Что можно давать ребенку до года для развития речи

Что можно давать ребенку до года для развития речи thumbnail

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется задержкой речевого развития, в первую очередь, экспрессивной речи. Подобное состояние часто связано с недоразвитием корковых отделов головного мозга, которые со взрослением малыша приобретают зрелый «вид». При сохранении проблем у ребенка после трех лет ему может быть выставлен диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). В этом случае начинается активная логопедическая работа, направленная на коррекцию нарушений. Дополнительно могут использоваться препараты для развития речи: ноотропы и лекарства, улучшающие состояние нервных клеток.

Информация о заболевании

Развитие речи – сложный процесс

Речевое развитие ребенка проходит ряд последовательных этапов, за которыми внимательно следят педиатр и родители. При взрослении наблюдается постепенное обогащение словарного запаса, формирование правильного произношения и понимания сказанного окружающими. Считается, что речевое развитие малыша активно продолжается до 3 лет. В этот временной отрезок ребенок попадает в детский сад, где начинает активно общаться со сверстниками и воспитателями.

В возрасте 3 лет и старше может быть выставлен диагноз задержки речевого развития. Врачи считают, что это патология проявляется одновременным нарушением всех частей речи: грамматики, фонетики и лексикона. Как правило, подозрения о наличии расстройства возникают раньше, но ЗРР выставляется только по достижении трехлетнего возраста. До этого времени с ребенком активно работает логопед, что у большинства детей приводит к формированию нормальной речи.

В отсутствии коррекции ЗРР может стать причиной развития дисграфии и дислексии, характеризующихся нарушениями письма и чтения, соответственно. Это в свою очередь негативно влияет на память, внимание ребенка, а также на процесс обучения в детском саду и школе.

Задержка речевого развития является следствием функционального нарушения созревания корковых отделов головного мозга и артикуляционного аппарата. В связи с этим терапия подобного состояния всегда проводится совместно педиатром и логопедом при использовании медикаментов, логопедических упражнений и других методов.

Необходимое лечение

Эффективный подход к устранению речевых нарушений − комплексный, включающий в себя логопедические занятия, медикаментозные препараты и улучшение социальной обстановки в семье. С родителями ребенка и им самим работает психолог и психотерапевт. Это позволяет повысить качество общения в семье и ориентировать родителей на регулярное общение.

Артикуляционная гимнастика и логомассаж

Частая причина ЗРР − нарушение артикуляции, связанное с патологией языка, зубов, губ или челюстей. Для их устранения проводится специальная гимнастика, направленная на улучшение работы артикуляционного аппарата. Дополнительно используется логопедический массаж, снимающий напряжение с мимических и жевательных мышц. Дополнительное значение в терапии имеет физиолечение: электростимуляция, ЛОГО+ и другие методики. Они могут способствовать улучшению функции корковых и подкорковых отделов головного мозга, устраняя речевой дефект.

Улучшение обменных процессов и защита нервных клеток от повреждающих факторов возможна при использовании лекарственных средств различных фармакологических групп. Подбирать препараты должен только специалист, так как все они имеют определенные показания и противопоказания к своему применению.

Цели медикаментозного лечения

Основная цель использования лекарств в лечении задержки речевого развития − улучшение питания нервной ткани. Известно, что нейроны активно метаболизируют глюкозу, получая из нее энергию и необходимые питательные вещества. Стимулирование обменных процессов позволяет повысить активность клеток и их функциональную зрелость. Основная группа препаратов, используемых для этого − ноотропы.

Дети с функциональными расстройствами корковых отделов головного мозга могут проявлять признаки синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Для коррекции симптомов в этом случае рекомендуют принимать Пикамилон и его аналоги. При повышенной заторможенности детей следует выбирать Цераксон и схожие с ним лекарственные средства.

Пикамилон и Цераксон

Родителям важно понимать, что назначение медикаментов для лечения ЗРР носит вспомогательный характер. Даже хорошие лекарственные препараты не исключают регулярных и длительных логопедических занятий, а только обеспечивают ускорение формирования правильной речи.

