Что имеет большое значение для умственного развития ребенка

Что имеет большое значение для умственного развития ребенка thumbnail

Лукина Юлия Викторовна

Воспитатель  ГБДОУ №120

Невского района

Санкт-Петербурга

Умственное воспитание детей в дошкольном учреждении.

Умственное воспитание составляет одну из сторон воспитания подрастающего поколения.

Дошкольные учреждения призваны осуществлять всестороннее развитие и воспитание детей, подготовку их к обучению в школе. Дети раннего и дошкольного возраста находятся у истоков познания. Именно в эти годы у ребенка формируются первичные представления об окружающем, он овладевает речью, способами умственной деятельности, у него проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Л.Н. Толстой справедливо указывал на то, что в ранние годы ребенок усваивает огромное количество знаний: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня – только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Если эти годы детства не используются для умственного развития, ему наносится серьезный, а иногда и невосполнимый в последующие годы ущерб. Поэтому воспитатель детского сада должен повседневно заботиться о том, чтобы дети не только усваивали посильные знания и способы умственной деятельности, но и чтобы у них формировался интерес к знаниям, желание и потребность думать, размышлять, искать и находить правильное решение той или иной задачи, применять для этого наиболее разумные способы; чтобы у них формировалась способность переживать радость, интеллектуальное удовлетворение от умственной деятельности.

Умственное воспитание в детском саду – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка.

Задачи умственного воспитания в детском саду обусловленными целями воспитания подрастающего поколения.  Основная задача умственного воспитания в детском саду – ознакомление детей с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитание любви к Родине, к своему народу, к семье.

Одной из задач умственного воспитания является формирование речи: пополнение и развитие словаря, правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи, умение грамматически правильно и точно выражать мысли. Важность этой задачи обусловлена тем, что мышление и речь находится в неразрывной взаимосвязи. Содержательность речи является показателем того. Что ребенок имеет четкие представления и знания. Выразительно-образная речь отражает эмоциональный характер усвоения знаний, эмоциональное отношение ребенка к тому или иному факту, явлению.

Речь является средством общения детей друг с другом и со взрослыми, средством усвоения и сохранения знаний. Речь и мышление развиваются одновременно, как две стороны познавательного процесса и умственного воспитания в целом.

Важнейшей задачей умственного воспитания является развитие умственных способностей.

Воспитание умственных способностей детей дошкольного возраста направлено на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.

Задачей умственного воспитания является развитие любознательности и познавательных интересов детей. Важность этой задачи определяется тем, что в общем и умственном развитии любовь к знаниям, стремление к их усвоению обогащают духовный мир человека.

Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствуют о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций.

Умственное воспитание представляет собой двухсторонний процесс – воздействие воспитателя и ответственную умственную деятельность детей.

Воспитатель должен представить умственную деятельность самих детей: деятельность активного восприятия, наблюдения, сравнения, обобщения, речевую деятельность и т.д. Ставя перед детьми ту или иную задачу, предусматривая посильные затруднения и побуждая к их преодолению, педагог создает условия для активизации познавательных процессов, учит детей думать и размышлять, ведет их к успеху, к переживанию чувства удовольствия от умственной деятельности.

Умственная деятельность – деятельность мышления в разнообразных его формах – универсальна, так как она проявляется во всех видах деятельности. И в детском саду умственное воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности. Особое значение для умственного развития ребенка имеет познавательная деятельность.

Познавательная деятельность выражается в разнообразных психических процессах и способности управлять ими, направлять их на наиболее успешное решение той или иной задачи, на выполнение той или иной практической или умственной деятельности.

Развитие умственной деятельности детей не означает смену одних психических процессов другими. Те или иные процессы проявляются на каждой ступени – они как бы осуществляют, хотя и качественно преображенные. Но соотношение их изменяется.

Связь умственного воспитания с другими сторонами формирование личности.

Основа взаимосвязи умственного и физического воспитания заключается в том, что продуктивная умственная деятельность и полноценное умственное развитие возможны лишь при хорошем общем здоровье ребенка. При отсутствии физических недостатков ( снижение слуха, зрения и др).

Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение способами умственной деятельности и применение их в различных условиях – сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка. Воротами, через которые проходят впечатления от окружающего и информация достигает порога сознания, являются анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно- мышечной, осязательный и др. Вне ощущений не может быть познания. Поэтому охрана анализаторов, развитие их – эта задача умственного и физического воспитания одновременно.

