Что должно насторожить в развитии ребенка до года

Ð Ñоддоме за ваÑим ÑамоÑÑвÑÑвием и здоÑовÑем кÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¿ÐµÑÑонал. Ðо ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ðµ оказаÑÑÑÑ Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑожденнÑм дома, ее ÑÑÐµÐ²Ð¾Ð¶Ð¸Ñ Ð°Ð±ÑолÑÑно вÑе: как кÑÐ¾Ñ Ð° еÑÑ, ÑпиÑ, ÑеплÑе ли Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑÑÑки и ножки и Ñд. Ðакие ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ пÑизнаки могÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно ÑказÑваÑÑ Ð½Ð° Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа?
ÐеÑÐ²Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема младенÑа кÑайне ÑÑзвима к неблагопÑиÑÑнÑм ÑакÑоÑам. ÐÑо-Ñо из мам пеÑеболел пÑоÑÑÑдой во вÑÐµÐ¼Ñ Ð±ÐµÑеменноÑÑи или ÑÑолкнÑлÑÑ Ñ пÑоблемами в ÑÐ¾Ð´Ð°Ñ Ð¸Â ÑепеÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð½ÑеÑÑÑ: вÑе ли в поÑÑдке Ñ неÑвнÑми клеÑоÑками малÑÑа?
Ðак влиÑÐµÑ Ð½Ð°Â Ð½ÐµÑвнÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа пÑоÑеÑÑ Ñодов
Ðаже еÑли ÑÐ¾Ð´Ñ Ð¿ÑоÑекаÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ñно, вÑе Ñавно Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÑвной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÐºÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑÑо ÑÑÑеÑÑ. ÐÑи пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ð¸ по ÑодовÑм пÑÑÑм головка малÑÑа ÑилÑно ÑдавливаеÑÑÑ, Ñнабжение головного мозга киÑлоÑодом в ÑÑи ÑаÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ñ пеÑебоÑми: его ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð²Â ÐºÑови должен ÑпаÑÑÑ Ð´Ð¾Â ÐºÑиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑиÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñле ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ðµ ÑаÑкÑÑлиÑÑ Ð¸Â Ð¼Ð°Ð»ÑÑ Ñделал пеÑвÑй Ð²Ð´Ð¾Ñ .
Ð Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð½ÐµÑвнÑÑ ÐºÐ»ÐµÑок напÑÑмÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ беÑпеÑебойного ÑÐ½Ð°Ð±Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð·Ð³Ð° киÑлоÑодом. СÑдиÑÑ Ð¾Â Ñом, наÑколÑко они поÑÑÑадали в ÑÐ¾Ð´Ð°Ñ , позволÑÐµÑ Ð¾Ñенка по Ñкале ÐпгаÑ. ÐÑÑÑе вÑего, еÑли новоÑожденнÑй полÑÑил 8â9 баллов на пеÑвой минÑÑе, а к пÑÑой повÑÑил Ñвой ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð´Ð¾Â 10. ÐÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¾Â Ñом, ÑÑо Ñ его неÑвной ÑиÑÑемой вÑе в поÑÑдке!
ЧÐТÐÐТРТÐÐÐÐ: 7 ÑакÑов о деÑÑком зÑении: ÑÑо важно знаÑÑ Ð²Ñем ÑодиÑелÑм!
ЧÑо поÑле вÑпиÑки из Ñоддома должно наÑÑоÑожиÑÑ Ð¼Ð°Ð¼Ñ
Самое оÑевидное â ÑÑо повÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑдимоÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа: он много плаÑеÑ, оÑобенно по ноÑам, ÑаÑÑо ÑÑÑгиваеÑ, вздÑÐ°Ð³Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿Ñи малейÑем ÑÑме, ÑиÑоко ÑаÑÐ¿Ð°Ñ Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð³Ð»Ð°Ð·ÐºÐ¸ и ÑаÑкидÑÐ²Ð°Ñ ÑÑÑки, а пÑи кÑике и плаÑе они и подбоÑодоÑек Ñ него мелко дÑожаÑ. ТÑÑ ÑодиÑелÑм и без подÑказки ÑÑно, ÑÑо малÑÑа надо поÑкоÑее показаÑÑ Ð½ÐµÐ²ÑологÑ, но немногие знаÑÑ, ÑÑо пÑоконÑÑлÑÑиÑоваÑÑ Ñ него нÑжно и ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½Ñ, коÑоÑÑй ÑÐ¿Ð¸Ñ ÐºÑÑглÑе ÑÑÑки â даже покоÑмиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ не добÑдиÑÑÑÑ!
