведения, с задержкой психического развития, умственно отсталые (ибецилы, идиоты, олигофрены в степени дебильности), дети с начальными проявлениями психических заболеваний (эпилепсия, истерия, шизофрения) или с искажениями развития.

Читайте также:  Актуальные проблемы физического развития ребенка

психическое развитие аномальных детей

Раннее поражение слухового аппарата

Вторичное нарушение является результатом аномального развития. Так, например, ребенок может потерять слух в раннем возрасте вследствие перенесенного менингита. При воспалении оболочек мозга в процесс, как правило, вовлекаются черепномозговые нервы. Если воспаление поражает слуховой нерв, у ребенка нарушает слух. В сложных случаях можно наблюдать отсутствие слуха. Глухота нарушает нормальный процесс развития маленького пациента.

Слуховой анализатор имеет исключительно значение в развитии речи. Это ближайшая функция, которая зависит от слухового анализатора. При ранней глухоте не развивает речь. Немота в этом случае является вторичным дефектом, возникшим в результат нарушенного развития. Овладение речью является возможным только при условии специального обучения. Произношение нередко оказывает недостаточным, словарный запас накапливается медленно, лексические значения усваиваются неточно.

Поражение зрительного анализатора

Ранее поражение зрения тоже приводит к ряду отклонений, возникающих в процессе развития. У слепого ребенка другие (отличные от нормальных) представления о мире, пути и формы психологической деятельности. Самым известным вторичным проявлением аномального развития является недостаточность ориентирования в пространстве. Еще более характерно наличие ограниченного круга предметных представлений.

категория аномальных детей

Вторичным проявлением у детей, рано потерявших зрение, является изменение моторики, а особенно манеры походки. Это связано с необходимостью ориентирования в пространстве с помощью кинестетической чувствительности и осязания. Для слепых также характерна слабая выразительность мимики лица. Все это является для аномальных детей закономерностями в развитии.

Интеллектуальные дефекты

Наибольшее количество вторичных дефектов развивается при умственной отсталости, вызванной органическим повреждением мозга. Для этой категории аномальных детей характерны недоразвитие памяти, и мышления, возникающие по мере роста и с попытками социального взаимодействия со сверстниками.

Чаще всего среди различных типов отсталости встречается олигофрения или общее психическое недоразвитие. Олигофрения составляет группу разнообразных патологических состояний, общим признаком которых является приобретенный в раннем детстве или врожденный дефект азвития психики с интеллектуальной недостаточностью. При таких аномалиях нарушается не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, процесс формирования характера.

Глубина умственной отсталости

Аномальное развитие ребенка с умственной отсталостью специалисты разделяют на три степени по глубине дефекта. Самой глубокой является идиотия. При этом практически отсутствует речь, пациент не узнает окружающих, лицо не выражает никаких эмоций, а внимание практически невозможно привлечь. Наблюдается снижение чувствительности.

Имбицильность легче по глубине отсталости, чем идиотия. Такие дети обладают некоторыми возможностями к обучению, со значительным трудом и при условии специального обучения, но овладевают речью, усваивают отдельные трудовые навыки и навыки самообслуживания, речевой запас очень бедный.

Самая легкая степень отсталости — дебильность. Сниженный интеллект в сочетании с отставанием психики в целом не позволяют детям с дебильностью овладеть общеобразовательной программой обычной школы. Нередко наблюдаются дефекты речи вроде аграмматизма, шепелявости, сигматизма.

Нарушения развития у детей

Отдельно выделяют задержанное психическое развитие. Задержка развития предполагает наличие синдромов временного отставания психики в общем или отдельных ее частей, замедленный темп реализации свойств организма, закодированных в генотипе. У аномального ребенка задержка может иметь конституациональное происхождение, соматогенное, психогенное или церебрально-органическое.

Искаженное психическое развитие представлено по большей части синдромом детского аутизма, который от всех остальных аномалий отличается наибольшей выраженностью как психологической структуры нарушений, так и клинической дисгармоничности. Аутизм проявляется в погруженности во внутренний мир, отсутствии или значительном сокращении контактов с родными и сверстниками.

