Что является одной из задач музыкального воспитания и развития ребенка второго года жизни
Кристина Кузьмина
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/
Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки.
Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом.
/Дьюлане Михайи. /
В нашем дошкольном учреждении работа по музыкальному воспитанию начинается с 2 лет.
Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое—тихое, высокие — низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух.
Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни.
– услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;
– с интересом смотрят музыкально-двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;
– по показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;
– увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально-двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;
– запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр;
– при звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта, стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей. Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальнойобразовательной деятельности: песни или пляски, музыкальные игры и упражнения.
Музыкальный руководитель имеют стаж работы 24 года и основываясь на своем богатом педагогическом опыте оказывает помощь нам молодым педагогам, так и родителям в вопросах музыкального развития и музыкального воспитания детей: консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе; помощь в организации музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой; составлении музыкально-профессиональной фонотеки.
В работе с родителями музыкальный руководитель старается расширение их музыкальный кругозор. Систематически проводятся консультации для родителей, чьи дети эмоционально не развиты и коррекция эмоциональной сферы проходит с помощью музыкальных произведении. Родителям предлагаются статьи, буклеты. Особо ценятся родителями практические семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, совместное пение, разучивание потешек, игр, упражнений.
Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным,выполняется ряд условий:
– в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,
– каждое занятие с детьми заключает в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание,
– повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.
В группе организован музыкальный уголок,который содержит:
Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)
Ударные (барабан, бубен, молоточки).
Духовые (различные дудочки, свистульки).
Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
Фонотека.
Песни, танцы для праздников, досугов.
Голоса природы.
Народные песенки, детские, колыбельные.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются во второй группе раннего развития:
«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться.
«Громко-тихо». Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот.Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».
«Угадай звук». Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них.Спросите: «Что это звучало?». Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.
«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей, когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?
В процессе игр формируется произвольное поведение. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения, формируется интерес к музыке,порой это выражено эмоциональными реакциями такими как: радость, желание подпевать, желание двигаться в темп музыке.
В группе проводиться музыкальноесопровождение режимных моментов: во время приема детей включаем солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Динамичная, активная музыка во время проведения утренней гимнастики активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений. Перед сном, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон пользуемся благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.
Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать небольшие музыкальные произведения, различать музыкальное настроение произведения, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои музыкальные предпочтения.
На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.
Источник
Доклад:
«Организация музыкального воспитания
с детьми раннего возраста»
воспитатель
Кузьмина К.П.
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/
Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки…
Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом.
/Дьюлане Михайи./
Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста – первого и второго года жизни. Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:
– вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;
– дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;
-привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучания различных детских музыкальных инструментов и игрушек,
Занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности:
Слушание,
Подпевание и пение,
Музыкально-ритмические движения.
Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни.
– услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;
– с интересом смотрят музыкально-двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;
– по показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;
– увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально-двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;
– запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр;
– при звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта, стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей. Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальной образовательной деятельности: песни или пляски, музыкальные игры и упражнения.
Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным, выполняется ряд условий:
– в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,
– каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание,
– повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.
В группе организован музыкальный уголок, который оснащен в соответствии с ФГОС и содержит:
Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)
Ударные (барабан, бубен, молоточки).
Духовые (различные дудочки, свистульки).
Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
Фонотека.
Песни, танцы для праздников, досугов.
Голоса природы.
Народные песенки, детские, колыбельные.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются в группе
«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться.
«Громко-тихо». Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».
«Угадай звук». Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите: «Что это звучало?». Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.
«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей, когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?
В группе проводиться музыкальное сопровождение режимных моментов
Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать,….. дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои муз предпочтения…..
На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.
Источник
«Музыкальное воспитание
и развитие детей раннего возраста»
Чем раньше музыка войдёт в жизнь
ребёнка, тем глубже и прочнее она
займёт место в его душе.
Н. Ветлугина.
Ранний дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности.
Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребёнок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней своё внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому.
Следовательно, музыка оказывает положительное влияние на ребёнка уже в первые годы его жизни. Предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, создаёт основу для эмоционального контакта между ними.
