Что делать ребенку с нарушением развития
Причины отставания ребенка в физическом развитии
Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.
[1], [2], [3], [4], [5]
Неправильный педагогический подход
При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.
Задержка развития психики
Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
[6], [7], [8], [9], [10]
Биологические причины задержки в развитии ребенка
- Нарушения в организме мамы при вынашивании
- Заболевания мамы во время беременности
- Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
- Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
- Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
- Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте
[11], [12], [13]
Социальные причины задержки в развитии ребенка
- Сильный контроль (гиперопека) родителей
- Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
- Травмы психики, перенесенные в раннем детстве
Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.
Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа
Психический инфантилизм
Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.
Психическая задержка соматогенного происхождения
Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.
Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.
Органически-церебральные задержки в развитии
Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.
Как выявить отклонения в развитии ребенка?
Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.
- Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
- После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
- Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
- Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
- До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
- В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
- Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
- В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
- У ребенка дошкольного возраста нарушена речь
Источник
От автора: Основные принципы воспитания ребенка с особенностями психического развития.
С легкой руки представителей одной известной и влиятельной психологической школы, появилась тенденция большинство поведенческих проблем ребенка объяснять педагогическими ошибками родителей. И, надо сказать, зачастую это вполне обосновано – то мама бросается утешать малолетнего тирана, получившего от брата шлепок за разбитый телефон, то папа, нежно воркуя, уговаривает любимую доченьку, с садистским удовольствием вырывающую ему последние волосы, перестать это делать, то бабушка, с чрезмерной активностью, бросается отвечать на вопросы вместо флегматичного, неуверенного в себе мальчика.
Однако, бывают ситуации, когда и самый одаренный воспитатель может оказаться в тупике. Это происходит, когда не работают стандартные методы воздействия и коррекции поведения (ребенок относится к разряду «трудновоспитуемых»), либо, если речь идет о наличии психических отклонений. О первом случае, в отечественной профессиональной литературе написано достаточно много. О втором – наоборот, очень мало. Хотя, вопрос «как жить?», «как воспитывать?» и «что с этим делать?» – возникает постоянно.
Для того, чтобы дать ориентиры, позволяющие психологам и родителям хотя бы наметить стратегию поведения, я попыталась сформулировать основные, универсальные принципы взаимодействия с ребенком с особенностями развития.
1) Поощрять самостоятельность и развивать навыки самообслуживания. Это одна из важнейших и основных задач! Зачастую, такие простые и «неважные» вещи как еда, одевание, самостоятельное посещение секций или магазина оказываются вне родительского внимания. К сожалению, нередко, родители, в стремлении доказать себе и всем окружающим, что ребенок не настолько интеллектуально снижен или аутичен, все усилия направляют на формирование навыков чтения, письма или счета. При этом, ребенок, с горем пополам, научившийся складывать в уме двухзначные цифры, оказывается абсолютно беспомощен в обычной житейской ситуации.
Еще более катастрофично это выглядит, если речь идет, например, о высокофункциональном аутисте или ребенке с шизофренией, способном писать фразы на нескольких языках и поражающим своей эрудицией, но неспособном позаботиться о себе.
Однажды, я была свидетелем случая, который отлично иллюстрирует вышесказанное.
К нам в отделение, поступил весьма интеллектуальный мальчик с расстройством аутистического спектра. Он хорошо играл в шахматы, решал олимпиадные задачи и увлекался астрономией. Пока мама общалась с доктором, он пошел в туалет. Вскоре оттуда раздался дикий вопль. Все, включая маму, доктора и санитарок, побежали спасать ребенка. И увидели десятилетнего мальчика, стоящего со спущенными штанами. «Мама, у меня не получилось вытереть попу!». Как говориться – no comment.
Поэтому, очень важно, каждого ребенка учить навыкам самообслуживания, настолько, насколько это для него возможно, невзирая на возможные трудности и протесты. Не нужно жалеть ребенка, отказывающегося брать в руки ложку и кормить его до четырех, шести, восьми лет… Лучше пожалейте его, когда будете заставлять писать прописи.
Хороший тест, позволяющий определить, насколько ребенок адаптирован в быту, это возможность «со спокойной душой» оставить его на несколько «на хозяйстве» на некоторое время (разумеется, в зависимости от возраста и наличия не преувеличенных, а реальных проблем, таких как глубокая умственная отсталость или гебефренная шизофрения).
2) Не включаться в систему патологического поведения, не поощрять (даже косвенно, своим участием) неадекватные поступки или высказывания. Например, если ребенок с ОКР требует от родителей, подключаться к выполнению его ритуалов (вместе обходить трещины на тротуаре или стучать три раза по дверному косяку, прежде чем войти в дверь) лучшее, что могут сделать родители, это, невзирая на истерику, отказаться выполнять эти действия, демонстрируя этим самым модель здорового поведения. Даже сложно представить, насколько далеко могут зайти родители в своих отчаянных попытках «утешить» и «успокоить» ребенка. Так, одна из мам, в течение нескольких лет безропотно таскала за своей дочкой вышитое одеяло, без которого она отказывалась выйти даже в магазин (так и ходили они везде с огромным пакетом). Другая – вызывала скорую помощь, всякий раз, когда сына одолевали галлюцинации, и он требовал немедленно отвезти его в больницу и вырезать ему из рук насекомых. Когда скорая приезжала, она умоляла врачей «сделать вид», что они что-то там «вырезают». Еще в одном случае, папа, всякий раз позволял дочке (с легкой формой ДЦП) не пойти в школу, если она жаловалась на головную боль. Со временем, девочка мастерски научилась манипулировать, и при отказе выполнить ее требования, вызывала у себя рвоту и предъявляла это как доказательство «дикой головной боли», которая возникла из-за «стресса», так как родители не купили новую куклу.