Дисгармоничное развитие аномальных детей закономерности имеет следующие: нарушенное развитие, которое характеризуется дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах, аномалии характера. Основными признаками психопатии являются неуправляемость личности, патологическое изменение характера, агрессивность, конфликтность, немотивированная жестокость, отказ от помощи и лечения. В период ярких проявлений это может представлять опасность как для самого ребенка, так и для окружающих.

закономерности аномального развития детей

Классификации психопатий

Общепринятой в настоящее время считается следующая систематика психопатий: эпилептоидная, истероидная, шизоидная, психастеническая, циклоидная психопатии. Ребенок с шизиодной психопатией похож на аутиста, эмоциональная сфера характеризуется отсутствием гармонии между чувствительностью и ранимостью в отношении собственного внутреннего мира, холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих.

При циклоидной психопатии имеет склонность к перепадам настроения. В раннем возрасте такое отклонение диагностируется редко. Эпилептоиодная психопатия имеет много общих черт с эпилепсией, но отличается отсутствием судорог и слабоумия. Речь идет о стойких особенностях в виде напряженности влечений и эмоций, немотивированных колебаниях настроения.

Психастеническая психопатия характеризуется наличием у аномального ребенка страхов и тревожных опасений, возникающих по любому поводу. Другие симптомы: боязнь всего нового, незнакомого, чрезвычайная нерешительность, затрудненная адаптация. Истероидная психопатия отличается эгоцентризмом, то есть стремлением ребенка обращать на себя внимание и всегда быть в центре событий.

Психопатии, как правило, связаны с поражением нервной системы в раннем возрасте или при внутриутробном развитии. Влияют неблагоприятные внешние факторы: алкоголизм или наркомания родителей, длительные конфликтные ситуации, агрессивность и насилие в семье, ссоры. Воздействие психотравмирующих факторов может привести к необратимой перестройке личности в целом.

Обучение и воспитание

На конечный результат развития познавательной деятельности аномального ребенка влияет характер нарушения умственного и физического развития. Образовательный уровень может резко различаться. Одни дети овладевают только элементарными знаниями и навыками самообслуживания, другие имеют большие возможности.

Психология аномального развития детей в настоящее время изучается многими специалистами (врачами, дефектологами, психологами, педагогами). Этому способствует развитие медицины и психологии. Сегодня существуют специальные учреждения для умственно отсталых детей и детей с дефектами слуха, речи, зрения, где специалисты стремятся гармонизировать аномальное и нормальное развитие ребенка.

общая закономерность развития аномальных детей

Организация специальных образовательных и воспитательных учреждений изначально развивалась от благотворительных заведений и частных фондов. Сегодня процесс уже пришел к государственной системе воспитания и обучения аномальных детей. В обычных школах даже открыты смешанные классы, где дети с незначительными отклонениями могут обучаться совместно с ребятами без каких-либо отклонение.

Педагогические принципы

При работе с пациентами важен поиск оптимальных коррекционно-воспитательных средств и возможностей компенсации дефекта. Но стоит учитывать, что педагогическое воздействие на развитие аномального ребенка тем успешнее, чем меньше биологическое нарушение.

Дефект должен быть обнаружен на ранних этапах развития. Сразу же организуется оптимальная для конкретного случая воспитательная работа и коррекция. Слепого ребенка нужно научить самостоятельному передвижению, самообслуживанию, для глухих детей важно ранее обучение речи, что позволяет нормально развиваться психологическим функциям.

воспитание аномальных детей

Для умственно отсталого ребенка основными условиями, обеспечивающими более или менее нормальное дальнейшее развитие, будут посильные задания и разумные требования, стимулирующие трудовую деятельность, познавательные интересы, развивающие самостоятельность, формирующие характер, эмоционально-волевую сферу и психические процессы. Основной задачей обучения является последовательное и постепенное расширение зоны ближайшего развития и зоны актуального развития.

Источник