Что должен уметь ребенок по развитию речи в подготовительной группе

Что должен уметь ребенок по развитию речи в подготовительной группе thumbnail

Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада.

К концу года ребенок 6 -7 лет должен:

  • иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

  • Знать домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии.

  • Иметь представление о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

  • свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке.

  • соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Знать некоторые дорожные знаки и их назначение.

  • представление о школе, библиотеке, музее.

  • Знать достопримечательности города.

  • Иметь знания о флаге, гербе и гимне России, узнавать президента

  • Иметь представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

Формирование элементарных экологических представлений

  • Иметь представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

  • Иметь представление об условиях жизни комнатных растений, о способах их вегетативного размножения. Устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знать с лекарственные растения (подорожник, крапива и др.).

  • Знать домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных и обитателях уголка природы, диких животных. Иметь представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

  • Иметь знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)

  • Иметь представления об особенностях жизни насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — и дуплах, ульях). Различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица). Уметь сравнивать насекомых но способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

  • систематизировать представления о временах года.

  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

  • Правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

  • Определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Коммуникация (развитие речи)

  • Высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Уметь отстаивать свою точку зрения.

  • Различать на слух и произносить все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

  • Называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове

  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.

  • согласовывать слова в предложении.

  • Уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

  • правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.).

Связная речь

  • быть доброжелательными и корректными собеседниками, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

  • составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью взрослого составлять план рассказа и придерживаться его.

  • составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

  • Иметь представления о предложении (без грамматического определения). Уметь составлять предложения , членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

  • Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

  • Составлять слова из слогов (устно).

  • Выделять последовательность звуков в простых словах.

  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет

  • Иметь представления о множестве: уметь формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

  • Уметь объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельные его части. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

  • Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

  • Называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

  • Раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

  • Иметь представление о монетах достоинством 1, 5,10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).

  • На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (- ) и знаком отношения равно (=).

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет в контакте

Величина

  • Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целой и целое по известным частям.

  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

  • Измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.

  • Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах.

  • Иметь представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

  • Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны)и некоторых их свойств.

  • Иметь представление о многоугольнике(на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.

  • Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения. Изображать , располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

Ориентировка в пространстве

  • Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение {вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

  • «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

  • Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

  • Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

  • Определять время по часам с точностью до 1 часа,

Нравственное воспитание

  • договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками.

  • ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Трудовое воспитание

  • Старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми,

  • Знать профессии родителей и место их работы.

Самообслуживание

  • Самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

  • Относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.

  • Замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Хозяйственно-бытовой труд

  • Поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

  • Наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой —от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

  • Самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

Ручной труд

Работа с бумагой и картоном. Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом. Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

Читайте также:  Развитие ребенка от 2 до 3 лет тематическое планирование конспекты занятий игры сценарии

Аккуратно и экономно использовать материалы.

Художественная литература

  • Иметь представление о выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)

  • Пользоваться исполнительскими навыками при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

  • Объяснять основные различия между литературными жанрами сказкой, рассказом, стихотворением.

  • Называть любимые сказки и рассказы; знать 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

  • Называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

Художественно-эстетическое воспитание

• Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

•Называть основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения

В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений.

  • Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа

•Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства
В аппликации

• Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания

• Создавать сюжетные и декоративные композиции.

Конструирование

  • Сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать;

  • сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

  • Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Игровая деятельность

  • Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр

  • Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

  • Находить новую трактовку роли и исполнять ее.

  • Моделировать предметно-игровую среду.

  • В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

  • Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

  • Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

  • Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Источник

Ксензик Анна Александровна – Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет

