Что подарить ребенку с отставанием в развитии
Что может быть проще покупок в наш век изобилия: бери деньги, топай в магазин и купи. Тем более, что игрушек для детей сейчас валом на любой вкус и цвет. Они цветные, светятся, поют, говорят и на каждой написано заманчивое слово “развивающая”.
Но если говорить об особых детях (аутистах, алаликах, детях с ЗПР), то им подойдет далеко не каждая игрушка. Мой сын, например, совершенно не понимал и не хотел использовать накупленное яркое барахло по назначению. Дело в том, что в этих игрушках было СЛИШКОМ много всего одновременно, что оказалось для критичным для гиперактивного алалика с дефицитом внимания.
Большое количество деталей, звук, свет, мельтешение, не давало сфокусироваться на предназначении игрушки. Она отвлекала то туда, то сюда, и в итоге вообще летела куда-нибудь в сторону.
Поэтому если развлекательно-декоративные элементы в игрушках слишком уж яркие, не стоит ждать от ребенка, которому и так трудно сфокусироваться, что он будет пытаться что-то там собирать и думать.
Изображение взято из открытых источников
Вот берете вы пирамидку. Она сразу и яркая, и гремящая, и ещё какая-нибудь. Всё! Аутенок повиснет на этих ярких погремушках, начнет выкладывать их как-то по-особому. А пирамидка нужна не для этого, а для развития логики через определение размера и, соответственно, порядка одевания колец.
Поэтому ниже вы увидите разбор игрушек на возраст 1-3 года. Игрушки, кстати, подойдут любому ребенку – и здоровому, и с нарушением развития. Они не будут рассеивать его внимание, выполняя функцию развития интеллекта. И что особенно важно – это недорогие игрушки, которые достаточно легко найти.
Пирамидка
“Ой, да что тут выбирать” скажете вы. Оказывается, есть что 🙂
Пирамидок в магазинах представлено много. Но правильная пирамидка – это равное по всей длине основание, на которое можно одеть кольца в любом порядке.
изображения взяты из открытых источников
В магазинах почему-то продается очень много пирамидок с основанием-конусом. Но они не дают ребенку возможность ошибаться, думать и искать правильный порядок. Малыш может просто поперебирать кольца и рано или поздно найти верный вариант.
Кроме того, такие пирамидки могут быть опасны, ведь маленькие дети все суют в рот. Если острая часть конуса окажется у ребенка во рту, а он побежит и упадет лицом вперед, конус может попросту проткнуть ему горло.
Разрезные картинки
Хорошая игра на внимательность, логическое мышление и формирования представления “часть-целое”. Очень классная игра и для аутистов, и для алаликов – позволяет развивать внимание.
Почему-то родители часто игнорируют их и берут сразу пазлы. Но разрезные картинки по сути тот же вариант пазлов, только без замочков, что упрощает ребенку понимание того, что собственно от него хотят.
Берите такие изображения, которые в первую очередь понравятся вашему ребенку, а не вам, – так намного больше шансов его заинтересовать. Например, ваш сын обожает транспорт – берите именно эту тему. Машинку, паровоз, вертолет и т.д.
Если вы только начинаете знакомство с такими картинками, не стоит усложнять задачу и демотивировать ребенка неудачей: сначала картинка должна состоять из двух частей, которые легко можно сложить.
изображение взято из открытых источников
Если малыш справляется, тогда и задание можно усложнить, увеличивая количество частей в картинке и сложность. Изображение может быть уже не только из линейных разрезов:
изображение взято из открытых источников
Разрезные картинки можно купить в магазине или, если у вас есть цветной принтер, скачать в интернете и распечатать самому.
Пазлы
Освоились с разрезными картинками? Значит можно переходить и к малышовым пазлам! Опять же – не усложняем. Это особенно важно для аутистов и алаликов, которых и так сложно чем-то заинтересовать, а если еще давать непосильные задачи, то можно напрочь отбить желание заниматься. Здесь проще идти от простого к сложному. Сначала пазлы из 2-ух картинок, потом из 3-ёх и т.д.:
изображение взято из открытых источников
В отличие от картинок здесь уже есть замочек – ребенку придется думать как повернуть деталь, чтобы она подошла.
Идеальный материал пазла – хорошо обработанное дерево. Тогда они проживут долго и счастливо. Правда такие довольно сложно найти, поэтому мы с сыном пользовались пазлами из плотного картона.
