Что написать о ребенке с задержкой психического развития
Ирина Гузь
Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития
Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто родители обращаются к нам, специалистам группы для детей с ЗПР с просьбой предоставить психолого-педагогическую характеристику на ребёнка (на ЦПМПК, при оформлении инвалидности, перед консультацией психоневролога, переходом в другое дошкольное отделение или детский сад, выпуском в школу). Поэтому хотим поделиться своим опытом написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста с задержкой психического развития, направляемого на ЦПМПК с целью изменения образовательного маршрута.
Психолого-педагогическая характеристика
на ___,
___ года рождения
___, возраст ___, посещает ___ для детей с ОВЗ с сентября ___ года.
Заключение ЦПМПК при поступлении в группу: Рекомендована адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Направляется на ЦПМПК с целью изменения образовательного маршрута (АООП для детей с ЗПР).
Патологии слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата не выявлено.
Группа здоровья вторая.
Адаптационный период прошёл без осложнений. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивный, неконфликтный. Охотно идёт на контакт с педагогами, выполняет простые поручения.
Ведущая рука правая.
Крупная и мелкая моторика нарушена. Координация нарушена. В основных видах движения (прыжки на двух ногах, на одной ноге, ползание, подъём и спуск по лестнице) испытывает трудности. Походка неровная, ходит на носочках, наблюдается тремор рук.
Аппетит хороший, засыпает медленно, спит спокойно.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом только после напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.
Игровая деятельность: действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение этих игрушек (перекатывает машинку с места на место, «футболит» машинкой, отсутствует замысел в игре, отмечается бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Несформированность целевого компонента игры («пинает» мяч, не ставя цель забить мяч в ворота или поиграть в футбол). Снижена потребность в игре, начинает игру по инициативе взрослого. Наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов, что говорит о недостаточном объёме представлений о предметах окружающего мира, об отношениях людей в процессе их деятельности. Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения.
На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Перенос усвоенного способа действий в аналогичную ситуацию осуществляет. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.
Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих. Словарный запас ниже возрастной нормы.
Органы артикуляционного аппарата без патологии. Подвижность речевого аппарата снижена.
Слоговая структура речи и фонематический слух нарушены.
Звукопроизношение нарушено. Связная речь ниже возрастной нормы.
Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая.Память нарушена: зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Оттеночные цвета не знает. Знает круг, треугольник, квадрат. По величине предметы различает с трудом, не все параметры величины может определить и назвать.
Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.
Мышление ниже возрастной нормы: слабо развиты операции анализа и синтеза. Затрудняется в установлении причинно-следственных связей. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.
Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.
Дата написания характеристики
Наименование образовательного учреждения
Подписи специалистов: Старший воспитатель /Председатель ППк
Педагог-психолог
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
Воспитатели группы
Печать образовательного учреждения
Источник
Чаще всего диагноз ЗПР детский невролог может ставить ребенку к 4-5 годам, хотя отчетливые признаки задержки психического развития нередко проявляются у малыша и в более раннем возрасте.
Но, к сожалению, некоторые специфические признаки не всегда могут быть вовремя замечены родителями из-за отсутствия профессиональной психолого-педагогической подготовки.
По этой причине отклонения от нормы у малыша семья порой списывает на проблемы воспитания, индивидуальные особенности («Он у нас просто ленится…»).
Кроме этого, у разных детей «маркеры» ЗПР могут проявляться по-разному. У одних малышей могут быть неярко выражены первичные проявления возможной задержки психического развития, а у других – наоборот. У кого-то страдает внимание, а кто-то, напротив, очень внимателен к деталям, но имеет проблемы с запоминанием.
Это тоже может сбивать с толку родителей, скрывая от них истинные причины замеченных отклонений.
Поэтому крайне важно своевременно заметить «странности» в поведении малыша, в общении, в его сотрудничестве, совместных играх с вами и со сверстниками, и сразу обратиться к специалисту.
Среди самых часто встречающихся признаков задержки психического развития у детей (примерно, в возрасте +/- 4-5 лет) можно выделить 7 основных.
1. Проблема с социальным интеллектом и эмоционально-волевой сферой
Малыши с признаками ЗПР (задержкой психомоторного развития) бывают нередко эмоционально нестабильны.
У таких детишек часто меняется настроение и отсутствует самоконтроль. Причем, дефицит контроля над своими действиями наблюдается во всех видах деятельности, включая игровую.
