Что может повредить здоровью ребенка внести дисгармонию в его развитие
Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Что такое дисгармония в психическом развитии?
Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий. Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка. Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.
Причины
Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности. Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды. В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.
Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.
Механизмы формирования
Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:
- Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
- Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.
Протестные реакции
В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер. Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида. Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.
Особенности пассивного протеста
Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились. Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным. Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.
Реакции эмансипации
Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.
Реакция группирования
У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы. У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства). Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.
Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.
Варианты патологий: влияние на личность
В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:
- Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
- Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
- Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
- Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.
Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Н.П. Дубинин
Темпы биологического и социального развития в онтогенезе неодинаковы. Кроме того, каждый из этих процессов протекает неравномерно. Периоды ускорения развития сменяются периодами его замедления… Каждая из способностей человека формируется в определенном возрасте, например, ходьба в 1 год, речь – в два года. Соответственно и действие разных социальных факторов (например, воспитания и образования) также неравномерно на разных возрастных этапах.
Оптимальные сроки (сензитивные периоды) развития определенных психических функций, обеспечивающих успешную социализацию человека, связаны с соответствующей организацией биологической основы этих функций, т.е. предполагают необходимый уровень морфофункционального развития, и прежде всего мозга, гормональных воздействий и т. д.
Развитие генетики человека, установление фактов существенного влияния биологических особенностей на структуру индивидуальности не дают основания отрицать, что человек как личность формируется в системе определенных общественных отношений. При этом важно помнить, что хотя в эмбриогенезе и в момент рождения человек есть не больше, чем особого вида животное, целиком подчиненное законам биологии, его биология – человеческая. Человеческое дитя рождается с такой генетической программой, которая обеспечивает его готовность к вступлению в социальную форму движения материи. Это касается строения мозга, готового к развитию мышления, гортани – для членораздельной речи, наличия рук, анатомических черт и т. п. И если эти возможности не будут реализованы в общественно-трудовых отношениях, человек на всю жизнь останется на уровне существования особого вида животного. (Что такое человек.)
Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами; поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперед. Таких случаев масса…
Где-то в моей книге сказано, что самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива очень быстро становятся дикими зверушками. Это так и есть. Соберите самых лучших детей, поставьте около них плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов (Флаги на башнях).
Задание 5.Мы согласились с Вами с тем, что знание особенностей развития человека как природного существа педагогу необходимо, в частности, для правильной организации педагогического процесса. Не навредить ребенку! – этот непреложный закон педагогической деятельности знают как будто все, однако…
В 90-е гг. делегаты Всесоюзного съезда работников народного образования получили при регистрации удивительный по пронзительности и силе эмоционального звучания документ – «Открытое письмо врача учителю» (автор А.А.Дубровский): «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких, как энурезы, логоневрозы, различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузкой, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем!»
Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и студенческий опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу, запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Эти табу целесообразно представить в виде кратких тезисов-аксиом – истин, не требующих доказательств.
Задание 7.Анализ педагогических ситуаций.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
I.
Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен имел шепелявый выговор. Над ним смеялись, не слушали его речей. К.С.Станиславский в детстве отличался исключительной неловкостью, был неуклюж и косноязычен; он даже и не помышлял быть актером. Исаак Ньютон в детстве был слабоуспевающим учеником.
Проанализируйте альтернативные суждения об этих явлениях.
1. У названных лиц никаких особых способностей не было. Счастливые случайности, стечение благоприятных обстоятельств жизни помогли им прославиться.
2. Очевидно, у них были задатки к определенным видам деятельности, но они не могли проявиться в детстве в силу отсутствия социальных условий, воспитания.
3. У названных людей не было каких-то определенных задатков к деятельности, с которой была связана их жизнь. Их успех – это исключительно результат труда и самовоспитания.
4. Бессмысленно говорить о каких-то показателях способностей людей к определенному виду деятельности.
II.
