Что необходимо ребенку до года для развития речи
Большинство детишек от рождения имеют предпосылки для нормального овладения речью.
Почему же у всех малышей к году разные речевые возможности?
Одной из причин этого можно назвать речевую активность взрослых, которые окружают кроху.
Речевое развитие детей до года
В первые четыре-пять месяцев малыш не может понимать смысл слов, он способен понять только интонацию, с которой произносятся слова. Кроха реагирует на мамин голос, на выражение её лица. Поэтому необходимо часто разговаривать с малышом, склоняясь над его кроваткой.
Давайте разберёмся, как нужно строить общение с ребёнком, чтобы к году услышать его первые слова.
Речь малыша начинает активно развиваться примерно с 6 месяцев, когда ребёнок начинает понимать, что он может издавать различные звуки, меняя положение органов артикуляции. Примерно в полгода у детей появляется лепет, который состоит из повторяющихся слогов, включающих гласные и согласные звуки.
• 6-7 месяцев
Вопрос «Где?»
Ребёнок уже понимает смысл вопроса «Где?». Спрашивайте малыша о предметах, которые знакомы ему: «Где кроватка?», «Где мишка?», «Где коврик?» и т.д. Кроха может даже показывать пальчиком на эти предметы.
Потешки
Возьмите ладошки малыша в свои руки и похлопайте ими, приговаривая всем известную потешку.
Через некоторое время ребёнок начнёт хлопать в ладоши сам, как только услышит первую строчку этой потешки.
Потешки и пестушки очень хорошо стимулируют появление первых слов у ребёнка. Проговаривайте их, выполняя повседневные дела: во время купания, одевания, принятия пищи, чтобы успокоить малыша.
Имя
Зовите своего ребёнка по имени, он быстро начнёт откликаться на него. Называйте также имена членов семьи и других малышей.
• 7-8 месяцев
«Пока!»
Когда вы выходите из комнаты или куда-то идёте, говорите: «Пока, пока!» и махайте рукой на прощание. Вскоре ваш малыш помашет вам в ответ.
Простые просьбы
Ваш ребёнок уже понимает и может выполнить простые просьбы: «Дай», «Иди ко мне», «Возьми», «Ложись» и др.
Звукоподражания
Во время игр и повседневных дел с малышом все действия сопровождайте звуками: машинка едет: «би-би», самолёт летит: «у-у-у», часы идут: «тик-так», вода капает: «кап-кап», малыш идёт: «топ-топ» и т.д.
Повторение таких звуков является важным условием для появления первых слов у ребёнка.
Вопросы
Общаясь с крохой, задавайте ему различные вопросы: «Кто там пришёл?» «Хочешь сока?» и т.д. Конечно, малышу трудно будет ответить на них. Поэтому, сделав паузу, ответьте на вопрос сами.
• 8-9 месяцев
Названия предметов
Знакомьте малыша с названиями предметов. Называйте предмет и тут же показывайте его.
Речевое развитие детей до года
Части тела
Начинайте знакомить кроху с названиями частей тела. Посадите малыша и приговаривайте:
У Маши есть глазки, чтобы видеть. (Покажите глазки.)
У Маши есть ушки, чтобы слышать. (Покажите ушки.) и т.д.
• 9-10 месяцев.
Новые слоги и «лепетные» слова
Повторяя за малышом цепочки слогов, добавляйте новые слоги, чтобы малыш повторял за вами. Составляйте слова из доступных ему слогов: ма-ма, па-па, ба-ба и др.
Знакомство с книгами
Читайте малышу книги с детскими стишками и потешками. Рассматривайте яркие иллюстрации и задавайте вопросы: «Где гав-гав, где му-му?» Побуждайте ребёнка повторять за вами эти слова.
Речевое развитие детей до года
Пальчиковые игры
Играйте с пальчиками малыша, нежно массируйте их. Рассказывайте стишки, сгибая и разгибая пальчики.
• 10-11 месяцев
Первые запреты
Именно в этот возрастной период малыш начинает сталкиваться с первыми «нельзя». Их не должно быть много. Постарайтесь обезопасить квартиру (переставьте бьющиеся и опасные предметы наверх, закройте розетки).
Всё равно, бывают ситуации, в которых придётся сказать крохе «нельзя» и переключить его внимание на что-то другое.
