Что относится к направлениям развития ребенка

Физическое развитие

Познавательное развитие

Социально-

Коммуникативное

 развитие

Художественно –

Эстетическое

 развитие

Цель и задачи

цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

задачи:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи: 

– сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи: 

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Средства

– Физические упражнения

– Воспитание культурно – гигиенических навыков

– Подвижные и спортивные игры

–  Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода

–  внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

-игры

-Познавательные занятия

– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры

– разнообразные виды игр

– искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества

Методы и приемы

– наглядные,

– словесные,

– практические

-игра

-сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность.

Проблемная ситуация.

– наглядные,

– словесные,

 – практические

Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.

Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.

Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание),  организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми

метод приучения,

.

— метод убеждения,;

Читайте также:  Положения для центра развития ребенка

— метод приучения,;

— метод проблемных ситуаций,

— метод побуждения.

– наглядные,

– словесные,

 – практические

Формы организации

физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

– Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы

– дидактические и развивающие игры,

Индивидуальная работа,

Прогулки,

Организованная образовательная деятельность,

применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,

Организованная образовательная деятельность,

с/р игры,

– дидактические и развивающие игры.

Организованная образовательная деятельность,

Досуги,

утренники,

театральная деятельность,

музыкальные занятия,

самостоятельная деятельность.

Источник

nata_tursha все записи автора

Низкий поклон родителям и педагогам, которые всеми силами стремятся делать все для гармоничного развития ребенка!

В данной статье я раскрою перед вами основные направления развития ребенка. Если вы занимаетесь с детьми, важно, чтобы в своих занятиях вы не упустили ничего, чтобы развитие ребенка было не односторонним, а разноплановым. И зная все направления развития детей, вы легко сможете этого добиться.

Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок развивался полноценно? Тогда в путь!   

Прочтите внимательно следующее высказывание, подумайте, согласны ли вы с ним:

Дети — это чистые полотна разных форм и размеров, данные женщине и мужчине Богом… и смешивая краски физического, интеллектуального и духовного — родители в ответе за создание гармоничного произведения искусства…

Исходя из вышеприведенного высказывания, я осмелюсь сказать, что единство, целостность личности создается благодаря системности. Системности в обучении, воспитании и развитии.

В данной статье я буду говорить именно о системности развития. В дальнейшем мы коснемся и воспитания, и обучения. Чтобы не пропустить эти важные темы, подпишитесь на обновления блога в конце статьи.

Итак, какие направления развития детей существуют? Их не много и все они могут удобно расположиться в одной схеме.

Как видно по схеме, основные направления развития ребенка имеют свои ответвления, где более полно и вполне доступно перед вами раскрывается смысл и содержание каждого направления.

Я рекомендую вам распечатать такую схему и иметь ее перед глазами в качестве напоминания и родительской шпаргалки. И вы всегда будете знать ответ на вопрос: а все ли я делаю для своего ребенка? Или, может, я что-то упускаю из виду?

Однако давайте я поясню вам лично каждое из данных направлений развития ребенка. И я очень надеюсь, что мои пояснения приведут вас к глубокому убеждению, что, да, действительно, все они должны быть приняты во внимание и ни одно не должно быть упущено.

Основные направления развития детей:

1. Физкультурно-оздоровительное развитие

Для каждого человека в любом возрасте очень важно его здоровье. Недаром говорят:будет здоровье – будет и все остальное. Поэтому обязательно нужно уделять этому внимание уже с малого детства: выполнять физические упражнения, играть с ребенком в подвижные игры, вырабатывать равновесие, выносливость, скорость и другие физические качества, а также соблюдать правила гигиены. Не стоит отказываться и от массажа, закаливания, воздушных ванн, профилактики различных заболеваний. Прививайте ребенку навыки здорового образа жизни (ЗОЖ).

