Что мешает психическому развитию ребенка его общению

Вопрос. Что мешает психическому
развитию ребенка, его общению?

Ответ. Препятствует психическому
развитию ребенка педагогиче­ская и психологическая неосведомленность родителей,
которая выра­жается несколькими моментами.

Слабое представление о
вопросах генезиса речевого развития, незнание особенностей кризисов возрастного
развития и отсут­ствие навыков правильного поведения с ребенком.

Неправильно усвоенные
стереотипы поведения, примером чего могут служить такие высказывания: «Нет
необходимости отве­чать на все детские вопросы», «Подрастет — сам поймет».

Личные проблемы и особенности
родителя, которые он привно­сит в общение с ребенком, например если мама
говорит: «Я долж­на много работать, чтобы доказать бывшему мужу, что я живу
лучше его» или «Я скромный человек и требую подобного пове­дения от своего
ребенка».

Наличие у ребенка нарушений
психического развития.

Вопрос. Какова роль общения в
детстве?

Ответ. Общение для маленького
ребенка — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное
условие формирования его личности, его психического развития.

Ситуация. Известны случаи, когда по тем
или иным причинам ма­ленькие дети лишаются необходимого общения, родительской
заботы.

Как это сказывается на
психическом развитии ребенка?

Решение. При отсутствии общения дети в
возрасте 3—5 лет не гово­рят, не владеют простейшими навыками самообслуживания,
проявля­ют пассивность, не ходят.

В исследованиях выявлено, что
дети, растущие в детских домах, от­стают в психическом развитии от своих
сверстников, живущих в семье. Казалось бы, физический уход, питание и т. д. в
детских домах не хуже, чем в семье. Но нет родительской заботы, детям недостает
нормального общения.

Ситуация. Некоторые родители
ограничиваются следующей схемой общения.

Мать: «Как дела? Что нового?» Сын:
«Нормально. Ничего».

Мать: «Поел?» Сын: «Да».

Мать: «Уроки выучил?» Сын: «Да».

К чему приведет такая схема
общения?

Решение. При таком общении сохраняется психологическая
дистан­ция, а в его основе ребенок не ощущает доверия, любви и привязанно­сти.
В таких обстоятельствах общения родителям будет трудно сохра­нить авторитет,
ведь, к сожалению, потерять его намного легче, чем приобрести.

Родители часто борются с
упрямством своего ребенка. Увлек­шись этой борьбой, они перестают видеть
ребенка, видят только цель, ко­торую поставили перед собой: «Нужно доказать,
что я сильнее (умнее, старше и т. д.), заставить ребенка понять, что родителей
надо слушаться». Потерпев же поражение в этой борьбе, родители обращаются к
психоло­гу за помощью, просят: «Сделайте с ребенком что-нибудь».

Какой должна быть реакция
психолога на такую просьбу?

Решение. Психолог не станет пополнять
родительский арсенал средств воздействия на ребенка, а будет изменять позицию родителей,
их отношение к ребенку. Предварительно он выяснит, что вкладыва­ют они в
понятие «упрямство». На самом деле оно может иметь самые разные значения:
невнимательность, гиперактивность, закомплексо­ванность, утомляемость,
возбудимость, заторможенность, фобия, сла­бая обучаемость, самооценка,
неуверенность и др. Нередко это может быть и смешением разных смыслов, например
объединение упрямст­ва с настойчивостью или целеустремленностью.

Психологом должны быть
подвергнуты анализу возрастные особен­ности ребенка, частота и интенсивность
проявлений упрямства, когда и в каких ситуациях ребенок упрямится, становится
несговорчивым, что этому предшествует. Нередко выясняется, что ребенок может
заяв­лять о своих желаниях через выражение несогласия.

Ситуация. Основы грамотной речи дети
приобретают при взаимодей­ствии с родителями, братьями, сестрами, сверстниками,
учителями.

В чем проявляется различие
этих действий?

Решение. Наибольший вклад в развитие
грамотной речи ребенка вносят родители. Они должны вести постоянные разговоры с
ним, но­сящие эмоциональный характер. Специальные задачи на занятиях чте­нием и
письмом не ставятся, так как это делает квалифицированный учитель. Со
сверстниками же в ходе обсуждения возникающих про­блем дети делятся своими мыслями,
много разговаривают.