Рамки-вкладыши
Если вы только начинаете знакомство с этой игрой, не спешите брать в магазине рамку с большим количеством фигур “на вырост”. Большое количество деталей рассеивает и так плохое внимание ребенка. Особенно плохо это для гиперактивных детей – вместо того, чтобы думать что и куда подходит, малыш с огромной вероятностью просто раскидает детали по комнате. 3-4 фигуры на доске – вот он начальный идеальный вариант этой игрушки:
Изображение взято из открытых источников
Это лучшая игра для изучения фигур. Если сопровождать ее еще и прилагательными, типа “Куда идет КРАСНЫЙ квадрат?”, ребенок заодно учит и базовые цвета.
Обратите внимание на картинку: у фигур есть маленькие ручки, которые поощряют использовать пинцетный захват. Это дополнительный бонус к развитию мелкой моторики. Мелкая моторика очень важна для речи, так как часть мозга, которая за нее отвечает, находится рядом с речевым центром. То есть, развивая мелкую моторику, мы развиваем речь.
Сортер
Принцип похож на рамки-вкладыш, но сортер – игра посложнее, так как ребенку нужно уже не просто разложить плоские фигуры в подходящие слоты, но и сообразить как именно повернуть объемную, чтобы она прошла в отверстие.
В магазинах сортеров вагон и маленькая тележка. Есть всякие домики, фермы и прочая разноцветная радость. Опять же, не спешите их брать. Первый сортер должен быть попроще: крепкий, с небольшим количеством деталей и хорошими яркими цветами. Например, такой:
Изображение взято из открытых источников
Еще мне нравятся такие, более сложные варианты сортеров, заставляющие ребенка хорошенько так шевелить мозгами:
Изображение взято из открытых источников
С помощью подобного сортера я закрепляла у сына не только понятие формы и логического мышления, но и цвета. Мы складывали фигуры слоями: сначала только зеленые фигуры, потом только желтые и т.д.
Опять же, этот сортер имеет довольно много деталей, поэтому лучше начинать игры с ним после 2-2,5 лет, предварительно познакомив ребенка с более простой версией.
Тематические карточки
Отличная вещь для развития словаря ребенка.
Хорошая карточка – это максимально естественное изображение на белом фоне, как вот тут, например:
Изображение взято из открытых источников
Избегайте рисованных карточек с цветастыми фонами.
Цветастый фон отбирает часть внимания на себя, а рисованные изображения дают не такое четкое представление о животных, транспорте, овощах и т.д., как реальные фотографии. Вы можете 25 раз учить как выглядит хрюша или петух, но есть риск, что ребенок в итоге не сопоставит рисованное животное с реальным. Такие изображения допустимы в сказках, пазлах, наклейках и других вещах, где изображение играет сопровождающую, а не центральную роль. Для развития словаря желательно использовать только реальные картинки.
Аутисты часто воспринимают видимое буквально. Алалики в этом плане от них недалеко ушли. В общем, будете показывать фиолетовую свинью, ребенок будет на полном серьезе уверен, что так все и есть, что в перспективе будет значит истерику, если настоящая свинья окажется не фиолетовой.
Крупные бусы
Бусы прекрасный тренажер для мелкой моторики и координации движений. К слову, одна из лучших игрушек для тренировки самообслуживания, а конкретно будущих навыков самостоятельного одевания-раздевания. Поэтому если вы долго и безуспешно ребенка как расстегивать-застегивать пуговицы, одевать/снимать одежду, а он все никак, рекомендую игры с бусами!
Изображение взято из открытых источников
Это довольно сложное занятие для малышей возраста 1-2 года, поэтому тут не стоит ждать, что ребенок ррраз! – и собрал вам ожерелье. Сначала почти наверняка нужно будет запастись терпением и помогать. У моего сына в силу моторной алалии были большие трудности с мелкой моторикой – даже взять что-то двумя пальцами для него было подвигом. А тут еще и нанизывание. Поэтому поначалу я держала нитку так, как было удобно сыну, а он брал бусину и пытался её продеть. Потом его движения стали более правильными и нитку он держал уже сам. Одеваться мы действительно учились потом без особых проблем, хотя для алаликов одевание нередко представляет трудную задачу.
Разумеется это не все игрушки, про которые я хотела бы рассказать. Но вот этот набор – это ключевая база для развития интеллекта. Причем подходит он всем: и особым деткам, и тем, у кого проблем с развитием не наблюдается.
А чем вы развивали ваших детей в раннем возрасте и считаете ли вы, что это нужно? Делитесь в комментариях!