2. Познавательно-речевое развитие

Занимайтесь с ребенком познавательной, исследовательской деятельностью. Поддерживайте ребенка, поощряйте его стремление к новым знаниям. Перед малышом открыт целый мир, который таит в себе столько всего интересного! Дети по природе своей очень любознательны, и если это не подавлять, то это приведет к хорошим результатам. В данном аспекте я рекомендую вам прочитать мою статью: Если ребенок любознателен, что делать?

Очень важна здесь и коммуникативная сторона, другими словами – общение. Разговаривайте со своим ребенком с самых первых дней. Многие даже рекомендуют разговаривать с ним еще тогда, когда он у вас в животике живет. И я с этим согласна. И имею этому обоснование, о котором тоже расскажу вам в будущем на этом сайте.

Беседы, чтение книжек, рассказывание стихов и сказок, использование фольклора и т.д. – все это со временем принесет свои плоды.

Здесь я тоже рекомендую вам прочесть некоторые из статей, которые помогут вам в познавательно-речевом развитии ребенка:

Носик-пуговка или Песенки для деток

На улице прянички или Колыбельные песни для детей

Как правильно читать детям сказки?

В данных статьях рассказывается о различных жанрах литературы, о их специфике и целях, а не просто подаются тексты произведений.

3. Социально-личностное развитие

Человек – существо социальное. Это не моя фраза, но я с ней полностью согласна. Кто не согласен, можете высказать свое мнение в комментариях ниже (я думаю, таких не будет). Так вот, исходя из этого утверждения, можно делать вывод, что социализация ребенка – это также одна из важнейших задач, поставленных перед нами.

Социализация ребенка, его вхождение в общество начинаются с жизни в семье. А потом и за границами семьи. Важно выработать в ребенке важные человеческие, личностные качества, дать ему понимание общественных правил и норм, привить культуру общения, научить сопереживанию, взаимопониманию. Вырабатывайте и поддерживайте самостоятельность ребенка в решениях и действиях.

И делается это все не только в жизненных ситуациях, которые предстают перед ребенком! Помните, что основной деятельностью ребенка является игровая! В игре дети все гораздо быстрее схватывают и понимают. И при этом интерес их не угасает, что также немаловажно. Например, для развития социальных навыков хорошо подходят ролевые игры.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчика картинки

Коснусь здесь и трудовой деятельности. Позволяйте ребенку участвовать в домашних и общественных делах. Радуйтесь каждый раз, когда ребенок хочет что-то сделать. Привлекайте его к совместному труду. Как привлекать ребенка к труду, я рассказываю в новой статье.

4. Художественно-эстетическое развитие

Слушание музыки, воспроизведение, придумывание своих музыкальных этюдов. Вот я для своей малышки часто включаю различные музыкальные произведения, не только классику. Кроме того, у нас есть ксилофон, на котором мы играем: и просто беспорядочно стучим, и проигрываем гамму, и напеваем ноты (пока только я). Все это формирует вкус ребенка, развивает его музыкальный слух. И даже не проблема тут, что мне самой медведь на ухо наступил 

Занятия художественным творчеством: рисование, лепка, аппликации и т.д. тоже должны присутствовать в жизни ребенка. И тут важно не только показывать образец для творчества, но и давать ребенку творить и фантазировать самостоятельно. Так сказать, отправлять его в свободное плавание.

Важное место в художественно-эстетическом развитии занимает и созерцание (рассматривание) работ художников, скульпторов и других творцов прекрасного.

Что ж, дорогие родители, если вы дочитали эту статью до сих пор, то я уже уверена, что вы готовы делать все для своего ребенка и будете это делать. Посему я желаю вам, чтобы все, что вы делаете, было не напрасным, приводило к своим результатам и доставляло вам и вашим детям несказанное удовольствие!

Источник

Источник

Федеральная государственная программа развития детей дошкольного возраста представляет собой 5 различных направлений. Образовательные области по ФГОС в детском саду разделены на 5 областей, для каждой из которых составляется отдельная программа.

Пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ

Многие педагоги считают такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.

Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.

