Что должна давать семья для развития ребенка

Что должна давать семья для развития ребенка thumbnail

Надежный вариант вырастить успешных, психологически устойчивых, уверенных в себе детей – уметь говорить твердое «Нет» в требующих того ситуациях и устанавливать другие важные правила. И не просто устанавливать, а непременно их соблюдать, потому что существует как минимум 5 причин, почему детям нужны от родителей не бесконечные разрешения, а надежные правила. Вот они…

Иллюстрация Люка Пирсона

1|| Правила подготавливают детей к реальному миру. Правила существуют в любой сфере человеческой жизни, в любом обществе. Все начинается с простых ожиданий в семье: «нельзя кусаться», «перед сном игрушки должны быть собраны», «зубы нужно чистить два раза в день» и так далее. Вы объясняете ребенку, почему именно так нельзя поступать, а вот так нужно делать обязательно, потому что иначе произойдет то-то и то-то. Необязательно это будет родительская кара. Ведь если плохо чистить зубы, разовьется кариес, и не родители это придумали… Ребенок, который с детства научен следовать разумным правилам и понимает их причинно-следственную связь, легче адаптируется к новым ситуациям, лучше работает в школе и легко вписывается в общество в целом.

2|| Правила учат детей правильному общению. Некоторые правила это элементарные нормы этикета, то, что мы называем хорошими манерами. Умение говорить «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините» тоже появляется благодаря правилам, которым учили нас родители в самом раннем возрасте. Если вы сделаете хорошие манеры, вежливый тон общения внутренней семейной политикой, вы очень скоро получите невероятно приятного в общении ребенка, который будет знать, что уважение это ключевая энергия для счастливых взаимоотношений.

3|| Правила развивают чувство порядка и защищенности. Даже с упрямыми малышами легче договориться, когда они заранее понимают, что от них требуется, в какой последовательности и как именно это защищает их. «После улицы надо мыть руки», «Держи взрослого за руку, когда переходишь дорогу», «Прибирай ножницы на место», «Не ешь сосульки»… Правила безопасности есть везде: дома, на улице, в школе, на природе, на любом рабочем месте, в интернете. Игнорировать их глупо и опасно.

4|| Правила повышают в детях чувство уверенности в себе. Постепенно, по мере взросления, дети будут становиться все более независимыми в принятии решений, и наличие круга правил, которые они привыкли соблюдать, даст им возможность самостоятельно справляться с ответственностью, взвешенно подходить к тому или иному выбору. Ребенком, окруженным разумными правилами и границами, труднее манипулировать, его труднее склонить к рискованным действиям. Пожалуй, справедливо будет сказать, что правила, установленные в семье, будут поддерживать безопасность его автономии и во взрослой жизни.

5|| Правила повышают в детях чувство уверенности в вас. Четкие, последовательные, справедливые ограничения уменьшают борьбу за власть, потому что вашим детям не нужно постоянно испытывать, где лежат установленные вами границы, где именно они сами могут взять верх над вами. Разумеется, дети постоянно будут вести себя так, будто не хотят быть контролируемыми, будто они тут главные. Но слишком много власти пугает детей, особенно маленьких! Если хотите сравнительный образ, то это все равно, что отдать ключи от машины вашему 4-летке и позволить ему ей управлять. Он еще не прошел тест на вождение, а вы уже разрешили ему выйти из-под контроля!

Дети интуитивно знают, что им нужен взрослый во главе, они рассчитывают на вас, что вы всегда знаете, как поступить правильно и безопасно, куда направлять и куда вести за собой. Надежный, последовательный взрослый это гарант психологического комфорта ребенка.

Дети всегда будут проверять вас на прочность, но после сотой попытки они наконец-то поймут, что эти попытки бесполезны и ни к чему не ведут. Если вы говорите, что десерт будет после горячего, а не наоборот, значит, так и будет…

Иллюстрация Люка Пирсона

Некоторые родители чувствуют себя неуверенно, считая, что установка правил может разрушить их дружеские отношения с ребенком. Но, как говорят психологи, тут важно понять самому, что родитель – не друг ребенка, родитель – это родитель. Как только взрослый осознает это, установление правил уже не будет восприниматься им как покушение на свободу детей, подавление духа и разрушение доверия.

