Что должно настораживать в развитии ребенка

Что должно настораживать в развитии ребенка thumbnail

В роддоме за вашим самочувствием и здоровьем крохи следит медперсонал. Но стоит маме оказаться с новорожденным дома, ее тревожит абсолютно все: как кроха ест, спит, теплые ли у него ручки и ножки и тд. Какие симптомы и признаки могут действительно указывать на болезнь малыша?

Нервная система младенца крайне уязвима к неблагоприятным факторам. Кто-то из мам переболел простудой во время беременности или столкнулся с проблемами в родах и теперь волнуется: все ли в порядке с нервными клеточками малыша?

Как влияет на нервную систему малыша процесс родов

Даже если роды протекают идеально, все равно для нервной системы крохи это стресс. При прохождении по родовым путям головка малыша сильно сдавливается, снабжение головного мозга кислородом в эти часы идет с перебоями: его уровень в крови должен упасть до критических цифр, чтобы после рождения легкие раскрылись и малыш сделал первый вдох.

А ведь жизнедеятельность нервных клеток напрямую зависит от бесперебойного снабжения мозга кислородом. Судить о том, насколько они пострадали в родах, позволяет оценка по шкале Апгар. Лучше всего, если новорожденный получил 8–9 баллов на первой минуте, а к пятой повысил свой результат до 10. Это говорит о том, что с его нервной системой все в порядке!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 7 фактов о детском зрении: это важно знать всем родителям!

Что после выписки из роддома должно насторожить маму

Самое очевидное — это повышенная возбудимость малыша: он много плачет, особенно по ночам, часто срыгивает, вздрагивает при малейшем шуме, широко распахивая глазки и раскидывая ручки, а при крике и плаче они и подбородочек у него мелко дрожат. Тут родителям и без подсказки ясно, что малыша надо поскорее показать неврологу, но немногие знают, что проконсультировать у него нужно и тихоню, который спит круглые сутки — даже покормить его не добудишься!

Сонливость и заторможенность тоже диагноз, и довольно опасный: синдром угнетения центральной нервной системы (ЦНС). Чем дольше мозг малыша пребывает в угнетенном состоянии, тем тревожнее. К счастью, многие детки сами выходят из него в первые недели жизни, впадая в другую крайность (становясь чересчур возбудимыми). Столь резкая перемена в поведении тоже повод для неврологического обследования. Врач установит, какой неблагоприятный фактор повлиял на ЦНС крохи и насколько глубокий след он оставил.

  • Не тяните с визитом к неврологу в надежде, что со временем проблемы уйдут. Отклонения, которые легко устранить на первом месяце, к концу года становятся необратимыми.
  • Если ребенок вздрагивает среди ночи, причем сериями (2–3 раза подряд), немедленно покажите его неврологу! Так выглядят малые эпилептические припадки. Вздрагивание в момент засыпания и при пробуждении не в счет.
  • Не оставляйте без внимания и такое явление: во время бодрствования малыш широко распахивает глазки, так что над радужкой появляется полоска белка. Иногда это наблюдается и у здоровых детей, но может быть симптомом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости или внутричерепной гипертензии.

Проверим тонус мышц

Мини-тест для обнаружения мышечной гипертонии:

  • Кроха не потягивается всем тельцем, проснувшись и когда вы переодеваете его после прогулки?
  • Ручки согнуты во всех суставчиках и скрещены на груди, кулачки стиснуты, а большие пальчики прикрыты сверху остальными четырьмя?
  •  Ножки все время подтянуты к животику?
  • Кроха чуть ли не с рождения держит головку? Это свидетельствует о высоком тонусе затылочных мышц. Если у новорожденного все именно так, значит, мышцы крохи слишком зажаты!
  • Положите малыша на спинку, возьмите за запястья и медленно потяните на себя, как бы усаживая. Ручки сопротивляются разгибанию? Не удается отвести их от груди? Тонус повышен!
  •  Попробуйте разогнуть ноги и раздвинуть в стороны. Они при этом перекрещиваются, не хотят разводиться? Значит, мышцы чересчур напряжены.
  •  Поставьте малыша на ножки и чуть наклоните вперед, побуждая сделать несколько шажков. Ножки не должны перекрещиваться, пальчики — поджиматься, а опираться ему необходимо на полную стопу.

Если не все гладко — расскажите об этом врачу!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
3 неврологических заболевания, которые чаще всего встречаются у новорожденных
Шкала Апгар: 5 параметров, по которым оценивают новорожденного

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Источник

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.

Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.

Аутизм

Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.

Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.

Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:

  • Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
  • Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
  • Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
  • Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
  • Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
  • Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.

Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.

На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.

Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:

  • Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
  • Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
  • Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
  • Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
  • На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.

Дисграфия

Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.

Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.

Определить дисграфию можно по следующим признакам:

  • Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
  • Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
  • Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».

Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.

Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.

  • Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
  • В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.

Дислексия

Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.

Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.

Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
  • Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
  • Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
  • Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
  • Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.

Может быть, среди ваших знакомых есть такие особенные дети? Расскажите нам в комментариях о трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни.

