Что мешает развитию речи ребенка
К сожалению, современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 10-15 назад. Число детей с нарушениями речи увеличивается. Для этого существуют разные причины.
1. Индивидуальные особенности.
Каждый ребёнок особенный и развивается по своему «сценарию». Не страшно, если ваш малыш начал ходить на пару месяцев раньше сынишки подруги, а свои первые слова сказал на несколько месяцев позже. У каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития.
Если ребёнок начинает говорить с незначительным опозданием, то это нормально, малыш догонит своих сверстников и будет благополучно развиваться.
2. Отсутствие потребности говорить.
У ребёнка, которого очень сильно опекают родители, бабушки и дедушки, стараются предугадать все его желания, просто нет потребности в том, чтобы выражать свои мысли и желания при помощи слов.
3. Бедная речевая среда.
С самого рождения малышу необходимо слышать речь. Если с ребёнком не общаются во время кормления, одевания, купания, т.е. постоянно, то развитие речи будет замедленным.
4. Двуязычие в семье.
Дети в двуязычных семьях зачастую начинают говорить позже. Постоянно слыша два языка, они попадают в более трудные условия, чем их сверстники, которым нужно усвоить только один язык.
Чтобы мысленно разграничить два языка, необходимо определённое время. По этой причине задержка речи, недочёты в грамматическом оформлении фразы, неполные предложения вполне допустимы.
5. Некомфортные психологические условия.
Бесспорно, стрессы сильно влияют на детей. Испуг, нездоровая психологическая обстановка в семье, частые ссоры между членами семьи могут быть причиной для отставания в речевом развитии.
Для нормального развития детям нужны спокойная обстановка, позитивные эмоции и комфортный распорядок дня.
6. Обратная реакция.
Иногда родители бывают очень настойчивы, стремясь «разговорить» малыша. Если у ребёнка упрямый характер или по какой-то причине он не желает идти на уступки, то такие просьбы могут дать обратный результат: малыш вообще может отказаться от общения.
7. Наследственность.
Если ребёнок не торопится начать говорить, нужно узнать, когда у его мамы и папы появилась речь. Наследственность — важный фактор. Возможно, ребёнку просто достались гены не очень разговорчивого родителя.
8. Тяжёлая беременность и роды.
Нормальному развитию нервной системы ребёнка могут помешать проблемы при беременности или тяжёлые роды.
Обычно, такие проблемы выявляются во время обследования у невролога в раннем возрасте, но могут начать проявляться в период активного речевого развития.
9. Проблемы со слухом.
Чтобы накопить достаточный активный словарный запас нужно, чтобы ребёнок слышал речь окружающих. Если малыш не слышит речь или слышит слабо, у него в любом случае возникнут речевые проблемы.
10. Аномалии артикуляционного аппарата.
Если тонус артикуляционных мышц нарушен, укорочена подъязычная уздечка, наблюдается неправильный прикус или другие нарушения, то это также приведёт к нарушению речи.
Обязательно обратите внимание, если ребёнок затрудняется жевать твёрдую пищу, у него обильное слюнотечение, часто открыт рот.
11. Отклонения в интеллектуальном развитии.
Речь тесно связана с интеллектуальным и психическим развитием ребёнка. Наследственные заболевания, аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич, умственная отсталость, бесспорно, скажутся и на формировании речи.
Чтобы помочь ребёнку начать говорить, важно установить причины задержки речи. Не нужно ждать, пока неговорящий малыш заговорит сразу развёрнутыми фразами. Консультация специалиста позволит выявить причины и поможет найти пути её решения.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
14.05.2019 Елена САДОВСКАЯ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Во сколько ребенок должен заговорить и как «расшевелить» молчаливого малыша? Можно ли вылечить заикание? Дефект речи – это приговор? На вопросы, волнующие молодых мам и не только, отвечает врач-дефектолог бобруйской городской детской поликлиники №2 Галина Валько.
