Что должен знать ребенок по развитию речи по всем возрастам
Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.
Что такое нормальное речевое развитие
Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:
- Подготовительный (от рождения до 1 года).
- Преддошкольный (от года до 3 лет).
- Дошкольный (3 – 7 лет).
Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.
Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.
Что влияет на правильное развитие речи?
Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:
- Биологические.
- Социальные.
К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.
Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.
На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.
Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.
Правильному развитию речи способствуют:
- Эмоционально положительное окружение;
- Спокойствие в семье;
- Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
- Чувство защищенности в семье;
- Терпение родителей по отношению к ребенку;
- Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.
Основные этапы развития речи
Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.
Речь ребенка от 2 месяцев до года
Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.
- Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
- Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
- Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).
В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми.
Количество месяцев от рождения | Речевые навыки |
2 | Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому. |
3 | Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки). |
4 | Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у». |
5 | Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». |
6 | Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми. |
7 | Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). |
8 | Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения). |
9 | Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета. |
10 | Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на». |
11 | Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). |
12 | Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания. |
Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет
Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:
- Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
- Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
- Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
- К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
- Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
- Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
- Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
- Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.
Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:
- В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
- Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
- Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
- Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
- Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
- Возникают сложности с буквами «л» и «р».
- Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
- Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
- Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
- Умеют рассуждать и делать выводы.
- Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
- Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:
- Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
- Точно называет предметы и их качества.
- Придумывает собственные слова и даже стихи.
- В речи много прилагательных, предлогов.
- Становится больше личных местоимений
- Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
- Происходит овладение монологической речью и пересказом.
- Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
- Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
- Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
- Говорит не быстро.
- Использует выразительную интонацию для чтения стихов.
Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
- Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
- Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
- Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
- Знает, где право, лево; сколько времени.
- Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
- Знает название страны, столицы.
- Оперирует географическими понятиями.
- Знает правила движения пешеходов.
- Склоняет существительные по числам и падежам.
- Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
- Верно использует все части речи
- Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.
Возраст ребенка в месяцах/годах | Речевые навыки |
18/1,5 | Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы. |
24/2 | Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?». |
36/3 | Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ. |
48/4 | Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов. |
60/5 | Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи. |
72/6 | Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса. |
84/7 | Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие логического мышления. |
Логопедические занятия по развитию речи
Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.
- Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
- Артикуляционная гимнастика
- Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
- Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
- Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
- Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
- Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
- Чтение.
- Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
- Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
- Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.
Упражнения на укрепление мышц
- «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
- «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
- «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
Ошибки родителей
Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:
- Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
- Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.
Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.
- Игнорирование задержек в развитии.
- Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
- Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
- Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
- Взрослые мало читают малышу.
Когда стоит обратиться к логопеду
Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.
- Не происходит гуления и лепета.
- К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
- Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
- Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
- Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
- Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
- Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
- К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
- Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
- Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.
То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.
Источник
Уровень владения речевыми умениями и навыками
в разных возрастных группах
Возраст 3-4 года.
Словарь.
- Называет слова, обозначающие предметы, выраженные существительными (кошка, собака, кукла) и отвечающие на вопросы: Кто это? Что это? (Дает имя кукле, кошке… одним словом)
- Обозначает признаки и качества предметов, выраженные именам прилагательными (пушистая, круглый, красивое) и отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? (1-2 слова).
- Называет действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: Что делает? Что можно с этим делать? (называет 2 действия).
- Обобщает (одежда, игрушки)
- Понимает противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять)
Грамматика.
- Образует наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот – кошка – котенок – котик – котята).
- Согласует существительные и прилагательные в роде, числе (пушистый котенок, маленькая собачка)
- Составляет простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
Фонетика.
- Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.
Связная речь.
- Отвечает на вопросы по содержанию картины и составляет рассказ совместно со взрослым.
- Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки по вопросам воспитателя.
- Может составить рассказ из личного опыта (например, перечислит игрушки, которые есть дома, может назвать несколько действий с ними).
- Умеет пользоваться «вежливыми» словами (спасибо, пожалуйста, здравствуйте…)
Возраст 4-5 лет.
Словарь.
- Понимает близкие и противоположные по смыслу слова и разные значения многозначного слова.
- Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, посуда, овощи)
- Подбирает признаки, качества к названию предметов и действий (Кошка какая? Пушистая, красивая… У чашки есть ручка. А еще какие ручки ты знаешь? (3-4 ручки).