СонливоÑÑÑ Ð¸Â Ð·Ð°ÑоÑможенноÑÑÑ Ñоже диагноз, и доволÑно опаÑнÑй: ÑиндÑом ÑгнеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑенÑÑалÑной неÑвной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ (ЦÐС). Чем долÑÑе мозг малÑÑа пÑебÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²Â ÑгнеÑенном ÑоÑÑоÑнии, Ñем ÑÑевожнее. РÑÑаÑÑÑÑ, многие деÑки Ñами вÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð¸Ð·Â Ð½ÐµÐ³Ð¾ в пеÑвÑе недели жизни, Ð²Ð¿Ð°Ð´Ð°Ñ Ð²Â Ð´ÑÑгÑÑ ÐºÑайноÑÑÑ (ÑÑановÑÑÑ ÑеÑеÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑдимÑми). СÑÐ¾Ð»Ñ ÑÐµÐ·ÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÑемена в поведении Ñоже повод Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ²ÑологиÑеÑкого обÑледованиÑ. ÐÑÐ°Ñ ÑÑÑановиÑ, какой неблагопÑиÑÑнÑй ÑакÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð»Ð¸Ñл на ЦÐС кÑÐ¾Ñ Ð¸ и наÑколÑко глÑбокий Ñлед он оÑÑавил.
- Ðе ÑÑниÑе Ñ визиÑом к невÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ Ð²Â Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ðµ, ÑÑо Ñо вÑеменем пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÑйдÑÑ. ÐÑклонениÑ, коÑоÑÑе легко ÑÑÑÑаниÑÑ Ð½Ð°Â Ð¿ÐµÑвом меÑÑÑе, к конÑÑ Ð³Ð¾Ð´Ð° ÑÑановÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑаÑимÑми.
- ÐÑли Ñебенок вздÑÐ°Ð³Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑеди ноÑи, пÑиÑем ÑеÑиÑми (2â3 Ñаза подÑÑд), немедленно покажиÑе его невÑологÑ! Так вÑглÑдÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ñе ÑпилепÑиÑеÑкие пÑипадки. ÐздÑагивание Ð²Â Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð·Ð°ÑÑÐ¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Â Ð¿Ñи пÑобÑждении не в ÑÑеÑ.
- Ðе оÑÑавлÑйÑе без Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Â Ñакое Ñвление: во вÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð´ÑÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ ÑиÑоко ÑаÑÐ¿Ð°Ñ Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð³Ð»Ð°Ð·ÐºÐ¸, Ñак ÑÑо над ÑадÑжкой поÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ñка белка. Ðногда ÑÑо наблÑдаеÑÑÑ Ð¸Â Ñ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ Ð´ÐµÑей, Ð½Ð¾Â Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑимпÑомом повÑÑенной неÑвно-ÑеÑлекÑоÑной возбÑдимоÑÑи или внÑÑÑиÑеÑепной гипеÑÑензии.
ÐÑовеÑим ÑонÑÑ Ð¼ÑÑÑ
Ðини-ÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð°ÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÑÑеÑной гипеÑÑонии:
- ÐÑÐ¾Ñ Ð° не поÑÑгиваеÑÑÑ Ð²Ñем ÑелÑÑем, пÑоÑнÑвÑиÑÑ Ð¸Â ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° вÑ пеÑеодеваеÑе его поÑле пÑогÑлки?
- Ð ÑÑки ÑогнÑÑÑ Ð²Ð¾Â Ð²ÑÐµÑ ÑÑÑÑавÑÐ¸ÐºÐ°Ñ Ð¸Â ÑкÑеÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Â Ð³ÑÑди, кÑлаÑки ÑÑиÑнÑÑÑ, а болÑÑие палÑÑики пÑикÑÑÑÑ ÑвеÑÑ Ñ Ð¾ÑÑалÑнÑми ÑеÑÑÑÑмÑ?
-  Ðожки вÑе вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑнÑÑÑ ÐºÂ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾ÑикÑ?
- ÐÑÐ¾Ñ Ð° ÑÑÑÑ Ð»Ð¸Â Ð½Ðµ Ñ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑÐ¶Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÐºÑ? ÐÑо ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾Â Ð²ÑÑоком ÑонÑÑе заÑÑлоÑнÑÑ Ð¼ÑÑÑ. ÐÑли Ñ новоÑожденного вÑе именно Ñак, знаÑиÑ, мÑÑÑÑ ÐºÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑлиÑком зажаÑÑ!
- ÐоложиÑе малÑÑа на ÑпинкÑ, возÑмиÑе за запÑÑÑÑÑ Ð¸Â Ð¼ÐµÐ´Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾ поÑÑниÑе на ÑебÑ, как бÑ ÑÑаживаÑ. Ð ÑÑки ÑопÑоÑивлÑÑÑÑÑ ÑазгибаниÑ? Ðе ÑдаеÑÑÑ Ð¾ÑвеÑÑи Ð¸Ñ Â Ð¾Ñ Ð³ÑÑди? ТонÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑен!
-  ÐопÑобÑйÑе ÑазогнÑÑÑ Ð½Ð¾Ð³Ð¸ и ÑаздвинÑÑÑ Ð²Â ÑÑоÑонÑ. Ðни пÑи ÑÑом пеÑекÑеÑиваÑÑÑÑ, Ð½ÐµÂ Ñ Ð¾ÑÑÑ ÑазводиÑÑÑÑ? ÐнаÑиÑ, мÑÑÑÑ ÑеÑеÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑÑженÑ.
-  ÐоÑÑавÑÑе малÑÑа на ножки и ÑÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ»Ð¾Ð½Ð¸Ñе впеÑед, побÑÐ¶Ð´Ð°Ñ ÑделаÑÑ Ð½ÐµÑколÑко Ñажков. Ðожки Ð½ÐµÂ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿ÐµÑекÑеÑиваÑÑÑÑ, палÑÑики â поджимаÑÑÑÑ, а опиÑаÑÑÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ на полнÑÑ ÑÑопÑ.
ÐÑли не вÑе гладко — ÑаÑÑкажиÑе об ÑÑом вÑаÑÑ!
ЧÐТÐÐТРТÐÐÐÐ:
3 невÑологиÑеÑкиÑ
заболеваниÑ, коÑоÑÑе ÑаÑе вÑего вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ñ новоÑожденнÑÑ
Шкала ÐпгаÑ: 5 паÑамеÑÑов, по коÑоÑÑм оÑениваÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ñожденного
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐÑполÑзование ÑоÑо: Ð.4 ÑÑ.21 ÐУ “Ðб авÑоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ – “ÐоÑпÑоизведение Ñ ÑелÑÑ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий ÑÑедÑÑвами ÑоÑогÑаÑии или кинемаÑогÑаÑии, пÑблиÑное ÑообÑение или ÑообÑение пÑоизведений, ÑвиденнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑлÑÑаннÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑобÑÑий, в обÑеме, опÑавданном инÑоÑмаÑионной ÑелÑÑ.”
ÐонÑавилаÑÑ ÑÑаÑÑÑ? ÐÑениÑе:
ÐагÑÑзка…
Источник
Как должен развиваться ребенок? На что обращать внимание, какие покупать игрушки и что должно обязательно насторожить – на все эти важные вопросы отвечает Борис Елиневский – врач-невролог высшей квалификационной категории, заведующий педиатрическим отделением для новорожденных детей с перинатальной патологией нервной системы, с врожденной и наследственной патологией РНПЦ «Мать и дитя».
На что следует обратить внимание до и во время беременности?
Неврологическая патология у детей может быть связана с проблемами во время беременности и родов, или быть приобретенной. Основная задача гинеколога во время наблюдения за беременной женщиной – это сохранение нормального маточно-плацентарного кровотока. Женщинам следует остерегаться инфекционных болезней, которые поражают центральную и периферическую нервную систему, следить за артериальным давлением, питанием, корректировать возможную анемию.
Если у родителей есть какие-то наследственные заболевания необходимо обратиться для проведения медико-генетической консультации до зачатия. Затем провести перинатальную диагностику до родов в несколько этапов. Сделать УЗИ плода в 12 и 20 недель, чтобы выявить возможные пороки развития плода. При необходимости взять на исследование амниотическую жидкость – амниоцентез. Основная задача выявить грубые пороки – синдром Дауна, Патау, Эдвардса. В таких случаях беременность прерывается. Но, к сожалению, есть мутации, которые невозможно выявить внутриутробно. Если проблемы с нервной системой обнаруживаются после рождения ребенка, мы сотрудничаем с генетиками, которые выявляют генетические поломки. Для выявления болезней обмена веществ, которые сопровождаются неврологическими нарушениями, проводится углубленное обследование (тандемная масс-спектрометрия) на несколько тысяч болезней.