Спасибо всем за внимание 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Источник
что подарить ребенку с задержкой речевого развития
renesanse 7 авг 2014, 13:46 | |
всем привет! моему крестнику через 2 недели будет три года, он родился недоношенным, как следствие – задержка речевого развития. на др не хочется отделать просто машинкой. его мама попросила какую нибудь игрушку развиающую для детей с задержкой речи. что посоветуете? желательно ссыль ни инет магазин :4u: | |
Славена 7 авг 2014, 17:36 | |
У нас такая же проблема и такой же возраст. Сыну на ДР подарили такой телефон: https://www.ulmart.ru/goods/571012?from=ga_…CFWTncgodGRAAMw Продается игрушка во многих магазинах. Очень нравится ему в него играть. Запоминает названия некоторых кнопок (кнопка яблоко, морковка, яблоко). Конечно много пока не понимает, но охотно играет и повторяет несколько слов, когда играет. Еще ребенок любит играть в большие пазлы. Начал повторять слова некоторые (не очень понятно конечно, но лучше так, чем никак) https://www.labirint.ru/games/408614/ Еще у нас деть любит книжку по развитию ребенка от 1 до 3. Это старая книжка, но подобных много. Долгое время ему было не особо интересно, сейчас вроде стал сообразительней. | |
Леося 7 авг 2014, 17:50 | |
Комплект Школы семи гномов, матрешка можно в виде мишки или кота или классическую, мозаика, карточные игры и домино и др игры от Ravensburger или наши издательства Речь, самокат, велокат, букварь Н С Жуковой, карточки для глобального чтения, хорошие книги (я каждый день читала и читаю сыну по часу ), лего много лего… | |
KlimA 7 авг 2014, 17:58 | |
У нас ЗРР и СДВГ. Мой ненавидит книги, часто нервничает и впадает в истерику от музыки и громких звуков – так что вы сначала узнайте как ребенок реагирует на музыкальные игрушки. | |
Леося 7 авг 2014, 18:20 | |
Я еще игры Воскобойникова покупала. | |
kot’Rina 7 авг 2014, 18:51 | |
если любит лепить (мой увы не любит) -можете подарить кинетический песок – доя развития мелкой моторики хорошо. так что все что на мелкую моторику – конструкторы, лепка и тд и тп если громких и шумных игрух не боится можно любую игрушку с которой можно “поговорить”- типа “хомяка повторюшки” Отредактировано: kot’Rina в 7 авг 2014, 18:54 | |
renesanse 7 авг 2014, 20:02 | |
Девочки, школа семи гномов – великолепные книги, но я не считаю, что это подарок ребенку, это подарок – маме | |
KlimA 7 авг 2014, 20:49 | |
А можно ссылочку, что это за игры? А то в гугле какая-то ерунда выводится по этому запросу | |
Софитель 19 авг 2014, 10:37 | |
renesanse, Вы определилсь с подарком уже? Я просто хочу сказать, что эти дети такие же как и другие. Они просто ДЕТИ. Им и для удовольствия, и для общего развития вполне подойдут всякие детские радости – беговел, конструкторы Лего (Дупло вообще на “Ура” идут), лампы вулканические, светильники по типу “звездное небо”, диапроекторы и т.п. Понятное дело, что все зависит еще и от бюджета, но подобрать можно. Даже обычное детское крутящееся кресло-кокон из Икеи столько восторгов вызвало в свое время! А разные обучающие материалы, карточки и т.п. в жизни такого ребенка будт в любом случае. Я под конец уже из любого периодического журнала или любой имеющейся игрушки могу соорудить любые карточки и обучающие материалы. ————————————- | |
мама Марии 6 сен 2014, 02:34 | |
Девочки, дарите карандаши, альбомы, краски, раскраски, пластилин. Рисуйте, рисуйте, рисуйте. Можно нанять учителя рисования, если ребенок не воспринимает Вас как педагога. Мой алалик 1 сентября поступила в профессионально-художественный лицей, закончила 9 классов общеобразовательной школы и художественную школу. Свою историю писала на страничке Илюши Киселева. | |
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
Источник
Логопедов часто спрашивают, какие игрушки рекомендованы больше всего для детей с задержками речи и языка. Сегодня мы поделимся 10-ю советами по выбору игрушек для вашего ребенка с задержками речи и/или языка.
Мы так же рекомендуем вам ознакомится с авторскими пособиями по развитию речи от наших специалистов.
1. Откажитесь от батареек
Первая рекомендация- откажитесь от батареек. Если игрушка требует батарейки не покупайте их ИЛИ … если это возможно, вы можете вынуть их. Один хороший пример – действительно симпатичный фермерский набор от очень популярного производителя игрушек. Сам набор игрушек отличный! Но у сарая есть батарейки чтобы он мог издавать звуки. Вам не надо что бы сарай издавал звуки, вам надо что бы ВАШ ребенок издавал звуки, так что просто убираем батарейки.
