Что главное в правильном развитии ребенка

Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Михайловна Безруких назвала для каждого этапа дошкольного возраста свои актуальные задачи развития. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, любознательными, развитыми, демонстрировали различные таланты и умения. И все мы решаем эту задачу по-своему: кто-то с трех лет учит с ребенком пару иностранных языков, кто-то водит на танцы… А между тем самые основные, базовые задачи развития остаются как бы за кадром.

По мотивам лекции «Познавательное развитие детей-дошкольников» в рамках марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»

????1–3 года. Движение — жизнь!

Навык управления собственным телом. Основная задача ребенка в три года — освоить собственное тело, двигаться как можно больше и разнообразнее. Речь идет пока не столько о мелкой моторике, сколько о крупной: об умении ходить, бегать, прыгать, лазить, ползать, играть с мячом, кататься на самокате, носить в руках предметы, наклоняться… Между прочим, формально ребенок учится ходить до 9–10 лет: для него может оставаться непростой задачей соблюдать ровный темп, не шататься, одинаково уверенно ходить по асфальту и по кочкам, по песку и камням. То же касается и бега: активный, «правильный» бег — это навык, который приходит к ребенку не в три года, а много позже. В общем, стоит помнить о том, что для дошкольника базовая задача — активно осваивать движение как в три года, так и в шесть, и в семь.

Эмоциональный интеллект. Работа над ним уже началась в самом раннем возрасте, и сейчас она должна продолжаться. Эмоциональный интеллект нельзя взять и развить за год в рамках общей подготовки к школе: это определенный образ жизни и модель отношений. Ребенок с трех месяцев различает выражение лица мамы и папы, отвечает на улыбку оживлением, настораживается, если у взрослого сдвинутые брови… В три года он продолжает учиться эмоционально реагировать на все происходящее, справляться с негативными проявлениями в свой адрес, понимать, что он сейчас чувствует, и проживать разные эмоции.

Учтите, что гнев и раздражение взрослых имеют свойство парализовать ребенка и тормозят его развитие; так что, если попытки обучить ребенка чему угодно заканчиваются вашим раздражением, лучше отложите занятия или передайте эту задачу кому-то другому, а с ребенком занимайтесь только тем, что вас радует.

Развитие речи. Именно речи! Не письмо и не буквы, не зазубривание алфавита и выучивание названий всех видов животных и деревьев. Все это потом, а пока разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы и выслушивайте его ответы. Учите ребенка строить предложения, выражать свои мысли, помогайте подбирать слова, развивайте словарный запас. Это — программа максимум; она достаточно сложна, чтобы бросить на нее все силы и не забивать ребенку голову другими вещами.

????3–4 года. Дорогу почемучкам!

Актуальные задачи развития — все то же самое, но еще добавляется несколько.

Расширение кругозора, познавательное развитие. Ребенок начинает постепенно наполнять свою «копилку» знаний. По сказкам он выучивает времена года, праздники, различные блюда, виды животных и растений, занятий, виды транспорта… Хорошо усваивает информацию в игре и в деятельности: не торопитесь усаживать его за парту и читать длинные лекции на 20 минут (для четырехлетнего 20 минут — это действительно длинные). Лучше давайте ему потрогать, пощупать, попробовать, предложите последить за тем, как тает лед на улице во время оттепели, как замерзает вода в морозилке, как различаются по весу предметы из разных материалов, что вы чувствуете, когда едете в трамвае, метро и автобусе… Рассказывайте обо всем, о чем ребенок спросит: к счастью, сейчас не нужно быть энциклопедистом — любой ответ можно в крайнем случае нагуглить и изучить вместе с ребенком.

