Что развивает в ребенке система раннего развития
Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
- эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
- сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
- интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».
© Instagram @kartseva_evgenia
Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Стоимость
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Отзывы
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
© Instagram @ann_mother_valery
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Стоимость
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Отзывы
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
© Instagram @wishedkids
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Стоимость
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Отзывы
Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:
- легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
- свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
- участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.
Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».
Где заниматься
Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.
Стоимость
Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.
Отзывы
Анна, сын Федор (4 года):
Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.
5. Система воспитания Антона Макаренко
Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.
Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.
Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.
© Instagram @mirnaya78
Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.
Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».
Где заниматься?
В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.
Стоимость
Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
- игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Отзывы
Мария, сын Рома (2 года):
Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.
6. «Музыка с мамой» Железновых
Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.
Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.
Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.
Где заниматься
Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.
Стоимость
Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.
Отзывы
Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):
Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.
7. «Школа семи гномов»
Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.
На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.
© Instagram @children.books
Где заниматься
Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.
Сколько стоит?
Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.
Отзывы
Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):
“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.
Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?
Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!
Читайте также:
- Сенсорное развитие ребенка
- Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
- Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos
Источник
Как уже было сказано в одной из предыдущих статей, я очень люблю всякие развивашки. Когда росла первая дочь, я использовала почти все (если не все) методики в той или иной степени. Соглашалась не со всеми авторами развивающих методик, т. к. зачастую в своей работе они затрагивали не разностороннее развитие, а шли по узкой “стезе”, а я пыталась объединить множество методик в одной. Например, одна из развивающих методик учила читать детей “с пеленок”, другая делала акцент на музыкальном развитии ребенка, третья – на сенсорном развитии. Какие из авторских методик больше подойдут ребенку? У меня подрастает вторая дочь, и для меня эта тема актуальна, как никогда!
Пару слов о том, что такое раннее развитие. Говоря простыми словами, это опережающее обучение по развивающим методикам “читать, быстрее, чем ходить”, “математика с пеленок”). Я это определение не совсем приемлю, потому что считаю, что всему свое время. Но и сидеть сложа руки, и ждать когда твой трехлетний малыш заговорит, я не собиралась однозначно. Чуть позже объясню, почему. Итак, развивающие методики – какие они?
Первая и самая популярная методика, знакомая наверное всем мамам – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МАРИИ МОНТЕССОРИ. Ключевая фраза: “Помоги мне сделать это самому”. Для какого возраста: 1,5-7 лет.
В чем суть: развитие ребенка происходит благодаря развивающий среде. Для этого все развивающие материалы должны быть в свободном доступе, чтобы ребенок сам мог выбрать, чем ему заняться. Взрослый при этом – активный наблюдатель. Если ребенок столкнулся с игрой впервые, задача взрослого – помочь ему разобраться в ней, чтобы в дальнейшем ребенок сам продолжил игру методом проб и ошибок. По завершении игры задача ребенка – убрать материалы игры на место (не каждый ребенок это сделает, ведь так?). Нужно четко следить за интересами ребенка, чтобы вовремя дополнить развивающую среду необходимым материалом.
Необходимый материал: развивающая методика осноыана на специальноподобранной дидактический среде, которая требует немалые денежных вложений. Игр и игрушек много, и все они стоят немалых денег. Но тут есть один плюс: большинство последователей этой методики делают все своими руками и прибегают к помощи подручных средств. Минус этой методики: не учитывается физическое, эмоциональное и творческое развитие малыша. Так же здесь нет места ролевые играм. И это существенный пробел!
Учет особенностей: эта методика подойдет усидчивым детям, склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. Старшая дочь неусидчива, поэтому покопавшись в материалах методики, делала несколько игр своими руками, хватало их ненадолго, но дочь можно было заинтересовать.
Вывод: методику Монтессори можно адаптировать.Не обязательно заполнять разыивающую среду одними игрушками Монтессори, у нас это обычные игрушки, развивающие в том числе, все они в свободном доступе. Приучить ребенка складывать все на место сложно, но можно. И, как видите, не всем деткам эта методика подходит, не все детки усидчивы.
КАРТОЧКИ ДОМАНА-МАНИЧЕНКО
Эта методика мля самая любимая, так как с нее и начиналось наше знакомство с развивающими методиками. И дочке она подходила. Ключевая фраза: “В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше”.
