Что является основным условием сенсорного развития ребенка

Что является основным условием сенсорного развития ребенка thumbnail

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

–          На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.

–          На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

–          Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности — это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций; в трудовой деятельности — восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др.

Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это шарик. Он круглый, он катится». По мере того как ребёнок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребёнка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, холодный, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчётливому различению.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и их оттенки; в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для слухового восприятия — «решётка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности и др.), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тжёлый, снизу-сверху, справа-слева, далеко-близко).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счёт включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребёнок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух — это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения.

Музыкальный слух — это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, для того чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольных игр, при этом определяют какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи» и проч.). в некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в коробку игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч.). дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Литература:

1.         Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

2.         Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.

3.         Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176с. — (Дошкольник. Психология).

4.         https://sensoricinru.wordpress.com/2013/02/11/воспитание-сенсорных-навыков-в-ранне/

5.         https://www.moi-detsad.ru/konsultac288.html

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, величина, вид деятельности, восприятие, младший дошкольный возраст, признак.

Источник

Ориентировочная сторона деятельности (сенсорные системы) развиваются раньше исполнительской (моторные системы). Поэтому Ж.Пиаже назвал этот период в развитии ребенка сенсомоторным.

Младенчество

Основные особенности развития восприятия

Пренатальный период

· На 3-ем месяце образуются чувственные рецепторы языка; развивается кожная (тактильная) и звуковая чувствительность;

· На 4-м месяце плод реагирует на прикосновение, поворачивается, зажмуривается от яркого света.

Зрение:

· На 1-м месяце ребенок выделяет предмет, следит за ним (ориентировочный рефлекс «что такое?»); появляется избирательность к различным стимулам (особенно к округлым и замкнутым формам – человеческое лицо и фигура)

Слух:

· После рождения нормально слышащий ребенок воспринимает тембр, громкость звуков, отдает предпочтение человеческому голосу.

· После 4-5 мес. ребенок различает голоса близких ему людей

· После 6 мес. различает по звучанию свое имя.

Движения:

· На 5-м месяце формируется акт хватания как основа будущей предметно-манипулятивной деятельности, приводя к развитию руки как органа осязания и движения

· Устанавливается зрительно-двигательная координация.

Таким образом, в период младенчества дети очень избирательны к стимулам внешней среды, предпочитая те, которые характерны для человека.

Ранний возраст

Восприятие играет главную роль для развития всех психических процессов, определяя поведение и сознание. Л.С.Выготский отмечал, что в раннем детстве все психические функции происходят вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. Например, память существует в виде узнавания при восприятии знакомых предметов; мышление (наглядно-действенное) – это установление связи между воспринимаемыми предметами, т.е. нет предмета в поле зрения или действия – нет мыслительных процессов).

Развитие восприятия в раннем возрасте связано с прямохождением и предметной деятельностью.

· Появляется цветоразличение (к 2-м годам дети различают 4 основных цвета);

· Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позже зрительное соотнесение предметов по их признакам, что позволяется выполнять действия без проб и ошибок;

· Возникают представления о свойствах предметов;

· Развивается фонематический слух, необходимый для общения со взрослым, что приводит к восприятию всех звуков (фонем) родного языка.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Развитие восприятия

освоение новых свойств формирование новых по

предметов по содержанию, структуре

и характеру обследовательских

действий, опосредованных

сенсорными эталонами

· Ребенок подходит со знанием основных геометрических фигур, цвете (к 6-ти годам точность в цветоразличении возрастает в 2 раза);

· Младшие дошкольники обращают внимание на цвет и величину; старшие – на форму;

· Развивается восприятие музыки (понимают различия в высоте звуков и тембре);

· Совершенствуется тактильная чувствительность; обоняние;

· Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Если предмет новый, его обследование снова превращается в развернутый процесс. Если зрительное восприятие не дает необходимой информации о его свойствах, рука выступает как орган обследования.

· Появляются новые действия восприятия: идентификация; отнесение к эталону; моделирующие действия.

· В восприятии выделяются произвольные действия. наблюдение превращается в своеобразную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем.

· Большое значение для восприятия имеет речь. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое.

Восприятие пространства

Ребенок начинает познавать пространство по мере овладения им: от освоения близкого пространства до овладения далеким пространством благодаря прямохождению.

На первом году жизни ребенок овладевает пространством, ограниченным пределами его кроватки. На 2-м году слово взрослого включается в пространственную ориентировку.

В раннем детстве ребенок начинает ориентироваться в более широком пространстве. Собственное тело становится точкой отсчета в восприятии пространства:

1) развитие ориентировки начинается с правой и левой руки, затем направления спереди – сзади по отношению к телу ребенка;

2) развитие ориентировочных действий, связанных с овладением предметной деятельностью – ребенок выясняет отношения между предметами (друг за другом, между ними и т.д.);

3) большое значением имеют продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, позволяющие познать отношения за, под, на, перед);

4) совершенствованию пространственных отношений способствует речь.

Ориентировка в пространстве складывается только к концу дошкольного возраста.

Восприятие времени

Для дошкольника восприятие времени представляет большую трудность, т.к.:

1) время не имеет наглядной формы;

2) необратимо, течет в одном направлении;

3) невозможно совершать действия с ним;

4) все, что происходит с ребенком – во времени, а не со временем;

5) один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, выполняемой ребенком;

6) на протяжении всего дошкольного возраста дети не воспринимают очень длительные временные период (год, век, эпоха).

Знакомство со временем начинается с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми, которые имеют условный и относительный характер (сегодня, завтра, вчера, теперь).

Предпосылки восприятия времени складываются еще на первом году, когда у младенца формируется биоритм сна и бодрствования.

К концу раннего детства дети осваивают непродолжительные и конкретные временные отрезки (утро-вечер), поскольку в течение этих промежутков выполняют разную деятельность).

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных отношений происходит в среднем дошкольном возрасте:

1) вначале ребенок знакомится с короткими промежутками времени (минута, час, день). Эти временные промежутки легко осваиваются, если ребенку часто даются задания на время.

2) наглядный характер психических процессов приводит к тому, что ребенок «ищет» материальный носитель времени – часы.

3) ребенок не осознает объективность времени.

4) представления об исторических периодах остаются для дошкольников трудными, т.к. нет наглядных опор.

Для восприятия больших временных промежутков необходимы систематические наблюдения за природой; использование календаря, дневника наблюдений.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс, предполагающий способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь сами непосредственно воздействовать на ход событий, например, сказки и т.д.

В процессе развития художественного восприятия зарождается оценка воспринятого, которая еще примитивна («Как красиво!»)

Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если они научатся видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форма, композиция и др.).

1. Созревание анализаторов (слух, зрение и др.) как органических предпосылок сенсорного развития.

2. Обеспечение связи с процессами мышления, речи.

3. Игры

4. Сенсорная дидактика (система) М.Монтессори

5. Связь с жизненным опытом, впечатлениями ребенка

6. Содержательная деятельность (манипуляции с игрушками, трудовая, конструктивная деятельность)

Источник