- Сравнивает и называет предметы по цвету, размеру и величине (картинка с разной посудой: Чем отличаются эти предметы?)
Грамматика.
- Соотносит названия животных и их детенышей (лиса – лисенок, корова – теленок)
- Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побега, помаши).
- Правильно согласует существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза?)
- Составляет предложения разных типов.
Фонетика.
- Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.
Связная речь.
- Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее ребенку содержанием.
- Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.
- Описывает предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.
- Пользуется разнообразными вежливыми формами речи.
Возраст 5-6 лет.
Словарь.
- Активно использует прилагательные и глаголы, подбирает точные по смыслу слова к речевой ситуации.
- Подбирает синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
- Понимает и употребляет разные значения многозначных слов (Что называют словом «ручка»? – называет несколько значений: у ребенка, для письма, у двери)
- Дифференцирует обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика.
- Образует названия детенышей животных, подбирает однокоренные слова, согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже («Кто детеныш у зайца? (зайчонок), А как называют детенышей зайца? (зайчата))
- Образует различные формы повелительного и условного наклонения глаголов (спрячься, потанцуй, искал бы); форму родительного падежа множественного числа (зайчат, жеребят, ягнят).
- Строит сложные предложения разных типов.
Фонетика.
- Дифференцирует пары звуков С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ, Л-Р (основные); различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие.
- Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
- Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь.
- При пересказе литературных произведений интонационно передает диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
- Составляет повествование, описание или рассуждение
- Развивает сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания разными типами связи.
Примерные упражнения для развития речи
детей разных возрастов.
Работа над развитием речи включает следующие разделы:
- Пополнение словаря.
- Усвоение грамматического строя.
- Обучение рассказыванию.
- Выработка правильного произношения звуков.
Возраст 3-4 года.
- «Вот какая кукла!»
Оборудование: кукла в одежде и обуви.
Беседа:
– Как зовут куклу?
– Какая Марина?
– Что на ней надето?
– Как это назвать одним словом? (вещи, одежда)
– Что можно делать с куклой?
– Давайте попросим вежливо, чтобы Марина встала, села. (Речевой этикет)
Составление совместного рассказа.
Это… (кукла). Она … (красивая). Ее зовут … (Марина). У нее есть … (красное платье, белый бант…). С куклой можно … (играть).
- «Пушистая семейка» (составление рассказа по картинке).
Оборудование: картина «Кошка с котятами».
Беседа:
– Кто это? (Кошка)
– Какая кошка? (большая, пушистая…)
– Как назвать детеныша кошки? (котенок)
– А здесь много детенышей? Как сказать? (котенки – поправить, котята)
– Сравним кошку и котят (образование антонимов. Игра «Скажи наоборот»):
Кошка большая, а котята …
У кошки хвост длинный, а у котенка …
Кошка бегает быстро, а котята …
Кошка мяукает громко, а котята …
Совместное рассказывание:
Это … (кошка). Она … (большая). У кошки есть … (котята). Кошка любит … (своих котят, играть, лакать молоко…)
3. «Вспомни сказку»
«Репка»
Кто стоит за внучкой?
За кого держится бабка?
Кто стоит между Жучкой и мышкой?
Кто стоит перед кошкой?
Что тянет Дедка?
Кто тянет за Мышку?
Кто пришел после кошки?
Кто пришел перед Внучкой?
Возраст 4-6 лет.
«Гном и Великан»
(Словообразование суффиксальным способом)
Задание: преврати предметы в очень маленькие, как у Гнома, и в очень большие, как у Великана.
у Человека у Гнома у Великана
комар комарик комарище
сковорода … …
помидор … …
огурец … …
арбуз … …
портфель … …
«Скажи грамотно»
(Нужно убрать лишнее слово из предложения)
В деревне живут старые старики.
Сережа переночевал ночь у друга.
Мама достает жирный жир.
На горке краснеют красные ягоды брусники.
У обрывистого берега крутой обрыв.
Артем нарисовал на рисунке осенний лес.
Вера любит встречать утренний восход солнца.