Конечно есть несколько исключений, например игрушки созданные для развития вашего ребенка, например игрушечный ноутбук, или микрофон повторяющий за вашим ребенком.
2. Выберите игрушки с открытым концом
Что такое игрушки с открытым концом? Это игрушки, у которых нет начала, середины или конца. Они могут использоваться различными способами и дают вашему ребенку творческую свободу в том, как манипулировать ими и использовать их. Эти игрушки, как правило, более простые и традиционные игрушки .
3. Вернуться к основам: выбрать традиционные игрушки
Как упомянуто выше, более традиционные игрушки также имеют тенденцию быть более открытыми по своей природе. Вот несколько примеров открытых традиционных игрушек:
- Деревянные блоки
- Legos
- Автомобили, грузовики, транспортные игрушки (они НЕ должны издавать звуки. Звуки должен издавать ваш ребенок. Выньте батарейки!)
- Железные дороги, тоже желательно без батареек
- Играй на кухне и играй в еду
- Фермерский набор (без шумных!) Или другие наборы животных, которые соответствуют интересам вашего ребенка (например, динозавры)
- Кукольный дом
- Мистер Картофельная Голова
- Пластилин
- Набор инструментов
- Чайный сервиз
- Куклы
4. Не беспокойтесь о поле
Когда речь идет о развитии вашего ребенка не стоит придерживаться стереотипа о том, что девочки должны играть в куклы, а мальчики в машинки. Как говорится на войне все средства хороши. И если ваш мальчик хочет поиграть в “чайную церемонию” пусть играет. Опять, важно что бы ваш ребенок сам издавал звуки.
5. Пропустить «Азбука и 123»
На тему возвращения к основам … Прогуливаясь по торговому центу старайтесь избегать полок с надписями: “Обучает азбуке!” “Учим цифры” и т.д. Мы не говорим что их вообще не надо давать вашему ребенку. Мы говорим о том что всему свое время. И если вы занимаетесь с логопедом он вам подскажет когда и на каком этапе развития вашего ребенка его нужно учить азбуке. Вы можете отвлечь вашего ребенка от занятий и потерять прогресс, которого он добился занимаясь с логопедом.
6. Используйте игрушки, которые заставляют их двигаться
Это так важно, чтобы ваши дети двигались! Даже когда в помещении. Создание фортов и туннелей – отличный способ заставить их двигаться в помещении, без необходимости «покупать» специальные «игрушки» для этой цели. Так же есть шары, лошади, и все то что заставит вашего ребенка двигаться.
7. Не забудьте выйти на улицу
Вам не нужно * покупать * уличные игрушки. Прогулка в парке – это здорово и БЕСПЛАТНО! Но иногда у вас нет парка поблизости, или вас и детей трудно туда доставить … так вот некоторые из моих любимых игрушек на свежем воздухе:
- Ведра, чашки, ложки.
- Маленькая лопата / мотыга для копания
- Все то на чем можно ездить,
8. Меньше значит больше
Мы перечислили несколько игрушечных рекомендаций для вас. Но правда в том, что чем меньше, тем лучше . Вашему ребенку НЕ нужны горы игрушек! На самом деле, слишком много игрушек может стать большим негативом. Хотите верьте, хотите нет, но дети могут быть перегружены слишком большим количеством игрушек и могут быстро перейти от одной игрушки к другой, что может фактически ограничить их игровые (и языковые) возможности в целом. Но иногда у набирается много игрушек из-за праздников и дней рождений. Итак, как вы можете сохранить все эти игрушки, но при этом предоставить своему ребенку широкие возможности для полноценной и содержательной игры с каждой из них?
9. Рассмотрим игрушечную ротацию
Одним из решений проблемы с множеством игрушек является ротация игрушек. Многие кто использовал ротацию дома остались довольны таким решением.
10. Иногда ЛУЧШИЕ Игрушки вовсе не «Игрушки»!
Вы, наверное, заметили, что несколько раз упоминал об использовании вещей, которые не являются традиционными «игрушками», в качестве игрушек (например, изготовление фортов или использование ведер для игры в воду). Это потому, что иногда ЛУЧШИЕ игрушки вовсе не * настоящие * игрушки ! Кастрюли, сковородки, деревянные ложки, картонные коробки, домашние форты с одеялами и подушками … это могут быть ЛУЧШИЕ игрушки для вашего ребенка . Будь креативным. Думайте вне коробки.
И иногда ВЫ – лучшая игрушка для вашего ребенка. Спой с ним. Играть в пирожок. Разговор смешным голосом. Расскажи ему истории. Будь глупым. Играть в прятки. Научите его играть пальцами. Играйте в игры на коленях.
Источник