Исследуя причины появления способных, талантливых людей, некоторые ученые утверждают, что талантливые дети рождаются от родителей, которым в это время исполнилось 35-40 лет и которые к этому времени приобрели достаточный социальный опыт. В подтверждение своей точки зрения такие ученые говорят: «По-видимому не так уж абсурдно будет предположить, что существует какой-то биологический канал передачи информационных способностей родителей детям».
1. Как Вы относитесь к этому утверждению?
2. На позициях какой теории стоят авторы подобных суждений?
III.
«Родители, – писал Л.Фейербах, – допускают громадную ошибку, когда, опираясь на собственный разум, хотят вмешаться в естественное развитие своих детей, когда априорно хотят построить их жизнь».
1. Проанализируйте данное высказывание с научных позиций о развитии человека.
2. Правомерно ли утверждать, что развитие человека детерминировано генетической программой?
3. Можно ли надеяться, что анатомо-физиологическое и психосоциальное становление личности может осуществляться без воли и вмешательства воспитателя?
IV.
Еще в прошлом столетии некоторые ученые всерьез полагали, будто ребенок изобрел бы язык, даже будучи предоставлен сам себе. Рассказывают, что некогда жестокий тиран вознамерился узнать, на каком языке заговорят дети, которых никто не познакомит с языком. Для этого повелел держать группу детей в изоляции, с тем чтобы они не услышали человеческой речи. Нечего и говорить, что все дети умерли, так и не проявив якобы изначально свойственного им инстинкта языкотворчества.
1. Проанализируйте это явление с позиций различных концепций развития личности.
2. Что, на Ваш взгляд, послужило ведущим тормозом в социальном развитии этих детей?
V.
А.Н.Радищев писал: «Человек есть хамелеон, принимающий на себя цвет предметов, его окружающих: живущий с мусульманами – мусульманин, с куклами – кукла общества, в коем мы обращаемся. Общежитие вселяет в нас род своих мыслей и побуждает нас то называть добрым, что оно добрым почитает. Мы усвояем помалу страсти, в обществе господствующие; наипаче мы склонны к восприятию того, что нас прельщает…»
1. В чем состоит философский смысл аналогии человека с хамелеоном у А.Н.Радищева?
2. В какой мере данное суждение А.Н.Радищева отражает научный подход к концепции развития личности?
VI.
В пьесе английского драматурга Вильяма Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывается о слепоглухонемой Елене Келлер. Отправляя к маленькой Елене Келлер учительницу, директор знаменитой Перкинской школы для слепых и глухих детей напутствует ее, сравнивая слепоглухонемого ребенка с сейфом, к которому надо подобрать ключ. Задача молодой учительницы, таким образом, вовсе не в том, чтобы наполнить сейф сокровищами человеческой психики; ей надо лишь дать оттуда выход.
1. Ошибочно или верно такое суждение?
2. Что является решающим фактором в развитии психики человека?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Подростковый возраст — это начало полового созревания, когда системы организма переживают настоящую революцию. Но в организме нельзя изменить все сразу и везде. Нужны время и силы. Все органы и системы должны подрасти, перестроиться, приспособиться к новому способу жизни. Не удивительно, что в такую сложную пору падает школьная успеваемость, снижается работоспособность, нарушается внутренняя гармония личности. Иногда взаимоотношения с родителями ухудшаются настолько, что кажется — ребенка подменили. О физиологических причинах, обуславливющих сложности в поведении подростков, рассказывается в этой статье
За подростковым возрастом следует период окончательного полового созревания. Начинается перестройка с подкорковых структур головного мозга и гипофиза, вызывающих соответствующие изменения гормонального фона, который, в свою очередь, сказывается на работе всех клеток организма. Чувствительность разных тканей к гормонам неодинакова, изменения в них порой разнонаправлены и нелегко переносятся организмом. Но зато эти изменения позволяют решить главную задачу завершения развития — достижение способности к размножению как в биологическом, так и в социальном плане.
Вслед за функциональной перестройкой происходит изменение пропорций тела, появление и развитие вторичных половых признаков, перестройка в деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, пищеварительной систем, в регуляции совместной работы всех систем на новом уровне. Меняются стереотипы двигательных реакций.