Эмоции. В этом возрасте ребенок очень внимателен к эмоциям взрослых, он постоянно считывает родителей и других значимых взрослых. Может испытывать страх в общении и начинает понимать, почему «Та тетя ему нравится, а эта — нет». Пора понемногу учить ребенка ждать, откладывать желаемое: мороженое купим сейчас, а съедим дома; папа придет вечером, и вы с ним поиграете в машинки. Вообще дети в 3–4 года не умеют ждать «по умолчанию»: их придется терпеливо, спокойно обучать этому навыку.  

Коммуникация. До трех-четырех лет дети играют рядом, но не вместе; теперь наступает пора взаимодействия. Это крайне серьезная задача: выбирать себе партнера, учиться приглашать в игру, проситься в игру, распознавать суть игры (Что делают дети? Что я должен делать, чтобы у нас получилась общая игра? Что я могу придумать в рамках данной игры?). Здесь потребуется ваша помощь: разыгрывайте сюжеты, проговаривайте, что можно сказать другому ребенку в одной, в другой ситуации.

Ребенок также начинает осваивать коммуникацию с другими взрослыми: азы этикета, навык слушания, понимания и ответа на вопрос, а также важнейшее умение защищать свои личные границы и правильно выходить из ситуации, когда коммуникация для тебя опасна или просто навязана.  

????4–5 лет. Освоение мира

Актуальные задачи развития — все то же самое (что уже немало!) и еще несколько.

Запас сведений и знаний. Продолжаем помогать ребенку активно накапливать знания о себе и о мире. По-прежнему лучше получать эти знания «в полевых условиях», на реальном практическом опыте, в процессе игровой деятельности. 4–5 лет — это тот самый возраст, когда родители начинают загружать в голову ребенка массивы энциклопедических знаний; это не хорошо и не плохо, но это серьезная нагрузка на ребенка. В зависимости от того, как он справляется с базовыми задачами (эмоции, движение, речь), можно давать больше или меньше знаний, но лучше всего руководствоваться правилом: отвечай, если ребенок спрашивает. Для учебной мотивации крайне важно, чтобы ребенок мог получать информацию по запросу, именно о том, что его интересует, а все остальное может и подождать.

Творчество. Для ребенка 4–5 лет крайне важна свобода действий. Постарайтесь найти время и пространство для свободного самовыражения: пусть ребенок создает все, что ему вздумается, и пробует все, что ему может быть интересно. Можно сходить на пробные занятия по музыке, танцам, рисованию, лепке или устроить все то же самое дома.

Свободная игра. Иногда у нас возникает иллюзия, что ребенок, когда не ест, не спит и не на занятиях — бездельничает. На самом деле в эти драгоценные минуты и часы он творчески созревает, в его голове рождается импульс к свободной игре, он начинает смело и ярко выражать себя. Все это необычайно ценно, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка каждый день оставалось время на «безделье» и полноценную игру.

Движение. Последите за тем, чтобы самая основная задача развития — активное движение — не ушла на второй план. Ребенку очень важно оставаться активным, двигаться, бегать, лазать, и если любые интеллектуальные занятия отнимают у него возможность активно двигаться, подумайте, так ли они вам нужны.  

????5–7 лет. Предшкольная пора

Актуальные задачи — все то же самое (а это уже буквально полный рабочий день), плюс к этому:

Активное развитие речи. Это то, на что точно нужно обратить внимание: речь — хлеб будущего первоклассника. Сейчас многие дети приходят в школу с несформированной речью, и это становится серьезным препятствием для освоения чтения и письма, а также для общения со сверстниками.

Если есть проблемы с произношением, фонематическим слухом, если ребенок путает или переставляет слоги в слове, обратитесь к логопеду. Как можно больше общайтесь с ребенком на любые интересные ему темы, инициируйте полноценные диалоги (то есть вы делитесь мнениями, каждый задает вопросы, каждый высказывается, даются аргументы, возникают споры и т.д.). Больше читайте ребенку вслух: это настоящий живой родник для его собственной речи.   