Что развивает: интенсивное интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
В чем суть: эта методика ставит своей задачей познакомить ребенка с множеством обобщенных по разделам понятий (животные, города, транспорт, птицы и т.д.). Автор методики Глен Доман предлагает несколько раз в день показывать в быстром темпе ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. Но карточки нельзя давать ребенку в руки, т. к. он может утратитъ к ним интерес. Подборка карточек должна постоянно обновляться. Мы кстати этого правила не придерживалась, и дочка могла сама изучать карточки при мне. Считается, что дети должны познавать мир всеми органами чувств, а в этой методике это не учитывается. И минус сей методики еще в том, что из-за пассивного способа обучения, у ребенка притупляется любознательность и инициативность. Ребенок быстро запоминает материал, но так же быстро его забывает, не имея возможности применять полученные знания на практике. К тому же обилие информации может перегрузить нервную систему ребенка.
Вывод: эту методику тоже можно адаптировать на свое усмотрение. Например, мы с дочкой просматривала картинки в спокойном темпе, я рассказывала ей по картинке. В дальнейшем дочь сама доставала карточки, раскладывала их на полу, смотрела, называла картинки.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН
Это адаптированная методика Домена, немного получше “первоосновы”, так как в ней присутствует занимательность и эмоциональность.
Ключевая фраза: “Обучение должно приносить радость малышу и родителям”.
Что развивает: двигательную активность, речь, чтение, иностранные языки, логика, география, история искусства и рисование, музыка, спорт.
Необходимый материал: автор методики считала, что с ребенком надо быть «на одной волне”. Ею была разработана система игровых упражнений, которые позволяют разносторонне развивать детей. Кстати, о своей методике Сесиль Лупан написала в своей книге “Поверь в свое дитя”, которую я с превеликим удовольствием прочитала, и из которой почерпнула много нового, и узнала о новых играх с дочкой. Эта методика нам подходила как нельзя лучше, мне просто хотелось помочь развиваться своему ребенку не в ускоренном темпе, и не по одному направлению, о чем в этой методике и было заявлено.
Вывод: по поводу адаптированности данной методики Сесиль Лупан сама дает совет, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные автором, т.к. то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другог. Золотые слова!
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Ключевая фраза: “Познакомить ребенка сразу со всеми складами русского языка”. Склад – это комбинация из согласной и гласной букв, и так же любая одиночная буква. (ла-м-па – 3 склада, э-к-ра-н – 4 склада).
Что развивает: обучение чтению и счету.
Необходимый материал: кубики Зайцева (они все разные – по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И начать заниматься с ребенком. При этом ребенок не знает букв, и составляет знакомые слова типа мама, дом. А уже только потом учиться их читать, вернее пропевать, т. к. это гораздо эффективнее. Честно говоря, эта методика не нашла отклика в моей душе. Я искренне не понимаю, для чего так издеваться над ребенком. Да, развитие ребенка хорошо, когда оно логично! В школе у таких детей могут быть проблемы с переучиванием из “склада” в “слог”, да и с написанием слов возникнет немало споров. Я не враг своему ребенку, и учить читать ее буду по старинке, и не с 2х лет, а ближе к 5.
Вывод: адаптировать эту методику не получится. Если только построить из кубиков башенки. Не увидела в методике о раннем обучении чтению ничего полезного для ребенка. Как ее ни крути, она требует колоссальных поправок.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ
О, эти песни мы с дочкой любили! Здесь все просто: методика подразумевает собой раннее музыкальное развитие, которое называется “Музыка с мамой”. Очень много песенок: и колыбельные, и потешки, и пальчиковые игры, и подвижные игры, и игровые массажи и мн. др. Данная методика понравилась нам во всем: уж петь и плясать детки любят все! И музыкальное развитие уж точно никому не повредит.
СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Автор методики разработал конструкторы и головоломки, и придумал к ним сюжеты. Это очень логично: ребенок не просто играет, а помогает сказочному персонажу.
Данная методика развивает конструкторские способности, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивнивать и сопоставлять.
Игры Воскобовича стоят недешево, но при желании можно купить несколько. Одной игры вашему ребенку хватит надолго,так как пособия имеют несколько уровней сложности, позволяя ребенку постепенно усложнять ход игры.
Игры Воскобовича очень занимательны и интересны, но не всем по карману. Я старалась сделать несколько игр сама, пусть ненадолго, но ребенок увлекся.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ
Авторы – родители семерых детей – создали свою методику на основе естественного развития, она включает в себя и формирование творческих способностей, трудовых навыков и развитие природных данных.