Им тяжело адаптироваться к новым условиям. Новые виды игр, новые люди в окружении, новые вещи, одежда, еда – любая новизна вызывает реакцию отторжения, так как погружает ребенка в непривычное состояние, провоцируя дискомфорт.
Поэтому таким малышам сложно привыкать к детскому саду, к другим детям, к отсутствию мамы рядом и к «недомашней» обстановке.
В игре они неуверенны, нервозны, суетливы, истеричны, а также замкнуты, напуганы. Но, несмотря на стеснительность, дети с признаками ЗПР могут вести себя с чужими взрослыми (например, с воспитателями садика) панибратски, игнорируя разницу в возрасте и авторитет взрослого («Иди сюда, вон, какая бибика у меня..»).
Проблемы в коллективе у малышей с задержкой психического развития напрямую связаны с невозможностью совершить усилие воли. Это обусловлено имеющимся нарушением психического функционала.
Эти детишки не могут выполнить задание (или правильно его выполнить/выполнить от начала до конца/последовательно/уложиться в установленный интервал времени и др.) так, как это нужно, из-за того, что социальный интеллект не развит в должной степени, недостаточно сформированы социальные навыки взаимодействия с людьми.
2. Нарушение внимания
Сниженная концентрация внимания, так называемое, «порхающее» внимание (его неустойчивость; малыш постоянно «переключает» его с одного объекта на другой), в совокупности с проблемами развития некоторых социальных навыков у ребенка также могут выступать «маркерами» ЗПР. Причем, достаточно выраженными.
Нередко проблемы со вниманием сопряжены с повышенным, или, наоборот, с пониженным уровнем как двигательной, так и речевой активности.
Это сочетания нарушений может быть проявлением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), когда ребенок крайне неусидчив, и при этом он не может контролировать свою активность самостоятельно.
3. Проблема с восприятием окружающей действительности
Это нарушение проявляется обычно в сложности формирования целостного образа какого-либо объекта или предмета в сознании ребенка. Из-за этого он не может мыслить абстрактно, и его знания об окружающей действительности сильно ограничены или искажены.
Допустим, малыш не может узнать хорошо знакомый ему предмет по его отдельным составляющим. То есть разложенные перед ним детали конструктора или кубики, из которых можно собрать конкретную фигуру, не дают ему представление о собранном из них, готовом объекте.
Иногда такие затруднения могут быть спровоцированы даже непривычным положением кубиков или их расположением на другом конце стола.
4. Память: особенности нарушения
Здесь выражено нарушение процесса заучивания материала (например, маленького стишка) и его последующего воспроизведения.
Малыш не запоминает материал последовательно, от начала до конца.
Скорость запоминания очень низкая, а качество воспроизведения – среднее или плохое.
Ребенок путает слова местами, пропускает «куски» материала, нервничает и сопротивляется выполнению задания.
5. Проблема с речью и звукопроизношением
На фоне нарушений психического развития часто страдает и развитие речи ребенка.
Виды задержки речевого развития могут быть разными в зависимости от формы тяжести ЗПР.
Словарный запас у таких детишек бедный. Ребенок обращается к примитивным звукам (например, при узнавании знакомого предмета или в качестве просьбы дать ему что-либо: «у-у-у» или «дай»), искажает слова, «проглатывает» их окончания, меняет звуки местами при их произношении («присине попить водички» вместо «принеси попить водички»/ «колзик» вместо «козлик» и т.д.).
Дети с подобными признаками нарушения речи могут иметь диагноз – алалия, которая бывает как моторная, так и сенсорная.
Моторная алалия – когда есть недоразвитие экспрессивной речи ребенка (неполное понимание того, что он говорит сам) с выраженным затруднением пополнения словарного запаса при достаточно сохранном понимании речи других людей.
Сенсорная алалия – когда имеется недоразвитие импрессивной речи (неполное понимание того, что ребенку говорят другие люди), разрыв между смыслом и звучанием слов, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи.
6. Нарушение мыслительных процессов
У ребенка с задержкой психического развития встречается также и отставание в развитии мыслительных процессов.
Данный признак можно обнаружить при решении задачек на словесно-логическое мышление.
Например, в рамках игры для дошкольников «Найди общее слово», в которой ребенку нужно подобрать одно слово/понятие, объедающее 4 других слова одним общим смыслом:
– Вера, Коля, Ангелина, Женя (имена);
– Стол, диван, кресло, стул (мебель);
– Понедельник, воскресенье, среда, четверг (дни недели), и т.д.
Малыши с признаками ЗПР не смогут справиться с таким заданием, так как они не владеют необходимыми интеллектуальными операциями – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.