Основные направления учебного процесса в ДОУ

Перечисление 5 направлений развития воспитанников

5 областей по ФГОС дошкольного образования можно перечислить следующим образом:

  • развитие физических навыков;
  • художественное и эстетическое развитие;
  • развитие речи;
  • познание социально-коммуникативных навыков;
  • познавательное развитие.

Содержание каждой из программ зависит от возрастных особенностей воспитанников детского сада. В зависимости от этого определяется цели и задачи во всех видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие

Изучение навыков социально-коммуникативной направленности в детском саду ориентированы на усвоение общественных норм и ценностей. Детей учат общению со взрослыми и сверстниками. Основная функция программы:

  • развитие самостоятельности;
  • умение достигать цели и регулировать собственные действия;
  • формирование социального интеллекта;
  • развитие чувства ответственности и отзывчивости;
  • формирование уважительного отношения ко взрослым;
  • изучение основ безопасности в быту и на природе.

В процессе реализации учебного плана у детей формируются положительные установки к труду и различным видам творчества.

Нравственное воспитание

В основе нравственного развития лежит прививание моральных и духовных ценностей, чувства любви к Родине. Задача воспитателя научить детей с раннего возраста бережно и уважительно относиться к человеческому труду, проявлять инициативность и активность, приходить на выручку сверстникам.

При проведении занятий со старшими дошкольниками акцент делается на развитие способности к коллективизации. Дети учатся проявлять себя в команде, совместных действиях.

Важно! Задача не только воспитателей, но и родителей — стать примером. Чем чаще ребенок видит положительные поступки, так выше уровень его нравственного развития.

Патриотическое воспитание

Развитие патриотических чувств, формирование норм поведения, любви к Родине и Отечеству лежат в основе направления патриотического воспитания. Ребенок должен расти готовым служить и защищать интересы своей страны.

Уроки патриотического воспитания являются основой дошкольной деятельности. Они формируют целый комплекс задач:

  • воспитание и уважение к семье;
  • развитие интереса к национальным традициям;
  • изучение символики государства;
  • развитие чувства гордости за страну.

Поставленные задачи могут решаться как в игровой деятельности, так и в презентациях, проведениях праздников, поставке сценок.

Образовательные области по ФГОС в детском саду: 5 областей включают патриотическое воспитание

Правовое воспитание

Одним из компонентов нравственного воспитания является правовое развитие. Если ребенок не знает нравственных норм, он не сможет уважать чужие права. Чтобы дети осознали простые нормы права, они должны находиться в условиях терпимости и уважения.

Гендерное воспитание

Развитие в гендерном направлении представляет собой схему знаний о мужчинах и женщинах. Это необходимое направление в дошкольных учреждениях, благодаря которому у малыша формируется социализация личности.

Коммуникативное развитие

Это комплекс мероприятий, направленных на усвоение у ребенка традиций и ценностей общества, в котором он растет. В процессе занятий в детей формируется положительное отношение к окружающим, развитие уверенности в себе.

Трудовое воспитание

В детском саду должно уделять внимание не только учебному процессу, но и трудовому воспитанию дошкольников. Задачами процесса является формирование положительного отношения к трудовой деятельности. В детях воспитываются такие качества, как ответственность, заботливость и аккуратность.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Особое внимание в учебных программах уделяется направлениям безопасности. Дети изучают основы противопожарной безопасности, поведение на дорогах и дома. К занятиям привлекаются специалисты МЧС и ГИБДД, ведется активная совместная работы с родителями.

Уроки по безопасности

Познавательное развитие

Направление познавательного воспитания включает в себя развитие любознательности в детском возрасте. Основными задачами можно назвать:

  • обучение познавательным действиям;
  • формирование представлений об окружающем мире;
  • становление знаний о себе;
  • изучение понятий формы, цвета, размера.

Обучение строится на развитии воображения и творчества.

Ознакомление с окружающим социальным миром

В основе программы лежит ознакомление с нормами поведения в семье, взаимоотношении со сверстниками и старшими. Формируются представления об эмоциональном состоянии людей, моральными качествами.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам литература

Ознакомление с окружающим природным миром

Занятия по изучению окружающего мира проводятся в детском саду на протяжении всего учебного года. Они включают в себя изучение явления природы, времени года, признаках. Теоретический материал необходимо подкреплять проведением экскурсий, сочетать с творческой деятельностью, рисованием, лепкой, созданием аппликаций.

