Что мы понимаем под развитием речи ребенка дошкольного возраста
Анна Валиева
Деловая игра «Речевое развитие дошкольника»
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;
развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.
4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
5. Совершенствовать навыки логического мышления.
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Мы приглашаем Вас на деловую игру. Но прежде нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий,в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.
Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете, эксперты оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.
1.Разминка:
Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
• Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
• Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
произведения. (Да)
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
2. Команды вытягивают билет и отвечают на поставленный вопрос.
А) Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
– Формирование словаря.
– Звуковая культура речи.
– Формировать грамматический строй речи.
– Развивать связную речь.
– Ознакомление с художественной литературой.
Б) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
В) Каковы задачи по формированию словаря?
Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
3.Назовите приемы обучения рассказыванию:
1. образец рассказа
2. частичный образец рассказа
3. дублер образца
4. разбор образца рассказа
5. план рассказа
6. воспроизведение плана рассказа детьми
7. коллективный разбор плана
8. коллективное составление рассказа
9. составление рассказа по частям
10. окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
11. подсказ вариантов
12. вопросы, указания, пояснение
13. оценка
4. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой
(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный
Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
5. Литературная страница.
Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)
3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
7.Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
9. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
11. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)
12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности(«Айога».)
14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)
16. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
17. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
18. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)
19. Сказка,в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)
20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
6.Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой:
1. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.
(2-ая младшая группа)
2. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. (Средняя группа)
3. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)
7. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают):
– рациональное размещение в группе,
– соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы,
– соответствие интересам детей,
– постоянная сменяемость,
– эстетическое оформление,
– востребованность.
8. Ведущая предлагает командам отобрать книги в соответствии с возрастной группой. (каждая команда соответствует определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе)
1. А. Барто «Уронили мишку на пол», З. Александрова «Мой мишка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», К. Чуковский «Краденое солнце», (2-ая младшая)
2. «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Волк и лиса», Б. Гримм «Горшок каши» (средняя)
3. С. Есенин «Черемуха», А Толстой «Золотой ключик», М. Пришвин «Золотой луг»,
Л. Толстой «Филипок», «Спящая красавица» (подготовительная)
9. Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1 команда
кашечрохав («Хаврошечка»)
боклоко («Колобок»)
зоркомо («Морозко»)
2 команда
очвокамйюд («Дюймовочка»)
дыродйом («Мойдодыр»)
гукароснеч («Снегурочка»)
3 команда
комерет («Теремок»)
щеинакатар («Тараканище»)
рожахико («Жихорка»)
10. Предложить командам назвать одним словом
1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
3. Литературное произведение для пересказа (сказка)
4. Тип связной речи (диалог)
5. Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
6. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
8. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
9. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
11. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?
– Д/игры;
– С/игры;
– С/игры;
– Р/игры;
– Режимные моменты;
– Прогулки;
– Занятия.
Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.
Памятка для воспитателей.
3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный
Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Источник
Ольга Барабанова
Развитие речи детей дошкольного возраста
Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Автор: Барабанова Ольга Николаевна
МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области
Введение
Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.
Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.
Развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.
К году дети начинают произносить отдельные слова. В два года ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом году жизни ети используют практически все части речи, могут активно заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых взрослый никогда раньше не слышал. Среди важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку.Эта задача состоит из нескольких задач: обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обучение разговорной речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться, уметь выслушать других детей. При развитии всех этих компонентов развития речи можно говорить о том, что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.
Основная часть
Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста.С первых дней малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие малыша. При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам, но и с удовольствием слушает голос взрослого. Поэтому родителям очень важно,как можно больше общаться со своим ребенком: рассказывать ему, о том, что происходит вокруг, петь песенки, читать сказки, детские стихи.
Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания – он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, кивать ребенку в ответ, улыбаться.