Больше акцента на мелкую моторику. Вот тут самое время заняться графическими движениями. Это движения ручкой на плоскости листа: водить пальцем по планшету или мелком по асфальту тоже важно, но это другой тип движения. Продолжайте играть с бусинами, пуговицами, шнуровками, гайками и винтиками, мелкими машинками, счетными палочками и любыми другими доступными мелкими предметами.  

Личностное развитие. Помимо активного развития мышления, памяти, внимания, о которых так много и справедливо говорят современные педагоги, у ребенка возникает сложнейшая актуальная задача: понять и познать себя. Что мне нравится и что нет? Чем я могу удивить других? Что есть во мне такого, чего нет в Маше или Сереже? Почему со мной может быть интересно играть, а почему не очень? Что я люблю? Из чего я состою: из каких эмоций, слов, воспоминаний, увлечений? Это очень тонкая внутренняя работа, которая начинается сейчас и будет продолжаться долгие годы.  

Социализация. Первые споры, первые конфликтные ситуации, первые недопонимания и, возможно, разочарования в процессе общения со сверстниками. Ребенок постепенно осваивает навык играть по заданным правилам, слушать инструкцию воспитателя или педагога — и действовать по инструкции. Быть частью группы, оставаясь собой.

????Пробегитесь глазами по всем описанным выше задачам.

Согласитесь, это очень много, и это то, без чего ребенку будет очень сложно радовать вас своими достижениями потом, когда дошкольная пора закончится.

Все эти задачи требуют ресурсов: времени, сил, внимания взрослых. Вы уверены, что сможете добавить математику и английский, балетную или музыкальную школу, чтобы это было не во вред базовым задачам развития? Если уверены, пробуйте, если нет, не спешите. У вас будет время познакомить ребенка со всеми интересными делами, которые есть в жизни.

Марьяна Безруких

Источник

10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей
Родители и дети

Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.
Чему не учат в школе
Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.
Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.
О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.
Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.
Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».

Жизненно важные навыки
Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.
Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.
Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.
Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.
Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки:
1 Любознательность
Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.
Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.
Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.
Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.
Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:
умение учиться;
любовь к знаниям;
наличие увлечений, хобби.
2 Самостоятельность и уверенность в себе
Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно. Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).
Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.
Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.
Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества, не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.
3 Альтруизм
Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.
Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.
4 Трудолюбие и умение распоряжаться деньгами
В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.
Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо».
Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.
С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами, ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.
Самая большая проблема – психология бедности, которая чаще всего передается «по наследству» от родителей. Не только детям, но и их родителям нужно учиться психологии богатства. Подробнее о психологии богатства и бедности, читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-bogatstva-i-bednosti.
5 Умение договариваться
Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого, его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.
Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.
6 Управление временем
Важные составляющие управления временем:
соблюдение распорядка дня,
построение планов на ближайшее будущее,
определение целей и целеполагание.
Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.
Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время, не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.
7 Лабильность и креативность
Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.
То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:
умение смотреть на вещи с другой стороны,
нестандартно подходить к решению проблем,
мыслить не только логически, но и творчески,
выходить за рамки привычного и традиционного,
быть творцом своей жизни,
развиваться как личность.
Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается, ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.
Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.
Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.
8 Уметь находить «свое»
Уметь делать правильный жизненный выбор
В жизни важно понимать и знать себя: свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор.
Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии. Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.
Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.
Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.
Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни. Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.
Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.
Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.
9 Навыки выживания
Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.
Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:
оказывать первую медицинскую помощь,
организовывать быт в походных условиях,
разводить костер,
различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
искать источники воды,
ориентироваться на местности.
10 Умение быть счастливым
Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.
Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!
Составляющие умения быть счастливым:
оптимизм,
позитивное мышление,
умение радоваться мелочам,
умение расценивать ошибки как полезный опыт,
забота о своем психологическом благополучии.
Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии, мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!
Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.
Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!

Вот чему действительно должны учить детей их родители!

Источник