Что относится к сквозному механизму развития ребенка
1. Образовательные области:
СКР – социально-коммуникативное развитие,
ПР – познавательное развитие,
РР – речевое развитие,
ХЭР – художественно-эстетическое развитие,
ФР – физическое развитие.
Образовательные области положены в основу модели, в соответствии с ними моделируются все остальные структурные компоненты.
2. Группы воспитательных задач. Важной частью работы педагогического коллектива по реализации Программы является воспитательная составляющая образовательной деятельности. Задачи образовательных областей и
группы воспитательных задач решаются интегрированно.
3. Сквозные механизмы развития ребенка (виды деятельности). Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности детей. Программа построена с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития ребенка и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства. Организация коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности – первоочередная задача работы педагогов по освоению детьми содержания всех образовательных областей, в том числе их воспитательной составляющей.
Сквозные механизмы развития детей от 1 до 7 лет
Возрастной период | Сквозные механизмы развития ребенка |
ранний возраст (1-3 года) | – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; – экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); – общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого |
дошкольный возраст (3 года – 7 лет) | – игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; – коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками); – познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) |
4. Приоритетные виды детской деятельности и активности.
Для реализации задач различных образовательных областей выделяются приоритетные виды детской деятельности, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно.
Приоритетные виды детской деятельности (активности)
Возрастной период | Виды детской деятельности | Образовательные области |
ранний возраст (1-3 года) | – самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); – восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; – двигательная активность | СКР ХЭР, РР ФР |
дошкольный возраст (3 года – 7 лет) | -восприятие художественной литературы и фольклора; – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); -конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы; -изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); -музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); – двигательная (овладение основными движениями) форма активности | РР СКР ПР ХЭР ХЭР ФР |
5. Формы организации детских видов деятельности (в том числе в рамках организации непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД), которые наиболее адекватны для решения задач той или иной образовательной области. Программа предусматривает вариативное использование форм организации образовательной деятельности: традиционные занятия, детские лаборатории, экскурсии, творческие мастерские и пр. Выбор формы организации НОД остается за педагогом, который руководствуется программными требованиями, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, ситуацию в группе.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Для решения образовательных задач Программы используются словесные, наглядные, практические, проблемные и другие методы обучения, а также образовательная технология «Ситуация».
Суть образовательной технологии «Ситуация» заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций сходной структуры:
– введение в ситуацию;
– актуализация знаний и умений детей;
– затруднение в ситуации;
– «открытие» ребенком нового знания (способа действия);
– включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка;
– осмысление ситуации.
Зная целостную структуру технологии «Ситуация», воспитатель может использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с цветком и пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо дети из разных групп, дети разных возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.
Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.
Решение образовательных задач Программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:
– принятие и удержание учебной задачи;
– самостоятельный выбор средств для достижения результатов;
– точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей Программой предусмотрено:
– выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;
– организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;
– поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;
– стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;
– формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов;
– участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;
– поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о действительности;
– формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;
– расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.
2.3 Описание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития детей
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА
(в группах комбинированной направленности)
В разделе, посвященном коррекционной и инклюзивной педагогике, используются следующие термины и понятия.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого – медико – педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа— образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной направленности является соблюдение кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога-психолога.
Нормативно – правовое обеспечение образования детей, имеющие особые образовательные потребности.
– Декларация ООН о правах детей;
– Декларация ООН о правах инвалидов;
– Конвенция о правах ребенка;
– Конвенция о правах инвалидов (развитие вариативных организационных моделей образования детей с ОВЗ)
– Конституция РФ (поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7), защита прав человека, в том числе права на образование (ст. 43, 45), под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41), а также действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55)
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Источник
Юлия Ушакова
Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, – поддержка разнообразия детства.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Сквозные механизмы развития детей от 2 до 8 лет ранний возраст
Возрастной период:
(2-3 года)
– предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
– экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
– общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
Дошкольный возраст (3 года – 8 лет)
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
– коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Для реализации задач различных образовательных областей выделяются приоритетные виды детской деятельности, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно.
Приоритетные виды детской деятельности (активности)
Возрастной период:
Ранний возраст (2-3 года)
– самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); СКР
– восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; ХЭР, РР
– двигательная активность. ФР
Дошкольный возраст (3 года – 8 лет)
– восприятие художественной литературы и фольклора; РР
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); СКР
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы; ПР
– изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); ХЭР
– музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально -ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); ХЭР
– двигательная (овладение основными движениями) форма активности. ФР
Формы организации детских видов деятельности (в том числе в рамках организации непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД, которые наиболее адекватны для решения задач той или иной образовательной области.Программа предусматривает вариативное использование форм организации образовательной деятельности: традиционные занятия, детские лаборатории, экскурсии, творческие мастерские и пр. Выбор формы организации НОД остается за педагогом, который руководствуется программными требованиями, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, ситуацию в группе.
Описание вариативных способов, методов и средств реализации Программы
Для решения образовательных задач Программы используются словесные, наглядные, практические, проблемные и другие методы обучения, а также образовательная технология «Ситуация».
Суть образовательной технологии «Ситуация» заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.Технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций сходной структуры:
– введение в ситуацию;
– актуализация знаний и умений детей;
– затруднение в ситуации;
– «открытие» ребенком нового знания (способа действия);
– включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка;
– осмысление ситуации.
Зная целостную структуру технологии «Ситуация»,воспитатель может использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с цветком и пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо дети из разных групп, дети разных возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.
Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.
Решение образовательных задач Программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры,которые выступают предпосылками учебной деятельности:
– принятие и удержание учебной задачи;
– самостоятельный выбор средств для достижения результатов;
– точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
Для обеспечения поддержки развитияигровой деятельности детей Программой предусмотрено:
– выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;
– организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;
– поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;
– стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;
– формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов;
– участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;
– поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о действительности;
– формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;
– расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно,не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.
В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Детская самостоятельность – это не столько умение ребенка осуществлять определенное действие без помощи посторонних и постоянного контроля со стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возрастов, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано, в первую очередь, с развитием основных видов детской деятельности – сквозных механизмов развития ребенка.
Виды деятельности
Игровая
Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – творческие (в т. ч. сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно
Познавательно-исследовательская
У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов; логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия); простейшие измерения; экспериментирование с природными (водой, воздухом, снегом и др.) и рукотворными (магнитами, увеличительными стеклами и т. п.) объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в сети Интернет, в познавательной литературе и др. Организация условий для самостоятельнойпознавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: во-первых, постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, предоставление детям возможности использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их изучению. Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых творческих решений.
Коммуникативная
Развитию коммуникативной деятельности (общение в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками) следует уделяться особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и пр.
Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора и т. д.
Одной из основных образовательных задач Программы является индивидуализация образовательного процесса. Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий образования – важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании. Под индивидуальной образовательной стратегией понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом его родителей (или их законных представителей). Вариативность образовательных технологий, гибкость использования педагогических методов и приемов, используемых в Программе, обеспечивают многогранность развития дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей. Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия. Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на индивидуальную помощь ребенку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий. Важнее не то, что знают и умеют воспитанники ДОО, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка как свободной личности в «умном», гибком, комфортном образовательном пространстве.
В целях обеспечения индивидуализации образовательного процесса особое внимание в Программе уделяется:
• поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
• ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
Источник