Что должен знать ребенок по развитию речи по всем возрастам

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

18/1,5Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом.  Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем. 

Источник

Уровень владения речевыми умениями и навыками

 в разных возрастных группах

Возраст 3-4 года.

Словарь.

  1. Называет слова, обозначающие предметы, выраженные существительными (кошка, собака, кукла) и отвечающие на вопросы:  Кто это? Что это?  (Дает имя кукле, кошке… одним словом)
  2. Обозначает признаки и качества предметов, выраженные именам прилагательными (пушистая, круглый, красивое) и отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?  (1-2 слова).
  3. Называет действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: Что делает? Что можно с этим делать? (называет 2 действия).
  4. Обобщает (одежда, игрушки)
  5. Понимает противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять)

Грамматика.

  1. Образует  наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот – кошка – котенок – котик – котята).
  2. Согласует существительные и прилагательные в роде, числе (пушистый котенок, маленькая собачка)
  3. Составляет простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика.

  1. Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.

Связная речь.

  1. Отвечает на вопросы по содержанию картины и составляет рассказ совместно со взрослым.
  2. Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки по вопросам воспитателя.
  3. Может составить рассказ из личного опыта (например, перечислит игрушки, которые есть дома, может назвать несколько действий с ними).
  4. Умеет пользоваться «вежливыми» словами (спасибо, пожалуйста, здравствуйте…)

Возраст 4-5 лет.

Словарь.

  1. Понимает близкие и противоположные по смыслу слова и разные значения многозначного слова.
  2. Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, посуда, овощи)
  3. Подбирает признаки, качества к названию предметов и действий (Кошка какая? Пушистая, красивая… У чашки есть ручка. А еще какие ручки ты знаешь? (3-4 ручки).
  4. Сравнивает и называет предметы по цвету, размеру и величине (картинка с разной посудой: Чем отличаются эти предметы?)

Грамматика.

  1. Соотносит названия животных и их детенышей (лиса – лисенок, корова – теленок)
  2. Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побега, помаши).
  3. Правильно согласует существительные и прилагательные  в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза?)
  4. Составляет предложения разных типов.

Фонетика.

  1. Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.

Связная речь.

  1. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее ребенку содержанием.
  2. Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.
  3. Описывает предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.
  4. Пользуется разнообразными вежливыми формами речи.

Возраст 5-6 лет.

Словарь.

  1. Активно использует прилагательные и глаголы, подбирает точные по смыслу слова к речевой ситуации.
  2. Подбирает синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
  3. Понимает и употребляет разные значения многозначных слов (Что называют словом «ручка»? – называет несколько значений: у ребенка, для письма, у двери)
  4. Дифференцирует обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика.

  1. Образует названия детенышей животных, подбирает однокоренные слова, согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже («Кто детеныш у зайца? (зайчонок), А как называют детенышей зайца? (зайчата))
  2. Образует различные формы повелительного и условного наклонения глаголов (спрячься, потанцуй, искал бы);  форму родительного падежа множественного числа (зайчат, жеребят, ягнят).
  3. Строит сложные предложения разных типов.

Фонетика.

  1. Дифференцирует пары звуков С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ, Л-Р (основные); различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие.
  2. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
  3. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь.

  1. При пересказе литературных произведений интонационно передает диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
  2. Составляет повествование, описание или рассуждение
  3. Развивает сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания разными типами связи.

Примерные упражнения для развития речи

детей разных возрастов.

Работа над развитием речи включает следующие разделы:

  1. Пополнение словаря.
  2. Усвоение грамматического строя.
  3. Обучение рассказыванию.
  4. Выработка правильного произношения звуков.

Возраст 3-4 года.

  1. «Вот какая кукла!»

Оборудование: кукла в одежде и обуви.

Беседа:

– Как зовут куклу?

– Какая Марина?

– Что на ней надето?

– Как это назвать одним словом? (вещи, одежда)

– Что можно делать с куклой?

– Давайте попросим вежливо, чтобы Марина встала, села. (Речевой этикет)

Составление совместного рассказа.

Это… (кукла). Она … (красивая). Ее зовут … (Марина). У нее есть … (красное платье, белый бант…). С куклой можно … (играть).

  1. «Пушистая семейка» (составление рассказа по картинке).

Оборудование: картина «Кошка с котятами».

Беседа:

– Кто это?                                                  (Кошка)

– Какая кошка?                                                 (большая, пушистая…)

– Как назвать детеныша кошки?                        (котенок)

– А здесь много детенышей? Как сказать?                 (котенки – поправить, котята)

– Сравним кошку и котят  (образование антонимов. Игра «Скажи наоборот»):

        Кошка большая, а котята …

        У кошки хвост длинный, а у котенка …

        Кошка бегает быстро, а котята …

        Кошка мяукает громко, а котята …

Совместное рассказывание:

Это … (кошка). Она … (большая). У кошки есть … (котята). Кошка любит … (своих котят, играть, лакать молоко…)

3.  «Вспомни сказку»

«Репка»

Кто стоит за внучкой?

За кого держится бабка?

Кто стоит между Жучкой и мышкой?

Кто стоит перед кошкой?

Что тянет Дедка?

Кто тянет за Мышку?

Кто пришел после кошки?

