Что должен знать ребенок средней группы по развитию речи

Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года

  1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
  1. Рисование:
  • правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
  • изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием; 
  • создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы.
  1. Лепка:
  • лепить предметы, состоящие из нескольких частей; 
  • использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания прижимания и примазывания; 
  • владеть навыком рационального деление пластилина; 
  • использовать в работе стеку.

3. Аппликация:

  • правильно держать ножницы и действовать ими; 
  • резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы; 
  • раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;. 
  • составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

1.Конструирование

– знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины); 
– анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме; 
– изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; 
– конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

2.Формирование элементарных математических представлений:

  • считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; 
  • сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
  • сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте используя слова: большая, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая; маленькая побольше, ещё больше, ещё больше, самая большая;
  •  узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
  • различать и называть части суток  (утро, день, вечер, ночь);
  •  определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
  •  знать правую и левую руку;
  • ориентироваться на плоскости листа: правый верхний угол, нижний левый угол, справа от  берёзки, слева от домика  и т.д

Формирование элементарных экологических представлений:

О растениях 
– называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон 
– Растения выращиваются из семян; 
– находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья; 
– узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений; 
– учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов; 
– знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных).

О животных 
– узнавать по голосам 2-3 птицы;
– называть бабочку, жука;
– расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях; 
– расширять представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Формирование целостной картины мира:

  • учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину,) определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань); 
  • предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт и уметь классифицировать (например: стол, стул, шкаф – мебель; поезд, самолёт, пароход – транспорт);
  •  различать и называть части тела животного и человека; 
  • знать элементарные правила безопасности, правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора); 
  • знать название города, где живут, улицу, название детского сада.

Хозяйственно-бытовой труд:

  • самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; 
  • выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы); 
  • выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).

Труд в природе:

  • самостоятельно поливать растения; 
  • приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
  1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речи: 

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
  • употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
  • согласовывать слова в роде, числе, падеже; 
  • пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам; 
  • употреблять предложения с однородными членами.

Ознакомление с художественной литературой:

  • уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; 
  • читать наизусть небольшие стихотворениях, потешки; 
  • воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
  1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическая культура:

  • ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; 
  • прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см.; 
  • брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди; 
  • метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд; 
  • лазать по лесенки – стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; 
  • ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу; 
  • строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу; 
  • ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Навыки самообслуживания:

  • самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок);
  • самостоятельно умываться, чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером), полоскать рот после еды, пользоваться предметами туалета, соблюдая последовательность;
  • замечать непорядок в одежде и устранять его.
Читайте также:  Внутриутробный период развития ребенка характеризуется как

Источник

Особенности речевого развития

Рассмотрим, как у детей в эти года формируется:

  • словарный запас;
  • грамматический строй;
  • связность речи.

В 4–5 лет запас слов ребенка расширяется до 3000. Он уже лучше излагает мысли. Так как появляется много неологизмов, малыш делает ошибки в словообразовании. Но, постепенно усваивается правильное употребление. Наблюдается тяготение детей к рифме. Поэтому упражнения с заучиванием маленьких стишков придутся кстати. Появляются прилагательные, наречия, местоимения, собирательные существительные и прочее.

В основном употребляются простые распространенные предложения. В то же время ребенок использует в речи, распространенные и сложные. Это также сопровождается грамматическими ошибками. В 4 года речь ребенка характеризуется живостью, подвижностью, но и неустойчивостью.

Происходит освоение связной монологической речи.

Чтобы развитие было правильным, взрослые должны следить за языком. Им нужно говорить содержательно, спокойно и не торопясь. Ведь для детей они образец для подражания.

Уровень речевого развития у каждого ребенка разный, со своими особенностями. Но выделяют общие признаки, считающиеся нормой для детей 4–5 лет.

Игры и упражнения на артикуляцию

За логопедической помощью обращаются, когда есть проблемы в постановке звуков. Однако какими бы плодотворными ни были занятия со специалистом, большая часть ответственности за речевое развитие лежит на родителях. После того как через обследование была выявлена задержка речи, логопед направляет лечение в нужную сторону и подсказывает упражнения, которые включают в занятия.

Вот несколько из них в форме игры. Такие упражнения выполняются детьми гораздо эффективнее.