Поэтому необходимо организовать музыкальное воспитание детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства.
Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребёнка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке,
Элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
В этот период прежде всего формируется восприятие музыки.
Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность
незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на неё. Дети по разному реагируют на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную).
Постепенно музыкальные впечатления детей становятся более разнообразными при использовании музыки разного характера.
У детей можно вызвать соответствующее эмоциональное состояние: бодрое, задорное при слушании песни «Барабан» Е. Тиличеевой; ласковое, доброжелательное при слушании песни «Ой, бычок» В. Агафонникова. Поэтому подбирая музыкальный репертуар нужно хорошо себе представлять, что нового для развития восприятия может дать малышам предлагаемая для слушания песня или пьеса.
В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких ему людей. И только семья (если малыши не посещают ясли) способна развивать его эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает .Основы эстетического воспитания закладываются в семье.
Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к
музыкальному искусству, пусть несовершенному, и тем самым вы передаёте ему частицу вашего вдохновения.
Ещё Сократ заметил, что всё хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям.
В результате общения с музыкой ребёнку передаются её настроение и чувства; радость, тревога, сожаление и грусть, нежность, решительность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста.
В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором или по одному. Период от года до двух лет – это очень важный этап в жизни малыша. Ребёнок, как маленький исследователь, самым активным образом начинает взаимодействовать со своим окружением. Постепенно дети
накапливают необходимый опыт, для последующего более интенсивного развития комплекса музыкальных способностей, каждая из которых к двум годам будет более отчётливо определена в виде музыкальной деятельности. В этот комплекс входят эмоциональная отзывчивость на характер произведения. Формирование сенсорных способностей, первоначальных певческих навыков, ритмических движений под музыку.
Слушание (или прослушивание) детьми музыкальных произведений – основной вид музыкальной деятельности. Оно взаимосвязано с развитием сенсорных способностей. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому или тембровому звучанию. Есть специальные упражнения для овладения детьми сенсорным опытом, иначе говоря – музыкальным слухом.
Эти задания рассчитаны прежде всего на различение высоты звука, воспитание чувства ритма (различение длительности звука), различение звуков по тембру и силе звучания.
Уважаемые родители, не забывайте, что детей, а особенно таких маленьких, надо учить играя. Вам пригодятся игрушки, с которыми ваш ребёнок играл в младенчестве. Заранее подберите игрушечную кошечку, собачку, мишку, зайку, птичку и конечно куклу. Среди музыкальных инструментов, особенно детских, ограничений нет. Это могут быть металлофон, бубен, барабан, триола, дудочка, музыкальный треугольник.
А самое главное поможет вам и улыбка, спокойный и слегка игривый тон, выразительная речь, а главное, эмоциональное чистое пение, исполнение танцевальных движений обязательно вызовут у малышей удовольствие и радость. Тогда у ребёнка появится желание последовать вашему примеру. Внимание, необходимое на вашем занятии с малышом, будет зависеть от того, насколько вы заинтересуете своего малыша своими действиями.
,Обычно в заданиях по различению звуков по высоте применяются озвученные игрушки: мычащая корова и телёнок, мяукающая кошка и котёнок, лошадка и жеребёнок . Но если дома таких игрушек нет, можно использовать музыкальные инструменты. Сначала дети слушают звучание самого низкого звука, а после этого вы показываете игрушку или изображение птички мамы, а птенчика вы изображаете высокими звуками и подкрепляете соответствующей картинкой или игрушкой.
Это же самое вы можете проделать с большим и маленьким колокольчиком. Так же вы можете попросить малыша взять тот колокольчик, который прозвенел за вашей спиной.
Формирование ритмического слуха у детей второго года жизни происходит на основе восприятия и воспроизведения звуков различной длительности. Имеются в виду простейшие ритмические звукосочетания, состоящие из длинных и коротких нот. Короткие звуки могут изображать бег, долгие звуки – медленный шаг. Если можете простучите или прохлопайте эти звуки, изобразите в своих движениях. Здесь вы вполне самостоятельно можете пофантазировать.