Последние 10 лет количество маленьких бобруйчан с дефектами речи практически не меняется, говорит Галина Михайловна. Лишь незначительно увеличивается число сложных нарушений: дефект произношения нескольких звуков, невнятная невыразительная речь, плохая дикция. Причины этого, объясняет врач, можно искать и в плохой экологии, и в том, как у женщины протекали беременность и роды, и даже то, что родители мало общались и разговаривали с малышом.
– Речь – наиболее уязвимая структура, и любой неблагоприятный фактор воздействует на нее, – уточняет дефектолог.
Если ребенок до двух лет не говорит фразами – повод обратиться к дефектологу
Есть нормативные сроки развития детской речи, уточняет врач-дефектолог Галина Валько. Ребенок, который развивается нормально:
- в 10-14 недель – непроизвольно улыбается,
- в 2-3 месяца – с улыбкой реагирует на родное лицо,
- в 4-6 месяцев – улыбается на дружеский тон голоса,
- в 6 месяцев – произносит четыре и больше слогов подряд и постоянно разговаривает сам с собой и другими
- к 9 месяцам – произносит первые слова,
- к 2 годам – у ребенка должна появиться фразовая речь,
- в 3 года – малыш уже разговаривает с помощью простых предложений, постоянно задает вопросы,
- в 5-6 лет – пользуется сложными предложениями, умеет пересказывать, рассказывать, произносит все звуки правильно, различает их на слух и в произношении.
По словам дефектолога, если ребенок в полтора года молчит или изъясняется жестами, или в два года не говорит фразами – паниковать не нужно, но стоит обратиться к врачу.
КСТАТИ. Мальчики заговаривают позднее
Из-за анатомо-физиологических особенностей строения головного мозга у мальчиков развитие речи запаздывает на 3-4 месяца. Считается, что речевой центр ребенка формируется до 9 лет.
Если все идет нормально, то развитие речи ребенка в обычной обстановке внезапно прекратиться не может, поясняет врач. Такое может произойти только из-за серьезного заболевания, стресса, черепно-мозговой травмы, или если ребенок попадет в группу к плохо говорящим детям, которым он начнет подражать.
Телевизор, компьютер и планшет разговаривать не научат
Для нормального развития речи малышу важно живое общение, подчеркивает Галина Валько, он должен видеть, как произносится слово, с какими эмоциями:
– Если ребенок еще что-то не понимает, то, глядя на родителей, начинает им подражать.
С рождения с детьми важно разговаривать на нормальном языке, без «сюсюканья» и каких-то забавных слов.
Чтобы закрепить его словарный запас, после того, как выучили цвета, например, попросите ребенка принести предмет конкретного цвета.
Не стоит забывать и о пользе колыбельных. Ребенок слышит голос родителя, рифмованную речь, а это способствует развитию речевого центра. Важны также чтение сказок и пение детских песенок.
Занятие проводит Галина Валько с маленьким пациентом.
Хорошими помощниками в стимулировании речи маленького ребенка станут всевозможные стихи-потешки, игры с движениями, упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнение на дыхание (дуть на мыльные пузыри, на одуванчики, на теннисный шарик от пинг-понга).
Для развития дикции подходят чистоговорки и скороговорки.
– А вот знакомить ребенка с гаджетами до трех лет не стоит, – дает совет врач-дефектолог.
Максимум, который можно позволить двухлетнему малышу – это смотреть мультики по телевизору, но не более десяти минут в день. А после просмотра родителям нужно проговорить и обсудить с ним мультфильм.
Кроме гаджетов, к числу вредных привычек, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка, дефектолог относит всевозможные пюре из баночек, перетертую пищу, соски, бутылочки и сосание пальца. И поясняет, почему:
– Жевание пищи развивает артикуляционный аппарат ребенка. Поэтому, как только педиатр разрешит, малышу надо давать твердую пищу. В два года ребенок уже должен жевать зубами, а не глотать перетертую еду. От сосок, бутылочек и привычки сосать пальчик ребенка желательно отучить до года. Если этого не сделать, то в дальнейшем это скажется на его произношении.
Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.
Произношение можно исправить в любом возрасте
Раньше самым проблемным звуком считался «Р». Кстати, неправильное произношение этого звука, а также шипящих «Ж», «Ш», «Ч» и «Щ» может быть из-за короткой уздечки языка. И если ее не получится растянуть с помощью специальных упражнений, уздечку даже придется подрезать у стоматолога. После этого у некоторых детей произношение восстанавливается самостоятельно, а некоторым звук приходится «ставить» дополнительно.
На исправление дефекта у каждого ребенка может уйти разное количество времени.
– Был случай, когда за три занятия пятилетнему мальчику мы смогли поставить сразу два звука – «Л» и «Р», – вспоминает доктор. – Но там был развитый ребенок: в 3,5 года он уже читал.
На скорость исправления дефекта также влияет, насколько сплоченно работают родители и врач.
– К сожалению, многие родители считают, что их задача состоит только в том, чтобы заметить дефект и привести ко мне малыша, – замечает Галина Михайловна. – Но это не так. Успех в исправлении звука на двадцать процентов зависит от работы специалиста и на восемьдесят – от выполнения заданий дома.
Какие книги могут быть помощниками родителям в формировании правильной речи ребенка:
- «Альбом по развития речи», В.С. Володина
- «Альбом по развитию речи для самых маленьких», С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова
- «Большая книга тестов. 3-4 года», С.Е. Гаврина
- «Умные книжки 5-6 лет. Вправо-влево, вверх-вниз», О.Н. Земцова
- серия пособий «Проверяем знания дошкольника».
Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.
После постановки и автоматизации звука правильность произношения надо контролировать в течение трех-четырех месяцев, иначе дефект может вернуться.
Чем грозит неправильное произношение звуков
Неправильное произношение, кроме «косметического» дефекта, может отразиться на письме и чтении, т. е., если ребенок, допустим, говорит «лыба» вместо «рыба», то и писать он может так же.
А еще у него могут возникнуть проблемы при поступлении в некоторые высшие учебные заведения (дошкольное образование, силовые структуры и т. п.).
Но не стоит отчаиваться тем, кто в детстве не исправил свое произношение. По словам дефектолога, исправить подобное нарушение возможно в любом возрасте, правда, чем старше, тем больше времени и усилий на это понадобится.
– Если ребенку достаточно заниматься 30 минут в день, чтобы исправить произношение, то взрослому – уже час-полтора.
Чтобы избежать искажения, специалист не рекомендует «ставить» звук самостоятельно. Лучше вначале обратиться к специалисту, а потом уже заниматься дома.
Заикание – на всю жизнь
Причина заикания – ослабленная нервная система, поясняет дефектолог. Но несмотря на то, что проблема эта не вылечивается, и бывших заикающихся не существует, этот дефект можно сделать практически незаметным для окружающих, если научиться контролировать свою речь.
– Первое правило для тех, кто заикается – подумать, вдохнуть и говорить, – говорит Галина Валько.
В ТЕМУ. Знаменитости, у которых есть проблемы с произношением:
- Российский актер Гоша Куценко с детства не выговаривал букву «Р», во взрослом возрасте исправил этот недостаток.
- Американская певица Мадонна шепелявит и считает это своей особенностью.
- Российский певец и актер Сергей Шнуров специфически выговаривает звук «С».
- Российский актер Иван Охлобыстин слегка картавит, но это не помешало ему сделать карьеру.
- Известные россияне Никита Михалков и Филипп Киркоров, так же, как и американские знаменитости Брюс Уиллис, Энтони Хопкинс и Джулия Робертс, с детства страдали от заикания, но научились контролировать этот дефект своей речи.
Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.