К четырем месяцам звуки, которые произносит, похожи на элемент слов, например, ма, ба и т. д. В этом возрастном периоде малыш не вкладывает в них никакого смысла, они непроизвольны. Родителям необходимо продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и назвать игрушки. Но к 8 месяцам они становятся более четкими,к 10-11 месяцам ребенок произносит первые простые слова: мама, би-би, гав-гав и т. д. Ребенок понимает и с удовольствием выполняет простые поручения.Родителям важно стараться научит ребенка первым простым словам: дай, на и т. д. Общаясь с ребенком до года, во время разговора или пения держите ребенка так, чтобы он видел ваши губы, мог их потрогать. Исследуя источник звука. Используйте потешки, пестушки, колыбельные.
На этапе 2-3 месяца родитель может выбирать часто произносимый ребенком звук и петь песенку, заменяя слова этим звуком.
В 4-5 месяцев можно показывать ребенку игрушку, называя ее несколько раз,а затем спрятать со словами: «Где зайка?»,после этого показать: «Вот зайка».
В 6-7 месяцев нужно выкладывайте перед ребенком небольшие детские книги, пусть ребенок их рассматривает. Выбирает наиболее привлекательные для него. Родитель может прочитать ребенку книжку несколько раз, называть ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в книжке. Когда ребенку книжка хорошо знакома, попросить его показать тот или иной предмет.
В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие мелкой рук. Уровень физического и психического развития ребенка определяется уровнем развития движений малыша. Учеными доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка»
С рождения необходимо делать массаж рук, разминать пальчики малыша. Ближе к году играть с ребенком в следующие игры «Найди игрушку» (Спрятать на глазах у ребенка в крупе 2-3 некрупные игрушки, а затем попросить малыша найти, например, киску). Можно приобрести маленький массажный мячик и, начиная с года, массировать пальчики и ладошки. С года можно включать в игровую деятельность следующие игры «Крутись, карандаш» (Предложить покатать ребенку карандаш по столу вперед – назад, «Спрячь в ладошке» (Попросить ребенка спрятать в кулачке кусочек поролона или маленькую игрушку из нетвердых материалов). Игра «Ветерок» (Положите ребенку на ладошку кусочек ваты и попросите сдуть его).
К двум годам в речи детей появляются простые предложения
Взрослый может использовать игровые приемы. Например, при рассматривании игрушки лисы, зайчика, можно поиграть в игры «Лиса и зайчик» (Взрослый достает зайчика и спрашивает: «Кто это?». Ребенок отвечает.Взрослый спрашивает: «А где у зайчика хвост, лапы, глазки, нос, уши?», «Прятки с игрушками» (На столике стоят несколько игрушек. Взрослый предлагает ребенку выбрать одну,задает ребенку вопрос: «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку, что тебе в ней нравится?» После этого ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку в заметное место. «Пора», – говорит взрослый, ребенок поворачивается и ищет игрушку.
Рассказывать детям о домашних животных и птицах, о некоторых диких животных, используя иллюстрации, детские произведения. Можно использовать игры типа «Угадай, кто это?» (Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с животными или птицами, ребенок должен определить, о ком идет речь.). Как подготовительный этап к рассказыванию о животных, используются игры типа «Доскажи словечко» (Взрослый предлагает детям короткие стихи известные детям, которые заканчиваются словом – названием животного, но последнее слово взрослый не говорит, его договаривает ребенок).
Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки. Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи.Для этого можно использовать игры: «Ауканье» (Взрослый предлагает ребенку представить, что они заблудились и позвать друг друга «ау», при этом сложив руки рупором, «Ветер» (Взрослый предлагает ребенку спеть,как ветерок: в-в-в, затем как сильный ветер, ребенок усиливает громкость произнесения. Взрослый просит ребенка усиливать и снижать громкость голоса, «Комарики» (Взрослый предлагает ребенку превратиться в комариков.Произносится звуки: з-з-з, «Свисток» (Звуки: с-с-с).
На четвертом году в занятия с детьми можно включать рассказывание сказок. Учить детей рассматривать иллюстрации, внимательно следить за содержанием сказки, отвечать на вопросы по тексту. Для развития интереса детей можно использовать игрушки (герои сказок, маски.