На прогулке
Гуляя с малышом на улице, называйте всё, что вы видите: дерево, цветок, собаку, бабочку, снег и т.д. Добавляйте слова-действия («цветок пахнет») и слова-признаки («снег белый»).
• 11-12 месяцев
Ролевые игры
Малыш начинает играть в свои первые ролевые игры: качать и укладывать спать куклу, кормить зайку и т.д.
Детские слова
В первое время можно включать в свою речь упрощённые слова, которые использует ребёнок: киса, ляля, ням-ням. Но параллельно нужно называть и полноценные слова: «Катя ням-ням, Катя ест кашу».
Голоса животных
Рассматривайте игрушки или картинки и называйте животных и звуки, которые издают эти животные: «Собака: гав-гав, курочка: ко-ко-ко, котик: мяу-мяу» и т.д.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Формирование правильной речи у ребенка начинается с самого рождения и во многом зависит от родителей – их внимании и желании в полном объеме реализовать генетическую программу индивидуального развития ребенка.
Правильная организация развития звуковосприятия и звукопроизношения от рождения и до 6-7 лет родителями и соответствие долженствующих возрастных речевых навыков малыша – это наиболее важные задачи, которые стоят перед близкими и наблюдающими специалистами (педиатром, неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом).
В этой статье рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь и как своевременно корректировать нарушения речевого развития ребенка до его поступления в первый класс.
Развитие речи у грудничка
Этот этап крайне важен для малыша, и он начинается с периода новорожденности – правильной организации общения с ребенком во время бодрствования. С самого рождения нужно разговаривать с крохой, стараясь вызвать у него слуховое сосредоточение и улыбку.
После месячного возраста у ребенка начинают активно развиваться слуховой и зрительный анализаторы, а к трем месяцам – у малыша формируется их взаимодействие – малыш начинает локализовать звук в пространстве.
С двухмесячного возраста у ребенка отмечается гуление – кроха «эксперементирует» с гласными звуками.
Гуление – это первый этап формирования активной речи, но при этом важно знать, что для появления гуления нужна целостность голосовых связок (их правильное строение) и положительные эмоции. Кроме этого отмечается четкая связь между правильной методикой кормления (своевременное введение ложки) и правильное развитие артикулярного аппарата – не стоит затягивать введение первого прикорма.
С 5-6 месячного возраста у ребенка появляется лепет – это следующий этап развития речи у ребенка до года.
При этом важно заниматься с малышом и стимулировать дальнейшее осознанное развитие речевого аппарата.
С 5 месяцев – стимулируют лепет, вступая в перекличку с ребенком, вызывать подражание произносимым слогам.
Чтобы развивать понимание речи необходимо много разговаривать с малышом , называть окружающие предметы, людей, действия, учить выполнению простых действий:
- с 7-8 месяцев «ладушки», «до свидания»;
- с 9-10 месяцев – «дай игрушку»;
- с 11-12 месяцев – слова «плохо» и «нельзя» должны регулировать поведение ребенка.
В период с 9 до 12 месяцев – малыш произносит первые слова.
Развитие речи у ребенка от года до двух лет
На втором году жизни для стимулирования понимания речи необходимо:
- увеличивать число запоминаемых слов (пища, животные, предметы одежды, мебели, растения);
- укреплять связи отношений между предметами – киса ест, собачка лает;
- научить ребенка выполнять инструкции взрослого – в первом полугодии они состоят из 1-2 действий, а во втором – их количество увеличивается и состоит из нескольких звеньев.
Для стимуляции речи нужно увеличивать число произносимых слов:
- в первом полугодии – 30 простых слов и звукоподражание (ав-ав);
- во втором полугодии число слов увеличивается до 300, с глаголами и словами, обозначающими качество и отношения между предметами.
Во втором полугодии малыша нужно приучать произносить 2-3 сложные фразы.
Возраст и речевые навыки
1 год – 1 год 3 месяца
однословные предложения, запас слов до 30
1 год 6 месяцев
запас слов 40-50 , малыш легко повторяет слышимые слова
1,5 -2 года
появление фраз и двухсловных предложений
2 года
появление вопросов «Куда?», «Где?», запас слов 200 – 300
Развитие речи у ребенка от двух до трех лет
На втором году жизни слова и звукосочетания становятся средством речевого общения – формируется экспрессивная речь. Поэтому важным показателем правильного развития речи в этом возрасте является не только произношение слов , но и понимание обращенной речи.
