Что характерно для рассмотрения развития ребенка в зарубежной психологии
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
• Биогенетическое направление.
Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
К числу ранних психологических теорий относится концепция
рекапитуляции Стэнли Холла. Воснову легла теория Э.Геккеля, который
считал, что в процессе внутриутробного развития эмбрион проходит все
стадии, которые проходит материя в процессе эволюции.
С.Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития:
ребенок рождаясь, кратко повторяет стадии развития человеческого
общества (например, игра ребенка с песком – пещерная стадия жизни
людей; далее стадия охоты, стадия обмена и т.д.).
В дальнейшем психологи подчеркивали несостоятельность подобных
теорий.
В рамках этого же, биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Карла Битера. К.Бюлер выделил три ступени развития – инстинкт, дрессура (навык), интеллект. Таким образом, ребенок от рождения до 7 лет находится на стадии инстинкта , с 7 до 14 лет – на стадии научения, и с 14 до 21 года наступает стадия развития интеллекта.
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.
• Социогенетическое направление.
Его истоки в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска {tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский -страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
• Теория конвергенции двух факторов, разработанная Вильямом Штерном
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна – созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Отечественная теория психического развития
Л. С. Выготского
В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.
У человека есть особый опыт, которого нет у животных, – это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.
Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.
Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.
При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:
• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.
• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.
• Микросреда – это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).
Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития – те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития – задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие “тянет” его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
Перинатальная психология
Перинатальная психология – новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».
Медики – акушеры и неонатологи – определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.
Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
СРОК БЕРЕМЕННОСТИ | РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ | ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ |
Первый триместр | – появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) | Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует. |
Второй триместр | – появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) | Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие). |
Третий триместр | – формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). | Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка) |
В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.
Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».
• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.
• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, – это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.
• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.
• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению – с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.
Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.
Новорожденность.
Период новорожденности – это начало младенческого возраста. Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:
«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.
И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его…
«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», – скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»
Причины кризиса новорожденности:
• Физиологические – рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);
• Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.
Особенности развития новорожденного:
• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;
• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.
Источник
1.Категория “развитие” в психологии
и философии
2.Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии.
3.Отечественная теория психического развития
1.Категория “развитие” в психологии и
философии
В философии сложилось несколько методологических установок при подходе
к проблеме развития.
Первый подход – натурализм – развитие есть созревание имеющихся способностей,
склонностей и т.д.
Второй подход – историзм – субъективизация (формирование субъектности
человека).
Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.): прежде
всего это качественные изменения, появление новообразований, перестройка
связей между сторонами объекта.
Выделяются 2 основных типа развития:
1) Преформирующий тип – когда в самом начале заданы стадии, которые
пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное
развитие);
2) Непреформирующий тип – когда путь развития непредопределен заранее
(историческое развитие, развитие ребенка.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов
во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных
преобразованиях.
2.2. Основные подходы к развитию психики ребенка
в зарубежной психологии.
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается
как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями,
чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь
ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел
– будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью.
Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием
такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то,
что дано ребенку до его рождения.
а) В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции,
основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий
зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь
от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана
на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет
собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил
представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий
биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые
месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором
полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем
– начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру
– сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом
возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости
поднимается до уровня культуры Нового времени.
б) Теория трех ступеней развития (Карл Бюллер):
-инстинкт;
-дрессура;
-интеллект.
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента – темперамент и задатки способностей.
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается
как пассивный объект.
2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском
(социогенетическом) направлении. Его истоки – в идеях философа
ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На
этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть
близкие взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность
ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социоло-гизаторский
– страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного
из двух факторов развития.
3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов.
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития
ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна – созревание
наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие
под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит
конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности
(Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Но теория конвергенции не рассматривала:
-внутренние причины психического развития;
-активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)
3.Отечественная теория психического развития
Современные представления о соотношении биологического и социального,
принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях
Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно,
чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
Выготский сформулировал ЗАКОНЫ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития
не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные
периоды;
2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются
критическими периодами);
3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды,
когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г – речь,
дошкольник – память, 3-4 г – исправление дефектов речи);
4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток
одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются
другие качества – слух, тактильные ощущения, обоняние)
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) – те ЗУН, действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) – задачи, которые сегодня
ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития – уровень саморазвития (самообучаемость).
ОБУЧЕНИЕ должно опираться
на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие “тянет”
его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития
ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета
возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не
будет иметь развивающего эффекта.
Источник