Что должен знать ребенок в средней группе по программе развитие

Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года

  1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
  1. Рисование:
  • правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
  • изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием; 
  • создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы.
  1. Лепка:
  • лепить предметы, состоящие из нескольких частей; 
  • использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания прижимания и примазывания; 
  • владеть навыком рационального деление пластилина; 
  • использовать в работе стеку.

3. Аппликация:

  • правильно держать ножницы и действовать ими; 
  • резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы; 
  • раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;. 
  • составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

1.Конструирование

– знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины); 
– анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме; 
– изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; 
– конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

2.Формирование элементарных математических представлений:

  • считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; 
  • сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
  • сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте используя слова: большая, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая; маленькая побольше, ещё больше, ещё больше, самая большая;
  •  узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
  • различать и называть части суток  (утро, день, вечер, ночь);
  •  определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
  •  знать правую и левую руку;
  • ориентироваться на плоскости листа: правый верхний угол, нижний левый угол, справа от  берёзки, слева от домика  и т.д

Формирование элементарных экологических представлений:

О растениях 
– называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон 
– Растения выращиваются из семян; 
– находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья; 
– узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений; 
– учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов; 
– знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных).

О животных 
– узнавать по голосам 2-3 птицы;
– называть бабочку, жука;
– расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях; 
– расширять представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Формирование целостной картины мира:

  • учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину,) определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань); 
  • предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт и уметь классифицировать (например: стол, стул, шкаф – мебель; поезд, самолёт, пароход – транспорт);
  •  различать и называть части тела животного и человека; 
  • знать элементарные правила безопасности, правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора); 
  • знать название города, где живут, улицу, название детского сада.

Хозяйственно-бытовой труд:

  • самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; 
  • выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы); 
  • выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).

Труд в природе:

  • самостоятельно поливать растения; 
  • приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
  1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речи: 

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
  • употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
  • согласовывать слова в роде, числе, падеже; 
  • пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам; 
  • употреблять предложения с однородными членами.

Ознакомление с художественной литературой:

  • уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; 
  • читать наизусть небольшие стихотворениях, потешки; 
  • воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
  1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическая культура:

  • ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; 
  • прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см.; 
  • брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди; 
  • метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд; 
  • лазать по лесенки – стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; 
  • ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу; 
  • строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу; 
  • ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Навыки самообслуживания:

  • самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок);
  • самостоятельно умываться, чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером), полоскать рот после еды, пользоваться предметами туалета, соблюдая последовательность;
  • замечать непорядок в одежде и устранять его.

Источник

Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет к концу учебного года

 По ФГОС по программе «От рождения до школы».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов.

2. Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

3. Правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).

4. Находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.

5. Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Имеет представления о мужских и женских профессиях.  Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

7. Уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

9. Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть посёлок, в котором живет.

10. Отвечать на вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11. Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.

12. Выразительно рассказывать стихи.

13. Может различать гласные и согласные буквы.

14. Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

15. Понимать в речи слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия.

16. Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.

Познавательное развитие:

1.Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; «который по счету?» — первый, второй, третий.

2.Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

3.Уметь считать от 1 до 5 и обратно.

4.Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

5.Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

6.Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

7.Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

8.Различать и называть части суток; их последовательность;

9.Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

10.Знать правую и левую руку;

11.Уметь объяснять значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»;

12.Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

13.Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

14.Ребенок может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

15.Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

16.Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

17.Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

18.Различать и называть части тела животного и человека;

19.Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

20.Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

21.Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

22.Называть насекомых;

23.Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

24.Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Логическое мышление

Внимание

• Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).

• Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

• Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

• Повторять узор или движение.

Мышление

• Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему стирают одежду? Зачем готовят ужин?).

• Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).

• Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

• Складывать пазлы без помощи взрослых.

• Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

• Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

• Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память

• Запоминать 7-8 картинок.

• Запоминать детские считалочки и скороговорки.

• Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

Мелкая моторика

• Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

• Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

• Лепить из пластилина мелкие фигурки.

• Завязывать узелки на веревке.

• Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма

1. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

2. Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

3. Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

2. Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны.

3. Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

4. Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

5. Иметь представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.). Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.

6. Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

7. Знать и называть овощи, фрукты, ягоды, грибы, комнатные и лекарственные растения, деревья.

