Что может дать игра по сюжету сказки для развития ребенка

Татьяна Вишнякова
Роль сказки в развитии ребенка и организация игр со сказками дома

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, так как язык сказки прост и поэтому доступен всем. Родителям предоставляется возможность, не в назидательной форме, а ненавязчиво, через сказку воспитывать своих детей, ведь сказка способствует формированию у детей нравственных понятий. Почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошими быть лучше, что надо стремиться делать добро.

Очень важно как ребенок воспринимает сказку, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком. Особенно важно видеть сказку как бы со стороны. Самостоятельно рассказывая и проигрывая сказку, ребенок проживает сюжет вместе со сказочными героями, говорит их языком. Через сказку идет формирование образности речи, воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные, выразительные средства.

Когда мы начали заниматься сказкотерапией, то поняли, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка, оказалось, что для более полного усвоения сказки ее необходимо прожить вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. Поэтому мы советуем вам после чтения сказки дома, рисовать вместе с детьми, восстанавливая в памяти, различные ее эпизоды. Вы увидите, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает лучше понять сюжет сказки и облегчает процесс ее рассказывания.

При выполнении совместных работ с детьми, мы рекомендуем вам, изображать место, где происходит действие сказки с помощью отрезков ткани, различающихся по форме, фактуре, размеру, цвету.Например: широкое поле можно изобразить из ткани с ромашками и васильками, лес – тканью разных оттенков зеленого цвета, ручеек – длинной голубой лентой из шифона. Так постепенно дети начнут понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяется особенностями климата, флоры и фауны страны.

Следующий этап – проживание сказки через обоняние, то есть с помощью запахов. Вот предлагаем вам в баночки положить разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех).В коллекцию может входить: корица, грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, хрен, мята, лук, апельсиновые и лимонные сушеные корки и другие (все это можно найти на кухне). Читая или рассказывая сказку можно подбирать к каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Можно сказать, что «нос», то есть развитое обоняние, помогает детям «ощутить» сказку более разносторонне и богато, например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети вместе с вами могут решить, из каких запахов можно составить «аромат» дома бабы яги.

Что бы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, можно использовать звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, ложки, крышки от кастрюль, любые предметы, которые при встряхивании шумят. Создавать звуки можно и с помощью голоса.

Играя с ребенком дома в игры со сказками,можно использовать и такой прием: взрослые создают шум, а дети слушают, закрыв глаза, затем говорят о том, что представили. На втором этапе игры взрослые и дети меняются местами. Такие игры способствуют сближению взрослых и детей и установлению между ними доброжелательных отношений.

Творчество и воображение развиваются так же в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Дети любят наряжаться. Девочки занимаются этим чаще, и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием надевают на себя то, что им особенно нравиться, или то, что, по их мнению, подходит к персонажу. Поэтому чаще используйте дома игры с переодеванием, которые позволяют перевоплощаться в героев разных сказок и обыгрывать сюжет.

Таким образом,через разные действия: рисунки, составление декораций и костюмов, подбор запахов, звуков и музыки, ребенок активно, творчески познает мир конкретной сказки и сказочный мир вообще.

Источник

Сказка – это тоже игра

«Сказка, развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»

В.А. Сухомлинский

Серебрякова Татьяна Александровна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»

город Константиновск Ростовская область

Дети обладают огромной познавательной активность, уникальными способностями. Не будучи вовремя востребованными, эти способности могут быть с возрастам безвозвратно утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостояще игрушки, чтобы развивать ребёнка, можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов – викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку.

Читайте также:  Сайт развитие ребенка ком задания

Данные рекомендации будут полезны тем, кто занят воспитанием детей. В равной степени, как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений.

Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который невероятно интересен ребёнку. Слушая или читая сказку, малыш учится оценивать поступки героев, развивает фантазию и воображение.

Для детей этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок на половину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует и его и себя. Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподносится. Сказки подаются малышам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Наша задача сделать так, чтобы сказка в полной мере использовалась для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Я предлагаю вам через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и выполнять игровые задания, способствующие их интеллектуальному, творческому, речевому развитию. В результате реализации предлагаемого подхода у детей совершенствуется речевая деятельность в процессе общения, развиваются воображение, наблюдательность, память, внимание, мышление, формируется социальная компетентность.

Вы, конечно, знаете, что игра – это важнейшая сфера деятельности ребёнка. В игре малыш познаёт окружающий мир, развивает основные навыки и познавательные способности. Именно поэтому обучение ребёнка будет более эффективным, если превратить его в занимательную игру.