Условием продуктивной умственной  деятельности ребенка является охрана его от избыточных посторонних внешних и внутренних раздражителей – звуковых, световых, температурных, эмоционального угнетения и др. При нарушении этого условия у детей возникает утомление, усталость, появляется негативная реакция, а иногда и отказ от занятий, игр, прогулок. Внешне это проявляется в спаде внимания, в рассеянности, увеличении нецелесообразных двигательных реакций (ребенок потягивается, зевает, кладет голову на руки, двигает ногами и т.д.). Иногда эта защитная реакция выражается в избыточной мимике, болтливости, непослушании. Таким образом внешние реакции сигнализируют о внутреннем напряжении, перезагрузке высшей нервной деятельности.

В целях оптимального возбуждения высшей нервной деятельности необходимо правильно дозировать умственную работу детей, не допускать перенапряжения, организовывать своевременный отдых (проводить физкультминутки т.е менять деятельность ребенка). Забота о здоровье детей – это не только комплекс санитарно- гигиенических требований и выполнение режима. Это и забота о гармоничном развитии физических и умственных сил.

Взаимосвязь умственного и нравственного воспитания выражается в том, что формирование представлений происходит одновременно с формированием нравственных чувств и отношений, моральных мотивов поведения.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Несомненна взаимосвязь умственного воспитания с трудовым. Сам труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь детей с ранних лет. В процессе труда воспитатель учит детей воспринимать и создавать предмет, превращать материал в изделие. Труд в природе – богатейший источник знаний, источник развития мысли, пытливости. Труд в природе связан с конкретными, очевидными для детей явлениями, что позволяет вскрывать причинно- следственные связи между ними, т.е. учить мыслить.

Любовь и уважение ребенка к труду, к людям труда и их деятельности должны результатом умственного и нравственного воспитания в их взаимосвязи.

Взаимосвязь умственного и эстетического воспитания включается в том, что то и другое направлено на ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Единство познавательного и эстетического восприятия делает сам процесс познания более глубоким, разносторонним и полным.

Искусству в ознакомлении детей с явлениями действительности пренадлежит важная и особая роль. Оно усугубляет процесс познания, помагает осмыслить явления. Произведения искусства воздействуют на эмоции ребенка: волнуют его, радуют или огорчают, вызывают потребность в новых знаниях, в действии. В детском саду педагог старается привлекать разнообразные виды искусства, обогащая тем самым воспитательный процесс, наполняя его наглядно- изобразительными средствами.

Умственное и эстетическое воспитание  в их единстве формируют познавательно-эстетическое отношение к предметам, явления, поступкам, обогащают духовный мир ребенка.

Следовательно, умственное воспитание является важной стороной всестороннего развития. Но значение его усиливается при взаимосвязи с другими сторонами развития, так как каждое воздействие приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда оно поддерживается, развивается другими столь же важными воздействиями, когда все они направлены к единой цели и составляют целостную систему воспитания.

Умственное воспитание в процессе обучения.

Умственное воспитание осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в дидактической игре, в упражнениях с дидактическими пособиями.

Обучение на занятиях дает возможность обеспечить умственное развитие всех детей группы.

Руководящая роль на занятиях  принадлежит воспитателю: он знакомит детей с окружающей жизнью, дает первоначальные знания, учит способами умственной деятельности, развивает активность детей в усвоении знаний. Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активности самих детей – одно из важных условий обучения.

Умственное воспитание на занятиях в детском саду осуществляется в соответствии с основными требованиями дидактики. Прежде всего, оно строится с учетом доступности познавательного содержания для детей, их развивающихся умственных способностей. Таким образом, обучение ориентируется не только на то, что детям доступно в данное время, но и на то, что дети могут усвоить, чем овладевают в ближайшее время. Это обеспечивает преемственность и перспективность развития содержания и организации самого процесса умственного воспитания и обучения.

В воспитании и обучении детей необходима не только взаимосвязь одних знаний с другими, но  и их система – последовательное расширение и углубление знаний  и способов умственной деятельности.

В процессе обучения воспитатель дает систематизирование знания и раскрывает доступные пониманию детей связи.

Важным требованием обучения является последовательность предлагаемого детям содержания и способов умственной деятельности. Последовательность предусматривает переход от простого к более сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, что и обеспечивает движение ребенка от незнания к знанию, от неполного знания к более полному.

В обучении детей на занятиях большое значение имеет наглядность обучения в сочетании со словом. Наглядное обучение формирует у детей образное мышление  и на основе сравнения предметов и явлений по их признакам, выявления связей между предметами содействует развитию логического мышления.

В детских садах на занятиях используется:

  • Естественная, натуральная наглядность, когда воспитатель показывает детям реальные предметы или объекты ( фрукты, шишки и т.д.)
  • Изобразительная наглядность, когда детям показывают объемные изображения ( муляжи овощей, фруктов, модели машин и т.д)
  • Плоскостная наглядность в виде картин, фотографий, простых технических рисунков.

Из технических средств обучения в дошкольных учреждениях используются  магнитофонные записи, учебные телевизионные записи, MIMIO и т.д.