Ситуация. В общении со своими детьми
родители часто сравнивают их с другими. Мама Нины, довольная поведением своей
дочери, гово­рит: «У тебя все получается, ты лучше всех», «Ты у меня самая
краси­вая». А вот мама Тани, выражая недовольство ее поведением и желая, чтобы
та была организованнее и развивалась лучше, часто твердит: «Все дети, как дети,
только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее
получается, а у тебя…».

Обе мамы желают добра своим
детям, но кто из них добьет­ся лучшего результата в воспитании?

Есть ли зависимость
направления проектирования от особен­ностей личности матери?

Решение. Обе мамы своих детей
сравнивают с другими детьми, но пер­вая применяет позитивное сравнение, а
вторая — негативное. Тем самым определяется различное проектирование поведения
Нины и Тани.

Если мать — уверенный в себе
человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других
детей с положительной стороны. Это способствует повышению социального статуса
ребенка и занятию им благоприятного места в системе межличностных отноше­ний со
сверстниками.

Если же мать — человек,
неуверенный себе, если она чувствует себя в чем-то хуже других людей, то и к
своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную
неуверенность. Ребенок в этом случае будет иметь низкий социальный статус.

Вообще же, лучше сравнивать
поведение детей с их же собственным поведением, которое было отмечено в
прошлом.

Ситуация. Каждая мать желает, чтобы
ребенок усвоил культурные нормы жизни в обществе, чтобы он был «порядочным
человеком», «чест­ным», «умным», чтобы «хорошо учился» и т. д.

Почему же, несмотря на
желание сделать своего ребенка хоро­шим и умным, некоторые матери все же
осуществляют нега­тивное проектирование?

Решение. Для выбора негативных
воздействий на своего ребенка есть несколько причин.

К матери в прошлом так же
относились ее родители. У нее закре­пилось в сознании, что к ребенку надо
относиться строго, контро­лировать его, не хвалить, иначе тот может вырасти
эгоистом.

Обиженной женщине сын
напоминает отца, с которым она в раз­воде. Потому она считает: «Ребенок не
должен быть таким, каким был его отец».

Очень медлительный ребенок у
быстрой и подвижной матери. Испытывая раздражение, такая женщина постоянно
делает нега­тивные замечания: «Всегда ты не успеваешь», «Давай быстрее,
поторапливайся!». Она вечно подгоняет ребенка, считая, что в жизни он ничего не
будет успевать делать вовремя.

Неудовлетворенная жизнью мать
действует по принципу: «Мне плохо, все вокруг плохо, и ты плохой, неудачник».
Такая женщи­на часто кричит, ругает своего ребенка просто по причине хрони­ческой
усталости. Типичные фразы, которые можно услышать от нее: «Делай, как я
сказала, и не рассуждай!», «Убери игрушки, всегда разбрасываешь, ничего сам не
можешь сделать!».

Тот подавляющий стиль
отношений, который использует муж в от­ношении жены, последняя, в свою очередь,
переносит на ребенка.

Ситуация. Исследования показывают, что
в зависимости от стиля родительского воспитания детей в семье формируются
различные ре­акции детей, разные модели их общения, и получаются соответствую­щие
результаты воспитания.

Только ли стиль родительского
воспитания влияет на резуль­таты воспитания ребенка в семье?

Решение. Результат воспитания ребенка
зависит не только от стиля и степени активности родительского влияния, но и от
силы и активно­сти самого ребенка.

Сильный ребенок будет
бороться за возможность самостоятельно строить свою жизнь, преодолевать
установки родителей и, повзрослев, уйдет от их влияния.

Слабый ребенок тоже может
уйти от влияния родителей, утверждая свою взрослость и желание «жить своей
жизнью», но часто это возмож­но при условии, что он найдет сильного партнера на
стороне и будет подчиняться ему вместо родителей.

Может быть и такое, что
ребенок уходит от реальности в символиче­ский мир творческого самовыражения
(музыка, рисование и др.). В этом мире он чувствует себя свободным и значимым.