Ключевая фраза: “Играть вместе с детьми”.
В чем суть: В методике представлен ряд игр, которые направлены на развитие логики и творчества. Родители являются активными партнерами по игре, помогают ребенку соблюдать правила, одно их которых – ребенок должен сам разобраться в игре от начала до конца. Играть в эти игры можно и нужно всей семьей.
Необходимый материал: игры по методике придется приобрести.
Вывод: адаптировать методику под себя не представляет сложности, и если вам и вашему ребенку она подходит, смело можете заниматься.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Данная методика представляет собой 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета.
В чем суть: выполняя с блоками разнообразные предметные действия, дети развивают логическое мышление, творческие способности, память, внимание и воображение. В комплекте идут методические указания с играми.
Играть можно с детьми от 3 до 7 лет, но некоторые родители начинают заниматься в более раннем возрасте.
Вывод: адаптировать эту систему не получится, так как блоки всегда идут оригинальными, без возможности создания своими руками. Нам методика не подходила, поэтому конструкторские навыки моя дочь освоила по совсем другим игрушкам.
ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
В чем суть: палочки Кюизенера – это четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше число обозначается палочка, тем больше длина палочки. С помощью этих палочек у детей формируется понятия формы, цвета, размера, состава числа и многое другое, так или иначе имеющее отношение к математической составляющей.
Вывод: мы эту методику не использовали, а счет, форму и цвет предмета учили с дочкой всеми возможными способами: считали ступеньки, кубики, игрушки, цвет и форму изучали по специальным книжкам.
КОМПЛЕКТЫ «ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ»
А с этой методики и началось наше знакомство с системами раннего развития. К сожалению, о методике я узнала,когда дочке был уже год. Хотя комплект книг от 0 до года мы стали использовать попозже.
В чем суть: методика состоит из 12 книг на каждый возраст (от рождения до поступления в школу). Эти пособия содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
Что развивает: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. Тематика и содержание книг меняются в зависимости от возраста ребенка. На каждый возраст – свой цвет, 7 лет и 7 цветов радуги. Каждый год связан с цветным гномом. От рождения до года – фиолетовый гномик, предложит малышу рассмотреть картинки, послушать потешки. От года до 2 лет – синий гномик познакомиться с новыми словами, дети порисуют и полепят. Голубой Гномик – позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик – 3-4-летним, Желтый Гномик – 4-5-летним, Оранжевый Гномик – 5-6-летним, Красный Гномик – 6-7-летним. Чем старше ваш ребенок, тем интереснее и обширнее будут становится занятия.
Необходимый материал: пособия “Школы Семи Гномов”. Я для начала приобрела парочку пособий от 0 до 1 года, на мой взгляд самые нужные. Не стала брать все, т.к. большинство тем дочь уже знала по другим занятиям. И парочку пособий с 1 года до 2 лет.
В каждой книге этой методики есть так называемая родительская страничка, на которой объясняется, как работать с книгой, и, что немаловажно, рассказываются возрастные особенности развития ребенка. В принципе, даже если не читать родительскую страничку, заниматься с ребенком вы сможете. Это просто. К тому же каждое пособие имеет вкладку с картонной игрой.
Вывод: пособия школы 7 гномов я брала как основу, чтобы знать,чему я должна научить ребенка. Конечно, это не значит, что малыш должен знать только то, что предлагается в книге. Поэтому мы иногда прибегали к их помощи, но заниматься любили и по другим источникам.
Рисовать и лепить с помощью пособий ШСГ дочке очень нравилось. Все ярко, доступно для понимания малыша.
Какой итог можно сделать из всей статьи? Мы использовали адаптированные карточки Домана, песни Железновых и школу 7 гномов как взаимодополняющие методики. Останавливаться на какой-то одной считаю нелогично. Я не хотела научить ребенка читать и считать в 1 год, тем более обучить английскому языку с пеленок; моей целью было лишь развитие ребенка как личности, расширение кругозора дочки. Благодаря этим методикам мы с дочкой добились поставленной цели: в 2 года малышка декламировала большие стихи (Тараканище, Кошкин дом, Айболит и др.), танцевала и подпевала песенкам Железновых, а карточки помогли обогатить ее представления об окружающем мире.
А какими методиккми раннего развития увлекалась Вы или Ваши знакомые? Как развивали своих малышей? Пишите в комментариях.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!
Источник