Психологи дают практические рекомендации, как правильно устанавливать в семье правила, чтобы они действительно работали и помогали детям и родителям, а не были источником стресса и негатива.

1|| Формулируйте свои правила в позитивном ключе. Многих родителей напрягает, что установление правил связано с негативом. Возможно, этот шлейф тянется из их собственного детства. Но на самом деле, в правилах «Не разговаривай с полным ртом» или «Каждый сам заправляет свою постель» нет ничего негативного. Негатив возникает только тогда, когда вы начинаете ворчать, кричать, стонать и ругаться, если ребенок не делает это с первого раза или делает неправильно. Да, воспитание утомительная штука, придется запастись терпением. Думайте о долгосрочной перспективе, будьте добры, но настойчивы, понятны и последовательны. Предложите детям нарисовать плакаты с правилами вашей семьи и повесьте их на видное место. Кстати, интерьерно это можно красиво обыграть.

2|| Не будьте слишком строгими и не заводите слишком много правил. В стремлении не баловать своих детей и быть твердыми в их воспитании, некоторые родители иногда увлекаются и устанавливают слишком много границ, отчего такое воспитание превращается в тотальный контроль, и ребенок чувствует себя ограниченным почти во всем. У одной мамы на задней стороне кухонной двери был список из 35 правил, и ее 5-летний малыш практически все время испытывал приливы злости, мама ему даже специальную подушечку завела, чтобы он мог на этой подушечке вымещать свою ярость. Психолог, которая работала с семьей, сократила список до 5 правил, которые ребенок мог выполнять в силу возраста. Согласитесь, глупо ожидать от такого крохи, что он не будет бегать по дому, что он не выйдет из-за стола, пока не покушают все члены семьи, включая старую бабушку…

Читайте также:  Развитие движений ребенка от рождения до 7 лет таблица

3|| Помните о возрасте и способностях ребенка, когда устанавливаете правила. Правила, которые ребенку заведомо сложно выполнять в силу возраста или его особенностей развития, заранее обрекают его на неудачу и, соответственно, вредят его самооценке. Высокие ожидания родителей, которые он не может оправдать в силу естественных причин, могут заставить его чувствовать себя неспособным хоть когда-нибудь сделать все правильно, угодить маме и папе. Действительно, вы же не можете всерьез ожидать, что двухлетка без предварительного указания возьмет и сам уберет игрушки после того, как поиграет ими! Учите детей вашим правилам, показывайте, объясняйте, думайте о них с позиции его возраста и развития, и подкрепляйте позитивной мотивацией – хвалите, когда у него получается выполнить ваше правило.

4|| Отдавайте команды, не задавайте вопросов. Дети лучше реагируют на повелительное наклонение, чем на вопросительное. Не надо заискиваний в духе «не снимешь ли ты высохшее белье с вешалки?» или «не пора ли сделать уроки, а то уже вечер?». Скажите просто: «Сними белье с вешалки и разложи по полкам», «Садись – делай уроки». Просто потому, что есть правило помогать маме с домашними делами и делать уроки через два часа, как вернулся со школы.

5|| Будьте последовательны. Если сегодня за несоблюдение какого-то правила вы не применили никаких санкций или вовсе позволили его не соблюдать, то с чего вы взяли, что завтра ребенок будет соблюдать то же самое правило так, как вам надо? Когда на одно и то же поведение вы в разные дни реагируете по-разному, вы сбиваете с толку своего ребенка! Эти противоречивые сигналы будут только поощрять его на капризы и проверку, где действительно лежат границы в семье. Если посуду, например, надо мыть сразу после еды, значит, надо мыть сразу после еды. Даже если у вас хорошее настроение. Лучше меньше правил, которые выполняются всегда, чем много правил, которые соблюдаются от случая к случаю.

Что делать, если правила все-таки были нарушены? Только не кричать.

Во-первых, дайте вашему ребенку возможность высказаться. Что случилось, почему он решил проигнорировать правило дома, что произойдет, если каждый член семьи решит нарушать правила и делать только то, что он хочет? Возможно, такого разговора будет уже достаточно, чтобы ребенок понял свою ответственность. Но если у ребенка есть доводы против ваших правил, он не должен бояться высказать их. Возможно, и у ребенка будут свои варианты для правил дома и даже конкретно для вас.