Подробности

Просмотров: 6301

Страница 13 из 42

   Вот и закончилось жаркое лето, пора беззаботного отдыха и отпусков. Начался новый учебный год! Год приобретения новых знаний и открытий! Наши дети подросли и окрепли. Что должен уметь ребёнок по речевому развитию перед выпуском в школу?
   1. Звукопроизношение: звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена к 6 годам, это значит, что речь ребёнка должна быть чистая. Если ребенок выговаривает ни все звуки, необходимы занятия у логопеда. А также нужно следовать рекомендациям логопеда:
    1) Выполнять артикуляционную гимнастику: «Улыбка – Хоботок» (губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку, как «хобот» у слонёнка); «Лошадка» (цокаем язычком). «Часики» (кончик языка переводить из одного уголка рта в другой), «Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать до5 сек.), «Качели» (открыть рот, упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.) и др. Каждое упражнение выполнять 6-8 раз, по 2-3 раза в день. За дополнительными упражнениями можно обратиться к логопеду.
    2) Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: морковь, яблоки, сухарики, сушки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты.
    3) Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки или спринцовки малого размера. Массаж выполнять через час после приёма пищи или за пол часа до приёма пищи; ребёнок выполняет жевательные движения, что значительно укрепляет мышцы языка. Данный вид массажа нужно выполнять от 3 до 10 минут! Нежелательно проводить массаж детям с эписиндромом.
    4) Развивать речевое дыхание. Полезно надувать воздушные шары, мыльные пузыри, дуть в дудочку, свисток, губную гармошку. Упражнять в негромком, протяжном произношении звуков – И, У, Э, О, А, Ы; в звукоподражании – АУ, УА, ИА, ЖЖЖ, ШШШ, ЗЗЗ, ССС. Учить проговаривать скороговорки.
   2. Ребёнок знает и называет своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, знает дату своего рождения.
   3. Знает и называет свой адрес. Дом, квартиру, улицу, город (село), столицу, страну. Номер телефона. Знает адрес детского сада, его название. Последовательность времен года, название месяцев, дней недели, частей суток.
   4. Умеет объединять предметы в группы по общему признаку: домашних, диких животных, домашних и диких птиц, овощи и фрукты, насекомых, инструменты, электроприборы, различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный), отличает садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.
   5.Определяет материал из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т.д.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.)
   6.Знает и называет все явления природы; знает о сезонных изменениях в природе.
   7.Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.
   8. Ориентируется в пространстве: умеет ориентироваться на плоскости (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.). Знаком с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Правильно употребляет в речи указания направлений (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем, (правом нижнем) углу, за, перед, между, рядом и др.).
   9. Умеет пользоваться словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже (позднее), в одно и то же время.
   10.Умеет определять время по часам с точностью до 1 часа, различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута , 10 минут, 1 час).
   11.Различает жанры литературных произведений; аргументирует свой ответ (это сказка, стихотворение, рассказ, потому что…). Называет любимые сказки и рассказы, может прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки, вспомнить 2-3 загадки. Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг).
   12.Усвоен термин предложение: составляет предложение из 3, 4 слов. Определяет количество предложений в рассказе до 4 (вниманию предлагаются предложения без союзов). Называет последовательность слов в предложении.
   13.Знает, что речь состоит из слов: называет слово, которое обозначает предмет, действие, цвет, размер, направление
   14. Ребенок знает, что слог это часть слова. Определяет сколько слогов в словах.
   15. Дети к школе должны быть знаком с термином звук речи. Слово состоит из звуков. Звуки бывают гласные, согласные. Согласные бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие. Гласные простые (а, о, у, ы, э, и), сложные (я, е , ё, ю). Определять место звука в слове. Находить слова с определенным звуком, из нескольких слов и в предложении.
   16.Употребляет синонимы, антонимы.
   17.Достаточно развита связная речь. К концу 6-го года ребенок может участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении. Для развития связной речи можно использовать следующие задания:
    1) Закончи фразу: -В лесу растут г…. и я…. . На клумбе выросли красивые ц.. Топором рубят д… . Молотком забивают г… . Зимой на улице х… , а летом.. Цветы растут на в… . Кошка спряталась за в… . Бабушка несет сумку с … . В саду растут… .
    2) Составь словосочетание: Стакан, молоко – стакан молока. Стакан – чай, сок, кефир – стакан чая, кефира, сока. Пакет, молоко-пакет молока. Придумай предложения с данными словосочетаниями: Мама купила…пакет молока. Катя пьет стакан сока.
    3) Составление предложений по данным словам. Составь предложение из слов. Медведь, мед, сладкий, любит. Под, ноги, скрипит, снег, белый. Сосну, на, Петя, прибить, кормушка. Снежинки, легкие, падать, кружится.
    4) Занятия по пересказу. Текст читается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми предложений. Разбор содержания в вопросно-ответной форме.
    5)Составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинять концовки к сказкам.
    6)Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно подбирая слова по смыслу. Обучение рассказыванию с элементами творчества: Рассказывание по аналогии с вспомогательной сюжетной схемой: В выходной день наша семья…(папа, мама, я и брат) отправились…(на дачу, рыбалку..). Папа взял с собой …, мама…., а я захватил с собой… . Мы ехали на …(поезд, машина…). Там…очень красиво. Рядом есть …(лес, озеро, река). Мы ходили в на… за…(Что было дальше?)…Домой мы вернулись… Мне очень понравилось нав… . (Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Составление продолжения незавершенного рассказа (читаем начало рассказа далее просим ребенка завершить рассказ.)
   18.Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
   19.Составлять рассказ из опыта, о предмете, по сюжетной картине, набору картин. Учатся сочинять сказки.
   20.Ежедневно читать литературу (сказки, рассказы, стихотворения) детям. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Задавать вопросы, побуждающие ребенка к пересказу. Всегда рады вам помочь.

Читайте также:  Эпикризный период в развитии ребенка

Учитель-логопед: Анна Александровна Ксензик

Источник