Основные группы лекарств

Все таблетки для развития речи у детей принято делить в зависимости от их химической структуры и оказываемого эффекта на головной мозг. Врачи выделяют следующие группы препаратов для лечения ЗРР:

  • Аналоги гамма-аминомаслянной кислоты (ГАМК) − Пикамилон, Пантогам и др. ГАМК является тормозным нейромедиатором, обеспечивающим нормализацию проведения нервных импульсов в головном мозге. Последние научные исследования показывают, что препараты на основе ГАМК улучшают поглощение нейронами кислорода и глюкозы, что положительно сказывается на их функционировании. Пантогам и его аналоги рекомендованы детям с проявлениями синдрома гиперактивности и другими состояниями, сопровождающимися повышенной возбудимостью ЦНС. Многие из указанных средств выпускаются в виде капель, что облегчает их использование в детском возрасте.
  • Средства, содержащие пиритинол (Энцефабол, Церебол), являются активными нейропротекторами. Они оказывают мембраностабилизирующее действие и блокируют образование свободных радикалов, способных разрушить нервные клетки и их внутренние структуры. Кроме того, благодаря указанному действию, препараты повышают жизнеспособность нейронов при гипоксии, то есть нехватке кислорода. Выпускаются в виде таблеток и суспензии.
  • Цераксон относится к ноотропам со стимулирующим эффектом на центральную нервную систему. В препарат в качестве активного компонента входит цитиколин, повышающий энергообеспечение нервной ткани и стимулирующий восстановление клеточной мембраны нейронов. Дополнительно оказывает противоотечный эффект, уменьшая количество межклеточной жидкости в головном мозге. Принимать Цераксон можно детям, страдающим ЗРР с признаками заторможенности работы ЦНС, в том числе, при аутизме.

В возрасте 1-2 года лекарственные препараты при функциональной задержке развития речи не используются, так как состояние легко купируется с помощью логопедических занятий.

Указанные лекарственные средства характеризуются высокой эффективностью и входят в рейтинг самых часто назначаемых препаратов для устранения дефектов речи в детском возрасте.

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем детстве

Витаминные комплексы

Образование нейромедиаторов в нервной ткани зависит от содержания в организме витаминов. В связи с этим дополнительный терапевтический эффект при ЗРР оказывает использование поливитаминных комплексов. Одним из популярных средств является Элькар. Его таблетки содержат левокарнитин, необходимый для регуляции обмена веществ в клетках организма. Помимо этого, в терапии используется Глиатилин, содержащий витамин В4, улучшающий контактное взаимодействие между нейронами.

Шипучие гранулы Элькар

Препараты природного происхождения

Кортексин и Церебролизин − два ноотропа, созданных на основе лиофилизированной ткани головного мозга животных. Входящие в их состав полипептиды обладают регулирующим действием на нервную систему. Сами пептидные молекулы выступают источником аминокислот, необходимых для жизнедеятельности и регенерации нейронов.

Ни в коем случае не следует использовать гомеопатические средства для лечения ЗРР. Они не имеют доказанной эффективности, так как не содержат молекул действующего вещества. При их использовании родители могут длительное время отказываться от действующих лекарственных препаратов, что усложнит течение патологии.

Особенности лечения

Наиболее часто у детей для лечения ЗРР используют Пикамилон, Цераксон и Энцефабол. Данные препараты имеют определенные схемы терапии, которые необходимо строго соблюдать. Пикамилон может быть использован для детей старше 3 лет. Назначают его в виде таблеток, содержащих 20 мг активного компонента. Если ребенку от 3 до 10 лет, то препарат принимают два раза в сутки по 1 таблетке. В возрасте старше 10 лет – три раза в день. Средняя продолжительность курса лечения 3 месяца. При необходимости, терапия может быть продолжена после консультации с неврологом.

Если ребенок имеет диагноз аутиста или другие комплексные психиатрические заболевания, то в лечении задержки речевого развития всегда должен участвовать врач-психиатр. Связано это с тем, что нейропротекторы и ноотропы, влияя на головной мозг, могут стать причиной обострения патологий.

Цераксон − один из наиболее удобных препаратов для лечения ЗРР. Он выпускается не только в виде таблеток, но и в виде сиропа. Может быть использован только у детей старше трех лет. Необходимо использовать 1 таблетку, 1 саше или 1 ч. л. сиропа в день, разделив суточную дозу на два отдельных приема. Лечение продолжается 1 месяц, после чего ребенок повторно обследуется педиатром или неврологом. Следует отметить, что в современных клинических рекомендациях по лечению ЗРР Цераксон назначается только при возможности постоянного медицинского контроля за состоянием малыша.