И тогда возьмите паузу для размышлений. Подумайте, настолько ли правила хороши и разумны, не причиняют ли они больше вреда, чем пользы. Можно ли что-то убрать, что-то сделать мягче, что-то перефразировать и сделать понятнее?

Правила в семье очень важны для правильного, гармоничного развития детей. Но они важны не сами по себе, а для чего-то. Подумайте, чего именно вы хотите достичь с их помощью: воспитать вежливого самостоятельного ребенка, который умеет заботиться о себе и других, или вам нужен беспрекословный исполнитель любых ваших повелений? Правила – это помощники родителей в воспитании ребенка, а не враги ему. В вашем списке семейных правил должны быть такие, которые

– помогут держать детей в безопасности
– научат детей отличать хорошее от плохого
– научат самостоятельности и независимости
– научат самоконтролю.

— Настя Морозова,
по материалам “Why kids need rules – here’s some reasons to help”, “Kids need structure more than warmth from their parents, according to a top child psychologist”, “Why kids need rules”

Источник

Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?

Всё, кому мы что-либо должны, это:

– своим маленьким недееспособным детям;

– своим немощным, пожилым родителям.

На каждом этапе жизни и развития дитя функции родителей трансформируются. Однако, незыблемыми на протяжении всей жизни остаются только следующие «долги»:

Что должны родители реб нку и ребенок родителям

Оба Родителя должны дать ребёнку:

  • Защиту;
  • Поддержку;
  • Разрешение на достижение целей.
  • Понятно, что каждый этот пункт – целая История и отдельная работа РОДИТЕЛЯ над СОБОЙ. Очень важно понимать ЧТО ИМЕННО каждый родитель вкладывает в эти слова.

    – «Дать защиту» и «опекать / беспокоиться / носиться с ребёнком как с писаной торбой / делать все за ребёнка / создавать ему идеально-нереальные жизненные условия» – разные вещи;

    – «Поддерживать» и «потакать / поддерживать в иллюзиях и грандиозности / не давать конструктивной критики» – разные вещи;

    – «Разрешение на достижение» и «вседозволенность / невоспитанность / оголтелость / высокомерие / избранность /..» – ну вы поняли..

    Что ещё важного должны делать Родители?

    Контейнировать.

    Когда малыш маленький – он выдаёт в мир свои экскременты, срыгивает, плачет, нервничает, ругается, боится – Родители (мать) это СОБИРАЕТ, перерабатывает и утилизирует/выдаёт обратную связь (утешает, обьясняет, обнимает, защищает…). Задача родителя – переработать эмоции ребёнка, облегчить его переживания, разделить с ним ОПЫТ ПРОЖИВАНИЯ И ПОНИМАНИЯ МОМЕНТА, и/или утилизировать (негатив) и дать обратную связь (поддержка выводы..).

    Один из таких примеров контейнирования – осознанная игра с малышом. Скажем прямо, с детьми играть мало кому интересно. Однако, если уделить этому процессу ОСОЗНАННЫХ 30 мин каждый день, это будет прекрасный опыт контейнирования. Не надо изголяться и супер вовлекаться в игру, важно просто ПРИСУТСТВОВАТЬ с ребёнком в моменте, наблюдать, просто быть с ним осознанно 30 мин, без гаджетов. БЫТЬ с ним в его игре.

    Читайте также:  Отставание в развитии ребенка диагнозы

    А что должны взрослые Родители (50-60 лет и старше) своим уже давно взрослым детям (25-30 лет и старше):

    Что должна давать семья для развития ребенка

    Не сказала бы, что «должны», однако очень здорово, если бы делали всего 2 вещи:

  • По прежнему контейнировать. Не важно сколько лет вашему ребёнку – 1, 10, 30 или 50. Если у вас есть такая роскошь – контакт со взрослыми детьми, все что вы должны им дать – это не совет, не готовое решение, не ваше ценное мнение (если не спрашивают), а утешение, поддержку – контейнирования чувств вашего ребёнка. Просто обнимите его, выслушайте, похвалите. Критики во внешнем мире много, а вот похвала, которую могут дать Мама и Папа – бесценна. Не решайте за своих взрослых детей, не наставляйте, не воспитывайте, не беспокойтесь. А просто продолжайте контейнировать и … любить.
  • Заботиться о своём Здоровье. Думаю, не нужно пояснять. Сами ходите в бассейн и в лес с палками. Сами следите за своим питанием, настроением, самочувствием. Будьте здоровы – это будет лучшая помощь вашим взрослым детям.
  • Что должен Ребенок родителям?