  • Варенье: ребенка просят представить, что он съел много варенья, и оно осталось у него на верхней губе. «Варенье» облизывают широким языком сразу по всей поверхности губы.
  • Лопатка: малыш представляет, что его язык — большая лопата. Его вытягивают и располагают на нижней губе. Задержка длится до 15 секунд.
  • Лошадка: ребенок представляет, что он лошадка, и топает, а язычком — цокает.
  • Иголка: на этот раз язык представляют в виде иголки и вытягивают его узким, удерживая до 15 секунд.

Такие несложные задания в виде игры сделают занятия, а вместе с ними и лечение, увлекательными и интересными.

Игры, упражнения и мультики на развитие речи для детей 4–5 лет

Лучше освоить грамматический строй и связность речи помогают игры и занятия для речевого развития. Вот несколько вариантов.

  • Словарный запас расширяют благодаря такой игре: бросая мяч, взрослый задает ребенку вопросы (Что бывает длинным, круглым, колючим, высоким), а тот, возвращая мяч, отвечает.
  • То же делают во время игры для развития умения образовывать ласкательные существительные. Малышу говорят слово и просят образовать из него уменьшительное.
  • Также предлагают называть цвета, антонимы, и разгадывать загадки.
  • Все детки любят в этом возрасте мультики. Им отводится отдельная роль. Есть специальные развивающие мультики, где закрепляются азбука, счет, цвета и прочее. Они также полезными для речевого развития.

Рассмотрим, какие лучше выбрать мультики.

  • В первую очередь выбирают добрые мультики, где закладываются правильные жизненные ценности.
  • Персонажи у них положительные, но в то же время не идеальные, чтобы у ребенка не возникало чувство вины за недостатки.
  • Мультики выбирают отличного качества по изображению и звуку.
  • Желательно, чтобы не акцентировалось внимание на различии полов. Мальчики и девочки в эти года играют в одинаковые игрушки и смотрят одинаковые мультики.

Речь ребенка зависит от родителей

Важно понимать, что малыш перенимает опыт окружающих. Таким образом, вопрос речевого развития напрямую зависит от среды, где он растет. Если задержка явная, то лучше, чтобы лечение легло на плечи логопеда.

Но как бы там ни было, общение с родителями остается на первом месте для детей любого возраста, в том числе и в 4–5 лет. Играйте с детьми, выполняя логопедические упражнения, и помогайте им развиваться. Тогда у них не возникнет проблем с речью, а общение со сверстниками и взрослыми станет спокойным и гармоничным.
Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа:

«Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по – другому?».

 Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

 Можно предложить детям закончить предложение, начатое родителем:

дождик вымочит, а солнышко… (высушит); ночью темно, а днем… (светло); арбуз сладкий, а лимон … (кислый).

 Детям даются задания на нахождение синонимов к глаголам: кушать- есть, отыскать-найти, зябнуть-мёрзнуть, шалить-баловаться и т.д.

Можно дать более сложное задание – закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка… (неразговорчивая); вчера был день тёплый, а сегодня…(жаркий).

Эти упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору многозначных глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт; кто и что может быть горячим, жарким, тяжёлым, лёгким, крепким и т.д.

 Попросите ребёнка назвать какой формы предмет: круг…(круглый); какой лист? (калиновый); чей хвост? (собачий); из чего сделан предмет (дерево-деревянный).

Читайте также:  Проблема развитие социальных качеств ребенка

Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

– «У сапога всегда есть …» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

– «В теплых краях обитает …» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

– «В году …» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.

формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:

– тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

– река, озеро, море, мост, болото;

– кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.

развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:

– огурец – овощ, георгин – … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

– учитель – ученик, врач – … (кочки, больные, палата, больной, термометр);

– огород – морковь, сад – … (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.

формирование умения обобщать.

Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,

– метла, лопата – …;

– окунь, карась – …;

– лето, зима – … и др.

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе проводиться в следующих играх:

«Чего не стало?» (дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа «не стало цыплят», «нет яблок»)

«Прятки» (активизация пространственных предлогов в, на, за, под, между, около) одновременно подводит ребёнка к усвоению падежных форм.

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться.

Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег-снежинка, снежный – снеговик). В игровой форме следует проводить работу по образованию звукоподражательных глаголов (воробей «чик-чирик» – чирикает, утёнок «кря-кря» – крякает).