Суспензия Энцефабол

Лекарственное средство Энцефабол относится к пиритинол-содержащим препаратам. Выпускается оно в виде суспензии для приема внутрь. Детям старше года назначают Энцефабол по 1 ч. л. трижды в сутки. Терапию продолжают 1-2 месяца, после чего необходимо проконсультироваться у невролога.

При неэффективности отдельного препарата, врач может заменить его или назначить комбинацию лекарственных средств. Следует помнить, что помимо медикаментов, ребенок должен посещать логопеда и выполнять логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Возможные побочные эффекты

Все лекарственные препараты способны вызвать нежелательные лекарственные реакции. Риск их возникновения минимален, однако, родители должны знать о них и при выявлении симптомов сразу же обратиться к своему лечащему врачу для коррекции терапии.

При использовании ноотропов и нейропротекторов возможны следующие побочные эффекты:

  • Аллергические реакции в виде крапивницы и кожного зуда при наличии у ребенка индивидуальной непереносимости или аллергии на препарат.
  • При использовании ноотропов с психостимулирующим эффектом родители могут отмечать повышенную возбудимость ребенка, развитие у него бессонницы, усиленного аппетита или отказ от приема пищи. Симптомы задержки речевого развития при этом могут усиливаться в результате дисфункции коры головного мозга.
  • Неправильное применение тормозящих нейропротекторов на основе ГАМК приводит к противоположным эффектам: заторможенности, сонливости, замедленной реакции, отсутствию внимания на окружающие события и людей и пр.

Препараты при ЗРР принимают только по назначению врача

Для того чтобы избежать возникновения побочного действия лекарственных средств, следует всегда перед их назначением консультироваться с врачом. Специалист оценит имеющиеся у ребенка противопоказания и подберет оптимальную медикаментозную терапию.

Медикаменты являются важной частью лечения задержки речевого развития. Они оказывают положительное влияние на головной мозг и способствуют созреванию его центров, ответственных за речь. При выборе лекарственных средств для лечения ЗРР, следует соблюдать советы врача. Доктор совместно с логопедом назначает комплексную терапию, в которой препаратам отводится вспомогательная роль. При выборе конкретных лекарств, учитывается состояние ребенка, а также цена на данные средства.

Читайте также:  Психология роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

Источник

Большинство детишек от рождения имеют предпосылки для нормального овладения речью.

Почему же у всех малышей к году разные речевые возможности?

Одной из причин этого можно назвать речевую активность взрослых, которые окружают кроху.

Речевое развитие детей до года

В первые четыре-пять месяцев малыш не может понимать смысл слов, он способен понять только интонацию, с которой произносятся слова. Кроха реагирует на мамин голос, на выражение её лица. Поэтому необходимо часто разговаривать с малышом, склоняясь над его кроваткой.

Давайте разберёмся, как нужно строить общение с ребёнком, чтобы к году услышать его первые слова.

Речь малыша начинает активно развиваться примерно с 6 месяцев, когда ребёнок начинает понимать, что он может издавать различные звуки, меняя положение органов артикуляции. Примерно в полгода у детей появляется лепет, который состоит из повторяющихся слогов, включающих гласные и согласные звуки.

• 6-7 месяцев

Вопрос «Где?»

Ребёнок уже понимает смысл вопроса «Где?». Спрашивайте малыша о предметах, которые знакомы ему: «Где кроватка?», «Где мишка?», «Где коврик?» и т.д. Кроха может даже показывать пальчиком на эти предметы.

Потешки

Возьмите ладошки малыша в свои руки и похлопайте ими, приговаривая всем известную потешку.

Через некоторое время ребёнок начнёт хлопать в ладоши сам, как только услышит первую строчку этой потешки.

Потешки и пестушки очень хорошо стимулируют появление первых слов у ребёнка. Проговаривайте их, выполняя повседневные дела: во время купания, одевания, принятия пищи, чтобы успокоить малыша.

Имя

Зовите своего ребёнка по имени, он быстро начнёт откликаться на него. Называйте также имена членов семьи и других малышей.