Сказка – это тоже игра! Только ещё более увлекательная, поскольку она погружает маленького читателя в удивительный мир волшебства и приключений. Сказка активизирует творческое воображение малыша, стимулирует его любознательность и тем самым облегчает процесс обучения.

Именно по этому, читая сказку, внимательно рассматривайте иллюстрации и обсуждайте их с ребёнком: кто изображён на иллюстрации, что он делает, как выглядит. Объясняйте ребёнку смысл непонятных ему слов и выражений. Обсудив с ребёнком прочитанное, убедитесь в том, что он понял смысл сказки, задайте вопросы. После того как ребёнок ответил на все вопросы. Попросите пересказать содержание сказки. При пересказе используйте иллюстрации – они помогут ребёнку вспомнить сюжет сказки. После того как вы пересказали сказку по иллюстрациям, попробуйте вместе с ребёнком нарисовать собственные иллюстрации к сказке. Можно так же вылепить из пластилина или глины главных героев сказки. Попробуйте составить, композицию сконструировав из картона и бумаги предметы из сказки. Тем самым вы с ребёнком создадите свой собственный настольный театр, а обычное чтение сказки превратится в игру.

Прежде чем прочесть с ребёнком сказку, обратите внимание на то, что у сказки есть автор. Расскажите малышу о том, как автор создаёт свои произведения. Но так, же необходимо рассказать ребёнку и о художнике иллюстраторе, который постарался нарисовать иллюстрации к сказке, чтобы сказка стала намного ярче и интереснее. Рассказав малышу о труде автора и художника иллюстратора, тем самым вы расширите его кругозор, и привлечёте ещё больше его внимание.

Заинтересовав творчеством создателей сказок, вы можете предложить ребёнку самому перевоплотиться на время как художником иллюстратором, так и автором сказок. Прежде чем начать сочинять сказку с ребёнком, нарисуйте совместно несколько сюжетных рисунков–иллюстраций на общую тему, а только потом вместе стройте сюжет сказки по вашим работам. Свою сказку вы можете записать и объединить с иллюстрациями и сделать книжку-малышку.

Такое перевоплощение даёт вашему малышу очень многое. Это и привитие любви к книге, и приобщение творчеству, и развитие мышления, фантазии, развитие творческого воображения, а так же, что немало важно, способствует развитию речи дошкольника.

Чтобы оживить в памяти детей уже прочитанные сказки, вы можете устроить викторину по прочитанным сказкам. Викторина – это своеобразный тренинг детской памяти. Сюда вы можете включить вопросы по сказкам, которые вы, совместно с ребёнком уже успели прочесть. Викторина поможет не только развитию памяти вашего малыша, но и научит логически мыслить. Вопросы к викторине могут формироваться как по нескольким сказкам сразу, так и по одной сказке.

Организовывая викторину среди детей, не забудьте подготовить фишки. За каждый правильный ответ, стимулируйте ребёнка заработанными балами, малышу очень важна ваша оценка его деятельности. Это способствует его дальнейшей продуктивности.

В конце викторины посчитайте вместе заработанные фишки, и обязательно похвалите ребёнка.

Вот так примерно должны выглядеть вопросы к викторинам.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет играть онлайн бесплатно

Викторина  – Русские народные сказки

(Предлагайте детям, варианты ответов).

Вопрос

Варианты ответов

  1. Кто позвал внучку тянуть репку?

а) медведь

б) мышка

в) бабка

  1. Какое яичко не могли разбить дед и баба?

а) крашеное

б) сырое

в) золотое

  1. Какой зверёк постучал в дом теремка вторым?

а) Зайчишка – трусишка

б) Лягушка – квакушка

в) Волчок – серый бочок

  1. Чья похлёбка больше всего понравилась Машеньке?

а) Настасьи Ивановны

б) Михайла Потапыча

в) Мишутки

  1. Кто унёс Иванушку, пока его сестра Маша играла со своими подругами?

а) Змей Горыныч

б) дикие утки

в) гуси-лебеди

  1. Что говорила Маша, сидя в коробе за спиной Медведя?

а) «За тобой иду, всё вижу, всё слышу!»

б) «Торопись! Тебя бабушка с дедушкой ждут!»

в) «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!»

 В данных рекомендациях сделана попытка дать возможность помочь познакомить детей дошкольного возраста с особенностями сказки как игры, как в стенах детского сада, так и дома.