Кто пришел перед Внучкой?

Возраст 4-6 лет.

«Гном и Великан»

(Словообразование  суффиксальным способом)

Задание: преврати предметы в очень маленькие, как у Гнома, и в очень большие, как у Великана.

у Человека                        у Гнома                        у Великана

комар                                комарик                        комарище

сковорода                                …                                …

помидор                                …                                …

огурец                                …                                …

арбуз                                …                                …

портфель                                …                                …

«Скажи грамотно»

(Нужно убрать лишнее слово из предложения)

В деревне живут старые старики.

Сережа переночевал ночь у друга.

Мама достает жирный жир.

На горке краснеют красные ягоды брусники.

У обрывистого берега крутой обрыв.

Артем нарисовал на рисунке осенний лес.

Вера любит встречать утренний восход солнца.

Грузовик едет по средней середине дороги.

«Сравни два предмета»

Пример:  по цвету: картошка и помидор. – Картошка коричневая, а помидор – красный.

По вкусу: горчица и торт.

По высоте: береза и ромашка.

По ширине: дорога и тропинка.

По возрасту: ребенок и старик.

По температуре: лёд и батарея.

По весу: гиря и шарик.

На ощупь: яблоко и огурец.

По размеру: вишня и арбуз.

«Пара к паре» – продолжи цепочку слов.

(развитие логического, ассоциативного мышления)

Пример: ручка – пенал, тетрадь – …. (портфель)

А)        Трамвай – метро, табуретка – … (кухня, кресло, дерево)

Тарелка – посуда, абрикос -… (груша, фрукт, огород)

Корова – рога, черепаха – … (панцирь, море, ящерица)

Б)          Хорошо – лучше, быстро – …

        Человек – ребенок, тигр – ….

        Пальто – пуговица, кроссовки – …

        Зима – мороз, лето – …

(Слова для справок: быстрее, тигренок, шнурки, жара)

«Назови ласково»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Альбом – альбомчик                        стул –

Пальма –                                         туфля –

Пальто –                                         апельсин –

Тюльпан –                                 дождь –

Палец –                                         крокодил –

Капля –                                         шкаф –

Вафля –                                         ковер –

Вариант: «Назови ласково детей»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Люда – Людочка                        Коля – Коленька                        Илья – Илюша

Лена –  …                                Оля – …                                Алиса – …

Леня – …                                Галя – …                                Олег – …

Лина – …                                Толя – …                                 Лева – …

Лиза – …                                Валя – …                                Полина – …

Люба – …                                Леша – …                                Алена – …

«Слова – родственники»

(словообразование приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами)

Объясни смысл, и составь предложение с каждым словом.

   МОРОЗ                                       МОРе

   МОРОЗить                               МОРской

   МОРОЗилка                           заМОРский

   МОРОЖеное                        приМОРье

ЗаМОРОЗить                               МОРяк

заМОРОЗки                            взМОРье

заМОРОЖенный                            поМОР

«Изменяй предложения по образцу»

(изменение глагола по лицам и числам)

Я поливаю малину.         Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я иду в магазин.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я вижу синичку.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я хочу в кино.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

«Исправь ошибку»

(работа над слоговой структурой слова, развитие речевого внимания)

Скажи слово правильно.

Пример: пирбор – прибор

Пирмер –                                 роптрет –

Тернер –                                 маграрин –

Рербо –                                 тернажер –

Втарарь –                                 ретсоран –

«Закончи слово правильно»

(Согласование существительных с прилагательными)

Пример: горь______редька  –   горькая редька

Горь________огурец –

Горь________корешки

Горь________лекарство

Серьез_____парень

Серьез_____препятствие

Серьез_____критика

Серьез_____намерения

«Изменяй по образцу»

(образование прилагательных от существительных)

Салат с креветками – креветочный салат

Каша из гречки –

Суп из грибов –

Палатка из брезента –

Компот из слив –

Варенье из абрикосов –

Брюки из трикотажа –

Слон из Африки –

«Мы писатели»

(Придумай предложение со словами… (изучаем предлоги)

Пример: переплыл через – Сережа переплыл через реку.

Вариант 1.   Перешел через…, перешагнул через…, перебежал через…, переполз через…,      переехал через…,  перескочил через…

Вариант 2.      Из рюкзака…, на рябине…, у рябчика…, на ремне…, из-за ремонта…, между чашками…, из-под ресниц…, над решением…

Вариант 3.      Приедет от…, приедет в…, приедет на …, приедет с …, приедет из…, приедет без…, приедет к …

Вариант 4.     Подлетели к …, лежали на…, лечились от …, наливали в …,  залезали под …, шлепали по …,  летали над …,  гуляли с …

«Ответь правильно»

(Задание: подумай и ответь полным ответом на вопросы. ИЛИ Выбери нужный ответ из предложенных, зачеркни ненужные слова).

Кого мы видели в лесу?                                        Что мы видели в лесу?

Мы видели в лесу…        лиса                        липа

                                лев                        клен

                                дельфин                салют

                                олень                        земляника

                                клёст                        шлюпка

«Назови действие по предмету»

Молния – … сверкает

Солнышко – … светит

Рыба – … плавает

Дождь  – … льет

Часы – … идут…

Источник