Грузовик едет по средней середине дороги.
«Сравни два предмета»
Пример: по цвету: картошка и помидор. – Картошка коричневая, а помидор – красный.
По вкусу: горчица и торт.
По высоте: береза и ромашка.
По ширине: дорога и тропинка.
По возрасту: ребенок и старик.
По температуре: лёд и батарея.
По весу: гиря и шарик.
На ощупь: яблоко и огурец.
По размеру: вишня и арбуз.
«Пара к паре» – продолжи цепочку слов.
(развитие логического, ассоциативного мышления)
Пример: ручка – пенал, тетрадь – …. (портфель)
А) Трамвай – метро, табуретка – … (кухня, кресло, дерево)
Тарелка – посуда, абрикос -… (груша, фрукт, огород)
Корова – рога, черепаха – … (панцирь, море, ящерица)
Б) Хорошо – лучше, быстро – …
Человек – ребенок, тигр – ….
Пальто – пуговица, кроссовки – …
Зима – мороз, лето – …
(Слова для справок: быстрее, тигренок, шнурки, жара)
«Назови ласково»
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Альбом – альбомчик стул –
Пальма – туфля –
Пальто – апельсин –
Тюльпан – дождь –
Палец – крокодил –
Капля – шкаф –
Вафля – ковер –
Вариант: «Назови ласково детей»
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Люда – Людочка Коля – Коленька Илья – Илюша
Лена – … Оля – … Алиса – …
Леня – … Галя – … Олег – …
Лина – … Толя – … Лева – …
Лиза – … Валя – … Полина – …
Люба – … Леша – … Алена – …
«Слова – родственники»
(словообразование приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами)
Объясни смысл, и составь предложение с каждым словом.
МОРОЗ МОРе
МОРОЗить МОРской
МОРОЗилка заМОРский
МОРОЖеное приМОРье
ЗаМОРОЗить МОРяк
заМОРОЗки взМОРье
заМОРОЖенный поМОР
«Изменяй предложения по образцу»
(изменение глагола по лицам и числам)
Я поливаю малину. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Я иду в магазин. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Я вижу синичку. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Я хочу в кино. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
…
«Исправь ошибку»
(работа над слоговой структурой слова, развитие речевого внимания)
Скажи слово правильно.
Пример: пирбор – прибор
Пирмер – роптрет –
Тернер – маграрин –
Рербо – тернажер –
Втарарь – ретсоран –
«Закончи слово правильно»
(Согласование существительных с прилагательными)
Пример: горь______редька – горькая редька
Горь________огурец –
Горь________корешки
Горь________лекарство
Серьез_____парень
Серьез_____препятствие
Серьез_____критика
Серьез_____намерения
«Изменяй по образцу»
(образование прилагательных от существительных)
Салат с креветками – креветочный салат
Каша из гречки –
Суп из грибов –
Палатка из брезента –
Компот из слив –
Варенье из абрикосов –
Брюки из трикотажа –
Слон из Африки –
«Мы писатели»
(Придумай предложение со словами… (изучаем предлоги)
Пример: переплыл через – Сережа переплыл через реку.
Вариант 1. Перешел через…, перешагнул через…, перебежал через…, переполз через…, переехал через…, перескочил через…
Вариант 2. Из рюкзака…, на рябине…, у рябчика…, на ремне…, из-за ремонта…, между чашками…, из-под ресниц…, над решением…
Вариант 3. Приедет от…, приедет в…, приедет на …, приедет с …, приедет из…, приедет без…, приедет к …
Вариант 4. Подлетели к …, лежали на…, лечились от …, наливали в …, залезали под …, шлепали по …, летали над …, гуляли с …
«Ответь правильно»
(Задание: подумай и ответь полным ответом на вопросы. ИЛИ Выбери нужный ответ из предложенных, зачеркни ненужные слова).
Кого мы видели в лесу? Что мы видели в лесу?
Мы видели в лесу… лиса липа
лев клен
дельфин салют
олень земляника
клёст шлюпка
«Назови действие по предмету»
Молния – … сверкает
Солнышко – … светит
Рыба – … плавает
Дождь – … льет
Часы – … идут…
Источник