Сколько раз в течение первого года жизни ребенка необходимо показать неврологу?
За рубежом принципа раннего вмешательства нет, они не занимаются с детьми до 3 лет. А потом начинают работать с инвалидами. У нас налажена система диагностики. Дети с неврологическими нарушениями наблюдаются в центрах раннего вмешательства, которые пытаются потенциально больных детей перевести в разряд здоровых.
Плановые осмотры проводятся в эпикризные сроки жизни: месяц, три, шесть, десять, двенадцать месяцев, чтобы выявить возможную неврологическую патологию. Но родителям следует внимательно наблюдать за малышом весь этот период жизни.
Как обнаружить патологию у ребенка до 1 месяца?
Специфические синдромы и явную неврологическою патологию выявляют обычно еще в роддоме и переводят на вторые этапы выхаживания новорожденных, где они получают специализированную помощь. Если их замечают позже, значит, неонатолог что-то недосмотрел.
Ребенок в 1 месяц уже имеет приобретенные навыки. Во-первых, это фиксация взгляда. Проверить, что все в порядке очень просто – малыш следит за движущимся предметом и лицом, улыбкой отвечает на улыбку. То есть, вступает в первичный социальный контакт.
Родителям необходимо тренировать ребенка, выкладывать его на живот, чтобы развить способность удерживать голову в положении на животе. Если ребенок справляется с этой задачей в течении 10 секунд, значит развитие проходит нормально.
Основная патология в этом возрасте – это задержка моторного или психомоторного развития. В этом случае ребенок невнимательный, вялый, или наоборот избыточно возбудимый, не держит головку, плохо сосет, мало ест, не набирает вес. Другие симптомы проявляются уже при специфических болезнях и будут заметны сразу даже неспециалисту. Например, если не двигается рука, нога.
Внимательно нужно относиться к выбору различных видов переносок. Слинги, например, более физиологичны, и их можно использовать с первых месяцев жизни, а вот кенгуру только с 6 месяцев, потому что идет большая осевая нагрузка на позвоночник.
На что следуют обратить внимание в развитии ребенка от 1 месяца до 1 года?
Развитие ребенка в течение первого года жизни связано с переводом тела в вертикальное положение. Удерживание головки в положении на животе – первый этап дальнейшей вертикализации. Это очень сложный процесс. В 3-4 месяца малыш опирается на предплечья, переворачивается со спины на живот, в 6 месяцев выпрямляет руки, опирается на кисти рук, выпрямляет согнутые ножки, это называется рефлекс Ландау, переворачивается с живота на спину. В 7 становится на четвереньки, в 8 начинает ползать, в – 7-9 сидеть, в 10-11 вставать у опоры. Родители должны эти этапы отслеживать. Если ребенок не интересуется игрушками и не выполняет этих действий в нужное время, это должно настораживать.
Как должно в норме происходить развитие годовалого ребенка?
Ребенок в 1 – 1,2 года уже должен ходит без поддержки. Если этого не происходит, можно заподозрить у ребенка синдром двигательных нарушений. Это может быть связано с дисфункцией вестибулярного аппарата, низким, или наоборот, высоким мышечным тонусом. В год ДЦП пропустить невозможно, этот диагноз формируется к 7 месяцам. Это будет очевидно.
Так же малыш должен начать с 3-4 месяцев гулить, с 9 месяцев произносить слоги. А еще повторять звуки. В возрасте 1 год говорить 10 осознанных слов: мама, папа, дай, мяу и т.п. Если этого не происходит – стоит обратиться к специалистам.
Так же родителей должен насторожить тот факт, что ребенок к году не играет, не выполняет точных команд, не складывает пирамидку, не катает машинку.
Гиперактивность, как правило, сопровождается дефицитом внимания – ребенок не может сосредоточиться на одном деле. Если малыш просто активный и получает задачу сложить пирамидку, он ее складывает и доволен результатом. Гиперактивный малыш не обратит на нее внимания, разбурит и побежит дальше. Эта неспособность выполнить простые команды, когда ты ему говоришь что-то, а он делает что-то свое, должна вызывать у родителей настороженность. Если ребенок неконтактный, то речь может даже идти о элементах аутизма. Необходимо понимать, что дефицит внимания – это патология. Здоровый ребенок в состоянии сконцентрироваться на чем-то одном в течение 5 минут.