Перестройка деятельности различных органов и систем организма в большей мере связана с изменением размеров, массы и пропорций тела. У девочек эти процессы начинаются приблизительно на 2 года раньше и завершаются быстрее (за 3–4 года), чем у мальчиков (за 4–5 лет).
Рост происходит, в основном, за счет увеличения длины конечностей, причем руки и ноги растут не одновременно и не одинаково. Из-за этого сильно меняется механика движений. Полностью меняется и организация мышечной системы, возрастает роль и доля мышечных волокон, обеспечивающих проявление силы и быстроты. Соответственно укрепляются и кости, на которые теперь приходится большая нагрузка. Строение тела приобретает четко выраженные половые черты.
Занятия оздоровительными физическими упражнениями укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют повышению работоспособности, экономизации сердечной и мышечной деятельности, становлению взрослого типа энергетического обеспечения мышц.
Развитие сердечной мышцы, соединительной ткани, сосудов у подростков происходит неравномерно. В определенные моменты сердце опережает в развитии кровеносные сосуды или отстает от их развития, а в самом сердце развитие мышечной ткани опережает развитие нервной и соединительной ткани, образующей клапаны сердца. Отставшие в развитии клапаны не полностью перекрывают отверстие между предсердиями и желудочками сердца, при сокращении сердца часть крови из желудочка возвращается обратно в предсердие, в результате может прослушиваться так называемый систолический шум. Когда клапаны в своем развитии догонят мышечную ткань, шум прекратится. Иногда по таким же причинам могут временно наблюдаться резкие изменения артериального давления при изменении положения тела, незначительные нарушения ритма сердца. При хорошем общем состоянии и самочувствии подростка такие явления не должны беспокоить родителей.
Некоторые дети в подростковом возрасте чаще простужаются. Это может быть связано со снижением сопротивляемости организма в сложную пору перестроек, когда к несоразмерной деятельности развивающихся систем организма добавляются еще и серьезные переживания подростков по поводу происходящих с ними перемен — нервные стрессы.
Очень важно, чтобы подростки правильно питались, потому что в это время организму требуется больше витаминов и минеральных веществ, белковых продуктов для строительства костной и мышечной системы, для интенсивной мозговой деятельности и т.п. Особенно могут страдать от недостатка питательных веществ те девочки, которые слишком бдительно следят за своей фигурой, боясь прибавить в весе.
Разумеется, вес, а главное — количество жира в теле надо контролировать в любом возрасте. Переедание, несбалансированное (преимущественно углеводное) питание наряду с недостаточной физической активностью (гиподинамией) могут приводить к ожирению, вредному для здоровья. Однако неверно думать, что жир не нужен организму. Жировая ткань — кладовая наиболее калорийных питательных веществ (1 грамм жира дает вдвое больше энергии клеткам организма, чем такое же количество углеводов), а также биологически активных веществ, в частности стероидных гормонов. Эти вещества при необходимости поступают в кровь и с ней попадают в ткани организма. Чрезмерное снижение жира в организме приводит к нарушениям гормональной сферы, работы половых желез — расстройству менструального цикла у женщин и импотенции у мужчин. Для нормального полового развития и поддержания половой функции в мужском организме должно быть около 15% жира, а в женском — до 25%.
В период ускоренного роста особенно легко возникает нарушение осанки. Из-за интенсивного роста ног происходит перемещение центра тяжести тела вверх. Отставание развития мышц от развития скелета и увеличения длины тела приводит к тому, что подростки начинают сутулиться, опускать голову и плечи. Кроме того, кости в это время могут испытывать недостаток фосфора и кальция, а потому легко искривляться. Это может сказываться на развитии плечевого пояса, изгибов позвоночника, привычки держать свое тело.
Такие нарушения являются функциональными и еще не носят стойкого фиксированного характера. Их можно исправить с помощью упражнений, укрепляющих отстающие группы мышц, и навыка правильно держать тело.