Один из способов развития речи детей – рассматривание игрушки. (Мяч, неваляшку, куклу). Рассмотрев игрушку вместе с ребенком, попросить его назвать цвет, форму, величину. Учить ребенка рассказывать об игрушке. Для привлечения внимания ребенка можно использовать стихи об игрушке, сюрпризные моменты. (Показать ребенку игрушку не сразу, а коробку, в которой она спрятана,спросить: «Что же это за коробка? Что в ней?»). Можно использовать игры «Что изменилось» (Взрослый рассаживает игрушки, ребенок рассматривает, взрослый за ширмой меняет местами игрушки и просит ребенка рассказать, что же изменилось)
Так же можно вместе с детьми рассматривать и описывать овощи. Учить детей обследовать предмет, рассказывать о том, какой он на вид, на вкус. Загадывать детям загадки об овощах и фруктах. Чтобы заинтересовать ребенка использовать игры «Посади огород», «Угощение кукол», «Овощи и фрукты – полезные продукты»(взрослый весте с ребенком обследуют овощи и фрукты зрительно, на ощупь, на вкус, выделяют их признаки)
На этом возрастном этапе можно рассматривать с детьми несложные по сюжету картины. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами. Но не следует прекращать работу по развитию речи детей.
Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детейна окружающую природу: деревья, птицы, небо и т. д., на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост», «какая была шерстка» и т. д.
В этом возрасте можно для развития речи детейможно использовать следующие игры: «Бывает – не бывает» (Взрослый рассказывает ребенку историю, ребенок говорит, что из этой истории может быть на самом деле, а чего не может быть, «Какая, какой, какое» (Взрослый называет предмет, а ребенок как можно больше признаков, соответствующих данному предмету, «Закончи предложение» (Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает его, подбирая слова с противоположным значением, например,
«лук горький, а арбуз», «Загадай, я отгадаю» (Взрослый предлагает ребенку рассказать о каком-либо предмете, не называя его, а взрослый отгадывает, о чем рассказал ребенок).
В возрасте 5-6 лет словарь детей пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает 3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия, например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. Продолжается развитие диалогической и монологической речи, но на этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков, например, сонорных (л, н, шипящих. Поэтому задачей взрослых является помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях. Родители так же могут поучаствовать в этом процессе. В этом им помогут игры «Поймай слог» (Взрослый называет слог, ребенок придумывает слово, начинающееся на этот слог, «Подбираем рифмы», «Кузовок», «Наоборот» и др.
Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать игры «Если я»(придумывание ситуаций, «Рифмы», «Загадки» (Ребенок сочиняет загадку, описывает то, о чем задумал, взрослый или другой ребенок отгадывает, «Угадай сказку» (Ребенок подбирает и называет ряд слов из сказки, взрослый или другой ребенок угадывают сказку, «Кто больше» (Выбирается звук, кто из играющих придумает больше слов, начинающихся на этот звук, «Противоположности» (Взрослый говорит слово –ребенок подбирает противоположное по значению).
Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что сказывается на психическом, речевом развитии детей. Дети становятся более самостоятельны, рассудительны. Но тем не менее взрослым необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей. Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить звуки. Расширять словарный запас
детей. Поиграть с ребенком в игры «Закончи предложение», «Ласковые слова» (Кто подберет больше ласковых слов). Взрослые должны как можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы, истории сказки. Взрослый может помогать ребенку, если тот затрудняется в подборе слов. Так же необходимым этапом в развитии речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте». В данный раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине,определять гласный и согласный: мягкий, твердый, звонкий, глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать звук, если взрослый просит,например: «Назови третий звук в слове». Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш дом», «Построим пирамиду»(на количество звуков в слове, «Стол находок», «Рассыпанные буквы»(Звукобуквенный анализ слов, «Как их зовут» (Умение определять первый звук в слове, «Зоопарк» (Деление на слоги, «Помоги Буратино» (Умение выделять гласный и согласный звук).
Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что, если родители и педагоги стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы.
Литература:
С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет»;
Г. Я. Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»;
О. С. Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности».
Источник