В рамках развития связной речи родителям следует побуждать детей к беседам (учить спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику).

Для этого можно использовать беседы с детьми на разные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересам и впечатлениям. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста. Необходимо предусмотреть работу с детьми, направленную на формирование умений составлять:

Предложения по картинкам.

Рассказ по сюжетной картинке

Рассказ по серии картинок

Рассказ по опорным словам и предложениям

Пересказ

Рассказ о каком-либо запомнившемся ребёнку празднике, фильме или событии

Одним из важнейших условий для коррекции речи ребёнка является повышение речевой культуры родителей и полноценное речевое общение в семье. Взрослым необходимо постоянное помнить о том, что их речь является образцом для ребёнка. Поэтому к речи взрослых представляются высокие требования:

содержательность;

лексическая, фонетическая, грамматическая правильность;

смысловая выразительность;

неторопливость;

хорошая дикция;

соблюдение правил речевого этикета;

соответствие слова взрослого его делам.

Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других. Учить детей замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро», «Спасибо», «Пожалуйста», «До-свидания», «Будьте здоровы». Задавая вопросы ребенку, нужно дать ему подумать, не торопясь отвечать самостоятельно, так как важно обеспечить его речевую активность.

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.
Что нужно делать
 создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно, избегать ссор между родителями в присутствии малыша
 беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать, 

не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме
 развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
 следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу
 объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках
 задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
Чего делать нельзя
 искажать звукопроизношение – «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком при общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами
 наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

Источник

Ирина Андрияхина
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года»

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

? Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Читайте также:  Что такое индивидуальная программа развития для ребенка с овз в детском саду

? Пользоваться расчёской, носовым платком. При кашле,чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

? Самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать)

? Замечать непорядок в одежде и устранять его.

?Аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож, салфеткой.

? Здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

? Учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину, определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).

? Знать предметы мебели, одежды, обуви, посуды, фрукты, овощи, транспорт.

? Различать и называть части тела животного и человека.

? Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора)

? Знать название города (посёлка) где живут, улицу.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

? Правильно произносить все звуки родного языка.

? Использовать в речи существительные с обобщающими значениями (мебель, одежда, обувь, игрушки, животные, овощи, фрукты, ягоды, профессии).

? Различать на слух и называть слова, начинающие на определённый звук.

? Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

? Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам.

? Употреблять предложения с однородными членами.

?Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного художественного произведения.

? Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

? Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки.

МАТЕМАТИКА

? Считать в пределах 10 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего»

? Знать цифры от 0 до 10,соотносить количество предметов с цифрой.

? Сравнивать 2 группы предметов, используя счет.

? Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.

?Узнавать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапецию, ромб;геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида.

? Различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

? Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз,обозначать словами положение предмета по отношению к себе( «впереди меня стол», «справа от меня дверь»).

РИСОВАНИЕ

? Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине.

? Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием.

? Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы.

? Знать новые цвета: коричневый, оранжевый, светло-зелёный, розовый, голубой, серый.

ЛЕПКА

? Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

? Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания.

? Владеть навыком рационального деление пластилина.

? Использовать в работе стеку.

АППЛИКАЦИЯ

? Правильно держать ножницы и действовать ими.

? Резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка)

? Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника путём закругления углов, делать косые срезы.

? Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.

? Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

? Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины).

?Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме.

? Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

?Конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

о растениях

? Называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон, растения выращиваются из семян.

? Находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья.

? Узнавать и называть 5 и более деревьев, 2 -3 кустарника.

? Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 5 и более овощей и фруктов,

? Узнавать и называть 5 и более видов ягод, грибов (съедобных и несъедобных)

о животных

? Знать 5 и более перелётных и зимующих птиц,

? Знать 5 насекомых (бабочка, жук, муравей, кузнечик, пчела.)

? Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк, белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях

? Расширять представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям, как люди за ними ухаживают)

ФИЗКУЛЬТУРА

? Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног.

? Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см.

? Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди.

? Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние 3.5 –б. 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

? Лазать по лесенки – стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой.

? Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу

? Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

? Кататься на двухколёсном велосипеде.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

? Самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке

? Выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, раскладывать столовые приборы).

? Выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).

Источник