Развитие активности и самостоятельности детей на занятиях – важнейшее требование дидактики и обязательное условие умственного воспитания в процессе обучения.

Планируя то или иное занятие, воспитатель должен не только определить его содержание  и свою деятельность, но и предусмотреть активную умственную деятельность детей.

Занятия в группе должны быть организованы так, чтоб дети могли видеть предмет или явление наиболее полно и содержание занятия захватывало не только ум, но и чувства, побуждало их к действиям. Совсем не обязательно занятия в группе проводить за столом. Пусть дети научатся целесообразно и свободно двигаться, приближать предмет или явление к себе и самим приближаться к предмету.

Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только понятна, но и «принята» ребенком, чтобы она затронула его интересы. Так же следует избегать и переоценки возможностей детей. Сложность поставленной задачи приводит к торможению активности, повышает утомляемость, вызывает отказ от умственной деятельности.

Воспитатель должен отчетливо сознавать, что обучение может быть развивающим лишь в том случае, если оно, обогащая ребенка знаниями, способами умственной деятельности, формирует познавательные интересы, способность проявлять усилие ума и совершить практические действия, чтобы достичь результатов.

Одним из основных условий формирования умственной деятельности на занятиях является воспитание произвольного внимания ребенка, способности к сосредоточенности его на познавательном содержании и способах учебной деятельности. Но воспитание внимания детей зависит от того, насколько целенаправленно осуществляется сам процесс обучения, насколько ясно детям его познавательное содержание, отчетливы требования педагога к умственной деятельности детей.

Таким образом, умственное воспитание в процессе обучения и учения – процесс длительный и сложный. Содержание, методы умственной деятельности оказывают воспитывающее и развивающее воздействие на все стороны личности ребенка.

Литература

Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., «Академия педагогических наук», 1983 с.82

Сорокина А.И. Умственное  воспитание в детском саду. М., «Просвещение», 1975 с 5-140

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974, с.29

Толстой Л.Н. Собрание сочинений, т.1 М., 1951, с.330

Источник

Главных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.

Что имеет большое значение для умственного развития ребенка

Содержание:

  • Ум и интеллект — это одно и то же?
  • Типы умственного развития ребенка
  • Стадии интеллектуального развития
  • Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Ум и интеллект — это одно и то же?

Вообще, эти понятия достаточно близки и их часто путают. Но это не одно и то же.

Начальные умственные способности у ребенка определяются его наследственными факторами.

Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”.

Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности.

По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.

Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.

Нельзя рассчитывать на то, что развитие интеллекта и воспитание ребенка — это задача только для воспитателей и учителей. Ни в коем случае! В семьях, где родители заботятся о развитии малыша: разговаривают с крохой с самого момента рождения, читают ему книжки, отвечают на миллион «почему», выбирают ему подходящие занятия и кружки — в таких семьях дети успешно реализуют потенциал своих умственных способностей.

Типы умственного развития ребенка

С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.

Лингвистический тип

Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги.

В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.

Логико-математический тип

Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы.

Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.

Пространственный тип

Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать.

В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.

Музыкальный тип

Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют голосовые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку.

Это будущие артисты, музыканты, художники.

Двигательный тип

Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно.

В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.

Межличностный тип

Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”.

Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, .

В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.

Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.

Пора разобраться, что такое интеллектуальное развитие и как “накопить” интеллект.

Стадии интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)

Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.

Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.

К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.

Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.

2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)

Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.

По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане. Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?). Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.

В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.

Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.

3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)

В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.

Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.

Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.

4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )

В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.

Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.

В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.

Исследования развития памяти

Уровень развития памяти у ребенка можно оценить по следующим заданиям:

  • Слуховая память

Три раза равномерно, с перерывами произносится ряд двузначных чисел (до 20) в произвольном порядке. Например, 15, 12, 10, 18, 16, 19, 17, 11 (общим количеством 8 штук).

Каждое правильно воспроизведенное число — 10%. Норма — 60%.

  • Зрительная память

Предлагается ребенку в течение минуты посмотреть на 10 предметов, лежащих на столе. Далее, уже несмотря на стол, по памяти, он называет предметы, которые запомнил

Норма — не менее 60%.

  • Логическая память

Подбирается 8 пар слов по принципу: часть — целое. Например: колесо — машина; листья — дерево; капля — дождь и т.д. Произносятся пары с интервалом в 2 — 3 секунды. После короткого перерыва (15 сек) вторично произносятся только первые слова, второе слово ребенок должен вспомнить сам.

Норма — не менее 60%.

Исследование развития мышления

Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.

Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)

Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?”

Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Исследования развития восприятия

При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы.

Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта.

Определение более 60% частей предмета считается достаточным.

Исследования креативности

Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений.

Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).

Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова

Норма — 60% воспроизведенных слов.

Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться.

Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.

И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!

Источник