Источник
Речь — уникальная способность, данная человеку от природы и отличающая его от животных. Задержка речевого развития сегодня встречается достаточно часто, и этой проблеме уделяется особое внимание, ведь хорошая грамотная речь ценилась во все времена. Почему дети плохо разговаривают и как исправлять ситуацию, рассказывает остеопат, краниопустуролог Владимир Животов.
Мозг и речь
За работу речевого аппарата напрямую отвечает мозг человека. Именно здесь есть специальные зоны, которые трансформируют услышанное в полноценную информацию, которую ребенок может получить, интерпретировать и выдать. Также именно в мозгу есть зоны, которые отвечают за работу речевого аппарата — заставляют работать связки и другие его составляющие.
Иногда стройная работа мозга может нарушаться, и тогда у ребенка начинаются проблемы с речью. Причем это не редкость.
Почему ребёнок плохо говорит?
В подавляющем большинстве случаев проблемы с речью связаны с родовой травмой. Тяжёлые роды с осложнениями всегда накладывают отпечаток на здоровье и поведение новорождённого. Даже если проблема не заметна сразу, с каждым месяцем и годом жизни ребёнка она становится всё явственнее.
Смещение кости черепа даже на миллиметр — это уже механическое повреждение, которое повлечёт за собой ряд последствий. Если смещены кости основания черепа, а именно затылочная кость, то под неё начинает подстраиваться весь позвоночник, и эта цепочка тянется до самых стоп. Смещённая со своего места кость теряет подвижность, нарушается приток артериальной крови к некоторым участкам мозга, и, соответственно, головному мозгу и зонам, ответственным за функции речи, не хватает питания.
Нарушение кровоснабжения ядер черепно-мозговых нервов (лицевого, тройничного, подъязычного, языкоглоточного, блуждающего) приводит к нарушению работы мышц, управляемых этими нервами и участвующих в произнесении слов. Ядра этих нервов расположены в стволе головного мозга. Поэтому нарушение кровоснабжения ствола непосредственно отражается на их работе. А ствол получает кровь из позвоночных артерий, которые, в свою очередь, страдают при родовой травме.
Из-за полученной травмы могут ущемиться подъязычный нерв (в канале подъязычного нерва), а также языкоглоточный и блуждающий (в ярёмном отверстии). Наконец, вследствие полученной травмы страдает функция головного мозга в целом, так как нарушаются кровоснабжение и циркуляция спинно-мозговой жидкости в полости черепа и спинномозговом канале. Таким образом, расстраивается слаженная работа всех участков головного мозга, причастных к речи: ассоциативных нейронных связей слухового анализатора, зон, отвечающих за распознавание устной речи и за ощущение движения собственных мышц (проприоцепции).
Мимические, жевательные мышцы, мышцы языка, челюсти, зубы — это те части речевого аппарата, которые воспроизводят звуки. Их хорошее состояние важно для правильной артикуляции. Именно поэтому логопеды с успехом используют специальный массаж для улучшения работы языка и губ.
Частыми спутниками нарушения речи становятся другие проявления родовых травм. Со стороны нервной системы это могут быть возбудимость, вспышки агрессии, капризность, плаксивость, неусидчивость, неспособность к концентрации, иногда склонность к уходу в себя, самоуглублению, нежелание контактировать с окружающими. Симптомами также могут быть сутулость, деформация грудной клетки, сколиоз и прочее.
Травмы, влияющие на развитие речи
На развитие речи может оказать сильное влияние травма лобной кости, области переносицы. Речевая зона Брокá в мозгу (здесь есть и такая) страдает из-за давления, оказываемого на неё развернутым большим крылом основной кости черепа. Смещенное большое крыло тянет за собой также теменную и лобную кости.
Иногда случается так, что роды прошли без осложнений, но малыш, падая с кровати или делая первые шаги, сильно ударился затылком. На речь также неблагоприятно влияют удары в подбородок снизу, при этом ребенок может прокусить язык. При нарушениях кровоснабжения мозга дети вообще склонны к падениям и, ударяясь при этом головой, только усугубляют ситуацию.