Невролог при осмотре детей этой возрастной группы (от 0 до года) оценивает моторные навыки, физиологические рефлексы, точность движений, мышечную силу. Если диагноз появляется в годовалом возрасте, то это позор для невролога. Это, как правило, исход патологии, которую необходимо было выявить раньше. Минимальный возраст постановки диагноза ДЦП – 6-7 месяцев.
Какие развивающие игрушки необходимо иметь дома?
С каждым ребенком нужно заниматься. Если малыш развивается нормально, то для каждой возрастной группы можно найти в интернете комплекс упражнений для лечебной физкультуры, который можно делать дома самостоятельно.
Пирамидка хорошо демонстрирует навыки ребенка. Обязательно необходимо купить подвесы-арки с игрушками. До 4 месяцев они должны быть статическими, позже можно использовать вращающиеся. С 3 месяцев у ребенка должны быть игрушки, развивающие хватательный рефлекс, он должен научиться сжимать предмет в руке. Это так называемый «кистевой захват», когда ребенок берет предмет и выводит палец из ладони. Полезно иметь игрушки с мелким, обязательно закрепленными деталями, для формирования «пинцетного захвата», большим и указательным пальцами. Это в дальнейшем способствует развитию речи. Ну и, конечно, после года полезными будут конструкторы и формочки.
Какие основные ошибки совершают родители?
Основная ошибка в том, что родители ребенка отождествляют с куклой, которую можно запеленать и положить. Самое опасное – социальная запущенность. Ребенком нужно заниматься. И не игнорировать посещение невролога на ранних этапах, пока ребенок не пошел, раза три нужно посетить, как минимум.
Вот, например, типичная ситуация… Приходят родители и говорят, вот 8 месяцев нам, а мы не сидим, все поздно делаем. А где вы раньше были? Вместо того чтобы почитать или у врача спросить, сравнивают с соседскими детьми и понимают, что ребенок все делает позже.
Осторожным следует быть с травмами. Хотя ребенок и приспособлен к падениям с высоты собственного роста, падения с дивана или пеленального стола обязательно требует консультации нейрохирурга, чтобы исключить скрытые переломы костей черепа, даже если нет больших видимых повреждений.
© mamochki.by
Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены
Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.
Источник
Родовые травмы– Почему сейчас так много родовых травм, случаев гипоксии ребенка в родах, других осложнений?
– Нарушений в процессе беременности и родов было много всегда. Но раньше работал естественный отбор. До революции было в порядке вещей рожать много детей – причем и в крестьянских, и в дворянских и купеческих семьях. Многие погибали в процессе родов, в раннем возрасте. Это считалось чуть ли не нормой.
В наше время другое отношение к детским болезням и детской смертности. За последнее время действительно наметилась тенденция к большему количеству осложнений во время родов, и это вызывает тревогу. Мне кажется, главная причина – гиподинамия молодых женщин. Сейчас девочки мало занимаются спортом, много времени проводят за компьютером, у телевизора… Роды всегда были сложным процессом, требующим здорового организма, сильных мышц.
Конечно, немалую лепту в родовые осложнения вносит экология, неправильное питание, вредные привычки, инфекции у матерей.
Развитие после гипоксии
– Как развивается ребенок у которого была гипоксия в родах?
– Нередко такие дети очень беспокойны, часто срыгивавют, икают, плохо спят и днем, и ночью, слабо сосут грудь. Мать кормит такого ребенка 40 – 60 минут. В некоторых случаях дети вследствие слабости мышц рта постоянно не доедают, так как не могут высосать необходимое, страдают гипотрофией (малый вес относительно роста) и даже нарушением сна из-за голода. Сосательный рефлекс жизненно важен для ребенка. Маленькие дети не бывают «ленивыми», они могут быть слабыми.
Кесарево сечение
– Откуда берутся травмы и гипоксии при кесаревом сечении, этом разрекламированном методе родовоспоможения?
