Что обеспечивает коррекцию нарушений развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Что обеспечивает коррекцию нарушений развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья thumbnail

Екатерина Погорелова
Комплексный подход к коррекции нарушения функциональной системы движения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, и это понятно, поскольку в любой стране нужны личности активные, здоровые, творческие, гармонично развитые!

Распространение в нашей стране процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – неоднородная группа, к ним относятся: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС, со сложными дефектами и др.

В работе с дошкольниками индивидуальный подход обязателен!

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Хрупкость, не сформированности детского организма, требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития, подверженности простудным заболеваниям, привычки к двигательной активности, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы.

Двигательные, психические, сенсорные нарушения ребенка имеют разные причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень здоровья и сохранных функций, но всегда сопровождаются нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы, от своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1—3 года и больше. Двигательную активность детей, требует дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения коррекционных, компенсаторных, сопряженных с процессом обучения, воспитания, физического, психического, личностного развития

данной категории детей.

В настоящее время выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития:

дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;

дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;

дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабо выраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушения высших познавательных процессов;

дети с нарушениями развития аутистического спектра, представляющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями — нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков, аффективные проблемы становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой;

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др. Степень выраженности нарушений различна, поэтому выделены три уровня психического развития детей с комплексными нарушениями, что определяет специфику психолого-педагогической работы.

Для двигательной сферы характерны нарушения опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, согласованности дыхания и движения, несформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость.

Для ребенка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, полноценно войти в общество, стать личностью – значит иметь перспективу устранения барьеров в образовании, культуре, физическом и интеллектуальном развитии.

Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Одно из основных условий социализации ребенка – это его здоровье, развитие всех систем жизнеобеспечения. Так как в младенческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от родителей, эта забота ложится на их плечи как самых заинтересованных лиц в здоровье и физическом развитии своего ребенка. В раннем возрасте ребенка семья самым различным образом может повлиять на его физическую активность – или способствовать и даже препятствовать ей. Препятствующими факторами часто являются гипер-опека, боязнь травм, простуды, переутомления, непонимание роли движения в жизни ребенка в двигательной активности нуждаются все дети – и больные, и здоровые, каждый ребенок испытывает потребность в движении, эмоциях, общении. Физическая культура предоставляет все возможности для удовлетворения этих потребностей. В семье, где есть понимание, хорошие традиции, осознанное отношение к здоровью ребенка, родители сами создают условия для его развития. Это с раннего возраста посещение секций, упражнения утренней гимнастики в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные и малоподвижные игры, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», прогулки на свежем воздухе в любое время года, катание на велосипеде (трех- и двухколесном, на санках, лыжах и т. п.

Источник

«Система коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила

2016г.

Понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».

Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами здоровья решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации.

Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка.

Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации.

Условия успешной коррекционной работы заключаются в соблюдении следующих критериев: строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом ведущего нарушения в его развитии, состояние нервно-психической деятельности и сохранных функций.

Для этого необходимо знать психофизические возможности учащихся, планировать и осуществлять разноуровневый дифференцированный подход в обучении через урок, кружковую и внеклассную работу.

Введение специально разработанных учебных курсов также позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.

План коррекционной работы с детьми с ОВЗ разрабатывается с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда (приложение 1).

Коррекционное обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Основная задача коррекционной работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают :

-коррекцию личностных качеств;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия,

памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной

моторики;

-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное

восприятие действительности;

– подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы

1. принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.

2. принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.

3. принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.

4. принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального

государственного стандарта общего образования детей с ограниченными

возможностями здоровья».

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение

образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по

индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной

помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.

И обязательным условием освоения стандарта является систематическая

специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных

условий для реализации особых образовательных потребностей, включая

помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

– обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

– побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

– установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

– использование многократного возвращения к изученному материалу;

– разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

– использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.

Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной.

Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

Приложение 1

План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы

с детьми ОВЗ

1

Сентябрь

  1. Диагностическое обследование на общее психофизическое развитие

  2. Подбор психокоррекционных методик, составление комплексной программы психокоррекционного воздействия

  1. Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)

  2. Ведение индивидуальной карты ученика.

2

Октябрь

  1. Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ

  2. Реализация коррекционно-развивающей программы

  1. Составление и реализация коррекционно – развивающих занятий на развитие познавательных процессов

  2. Анкетирование родителей

3

Ноябрь

  1. Промежуточная проверка эффективности психокоррекционного воздействия

  2. Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ

  1. Диагностика зрительного восприятия. Методики: «Узнавание перечеркнутых изображений»; «Узнавание недорисованных изображений»

  2. Слуховое восприятие. Методика: «Сосчитать количество ударов».