8. Иметь представления о птицах, насекомых, домашних питомцах, диких и домашних животных и птиц (их детенышей), пресмыкающихся.

9. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Самообслуживание

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки,

2. Правильно пользоваться ложкой и вилкой.

3. Налить воду-сок-молоко в стакан.

4. Вытереть брызги после себя.

5. Использовать салфетку за столом.

6. Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой.

7. Использовать ершик в туалете.

8. Уметь застилать кроватку.

9.  Выбирать одежду по погоде.

10. Бросать мусор в мусорное ведро.

11. Иметь представление о правилах поведения в общественных местах.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ

— Имеет первичные представления о школе, культурных объектах, различных профессиях, называет их.

— Знает название поселка, страны, государственных праздников, специальных служб (полиция, пожарная, скорая и пр.). Имеет представление о Российской армии.

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «простите».

2. Доброжелательно относится к детям и взрослым, не вмешивается в разговор взрослых, обращает внимание на хорошие поступки свои других детей.

3. Уметь действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Соблюдать элементарные правила в коллективных играх. Умеет договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

4. Может общаться спокойно, без крика.

5. Самостоятельно одеваться и раздеваться; следить за своим внешним видом.

6. Иметь представления о себе: знает свое имя и фамилию, возраст, домашний адрес. Имеет первичные гендерные представления (мужчины — смелые, сильные; женщины — нежные, заботливые).

7. Называть членов своей семьи, их имена, имеет представления о родственных отношениях, своих правах и обязанностях.

8. Соблюдать навыки поведения во время еды, умывания, самостоятельно пользуется, салфеткой, расчёской и носовым платком.

9. Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду; Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте.

10. Способен самостоятельно выполнять поручения, поддерживать порядок на рабочем месте.

11. Проявлять уважение к труду взрослых и детей.

12. Иметь представление о работе своих родителей;

13. Иметь представление об основах безопасного поведения в природе, быту, на дорогах.

14. Знать название своей Родины; Знать название города, где живет, улицу;

15. Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

16. Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

17. Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

18. Имеет представления о мужских и женских профессиях.

Художественно – эстетическое развитие:

1. Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

2. Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

3. Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

4. Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

5. Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

6. Правильно держать ножницы и действовать ими;

7. Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал — из четырёхугольника, делать косые срезы;

8. Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

9. Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Источник

Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет по ФГОС ДО

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов ( не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кругов, один – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше чем синих, а синих меньше, чем красных; или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1- 2, 2-2, 2- 3, 3-3, 3-4, 4-4, 4- 5,5-5.

Формировать представления о порядковом счете, учить правильно, пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать н7а вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три ёлочки». Ёлочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет.

Отсчитывать предметы из большого количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

ВЕЛИЧИНА. Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Учить сравнивать 2 предмета по толщине путем наложение и приложения.

Учить сравнивать предметы по 2 признакам величины ( красная лента длиннее и шире зелёной, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагая их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.

ФОРМА. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круг, треугольнике, квадрате, прямоугольнике, называть и х элементы: углы, стороны. А также дать представление о шаре, кубе.

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Ознакомление с социальным миром:

Правило поведения в общественных местах.

Знать общественный транспорт.

Формировать первичные представления о школе.

Знакомить с культурными явлениями ( театр, зоопарк)

Рассказывать о самых красивых местах родного города. Его достопримечательности.

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

6. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Развитие речи. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).

3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки).

4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. Употреблять существительные с обобщающим значением ( мебель, овощи)

Ребенок должен определять и называть местоположение предмета, время суток. Уметь заменять местоимения и наречия наиболее точными выразительными словами, употреблять слова – антонимы.

5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11.Ребенок должен уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

12.Ребенок должен составлять рассказы по картинкам, выразительно рассказывать стихи. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

14. Ребенок может различать гласные и согласные буквы, закреплять правильное произношение их, отрабатывать произношения свистящих, шипящих, сонорных (р, л). Развивать артикуляционный аппарат. Следить за дикцией (отчетливое произношение слов и словосочетаний).

Развивать фонематический слух: учить на слух различать и называть слова, начинающий на определённый звук.

Внимание. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. Повторять узор или движение.

Мышление. Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Почему наступила зима?). Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями). Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Складывать пазлы без помощи взрослых.

Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память. Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Мелкая моторика. Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Лепить из пластилина мелкие фигурки.

Завязывать узелки на веревке.

Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.

Литература: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., 2016 год.

Источник