Источник

Людмила Волобуева
Консультация «Что мешает развитию ребёнка»

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА?

Неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятный микроклимат в семье и отклонения в соматическом и психологическом здоровье матери и отца могут оказать решающее влияние на развитие ребёнка.

С момента зачатия ребёнка, во внутриутробном периоде, негативные воздействия могут нарушить или изменить ход развития плода.К таким воздействиям относятся: неблагоприятная экологическая обстановка (несоответствие воды воздуха санитарным нормам, несбалансированное питание и генно-модифицированные продукты); неблагоприятный микроклимат в семье (финансовая нестабильность, неудовлетворённость семейной ролью); отклонения в соматическом (текущее состояние органов и систем организма, уровень их развития и функциональных возможностей) и психологическом здоровье матери и отца (заболевание почек, печени, сердца и др., психическая и эмоциональная неустойчивость; употребление алкоголя и наркотиков; табакокурение; неконтролируемый приём лекарственных препаратов; длительная работа за компьютером).

Здоровье – состояние живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Здоровье человека является качественной характеристикой,складывающейся из наборов количественных параметров: антропометрических (рост, вес); физических (частота пульса); биохимических (содержание в организме химических элементов); биологических (состав кишечной флоры); психических, социальных.

Биологический уровень здоровья (совокупность антропометрических, физических, биохимических и биологических параметров) – отсутствие или наличие болезней у ребёнка. Большинство детей имеют с рождения проблемы ортопедического характера (дисплазии тазобедренных суставов, подвывихи, плосковальгусные стопы, неврологического характера (перинатальная энцефалопатия, нарушение тонуса мышц, терморегуляции сна, приёма пищи, дыхания, склонны к аллергическим реакциям, наблюдаются проблемы пищеварения (вздутие живота, дисбактериоз, нерегулярный стул).

В неблагоприятных семьях на указанные проблемы новорождённого, как правило, внимания не обращают. Недостаточность питания и несоответствие одежды ребёнка времени года создают условия для «естественного» и ежедневного закаливания ребёнка. Поэтому в этих семьях дети либо болеют очень редко, если иммунитет ребёнка позволил ему адаптироваться к таким условиям существования, либо дети проводят большую часть времени в больницах разного профиля. Получается, что дети из неблагоприятных семей часто выглядят здоровыми, но таковыми не являются. Относительное соматическое здоровье в раннем возрасте не означает здоровье в более позднем периоде. У таких детей уже в младшем школьном возрасте имеется ряд хронических расстройств, которые можно было предупредить в раннем возрасте, обеспечивая соответственное питание и лечение.

Особое место в рамках соматического здоровья ребёнка занимают простудные заболевания. Часто болеющие дети медленнее усваивают материал по возрасту (приходится пропускать занятия). Ослабленный иммунитет не способствует активности познавательной деятельности, а значит, тормозится развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления и речи.

Психологический уровень здоровья подразумевает соответствие двигательного, психического, личностного и речевого развития ребёнка возрастным нормативам. Принятые нормы развития имеют широкий диапазон, который нижней границей имеет отставание в развитии. Можно самостоятельно определить степень отставания или опережения ребёнком возрастных нормативов, зная примерные показатели развития на каждый возрастной период. Самыми распространёнными отставаниями в развитии являются задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР).

Социальный уровень здоровья подразумевает степень усвоения социальных норм поведения, формирования у ребёнка социальных мотивов деятельности и регулирования собственного поведения (система НАДО надстраивается над ХОЧУ и МОГУ, а также микроклимат в семье, который зависит от отношения родителей к ребёнку и их представлений о роли ребёнка в семье.

В большинстве случаев исследователи описывают демократический, либеральный и авторитарный стили семейного воспитания и выделяют гармоничные и дисгармоничные семьи.

А. С. Спиваковская выделила 4 типа отношений родителей к ребёнку в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения, провоцирующих нарушение его психологического здоровья.

1. «Козёл отпущения» – объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей.

2. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.

3. «Беби»ребёнок с ограниченными правами, с резким ограничением самостоятельности при сильной близости супругов.