– Кесарево сечение всегда был и остается фактором, увеличивающий травматизм. В нашем акушерстве принята методика небольшого разреза. Извлечение плода через этот разрез не менее травматично, чем роды естественным путем. Кроме того, на ребенка действует «кессонный эффект» – эффект резкого изменения давления, резкого переход в другую среду.
Роды за рубежом – Сейчас рекламируют роды в зарубежных клиниках. Вероятно, там ниже травматизм детей?
– Травматизм новорожденных в зарубежных клиниках вовсе не меньше. Просто стандарты требований к новорожденным, выработанные за многие годы в нашей стране выше. В зарубежных клиниках дети с задержками моторного, речевого и психического развития врачи долго не обращают внимания, а родители, особенно бывшие россияне, часто приезжают к нам, чтобы показать детей, которые вызывают у них оправданное беспокойство и желание начать своевременное лечение.
Конечно, большинство роддомов в нашей стране менее комфортны, чем зарубежные клиники где и персонал более вышколенный, но качество медицинской помощи, квалификация российских врачей и акушерок, намного выше, чем во многих странах мира.
Должно насторожить
– На что следует обращать внимание родителям в период новорожденности?
– В это время беспокойство должно вызывать нарушение сна (ребенок часто просыпается, вздрагивает, вскрикивает, запрокидывает головку), плохое сосание, поперхивание, срыгивание, икание, недостаточная прибавка в весе, дрожание рук или подбородка при плаче, повышенный тонус (когда трудно разогнуть ручки или ножки), или наоборот низкий тонус, плохая опора на ножки, так называемые «цыпочки» (если ребенок встает на носочки), кривошея (малыш держит головку с наклоном в одну сторону).
– Что должно настораживать родителей на первом году жизни ребенка?
– Даже небольшие задержки в развитии являются поводом для беспокойства. Если к двум месяцам ребенок не держит головку, не гулит в возрасте от двух до четырех месяцев, не садится к шеста-семи месяцам, не ползает, не начинает произносить слоги с шести до восьми месяцев, а к одному году около десяти слов и не ходит без поддержки
– необходимо обратиться к неврологу. К двум годам здоровый ребенок должен говорить фразами из двух-трех слов.
– Какие особенности развития двигательной системы на первом году жизни у ребенка, имеющего проблемы в родах?
– Такие дети позже садятся, не ползают (либо ползают назад, потому что у них слабые руки). Если все это оставить без внимания или лечить неправильно, то уже в годовалом возрасте ребенок начнет неловко ходить, у него могут проявиться косолапость, плоскостопие, сформируется разная высота стояния плеч и лопаток.
– На что следует обратить внимание родителям дошкольника?
– В дошкольном возрасте наиболее частым поводом для обращения являются судороги на фоне высокой температуры или без нее, «закатывание» (когда ребенок плачет до потери сознания или судорог), кратковременные потери сознания («отключения» на несколько секунд, обмороки), нарушения поведения в виде агрессивности, повышенной возбудимости, чрезмерной подвижности, задержка развития речи (невнятная речь, неправильное построение фраз, неумение читать наизусть стихи, нежелание слушать книжки). Также требует обследования наличие энуреза (ночного недержания мочи) после двух лет требует.
– По каким причинам чаще всего обращаются к неврологу родители школьников?
– В школьном возрасте наиболее частыми являются жалобы на плохую успеваемость (особенно по русскому языку), головные боли, раздражительность, плохое поведение, несобранность, невнимательность, снижение памяти, повышенная утомляемость, нежелание учиться, энурез, нарушение осанки, плоскостопие и косолапость.
– Имеют ли проблемы с осанкой в школьном возрасте дети, перенесшие гипоксию или родовую травму?
– У таких детей встречаются различные нарушения осанки: сутулость, сколиозы, слабость мышц плечевого пояса, воронкообразная деформация грудной клетки. У многих детей нередки головные боли, вегето-сосудистая дистония с наклонностью к обморокам, повышенная утомляемость, ранняя близорукость, головокружения и тошнота во время поездок в транспорте.
– Как проявляются у детей внешние признаки неврологических проблем?
– Часто у новорожденных и детей первых месяцев жизни имеется более или менее выраженная кривошея с наклоном головы к правому (что встречается чаще) или левому плечу, симптом «короткой шеи», когда головка втянута в плечи, дрожание рук и подбородка, легкая косолапость, слабость мышц плечевого пояса. Все это свидетельствует о гипоксии в родах или родовой травме.