• 7-8 месяцев

«Пока!»

Когда вы выходите из комнаты или куда-то идёте, говорите: «Пока, пока!» и махайте рукой на прощание. Вскоре ваш малыш помашет вам в ответ.

Простые просьбы

Ваш ребёнок уже понимает и может выполнить простые просьбы: «Дай», «Иди ко мне», «Возьми», «Ложись» и др.

Звукоподражания

Во время игр и повседневных дел с малышом все действия сопровождайте звуками: машинка едет: «би-би», самолёт летит: «у-у-у», часы идут: «тик-так», вода капает: «кап-кап», малыш идёт: «топ-топ» и т.д.

Повторение таких звуков является важным условием для появления первых слов у ребёнка.

Вопросы

Общаясь с крохой, задавайте ему различные вопросы: «Кто там пришёл?» «Хочешь сока?» и т.д. Конечно, малышу трудно будет ответить на них. Поэтому, сделав паузу, ответьте на вопрос сами.

• 8-9 месяцев

Названия предметов

Знакомьте малыша с названиями предметов. Называйте предмет и тут же показывайте его.

Речевое развитие детей до года

Части тела

Начинайте знакомить кроху с названиями частей тела. Посадите малыша и приговаривайте:

У Маши есть глазки, чтобы видеть. (Покажите глазки.)

У Маши есть ушки, чтобы слышать. (Покажите ушки.) и т.д.

• 9-10 месяцев.

Новые слоги и «лепетные» слова

Повторяя за малышом цепочки слогов, добавляйте новые слоги, чтобы малыш повторял за вами. Составляйте слова из доступных ему слогов: ма-ма, па-па, ба-ба и др.

Знакомство с книгами

Читайте малышу книги с детскими стишками и потешками. Рассматривайте яркие иллюстрации и задавайте вопросы: «Где гав-гав, где му-му?» Побуждайте ребёнка повторять за вами эти слова.

Речевое развитие детей до года

Пальчиковые игры

Играйте с пальчиками малыша, нежно массируйте их. Рассказывайте стишки, сгибая и разгибая пальчики.

• 10-11 месяцев

Первые запреты

Именно в этот возрастной период малыш начинает сталкиваться с первыми «нельзя». Их не должно быть много. Постарайтесь обезопасить квартиру (переставьте бьющиеся и опасные предметы наверх, закройте розетки).

Всё равно, бывают ситуации, в которых придётся сказать крохе «нельзя» и переключить его внимание на что-то другое.

На прогулке

Гуляя с малышом на улице, называйте всё, что вы видите: дерево, цветок, собаку, бабочку, снег и т.д. Добавляйте слова-действия («цветок пахнет») и слова-признаки («снег белый»).

• 11-12 месяцев

Ролевые игры

Малыш начинает играть в свои первые ролевые игры: качать и укладывать спать куклу, кормить зайку и т.д.

Детские слова

В первое время можно включать в свою речь упрощённые слова, которые использует ребёнок: киса, ляля, ням-ням. Но параллельно нужно называть и полноценные слова: «Катя ням-ням, Катя ест кашу».

Голоса животных

Рассматривайте игрушки или картинки и называйте животных и звуки, которые издают эти животные: «Собака: гав-гав, курочка: ко-ко-ко, котик: мяу-мяу» и т.д.

Читайте также:  Период развития ребенка в утробе матери

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Самое первое проявление речи у  младенца  — это крик. В  2-3  месяца на  смену крику приходит гуление  — малыш тянет гласные звуки (а-а-а, ы-ы-ы, у-у-у). В  это время речевой аппарат младенца активно готовится к  произношению. В  возрасте от  7  месяцев малыш начинает лепетать  — произносить серии повторяющихся слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Ребёнок подражает интонациям взрослой речи.

Ближе к  году малыш уже может произносить несколько осознанных слов. Чаще всего это слова из  двух одинаковых слогов: «мама», «тётя» и  т.д. После полутора лет количество произносимых слов значительно увеличивается и  к  двум годам достигает  200-300 слов.  После полутора-двух лет малыш начинает составлять первые простые предложения: «Ляля бух», «мама  ам». Речевой запас быстро растёт.