  3. Пространственная ориентировка. Методики: «Складывание разрезных картинок»; «Графический диктант»

4

Декабрь

  1. Определение способностей ребенка с ОВЗ

  2. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

Карта оценки уровня развития творческих способностей у детей с ОВЗ

5

Январь

  1. Развитие Я-концепции, самопознания ребенка с ОВЗ

Методики: «Дембо-Рубинштейн», «Методика определения уровня самооценки» А. Захаровой; методика “Автопортрет”

6

Март

  1. Развитие интеллектуальных способностей

  2. Консультирование педагогов и родителей по отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ

  1. Диагностика мышления. Методики: «Четвертый лишний»; «Классификация»; «Цветные матрицы Равена»;

  2. Диагностика памяти. Методики: «10 слов»; «Методика опосредованного запоминания»; «Методика соотнесения механической и смысловой памяти»

  3. Диагностика внимания. Методики:  «Корректурные пробы»; «Таблицы Шульте»

8

Апрель

  1. Проверка результативности психокоррекционной программы

  2. Психологическое консультирование педагогов ребенка с ОВЗ

  1. Анализ творческих работ.

  2. Диагностика мотивационной сферы. А.Г. Лусканова «Методика диагностики мотивации к учению»

9

Май

  1. Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год

  2. Рефлексия

Источник

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ

VIII ВИДА

С.А. Гудзиева

Коррекционно-развивающее бучение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе VIII вида. Гудзиева Светлана Анастасиевна, учитель начальных классов высшей категории. Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №15 VIII вида г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края.

Действующая в нашей стране система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации. Говоря об ограниченных возможностях здоровья, мы имеем в виду, прежде всего, детей с недоразвитием психосоматической системы организма, состоящей из психической, моторной, вегетативной систем, каждая из которых вносит специфический вклад в реализацию учебной деятельности. Развитие моторной сферы, прежде всего, заключается в развитии опорно-двигательного аппарата, являющегося средством пространственной реализации действий и операций. Вегетативная система отвечает за работоспособность, утомляемость, выносливость, отражает готовность организма к осуществлению учебной деятельности. Психическая сфера отвечает за развитие эмоционально-волевого отношения к учению. На практике это проявляется в том, что у детей, имеющих проблемы психосоматического развития, адаптация к новым видам деятельности идет по формальным признакам, мало адекватным учебной деятельности.

Структура психики ребенка чрезвычайно сложна: первичный дефект приводит к возникновению других отклонений. Нарушения познавательной деятельности отчетливо обнаруживаются в самых различных проявлениях. Известно, что для детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста характерны такие особенности познавательной деятельности как трудности восприятия учебного материала, недостатки памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, нарушение всех свойств внимания, недостатки речевого развития, низкая познавательная активность. Все эти особенности развития познавательной деятельности напрямую связаны с особенностями эмоциональной сферы этих детей. Таким образом, по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьники с ограниченными возможностями значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционно-развивающих воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений.

Для продвижения детей с ограниченными возможностями здоровья в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание, которое направлено в первую очередь на формирование высших психических процессов, особенно – мышления, так как именно дефектность мышления обнаруживается особенно резко и затрудняет познание окружающего мира. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению таких школьников в общем развитии.

За последние годы в России значительно возросло число классов коррекционно-развивающего обучения. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Поэтому необходимо при организации учебного процесса оказывать комплексную дифференцированную помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в общество. Необходимо учитывать при организации индивидуального обучения несоответствие интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными различным генезом создаются специальные условия обучения и воспитания, адекватные особенностям их развития: использование специальных методов обучения и воспитания, охранительного режима, дозированных учебных нагрузок, организация индивидуальных коррекционных занятий, надомное обучение.

Перед учителем, работающим с такими детьми, стоит основная педагогическая задача, заключающаяся в гуманизации и индивидуализациипроцесса обучения и воспитания, создании необходимых условий для полноценного развития, становления каждого ребёнка как субъекта учебной деятельности. Поэтому учитель, работающий с такими школьниками должен, прежде всего, хорошо знать основные законы развития аномального ребёнка, структуру возможных дефектов и возможностей их компенсации, уметь применять системный подход к изучению таких детей с учётом зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи, применять индивидуализированный и дифференцированный подход в процессе реализации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы. При организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важная роль отводится созданию коррекционно-развивающей среды.

В Педагогической энциклопедии понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы предусматривают :

-коррекцию и развитие личности;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

– подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

Любая коррекционная работа должна осуществляться на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета.

Основная задача коррекционно-развивающей работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Достижению этого способствует решение ряда коррекционно-развивающих психолого-педагогических задач: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, восприятия;

-формирование познавательных способностей на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

-коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

-формирование пространственно-временных ориентировок;

-развитие слухоголосовых координаций;

-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов;

-обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;

-исправление недостатков моторики;

-совершенствование зрительно-двигательной координации;

-формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Одним из основных условий успешной коррекционно-развивающей работы является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход с учётом ведущего нарушения в развитии ребёнка, состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций. Для этого изучаются психофизические возможности учащихся, разрабатывается комплексный план коррекционной работы с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда. Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционно-развивающая работа по его преодолению. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».

Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию и развитие всей личности. Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа. Целью этой работы является:

– социализация воспитанников;

– выработка положительных качеств;

– формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;

– повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Правильно спланированная и целенаправленно осуществляемая коррекционно-развивающая работа позволяет наблюдать положительную динамику в развитии учащихся с ограниченными возможностями.

Источник