Ознакомление с окружающим предметным миром

Задача воспитателей детского сада в процессе проведения образовательной деятельности с дошкольниками сформировать у них элементарные представления об окружающем их мире. Дети учатся обобщать предметы, формировать их по группам, определять свойства.

Формирование элементарных математических представлений

Особое внимание в детском саду уделяется формированию начальных математических знаний. Занятия в этом направлении проводятся с самого раннего возраста, преимущественно в игровой форме. Дети изучают понятие формы, пространства, количества, изучают порядковый и количественный счет.

Знакомство с цифрами

Экспериментирование и исследовательская деятельность

Одним из методов познания окружающей среды для детей дошкольного возраста является постановка экспериментов. Они дают возможность детям получить представление о предметах с разных сторон.

Эксперименты и исследовательская деятельность положительно влияет на творческие способности детей.

Сенсорное развитие

Под сенсорным воспитанием в образовательном процессе понимается развитие представлений о внешнем мире. Этому направлению уделяется наибольшее внимание. От того, насколько эффективно сенсорное развитие в раннем возрасте, зависит дальнейшая успеваемость в школе. Это фундамент умственного развития, который закладывается с самого рождения.

Речевое развитие

По ФГОС образовательные области включают в себя:

  • развитие владения речью;
  • обогащение словарного запаса;
  • знакомство с литературой;
  • развитие звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи

У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.

Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.

Формирование словаря

В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.

Формирование грамматического строя речи

В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.

Развитие связной речи

Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй.
Развитие речевого творчества

Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок.

Ознакомление с художественной литературой

Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей. Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.

Чтение литературы

Художественно-эстетическое развитие

В основу художественно-эстетического воспитания ложатся предпосылки для восприятия произведений искусств. Задачей направления является становление эстетического отношения детей к окружающему миру, умение воспринимать музыку.

Развитие восприятия произведений искусства и литературы

В силу своего возраста дети тяжело понимают произведения искусства. Задача воспитателей — вызвать эмоциональную реакцию у ребенка. Для этого необходимо не просто рассказать о произведении, но и постараться речью передать детям настроение.

Музыкальное развитие

Большую роль с раннего возраста для развития эстетического восприятия играет музыка. В детском саду регулярно поводятся музыкальные занятий, тематика которых ориентирована на возрастные особенности.

Рисование

Уроки ИЗО можно сочетать во всеми перечисленными направлениями. Это один из методов творческого развития, который помогает эффективно запомнить любой новый материал. Рисование сочетается как с математикой, так и с основами пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Например, послу изучения геометрических фигур можно предложить детям нарисовать рисунки по пройденной тематике.

Занятие рисованием

Лепка

К осязаемому виду творческой деятельности относится лепка. В процессе ребенок не только видит свое творение, но и развивает сенсорные способности, моторику. Занятия развивают воображение, формируют умение планировать свою работу, развивает образное мышление.

Конструирование

Занятия формируют пространственную ориентацию, умение комбинировать формы и цвета. В процессе уроков развиваются творческие способности, эстетический вкус и изобретательность.

Аппликация

Это наиболее простой и доступный вид художественной деятельности для детей. Малыши учатся комплектовать предметы, составлять из деталей картины, выстраивать логические цепочки.

Физическое развитие

Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:

  • организация двигательной деятельности;
  • выполнение упражнений на координацию и гибкость;
  • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
  • развитие моторики;
  • формирование представлений о видах спорта.

Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.

Охрана и укрепление здоровья

Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:

  • воздушные ванны;
  • пальчиковую гимнастику;
  • утреннюю зарядку;
  • физкультминутки;
  • спортивные игры на свежем воздухе.

Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей.

Физкультминутка в ДОУ

Развитие физических качеств

Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.

Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.

Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.

Источник