В мозге нет отдельного «места», где находилась бы речь. Функция речи рассредоточена и скрыта в нейронных синапсах. Без соответствующего питания нервной ткани эти сложные структуры не могут функционировать правильно.
На что надо обращать внимание
Понять, что у ребенка проблемы с речью, не так и сложно — достаточно просто прислушаться к нему. Естественно, речь идет не о совсем малышах, которым нет еще и 2-3 лет. Обращать внимание на речь ребенка надо примерно с 5-летнего возраста. Так, если он слишком торопится, глотает слова, теряет целые слоги, скорее всего, речь идет о тахилалии. Замедленная речь, тягучая и плавная, растянутая во времени и пространстве — это брадилалия. Если малыш говорит в нос, как слоненок из известного мультика — это ринолалия. Также есть популярные сегодня дислексии и дисграфии как вариант проблем с речью. С возрастом должны вставать на место и сложные звуки, к числу которых относится «р».
Родителям стоит слушать, что говорит ребенок — правильно ли он употребляет слова, полностью ли он их произносит, на месте ли стоят слоги. Если есть проблемы с произношением, причем не разовые, а на постоянной основе, придется обращаться к специалисту.
Сразу впадать в панику не стоит — детский мозг довольно пластичен, так что не все потеряно. Регулярные занятия по системе, предложенной логопедом-дефектологом, позволят восстановить работу речевого аппарата и уберут ошибочные действия ребенка во время говорения. В некоторых случаях может понадобиться дополнительная помощь невролога, если речь идет о наследственных заболеваниях, связанных со сбоями в работе нервной системы. Справиться же с последствиями родовых травм поможет остеопат. Главное — не забрасывать это дело, считая, что с возрастом выправится само, а заняться коррекцией.
Источник
Нарушения речи у современных детей встречаются все чаще. И не всегда причина таких нарушений в пресловутой наследственности, которой родители так любят оправдывать проблемы развития ребенка.
Стоит ли ждать, когда малыш заговорит сам, как родной язык сказывается на речевом развитии ребенка и почему гаджеты не всегда вредны, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у логопеда Марии Стрельцовой.
Мир меняется
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Говорят, что детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше, это так?
Мария Стрельцова: Да, это подтверждает статистика министерства образования и министерства здравоохранения. Одна из причин в том, что возросло количество внутриутробных патологий. Сейчас выхаживают детей с критически низкой массой тела, конечно, это радует, но есть обратная сторона – рост внутриутробных нарушений, которые, в том числе, сказываются на речи. Также много детей с задержкой речевого развития. Родители до последнего ждут, что ребенок сам заговорит, не ведут к специалистам.
Если сравнивать с предыдущими поколениями, дети сейчас начали говорить хуже. Причины и экономические, и социальные. Мир меняется, меняются дети и их речевое развитие. Если у советского ребенка бурю эмоций могли вызвать обычный плюшевый мишка, книги, картинка, мультик, увиденный урывком, то сегодняшних детей сложно удивить. А ведь речь – это эмоции, коммуникации. Если бы сейчас детей исследовали по советским технологиям, речевые ошибки нашли бы у всех.
Сегодняшних детей сложно удивить. Фото: pixabay.com
Некоторые говорят, что причина проблем с речью у нынешних детей в том, что с ними мало занимаются родители. Я к этому утверждению отношусь с долей скепсиса. Знаю, как моя прабабушка работала на заводе с семи утра до девяти вечера, а грудничков отдавали в ясли, где никто с ними днями напролет не разговаривал, не носил на руках, не изучал буквы, цвета, как сейчас в некоторых методиках раннего развития. Тем не менее нарушений речи у детей тогда было меньше.
– А как же гаджеты, главное «зло» сегодняшнего дня?