Так происходит развитие речи у  ребёнка в  норме. Однако очень часто малыши значительно отстают от  принятых норм. Как правило, родители начинают бить тревогу после трёх лет. Однако нужно обращать внимание на  развитие речи у  малыша с  самого раннего возраста.

Чем раньше будут выявлены нарушения, тем легче будет с  ними справиться. Обратите внимание на  своего трёхмесячного младенца  — начинает  ли он  гулить, когда  Вы с  ним разговариваете, улыбаетесь ему? Повторяет  ли девятимесячный малыш за  взрослым звукосочетания, слоги? Лепечет  ли он, подражая вашим интонациям? Произносит  ли ваш годовалый малыш несколько осознанных слов? Играет  ли он  в  «ладушки», машет ручкой «пока-пока», приносит по  вашей просьбе игрушку?

Если Вы  заподозрили отставание речи  — незамедлительно проконсультируйтесь со  специалистами. Не  стоит надеяться, что малыш «перерастёт» свою проблему и  заговорит сам. 
В  ваших силах сделать многое для того, чтобы речь малыша развивалась в  соответствии с  возрастом.

Главное  — уделять внимание развитию речи хотя  бы несколько минут, но  каждый день. Регулярно выполняемые простые игры и  упражнения помогут предотвратить множество проблем. 
Начните с  пальчиковой гимнастики.

Начинать можно с  двухмесячного возраста  — поглаживание пальчиков, сгибание и  разгибание каждого пальчика должны быть непременной частью ежедневного массажа и  гимнастики. Поглаживайте головку младенца, «обведите» бровки, носик, ушки, ротик. После девяти месяцев добавляйте растирание пальчиков, постукивание по  ним.

Вкладывайте в  ручку младенца различные предметы: колечки, кусочки меха, толстые фломастеры, мячики для настольного тенниса. Пусть малыш ощутит гладкие, шероховатые, мягкие прикосновения.

Используйте игрушки с  различным музыкальным звучанием. Перед покупкой игрушки проверьте ее  — звук должен быть приятным, не  слишком громким, чтобы не  испугать младенца.

Не  забывайте и  о  потешках. Чётко произносите ритмичный стишок, покачивая малыша на  коленях:

А-ты, ба-ты  — разбежалися коты, 
Птицы разлетелись, 
На  забор уселись. 
Может, дождь пошёл? 
Может, снег пошёл? 
Снег и  дождь тут ни  при чем  — 
Вышел Ванечка с  мячом.

Девятимесячному малышу читайте стишки, стимулирующие лепет, дающие возможность тренироваться в  произношении слогов:

Прибежали мы  сюда  — да, да, да. 
Здесь увидели кота  — та, та, та. 
Котик спрятался в  кусты  — ты, ты, ты. 
Под кустом нашёл грибы  — бы,  бы,  бы. 
Котик нам грибы вручил  — 
Подружиться он  решил. 
Мы  грибы пожарим  — м-м-м, 
Вместе с  котиком съедим. 

Годовалому малышу предложите игры для развития мелкой моторики: собирайте матрёшку, пирамидку, позвольте ему пересыпать крупу из  одной ёмкости в  другую. Приобретите несколько массажных мячиков разных размеров и  научите малыша катать их  между ладошками. Насыпьте на  поднос манную крупу и  покажите малышу, как можно чертить пальчиками узоры и  линии.

Уделяйте внимание также и  развитию общей моторики, она не  менее важна для формирования речи. Научите малыша танцевать под музыку: хлопать в  ладошки, топать ножками, поворачиваться из  стороны в  сторону, наклоняться и  приседать.

И, конечно, чаще разговаривайте с  ребёнком. Переодевая, умывая малыша, комментируйте свои действия: «Сейчас мы  помоем ручки», «Дай ножку, мама оденет носочек». Старайтесь, чтобы малыш видел, как двигаются Ваши губы  — дети копируют звуки, произносимые взрослыми. Читайте стишки, коротенькие сказки. Показывайте малышу картинки, озвучивая  их: «Это коровка  — му», «Это машинка  — би-би».

Если Вы  будете уделять внимание развитию речи у  малыша с  раннего возраста, вовремя выявлять возможное отставание в  формировании речи, Вы  сможете предупредить возникновение стойких нарушений, трудно поддающихся коррекции.

Мы с малышкой болтаем)))

Источник