Список используемой литературы:

  1.  Викторины для детей 4-6 лет. В некотором царстве… [Текст]/ Авт.-сост. Н.Коскова. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009. – 144с. – (Умные вопросы).
  2. Автор: Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.:Акцидент, 1997. – 190с.: ил. / (Библиотека программы «Детство»).
  3. Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет / авт. – сост.    Т.А. Егорова. –Волгоград: Учитель, 2014. – 67с.

Источник

Наталья Карасёва
Игры по сказкам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №41

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

методическое пособие для педагогов

Игры по сказкам для детей старшего возраста.

Разработала воспитатель МБДОУ д/с № 41

Карасёва Наталья Николаевна

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – возраст сказки. На протяжении дошкольного возраста сказка выступает одним из основных источников познания и освоение окружающего мира. Ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи ребенка. Игра является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника. Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные игры: подвижные, дидактические и творческие. Встреча со сказочными героями в процессе игры побуждает детей еще раз вспомнить русские народные, а также авторские сказки (или любое другое произведение, её героев; позволяют детям раскрыть и активизировать свои способности. Развить сообразительность, мышление, а также формировать интерес к художественной литературе.

Цель: Закомство детей с играми, которые помогут сформировать интерес к художественной литературе, всесторонне развить ребёнка. Сначала это заклички, потешки, песенки и, конечно же потом сказки.

Задачи: развивать образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, связную речь, умение быть раскрепощенным. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Пальчиковые игры

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук.

«Белочка»

(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

«Поросята»

Пальцы рук растопырены; поочередно “идём” по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Фонарики”.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

Дидактические игры:

Цель: закреплять названия народных и авторских сказок, их героев; прививать интерес и любовь к художественной литературе (сказкам). Отгадывание загадок со сказочными героями.

1. «Волшебные предметы»: называются предметы из разных сказок, а дети должны их отгадать.

2.«Волшебные слова»:

а. По щучьему веленью, по моему … (хотенью).

б. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной… (как лист перед травой).

Читайте также:  Недоношенный ребенок особенности развития после года

в. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (лишь коснёшься ты земли быть, по-моему, вели).

3. «Угадайте сказку по трем словам»

– Коза, козлятки, волк (“Волк и 7 козлят”)

– Петух, ледяная избушка, заяц («Заюшкина избушка»)

– Медведь, маша, короб пирогов («Маша и Медведь»)

– Наф – наф, волк, соломенный дом («Три поросенка»)

– Царь, Иванушка, конек-горбунок («Конек-горбунок»)

– Аленушка, яблонька, баба-яга («Гуси-лебеди»)

– Сестрица Аленушка, козленочек, баба-яга («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

– Стрела, Иван царевич, кощей – бессмертный («Царевна – лягушка»)

– Дед, бабка, золотая рыбка («Золотая рыбка») – Ёжик, заяц, палочка выручалочка («Палочка – выручалочка Сутеева»)

-Иванушка -дурачок, щука, печка( «По-щучьему велению»)

– Ласточка, девочка с дюйм, крот («Дюймовочка») и др.

4. «Назови вторую половину»

Цель: взрослый называет первую половину имени героя, а дети – вторую.

Ход: Барон (Мюнхгаузен, старуха (Шапокляк, Винни (Пух, Соловей (Разбойник, доктор (Айболит, сестрица (Аленушка, дядя (Степа, Федор, черепаха (Тортилла, Елена (Прекрасная) Красная (Шапочка, Иванушка (Дурачок, Змей (Горыныч, Иван (Царевич, Кощей (Бессмертный, Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин, крокодил (Гена, Мальчик (с пальчик, Муха (Цокотуха, Василиса (Премудрая, Конек (Горбунок)

Подвижные игры

«Мухи в паутине»

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение слушать и выполнять команды по сигналу.

Ход: Часть детей изображают паутину. Они встают в круг и опускают руки. Другие дети изображают мух.Они жужжат: ж-ж-ж, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока мухи не будут пойманы.

«У медведя во бору»

Цель: Развивать ловкость; умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве.

Ход: Играющие выбирают медведя по считалке, определяют место его берлоги на одном конце площадки, дети – в другом конце. Они идут в лес за грибами,ягодами и напевают песню:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем и другие игры. Творческие игры:

Цель: развивать образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, связную речь, умение быть раскрепощенным.

«Встречи героев»: Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»: Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.

8

«Новые сказки»: Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказкечто-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»: Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки. Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»: Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки. Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.

Источник