    Вопрос насущный и справедливый, однако ответ на него не всегда удовлетворяет ожидания родителей)

    Многие родители считают, что раз они столько дали ребенку, то ребенок по достижении какого-то возраста ДОЛЖЕН им отдать долг. Но это не так. Ребенок не просил ему покупать новейшие гаджеты и вывозить на моря, он не просил даже его вскармливать грудью или оставлять в семье, а не сдавать в приют. Все, что родители делают по отношению к детям (хорошего и плохого) – это личный выбор родителей, как взрослых людей.

    Все, что нам должен наш ребенок, это в тот период когда мы будем немощны и стары – обеспечить нам уход за нами (стакан воды, крыша над головой) самостоятельно или заплатив деньги специально обученным людям.

     Что должна давать семья для развития ребенка

    Родители действительно дают МНОГО своим детям. Время, жизнь, себя. Что же дают дети родителям?

    Дети – наши великие учителя. И по большому счету – это все, что они МОГУТ нам дать. Дети – наши полные зеркала, и когда нас что-то не устраивает, огорчает, возмущает, ранит в своем ребенке – важно спросить себя, «чему меня должно научить такое его поведение/ситуация». Конкретные дети приходят к КОНКРЕТНЫМ родителям, что бы поднять уровень развития родителей, что бы НАУЧИТЬ, подтолкнуть, направить более взрослых людей на свой истинный путь развития. Конкретные дети выбирают конкретную семью происхождения, что бы, пройти тот опыт, который они выбрали себе в этой жизни. Это звучит очень философски (диковато), однако.. Если посмотреть на ситуацию СВЕРХУ, то зачастую дети – умнее, сильнее, лучше своих родителей, хоть и по уровню выживаемости – меньше и беспомощнее. И поэтому мы, уже взрослые, опытные и научившиеся выживать на этой планете люди, заключаем некую сделку с другой душой, которая только воплотилась на планете: «Я буду тебя защищать, помогу тебе вырасти, научу тебя выживать здесь и стать самостоятельным, а ты в ответ направишь меня на мой путь развития, если вдруг я сбился с пути, научишь меня реализовать тот план с которым я сам воплотился здесь много лет назад, покажешь мне, что мне нужно усовершенствовать в себе и своем отношении к миру, что бы стать более счастливым».

    И когда мы относимся к свои детям не как к нашим придаткам, продолжению, должникам, виновникам всех наших бед или наоборот спасителям от всех несчастий и одиночества, но.. Когда мы относимся к детям – как к равным мудрым партнерам, заключенным на (очень короткое по меркам жизни) время в немощные тела, которые ВЫБРАЛИ нас ПО ЛЮБВИ для прохождения совместного ОПЫТА, вопрос о «долге» становится закрытым.

    Да, в обыденном понимании, мы ДОЛЖНЫ им больше, чем они НАМ. Но кто кому дает БОЛЬШЕ в глобальном плане – большой вопрос. Мы даем им ЗЕМНОЙ опыт выживания, а они учат нас БОЖЕСТВЕННЫМ истинам (и терпение при убирали их говна и любовь при ночных подъемах и недосыпе – в том числе).

    И хоть дети не ДОЛЖНЫ нас уважать, любить и ценить – в наших возможностях сделать так, что бы они ХОТЕЛИ это делать. Ведь все, что мы пожинаем от своих детей, это все то, что именно мы в них когда-то посеяли.

    Источник

    Севрюкова Инна
    Влияние семьи на развитие ребенка

    Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

    Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

    Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

    Читайте также:  Занятия по развитию речи с не слышащим ребенком

    Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

    Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

    Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

    Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

    И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

    Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

    Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

    Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

    Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:

    Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

    Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

    Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

    Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

    Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

    Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

    Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

    Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

    От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

    Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

    Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

    Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

    Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

    Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

    Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

    Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

    Источник