4. «Примеритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, риск психоэмоционального неблагополучия ребёнка усиливается при авторитарной гиперсоциализации со стороны родителей, когда ребёнку навязывают стереотипы поведения без учёта его индивидуальных особенностей: при восприятии ребёнка «маленьким неудачником», приписывая ему личную и социальную несостоятельность; при высокой степени отвержения ребёнка родителем, в первую очередь матерью ребёнка, испытывающей злость, досаду, обиду.

Аналогичную точку зрения имеет исследователь Э. Г. Эйдемиллер, подчёркивая роль эмоционального отвержения матерью ребёнка и «мистификации» (внушение родителями детям того, в чём они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание неадекватной системы представлений о себе) в возникновении психосоматических расстройств у дошкольников и искажении их личностного развития.

Наиболее распространённым примером социальной причины отставания ребёнка в развитии является феномен «социально-педагогической запущенности», когда ребёнок при достаточных предпосылках для интеллектуального и речевого развития, но при отсутствии внимания, заботы и общения со стороны родителей начинает отставать в психофизических параметрах развития и не может усваивать материал общеобразовательных программ детского сада и школы.

Другим распространённым примером негативного социального влияния является невротизация детей дошкольного возраста в результате завышенных требований к ребёнку со стороны чрезмерно «активных» родителей, подавление самостоятельности и инициативы ребёнка. А. И. Захаровым отмечается, что личностные особенности матерей провоцируют развитие у детей психосоматических и неврозоподобных расстройств. В частности, автор выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как «Снежная Королева», «царевна Несмеяна», «спящая красавица», «наседка», «суматошная мать», «вечный ребёнок».

Консультациюподготовила учитель-логопед:

Людмила Викторовна Волобуева

Источник

Проблемы общения ребенка дошкольного возраста

   Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

М.И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что «Общение – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».

К проблеме детского неблагополучия в межличностных отношениях в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др.

В центре внимания исследований внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы. Поэтому своевременная диагностика и последующая коррекция детских взаимоотношений становится актуальной на современном этапе развития детского коллектива.

Но прежде чем начать работать над повышением «социального статуса» ребенка-дошкольника, необходимо понять, почему его сторонятся ровесники. Детские психологи выделяют у малышей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми:

  • Эгоизм. В общении со сверстниками эгоистичный ребенок сталкивается с эффектом бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие и к его собственным чувствам.
  • Агрессивность. Частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят.
  • Обидчивость. Привычка малыша постоянно выяснять отношения и пускать слезу по любому поводу приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться. «Обидчивый ребенок» рассчитывает на то, что все помчатся его утешать, но через некоторое время друзья перестают поддаваться на манипуляции.
  • Пассивность. Отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям не позволяют ребенку завоевать уважения сверстников. Кроме того, малыш не может самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит, чем занять себя в одиночестве.
  • Застенчивость. Само по себе это качество не отталкивает сверстников. Однако, если ребенок настолько застенчив, что в коллективе чаще всего молчит, это может привести к серьезным проблемам.

Во многом общение и  поведение ребенка опосредовано той социальной ситуацией, в которой он растет. И главный вопрос – «Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?»

В решении данного вопроса должны участвовать как семья, так и педагог малыша. Взрослые должны стать положительным примером для подражания:

  • Старайтесь не показывать свои негативные эмоции по отношению к другим детям.
  • Не вмешивайтесь в детские конфликты без крайней необходимости. Слишком активно защищая ребенка, вы мешаете ему научиться слушать и понимать противника.
  • Поощряйте любую инициативу ребенка в общении.
  • Не одергивайте своего ребенка при других детях.
  • Учите ребенка определять чувства и намерения других людей по мимике.
  • Наблюдайте вместе с ребенком за другими детьми, обращайте его внимание на последовательность событий, происходящих с объектом наблюдения.
  • Не ограничивайтесь в общении с ребенком простыми предложениями. Ведите долгий, развернутый диалог.

    Таким образом, изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому, информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития межличностных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции конфликтных отношений приобретает первостепенное значение.

Источник