Очень полезное упражнение – пропевание имени вашего ребёнка. Ка-тя! Ма-ша! Ма-ри-на! Ва-ня! Пойте, одновременно играя на инструменте. Пусть малыш сам придёт к вам. Ему наверное очень захочется поиграть на металлофоне вслед за вами. Тогда вложите малышу молоточек в руку и вместе с ним простучите удобный для вас ритмический рисунок. Обычно дети с удовольствием и большим желанием тянутся к блестящим металлическим пластиночкам. Не отказывайте малышу в этом – пусть постучит от души.
Вы можете развивать у ребёнка навык узнавания знакомых песен. Для знакомства с новой песней используйте игрушку, тот образ, о котором поётся в ней. Рассмотрите игрушку вместе с ребёнком или обыграйте её неожиданное появление, расскажите
о содержании песни, покажите, как двигается игрушка и ведёт себя.
Развивая сосредоточенность при прослушивании музыки, ясно пропевайте слова и звуки, следите за выразительностью музыкальных фраз. Иногда ребёнок может внимательно прослушать ваше пение и не издать ни одного звука. И только после занятия, подражая вам, он начнёт повторять ваши интонации уже в своих играх. Подойдите к малышу, похвалите его и попробуйте ещё раз спеть песенку вместе с ребёнком.
Музыкальный репертуар для активизации детских певческих проявлений должен быть доступен восприятию ребёнка раннего возраста. Ему понятны образы животных, птиц, и т д, поэтому очень полезно малышу повторять за вами звукоподражания их голосам. Вы можете спеть ребёнку и те взрослые песни, которые вам нравятся и которые не будут раздражать слух ребёнка.
Лучше всего подойдут народные песни, лирические, танцевальные и ритмические мелодии. На занятии вы можете попросить малыша покачать мишку или куклу под ваше пение, а затем предложите малышу спеть вместе с вами. Песенки можно обыграть как с годовалым малышом, так и с детьми старше. Например.
Выберите небольшую, яркую и звонкую погремушку – это овысит интерес и желание малыша ею манипулировать.
В песне три куплета, каждый из которых поётся с различной силой громкости. Сама мелодия ещё сложна для воспроизведения её малышами, поэтому она предназначена для освоения ими двигательных навыков, формирования музыкально – сенсорных способностей, понятия «тихо – громко», умения менять движения с изменением характера музыки.
Итак, вы поёте первый куплет, тихо позванивая погремушкой;
Пляшет возле ушка, наша погремушка.
Потихоньку гремит, нам шуметь не велит.
Второй куплет поёте тише и прячете погремушку за спину или в своих ладонях.
Спряталась игрушка, наша погремушка.
Не шалит, не гремит, в кулачке крепко спит.
На слова третьего куплета вы встряхиваете погремушкой в такт музыке:
Звонкую подружку, нашу погремушку,
Высоко поднимай, громко-громко играй!
Такая песенка-игра вызовет у малыша желание последовать вашему примеру, взять у вас игрушку и помахать ею.
В таком случае ещё раз повторите это с вашим малышом.
Затем повторите, как звенит игрушка тихо или громко, и попросите малыша проделать то же самое. Тем самым ребёнок учится различать громкость звучания и сам пробует создавать его, согласно пониманию и желанию действовать самостоятельно. Сразу обратите внимание на ритмическую сторону исполнения ребёнком. Важно, чтобы он с первых же занятий почувствовал ритмическую пульсацию в воспринимаемой музыке и старался это показать в действиях.
Через 3-4 занятия познакомьте малыша с новой игрой или песенкой, а прежняя пусть «отдохнёт», чтобы потом снова быть привлекательной и интересной.
Занятия проходят с большой пользой, если инициатива в выборе игрушки, песни исходит от самого ребёнка. Спросите его, на каком инструменте он хотел бы поиграть, хочет ли он потанцевать или послушать ваше пение. Безусловно, такой свободный выбор ребёнком деятельности будет зависеть
От того, насколько он вовлечён вами в домашнюю «музыкальную жизнь»
Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание
петь, танцевать, играть. Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребёнка к
истокам творчества, к пониманию красоты в музыке.
Быть может, природа одарила вашего малыша способностями, о которых вы и не догадываетесь.
Источник