– Есть родители, которые гордо заявляют, что их дети не смотрят телевизор, не пользуются гаджетами. Я к этому отношусь настороженно. Сложно представить ребенка, который никогда не смотрел телевизор и не держал в руках мамин телефон. Сами по себе гаджеты – не зло. Нужно уметь использовать их во благо. Ребенок развивается в деятельности. И не просто в деятельности, а в совместной работе с родителями. Если это будет мультик, соответствующий возрасту, и просмотр с мамой, когда она реагирует, обсуждает и комментирует, то ничего плохого я в этом не вижу.
Запретив гаджеты, проблему не решить, ребенок все равно о них узнает, увидит. Важно, чтобы не сформировалась зависимость. И вот в этом дети берут пример с родителей: если папа с мамой «не вылезают» из телефонов, то и ребенок будет вести себя так же.
Опасения по поводу новых технологий были всегда. В конце 20 века некоторые специалисты писали работы о вреде мультфильмов, телевизоров, сейчас так же серьезно говорят о вреде телефонов, планшетов.
Пюре против моркови
– Есть вина родителей в том, что ребенок не говорит или говорит плохо?
– Прямой связи нет, а чувство вины только мешает. Речевая активность ребенка связана с его психологическим развитием. Он должен каким-то образом проговаривать свои действия, если не делает этого сам, то за него должны сделать родители. Но говорить простыми словами и вызывать у ребенка ответную реакцию, коммуникацию.
Родители очень хотят, чтобы их ребенок был лучшим и развивался в соответствии со всеми нормами. Допустим, в год ребенок должен знать уже несколько слов, в три – развить общеупотребительную связную речь. Но детей, которые соответствуют этим требованиям, процентов десять всего. Это те ребята, к речи которых не придерется ни педагог, ни дефектолог, ни логопед. У остальных 90% есть те или иные нарушения речи. Чем раньше они будут выявлены, тем быстрее удастся все исправить. Я за ранний скрининг детей, чтобы специалисту показывали малышей до года, в год, в два.
Выстроить отношения так, чтобы ребенку нужна была речь
– О каком развитии речи можно говорить у ребенка до года?
– Я бы не вычленяла речь из общего развития ребенка. Мы смотрим его гармоничное развитие. Здесь и характер питания, и психологические особенности, и микроклимат в семье, – как выстроить отношения так, чтобы ребенку нужна была речь, как он понимает ее, реагирует.
Большую роль имеет пища, которую ребенок ест. Часто мамы говорят, что малыш не ест твердые продукты, даже в два года ему дают пюре, потому что яблоки, морковь он не любит. Между тем, твердая пища как раз укрепляет мышцы лица, челюсть, от которых зависит качество речи. Кстати, прикорм вводится не только для того, чтобы ребенок наелся. Это, прежде всего, разнообразие вкусов, сенсорное развитие: интересно ли ему делать то, что делают другие взрослые, повторять за ними, возникают ли у него эмоции, как он реагирует.
– Могут ли родители сами определить, есть нарушение речи у ребенка или нет?
– Нет, не смогут, порой даже специалисту сложно разобраться, что с ребенком, соответствует ли его речевое развитие возрасту или нет. Чтобы узнать, есть ли нарушения, нужно проводить скрининг, смотреть в динамике. Можно долго рассказывать о том, какой должна быть речь ребенка в зависимости от возраста, но каждый родитель воспримет это по-своему. Есть ли у ребенка предикативная лексика, от которой пойдет фраза? Если малыш не говорит «дай», «ам», никак не оречевляет действие, то и речи не будет, это важный показатель. Предикаты – это не всегда глаголы, это могут быть и прилагательные, и междометия. Если с полутора лет что-то беспокоит родителя, например, прерывание речевого развития у ребенка, проблемы по неврологии или родовые травмы, лучше перестраховаться и показаться логопеду.
Человеческое богатство
– Сейчас много споров о билингвизме. Одни утверждают, что это хорошо развивает ребенка, другие против такой нагрузки. Как изучение нескольких языков одновременно влияет на речь?