Иллюстратор Leisan Gabidullina

специально для

AdMe.ru

Источник

Что должно настораживать в развитии ребенка

Как понять, как идет развитие ребенка? У педиатра часто нет времени оценить состояние малыша досконально, а мама волнуется: нормально ли, что у малыша не получается прыгать на одной ноге? Или что он не хочет есть ложкой?

Расскажем о главных проблемах в развитии детей по возрасту. Найди в статье возраст своего крохи. Готово? Запоминай: если совпадает хотя бы один признак трудностей в развитии из перечисленных на возраст ребенка, тогда обязательно обратись к педиатру. Возможно, врач направит тебя с малышом на консультацию к невропатологу, логопеду или психологу.

И еще одно замечание: если крохе 2,5 года, то ориентируйся на показатели двух лет (важно, сколько малышу полных лет).

Читай также: Развитие критического мышления у детей: с чего начать?

Для начала – основные проблемы развития ребенка, которые должны насторожить тебя в любом возрасте

  • отстает от возрастных норм развития ребенка
  • ты постоянно волнуешься и сравниваешь кроху со сверстниками
  • малыш плохо реагирует на визуальные и звуковые стимулы
  • почти не идет на контакт со взрослыми и детьми
  • у ребенка по-разному работает правая и левая стороны тела
  • мало смотрит или вообще не смотрит в глаза

Если ты обнаружила у малыша что-то из этого списка, обязательно обратись к врачу.

Проблемы в развитии детей в возрасте 6 месяцев

  • Ребенок не смеется и не произносит звуки в компании других людей
  • Малыш еще не гулит
  • Ребенок не тянется к игрушкам и часто сжимает кулачки
  • Кроха не переворачивается со спины на живот
  • Не держит головку и плечи, лежа на животе

Трудности в развитии детей в 9 месяцев

  • Не пытается установить глазной контакт со взрослыми, чтобы поделиться радостью
  • Малыш не показывает пальцем не машет пока-пока
  • Ребенок не издает лепетные звуки (б-б, м-м)
  • Не может сжать в кулачке или отпустить игрушку, переложить из руки в руку
  • Малыш без поддержки не сидит

Развитие ребенка  - в 9 месяцев сидит с поддержкой

  • Не стремится ползать, переворачиваться,  вставать у опоры
  • Не держится на ножках,  когда взрослый поднимает его

Основные проблемы развития ребенка в 12 месяцев

  • Не замечает новых людей,  не интересуется играми в ку-ку, мячик
  • Лепетные звуки не напоминают слоги (ба-ба)
  • Не реагирует на знакомые слова
  • Ребенок может есть только жидкую или пюрированную пищу
  • Не справляется с мелкими предметами
  • Кроха не ползает, не передвигается из положения сидя, не подтягивается, держась за опору

Трудности в развитии детей в 18 месяцев

  • Малыш не хочет играть и общаться даже со знакомыми ему людьми
  • Не говорит понятные слова
  • Не понимает простые вопросы
  • Ребенок не может удержать в руке мелок или фломастер, не складывает кубики
  • Не пытается сделать первые шаги, не стоит сам

Читай также: Как помочь ребенку развить речь?

развитие ребенка - в 18 месяцев уже должен сделать первые шаги

Проблемы в развитии детей в 2 года

  • Детка не использует по назначению игрушки (не складывает пирамидку или гудит машинками или играет с куклами), а стучит ими об пол
  • Говорит непонятно, в активном лексиконе меньше 50 слов, не строит простые предложения
  • Не проявляет самостоятельности в навыках самообслуживания (не пытается сам снять обувь, есть ложкой и т.д.)
  • Не бегает, не поднимается по ступенькам, держась за перила, не может бросить мячик

Основные проблемы развития ребенка в 3 года

  • Не идет на контакт с другими детками и не играет с ними
  • Говорит неразборчиво, не использует даже простые предложения (дай печенье)
  • Плохо справляется с навыками самообслуживания и с манипуляцией мелкими предметами
  • Плохо прыгает, бегает, не может ударить по мячу или бросить его, не ходит по лестнице

Трудности в развитии детей в 4 года

  • Малыш не хочет и не умеет играть с другими детьми
  • Говорит неразборчиво, не понимает просьбы родителей
  • Не ходит сам на горшок
  • Не справляется с рисованием линии и круга
  • Не держит равновесие, стоя на одной ноге
  • Не может кататься на трехколесном велосипеде
  • Не может ударить по мячу, бросить его или поймать

Читай также: Развитие ребенка: когда и чему нужно научить малыша

развитие ребенка - в 4 года умеет ударить по мячу

Проблемы в развитии детей в 5 лет

  • Игры ребенка очень отличаются от игр его сверстников
  • Малыш не может объяснить родителю, что хочет или что его беспокоит
  • Не отвечает на простые вопросы
  • Воспитатель в садике говорит, что ребенок не готов к школе
  • Детка не справляется с простым заданием по рисованию (изобразить человека, солнышко)
  • Не одевается самостоятельно, не ест сам 
  • Не прыгает на одной ноге
  • По сравнению со сверстниками выглядит неуклюжим
  • Играет с мячом не так, как его сверстники

Фото: depositphotos, shutterstock

Все самое интересное и актуальное о детях в нашем Instagram:

Новости партнеров

Источник