Одновременно происходит наполнение словаря ребенка:
- пассивный словарь – слова, которые ребенок понимает;
- активный словарь – слова, которые малыш может произнести.
К двум годам активный словарь при нормальном развитии речи составляет 250 -300 слов.
После двух лет словарь ребенка активно пополняется и к трем годам достигает – от 800 до 1000 слов.
При этом малыш устанавливает простейшие связи между предметами, появляется способность к обобщению, малыш шире использует глаголы и прилагательные, обозначения цветов, качества и форму предметов.
Все это должны развивать родители, не допуская в этом возрасте упрощенных названий предметов. Если родители или окружающие взрослые в этом возрасте в общении с ребенком произносят «сюсюкающие» слова – ребенку в дальнейшем будет сложно даваться полноценная речь.
О правильном произношении звуков можно судить, только при накоплении определенного словарного запаса.
В три года малыш может неправильно произносить звуки:
- свистящие – С, З, Ц;
- шипящие – Ш, Ж, Ч, Щ;
- сонорные – Р, Л.
Также ребенок может пропускать звуки в словах или заменять одни звуки другими, нечетко произносить звуки в малознакомых словах.
Нормы речевого развития у ребенка от трех до семи лет
Возраст и речевые навыки
3 – 4 года
Ребенок употребляет грамматические формы существительных и глаголов, прилагательные.
Запас слов от 800 до 1000 слов.
Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется, но остаются недостатки произношения звуков
4 – 5 года
Ребенок изъясняется развернутыми предложениями, запас слов составляет 2000, и практически исчезают дефекты в произношении звуков.
Высказывания ребенка имеют форму короткого рассказа
5 – 6 лет
Дети умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений, отвечают на вопросы по сюжету.
Запас слов – 2500.
Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов – при их наличии нужно обратиться к логопеду
6-7 лет
Начало освоения письменной речи (чтение и письмо), запас слов – более 4000.
Когда необходима коррекция речи
Если у ребенка отмечаются отклонения в развитии речи – необходимо обратиться к логопеду или другим специалистам (неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом) – в зависимости от того, какой причиной вызвано изменение дефектов речи.
Сотрудники Института коррекционной педагогики РАО уверенны, что если своевременно не исправить возрастные дефекты речи – детям буде сложно учиться – это связано с трудностями в письме и чтении.
Родители должны знать, что 4,5 – 5 лет – это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л».
Но большинство детей к 4 – 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если ребенок не научился правильно говорить – идите к логопеду задолго до поступления в первый класс, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.
Помощь специалиста нужна:
- если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета, затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата») – обязательно и как можно раньше нужно обратиться к неврологу;
- если в 2 – 3 года ребенок в словарном запасе слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит, малыш не различает звуки и взаимозаменяет их – необходима консультация невролога и сурдолога;
- если к 3 – 4 годам ребенок не слышит слоги в слове, может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные – это основа слова, а нарушение слоговых структур – сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова;
- если ребенок говорит в нос – это не всегда связано с аденоидами;
- ребенок все понимает, но не говорит после 3 лет.
Кроме этого нужно помнить, что видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушения.
В данном случае необходимо выявить нарушения и начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.
Нужно обратиться к логопеду – если ребенок после 6 лет имеет дефекты речи.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.
Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.
От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.
Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.
Стадии речевого развития
Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:
- Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
- Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
- Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
- Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.
Возрастные нормы по месяцам
Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.
- Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
- На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
- На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
- На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
- На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
- К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.
Как способствовать речевому развитию ребёнка
Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:
- генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
- стрессовые перегрузки во время беременности;
- воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
- недостаточное питание мамы;
- нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
- отрицательный резус-фактор;
- негативное действие инфекций и хронических патологий.
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.
Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.
Речь годовалого ребёнка включает в себя:
- активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
- пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.
Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.
Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.
Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.
Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).
Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.
Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.
Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).
Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.
Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:
- крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
- мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».
Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.
Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».
При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.
Отклонения от нормы
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.
Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:
- у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
- нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
- запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
- «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
- язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
- к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
- ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
- у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
- ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
- к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
- расширение словарного запаса;
- исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
- обучение умению правильного построения высказываний;
- внимательное отношение к детским вопросам.
В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.
Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.
Источник