– Когда-то считалось, что билингвизм очень сильно тормозит интеллектуальное развитие ребенка. Специалисты доказали, что это не так. Билингв – это человек с одним мышлением, а не с разным мышлением на нескольких языках, как считалось ранее. Процессы языкового кодирования очень интересны, сейчас они активно изучаются.
Порой родители на приеме у логопеда скрывают информацию о родном языке, считают, что раз они не разговаривают на нем дома, значит, ребенок его не знает. Но он понимает этот язык, и в этом случае можно говорить о внутреннем билингвизме. Если в семье говорят на нескольких языках, обязательно нужно наблюдение у логопеда, при этом желательно, чтобы специалист тоже владел двумя языками.
В целом речевое развитие дошкольников с билингвизмом будет несколько снижено по сравнению с теми, кто изучает один язык. Есть много публикаций на эту тему, но не все так однозначно. Мы изучали влияние билингвизма на примере татарского языка, распространенного в нашем регионе. Независимо от того, сколько языков знает ребенок, один из них всегда будет ведущим. В дошкольном возрасте интонирование – показатель ведущего языка. Если он говорит, например, с татарским акцентом, то ведущим считается родной язык. С 4-5 лет определить ведущий язык можно по тому, на каком языке ребенок думает. У нас были дети, которые думали по-русски, но интонация и ошибки произношения были такими, как будто ведущий язык у них татарский.
В отдельную категорию выделились дети, родители которых уверяли, что они не знают татарский, не учили его. Но по характеру языковых ошибок выяснилось, что если ребенок даже и не владел языком, то часто слышал речь от бабушки, родственников, все это оказывало влияние.
– То есть изучать родной язык нужно?
– Безусловно, это богатство человека. Родной язык влияет на речь, независимо от того, говорят на нем или нет. Есть исследования новосибирских ученых, которые доказывают роль родного языка в артикулировании. Есть почти утраченные северные языки, на которых носители не говорят, но обследование их речевого аппарата показало, что строение языка, носоглотки, ротовой полости у них устроено так, чтобы произносить родные звуки. Еще Ноам Хомский, американский лингвист, говорил, что невозможно, чтобы ребенок просто так взял и усвоил такой огромный пласт, как язык. Должны быть врожденные навыки, которые запускают речь, именно поэтому начать говорить на родном языке проще.
Раньше у семей с билингвизмом была такая методика: один родитель – один носитель языка. Такое чаще наблюдалось в разнокультурных браках. Сейчас специалисты не поддерживают такую практику, потому что у ребенка появляются эмоциональные трудности: повышенная тревожность, риски заикания.
– Изучение иностранных языков в два-три года не вызывает таких же трудностей?
– Я не против изучения того же английского с двух или трех лет, но все должно быть под «присмотром» специалиста, чтобы не возникли нарушения речи ни в родном языке, ни в иностранном.
– Наследственность имеет значение при запуске речи? Если дедушка заговорил в пять лет, внук тоже раньше не начнет разговаривать?
– Есть «подушечка» для речи – нервная система, которую мы наследуем от родителей. Часто бывает так, что у детей, внуков тоже наблюдается задержка речи, как у родственников в детстве. Но ждать, когда ребенок, как и дедушка, сам заговорит в пять лет, я бы не советовала. Да, бывает, что ребенок встал утром и речь «полилась» из него, но это серьезная нагрузка для нервной системы, она может дать сбой.
Мария Стрельцова, заместитель директора по УМР ООО «Тюменский центр логопедии и развития речи»; аспирант кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования; логопед, специальный психолог. Образование: ТюмГУ, Институт психологии и педагогики, специальность «Логопедия», дополнительная специальность «Специальная психология». В 2018 г. прошла обучение в РОБО «Общество помощи аутичным детям «Добро» по использованию РЕР (Psychoeducational Profile) – психолого-образовательному профилю в рамках программы ТЕАССН.
Источник