Поведение
– Влияют ли родовые осложнения на поведение детей?
– Да, такие дети очень беспокойны на первом году жизни, в последующие годы расторможены, не понимают слово «нельзя», капризны, агрессивны. Их трудно уложить спать, причем успокаивающие лекарства действуют на них возбуждающе… Часто окружающие считают таких детей плохо воспитанными, а неврологи ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Речевое развитие– Как гипоксия и родовые травмы отражаются на речевом развитие детей?
– Если нормальный здоровый ребенок к году произносит около десяти слов, то у таких детей речь часто появляется очень поздно – после двух-трех лет. Пока малыш не заговорит, родителям кажется, что он здоров. А когда такой ребенок начинает говорить, то не может правильно произнести звуки. Так на вопрос: «Как тебя зовут?» – Коля может ответить «Тотя», хлеб назвать «Себом», телефон – «телево», а вместо спасибо сказать что-то вроде – «потитя»… Чаще всего дети путают звонкие и глухие согласные, а также гласные, Позднее это отразится на письме: ребенок будет делать ошибки не потому, что ленитсявыучить правило, а потому, что они «так слышит».
Проблемы с учебой
– Как учатся неврологически проблемные дети?
– В детском саду таких детей выделяют в особую речевую группу. В первом классе выясняется, что ребенок с трудом усваивает чтение, отстает по темпу от одноклассников. Несмотря на замечания, делают одни и те же ошибки, плохо понимают смысл написанного, особенно рукописный текст. Такие дети мало читают не потому, что не хотят, а потому, что не могут. С трудом заучивают таблицу умножения и стихи, а через двадцать минут забывают. Им плохо дается вычитание и деление. Бывает, что дети, как старики, вспоминают лишь то, что было давно, а произошедшее минуту назад не помнят. Очевидно, что такому ребенку трудно учиться, и успехи его не блестящи…
Судороги и поведение
– Бывают ли связаны судороги у детей с нарушениями поведения?
– Если на прием приходит ребенок с нарушением поведения, то один из первых вопросов, который мы всегда задаем родителям, это вопрос о судорогах? Не всегда ответ бывает утвердительным, так как зачастую родители забывают об однократных судорогах на фоне заболевания, (например, вирусной инфекции с высокой температурой). Иногда родители и не подозревают о существовании судорожных состояний у ребенка, так как судороги могут возникать в ночное время или проявиться в виде энуреза. Поэтому всем детям с нарушениями поведения необходима консультация невролога с обязательным дополнительным исследованием – электроэнцефалографией, выявляющей скрытую судорожную готовность головного мозга.
– О каких нарушениях поведения идет речь при судорожном синдроме?
– Прежде всего, это чрезмерная активность ребенка, невнимательность, непослушание, настолько выраженное, что устают от него даже любящие родители, бабушки и дедушки. Кроме того, могут проявляться черты агрессивности, необъяснимой жесткости, лживости, неуравновешанности. Если такого ребенка не лечить, то эти особенности
Будут мешать нормальной учебе в школе. Такие дети, часто имея неплохие способности, не могут усваивать школьную программу из-за невнимательности. Они делают нелепые ошибки, не успевают выполнять задания. И даже у опытных педагогов опускаются руки, и они рекомендуют перейти на индивидуальное обучение. Но детей, которые плохо справляются с программой или не справляются совсем, очень много. Прежде всего, их необходимо обследовать у невролога.
– У маленьких детей довольно часто встречаются два вида судорог: «закатывания», возникающие обычно в ответ на отрицательные эмоции (врачи называют их аффективно-респираторными), и фебрильные судороги на фоне высокой температуры. Как еще может проявляться судорожная готовность головного мозга?
– На первом году жизни это могут быть кратковременные – на одну-две секунды – потери сознания в форме «кивков и клевков», когда ребенок резко наклоняет голову вперед. Сначала один-два раза в день, а затем до двадцати-сорока раз. Эти состояния особенно опасны, так как приводят к умственному отставанию (тяжелой задержке психического развития). В возрасте трех-четырех лет и старше встречаются так называемые «задумки»: на одну-пять секунд останавливается взгляд, при этом ребенок обычно не осознает, что он «отключился» Проявлением эпилепсии могут быть так называемые ночные страхи, сопровождающиеся возбуждением ребенка, равно как и энурез.
источник https://prognozmed.ru/articles/21-parentsquestion
Источник