Также у детей страдает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Но детишки при этом способны классифицировать предметы по простым и наглядным признакам – форма, цвет.
А вот выделение в качестве признака предмета – величины (попросите ребенка большие игрушки из общей кучи положить направо, а маленькие – влево) и материала (например, попросите разделить кучу игрушек на деревянные и мягкие) вызовет затруднения.
При ЗПР в целом познавательная активность не развита или развита слабо. То есть у детишек в процессе получения новых знаний о мире не возникает желания уточнить у взрослого что-то, задать вопрос, поинтересоваться любопытными потребностями.
Допустим, когда мама читает ребеночку сказку, то малышу с «маркером» ЗПР будут не интересны уточнения деталей касательно сюжета или героев повествования по сравнению с ребенком без признаков нарушения психического развития.
У малышей с нарушениями отмечается пассивность умственной деятельности.
7. Особенности игрового процесса при ЗПР
Яркий признак задержки психического развития – недостаточная структурность игровой деятельности.
То есть у малыша нет сюжетно-ролевого аспекта в играх: сюжеты всех придуманных им игр обычно не выходят за пределы примитивной, бытовой тематики на фоне постоянства одного и того же сюжета игры (то есть ребенок играет постоянно в одну и ту же игру, например, в «водитель автобуса»).
Содержание игр, способы взаимодействия в них, нравственные правила, нормы и производимые ребенком операции в процессе (мелкие действия – допустим, крутить руль, мешать ложкой кашу, расчесывать волосы кукле) – всегда однотипные и скудные.
Дорогие друзья, если вы, являясь любящим родителем – бабулей, папочкой, мамусей или дедулюшкой – заметили у своего малыша один или несколько из вышесказанных признаков ЗПР, пожалуйста, не тяните с посещением кабинета детского невролога.
Хорошо, если вам просто показалось то, чего нет, из-за мнительности или из-за самой теплой в мире заботы о маленьком, родном человечке.
Тогда вы просто выдохните с облегчением, выходя из кабинета, и забудете о своих тревогах.
А если вам не показалось, и врач скажет, что ваши опасения про ЗПР подтвердились, то знайте – вы сделали все правильно, сделали большое и важное дело – вовремя обратились и начали работу над коррекцией нарушения, что обязательно ускорит и упростит победу над такой гадкой и противной штукой, как ЗПР.
И ни в коем случае не надо переживать, нервничать и бояться из-за возможного диагноза – нужно действовать, и помнить, что ЗПР обратима, и все у вас будет хорошо.
Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику “ПиПси” в VK и будьте в курсе нескучной и полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
Приятного вечера и радостного нового дня!
Источник
ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.
ЗПР: что это такое
ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое – подробно расскажет врач-невролог или психиатр.
ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже
Отставание становится заметным в разном возрасте:
- у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
- в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).
Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.
Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.
Симптомы задержки психического развития: характеристика детей
Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.
У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.
Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:
- Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
- Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
- Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная – ЗПР.
ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.
Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников
Причины задержки психического развития
У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:
- вредные привычки матери, прием медикаментов;
- инфекции и хронические болезни женщины;
- неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.
Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:
- родовые травмы;
- продолжительный безводный период;
- затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
- экстренное кесарево сечение;
- асфиксию в родах.
Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:
- дефицит внимания родителей;
- напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
- обучение под психологическим давлением;
- физическое насилие над малышом;
- редкие прогулки на улице;
- недостаток общения со сверстниками.
На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.
К редким причинам относят:
- приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
- сердечно-сосудистые нарушения;
- нарушение мозгового кровообращения и др.
Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.
Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом
Постановка диагноза
Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.
Для поиска причины назначают:
- аудиометрию;
- КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
- доплеровское сканирование сосудов;
- электроэнцефалограмму;
- электрокардиограмму и пр.
Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.
Что делать родителям: методы лечения
В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:
- прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
- занятия с логопедом;
- курсы психотерапии;
- массажи;
- лечебная гимнастика;
- физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.
Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).
В домашних условиях родителям необходимо:
- регулярно пополнять словарный запас ребенка;
- вместе учить стишки;
- читать интересные рассказы;
- выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
- показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
- уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.
Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.
Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз
Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.
Упражнения
Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.
Упражнения для совместного выполнения:
- разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
- показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
- положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
- назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.
Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.
Вероятные осложнения
Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:
- дебилизм;
- имбицилизм;
- идиотизм.
При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.
У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.
Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии
Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.
Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.
Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает
Источник