К сожалению, иногда плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка. Некоторым мальчикам кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и мужества. Многие вырабатывают такую манеру держаться после кратковременного посещения какой-нибудь спортивной секции, например единоборств. Это, конечно, лучше, чем гнуться и сутулиться, но порой выглядит комично. Другой способ приобщения к взрослости — нарочито расслабленная походка, общая вялость мужа, утомленного жизнью.
У девочек — другая беда. Одна девочка страдает от худобы, от того, что выше подруг, поэтому сутулится, чтобы казаться меньше ростом. Другая, наоборот, считает, что слишком толста, и время от времени объявляет голодовку, чтобы похудеть. Девочки пока не понимают, что быть по-своему красивой может каждая, и главное условие для этого — здоровье и правильная осанка. А с помощью специальных упражнений можно не только развивать определенные группы мышц, но и при необходимости уменьшать их объем и толщину подкожного жирового слоя, добиваясь желаемой стройности.
Порой врачи говорят, что ребенок по каким-либо показателям отстает от должных возрастных значений или, наоборот, опережает их на год или два. Как к этому относиться родителям? Спокойно, потому что в таком отклонении нет ничего страшного. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, так что календарный (паспортный) возраст и уровень морфофункционального развития (биологический возраст) ребенка могут различаться.
В подростковом возрасте формируются все важнейшие условия для полового созревания, ведь с точки зрения Природы именно продолжение рода является основной задачей каждого биологического вида.
У мужского и женского организмов свои темпы роста и развития, уровни обмена веществ и различные реакции на одни и те же факторы среды, разная продолжительность жизни, свои болезни, свои типичные проявления психологии, свои эмоциональные реакции… Биологические, физиологические и психологические особенности мужского или женского организма тесно связаны между собой.
В период полового созревания перестройка всех функций и систем организма приводит к временному нарушению согласованности их действий, а это плохо сказывается на общем самочувствии подростка. Особенно неустойчивы в этот период эмоциональная сфера и многочисленные механизмы саморегуляции. Все это обязательно должны учитывать педагоги и родители, которые часто не задумываются об особенностях переходного периода и том физиологическом напряжении, которое испытывают в эту пору подростки. Между тем многие психологические проблемы детей связаны с их плохим самочувствием, частой и резкой сменой гормональной ситуации в организме, появлением новых и не всегда приятных телесных ощущений, к которым надо привыкнуть.
Подростки нередко стесняются происходящих с ними изменений, не умеют объяснить свое состояние. В такой момент родителям и учителям надо проявить особый такт. Это вовсе не значит, что подросткам требуется какая-то особая опека, но предъявлять чересчур строгие требования в некоторых случаях не стоит.
Половое влечение, просыпающееся у юношей и девушек на заключительных стадиях полового созревания, не имея выхода, часто перерастает в серьезную проблему. Многие из них находят для себя разнообразные способы разрядки, в том числе с помощью мастурбации. Раньше отношение к ней было резко отрицательным, врачи считали, что мастурбация может привести к импотенции и психическим сдвигам. Однако современные исследования не подтвердили этого предположения. Напротив, теперь принято считать, что мастурбация — нормальное и приемлемое средство для снятия избыточного напряжения.
С фазами биологического созревания совпадают фазы развития интересов. Теряется интерес к тому, что увлекало подростка раньше (презрительное отношение к детским забавам, играм и так далее). Возникают другие интересы — к философии, проблемам происхождения мира, человека. Подростки вдруг начинают любить музыку, самое абстрактное из искусств. Впервые обращают внимание на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие ведут дневник.
Во время смены интересов бывает период, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать это время “пустыней отрочества”.
Еще одно проявление кризиса — негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14–16 лет. Однако около 20% ребят не страдают негативизмом сильно и не приводят в ярость родителей и учителей.
Валентина Зайцева, профессор,
Институт возрастной физиологии РАО
Статья предоставлена газетой “Здоровье детей”, № 8 2008 год
Источник