Что нужно знать родителям о речевом развитии ребенка

Консультация: «Что необходимо знать родителям о развитии речи ребёнка»

Ребёнок не  говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, правильно выразить свои мысли, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но  в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и  его успешного обучения в школе. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной и некоторые дефекты в произношении звуков в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:

  • У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1года и 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребёнка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. В три года ребёнок может правильно произносить большинство звуков речи.
  • Сложные по артикуляции согласные звуки (С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Л,Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям. Не позднее чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
  • Даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам («картавое» произношение звука «Р», «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков).
  • Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться  к специалистам. Многие родители, на совет педагогов обратиться за консультацией к неврологу, невропатологу, психиатру, реагируют негативно. Дело в том, что в последние годы увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь, а также такие психические процессы, как внимание, память, мышление. (Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка. Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам.) Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения.
  • Речь развивается в процессе подражания. Ребёнок не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми. Поэтому очень важно, чтобы взрослые не «сюсюкали» с ребёнком, а говорили с ним правильно, отчётливо и неторопливо.
  • Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребёнка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развития речевого слуха и т.п. Овладение грамотой – не самоцель, это определённый этап речевого развития ребёнка, который подразумевает серьёзную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
  • Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому давайте ребёнку больше заданий на штриховку, раскрашивание цветными карандашами, игры с мозаикой и пазлы и т.д.
  • Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизни ребёнка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Практически все языки по своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своём арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности. (Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьёзной работы по его исправлению).
Читайте также:  Развитие ребенка игры изучение цифры

Таким образом, преодолеть нарушения в речевом развитии ребёнка возможно только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей.

Консультация для родителей

«Роль семьи в преодолении дефектов речи ребёнка»

Подготовила: учитель-логопед

                         МБДОУ детский сад

                        комбинированного вида № 24

                       Шувалова И.А.

Источник

 Что необходимо знать родителям о развитии речи ребёнка

Ребёнок не  говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, правильно выразить свои мысли, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но  в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и  его успешного обучения в школе. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной и некоторые дефекты в произношении звуков в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:

  • У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1года и 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребёнка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. В три года ребёнок может правильно произносить большинство звуков речи.
  • Сложные по артикуляции согласные звуки (С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Л,Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям. Не позднее чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
  • Даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам («картавое» произношение звука «Р», «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков).
  • Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться  к специалистам. Многие родители, на совет педагогов обратиться за консультацией к неврологу, невропатологу, психиатру, реагируют негативно. Дело в том, что в последние годы увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь, а также такие психические процессы, как внимание, память, мышление. (Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка. Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам.) Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения.
  • Речь развивается в процессе подражания. Ребёнок не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми. Поэтому очень важно, чтобы взрослые не «сюсюкали» с ребёнком, а говорили с ним правильно, отчётливо и неторопливо.
  • Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребёнка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развития речевого слуха и т.п. Овладение грамотой – не самоцель, это определённый этап речевого развития ребёнка, который подразумевает серьёзную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
  • Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому давайте ребёнку больше заданий на штриховку, раскрашивание цветными карандашами, игры с мозаикой и пазлы и т.д.
  • Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизни ребёнка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Практически все языки по своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своём арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности. (Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьёзной работы по его исправлению).
Читайте также:  Ребенок 1год 1месяц питание и развитие

Таким образом, преодолеть нарушения в речевом развитии ребёнка возможно только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей.

Источник

ирина скомаровская
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?»

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольни ка?

•Вашему малышу доступны различные формы общения: диалогическая и монологическая речь, контекстная и ситуативная.

• Общайтесь с малышом ежедневно, обсуждайте его жизнь дома и в детском саду.

• Разучивайте с крохой небольшие стихотворения, читайте сказки и короткие рассказы, обсуждайте прочитанное.

• К шести годам процесс фонемообразования у ребенка заканчивается, и он правильно произносит все звуки родного языка.

К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой. В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с’], [з’], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р]. [р’], [л], [л’].Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты,не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования.

К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р], [р’], [л], [л’], а вот звуки [с], [з], [с’], [з’]ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Малышу доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали.

Читайте также:  Ребенок 1 месяц кормление развитие

К пяти годам уже и звуки [ш], [ж], [щ] произносятся правильно. Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки [с] — [ш] и [з] — [ж] в речи. Например,пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:

• миска — Мишка;

• маска — Машка;

• каска — кашка;

• соска — шашка;

• пасу — пишу;

• коза — кожа;

• роза — рожа;

• лизать — лежать.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий.Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком».Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой».Он не скажет: «Пять карандашов»,а употребит верную форму: «Пять карандашей».Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола»,а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок. Так же легко он перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Он уже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку.

К шести годам процесс фонемообразования у нормального развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.

• Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.

• Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.

• Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.

• Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.

• Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.

• Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

• Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.

• Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.

• Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.

• Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.

• Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.

• Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.

• Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.

• Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.

Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.

Литература

1. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – СПб., 2015

3. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.

5. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004.

Источник