Разумеется, что имея дело с болезненными проявлениями, очень трудно найти грань, за которой заканчивается симптом и начинается манипуляция. Однако, чем более адекватным и адаптивным будет поведение ребенка, тем будет лучше для него. А задача родителей с помощью системы поощрений, штрафов и игнорирования, добиться максимально возможного.
Поэтому следующий принцип, которого следует придерживаться, гласит:
3) «Твои причуды – твои проблемы». Это означает, что следует нейтрально относится к ритуалам или прочим болезненным проявлениям и спокойно реагировать на нелепые выходки, позволяя ребенку самому ощутить их последствия. В частности, когда мама девочки перестала носить за ней одеяло, и всякий раз, спокойно говорила – «ты можешь носить его с собой, но я не стану помогать тебе, когда ты устанешь, и не буду сама его носить» этот ритуал исчез. Разумеется, ей пришлось пережить парочку масштабных истерик и поток обвинений в свой адрес, однако, примерно через три недели эта мучительная проблема исчезла.
4) Четко давать обратную связь, но не угрожать. Для ребенка с нарушением развития четкие границы и правила особенно важны. Поэтому, сигналы, которые родители дают ребенку, должны быть совершенно ему ясны и однозначны. Например, лучше спокойно сказать ребенку «мне не нравится, что ты разговариваешь с незнакомым человеком в таком тоне», чем пытаться сгладить или разрядить неприятную ситуацию шуткой. Или, что еще более непедагогично, в присутствии ребенка пытаться объяснять окружающим и оправдывать его поведение – «он устал, поэтому кричит», «ему не нравятся молодые/пожилые – худые/полные, поэтому он вас бьет» и т.п. Даже если родители намеревались устроить «разбор полетов» дома, это не будет эффективно – к тому времени ребенок забудет об этой ситуации или захочет перевести разговор на более приятную тему.
В целом, дети с отклонениями в психическом развитии, по сравнении с нейротипичными детьми, нуждаются в более директивном поведении родителей на начальных этапах формирования границ, и в более мягком и принимающем отношении впоследствии. Иными словами, родители ребенка с нарушениями развития должны быть очень настойчивы и последовательны в своих требованиях, касающихся формирования навыков самообслуживания и навыков поведения в социуме, но быть более толерантными к учебным успехам детей и «житейским мелочам» – в виде регулярной утери варежек, карандашей, неопрятности и проч., что связано с объективными трудностями концентрации внимания.
5) Говорить о своих желаниях без давления (мне бы хотелось, чтобы ты смог оставаться без меня»), и «программировать» на правильные действия («я думаю, что когда тебе исполниться шесть лет, ты спокойно сможешь оставаться сам в кабинете у логопеда/психолога/репетитора». Свои права, родителям нужно отстаивать уверенно и последовательно, так как дети с нарушениями развития, склонны втягивать родителей в симбиотические отношения, используя самые разные способы – от «мимишечных» – демонстрируя чрезмерную застенчивость, неловкость, тревожность (будто посылая маме сигнал – «защити меня от всего мира, сделай так, чтобы мне было хорошо и комфортно, делай все за меня – общайся за меня, думай за меня, развлекай меня»), до жестко манипулятивных – «не сделаете, так как я хочу – выброшусь в окно», «а ну быстро принесла мне пирожное, а то по морде получишь!» и т.п. (бесконтрольное навязывание всем окружающим «своих правил», готовность добиваться желаемого невзирая ни на какие моральные нормы).
6) Учить ребенка выполнять условия договора («сначала, ты сделаешь то, о чем мы договаривались, а потом я разрешу тебе …»). Это правило – залог способности ребенка выстраивать любые мало-мальски конструктивные отношения с окружающими. Очень часто, из жалости или в попытке избежать истерики, родители позволяют ребенку не выполнять свою часть договора, но все равно дают обещанное вознаграждение. Этого не стоит делать ни в коем случае. Лучше даже не пытаться договариваться, если есть опасение не выполнить свою часть условий договора.
К примеру, один уже достаточно взрослый мальчик с тенденцией к формированию личности по психопатическому типу (истероидно-эпилептоидному), заявлял: «да, я могу получить любую вещь, какую захочу. Я эту дуру (прим. – имеется в виду мать) всегда могу обмануть. Я скажу, например, что буду хорошо учиться, а взамен попрошу айфон. Она сразу купит. А я потом могу учиться, могу не учиться. А айфон мне нужен, чтобы пацаны завидовали». На вопрос психолога – «а если не купит?», отвечает – «а куда она денется? Буду орать каждый день, бабушке жаловаться, скажу, что перееду к папе жить. Она и купит».
7) Вводить систему вознаграждений за желательное поведение.
Как правило, мы считаем, что так и должно быть «по умолчанию» – ребенок должен вести себя вежливо, терпеливо, сдержанно и т.п. Некоторые, благополучные, нейротипичные дети так себя и ведут, потому что у них работает мощная внутренняя система мотивации – «я хочу, чтобы меня считали хорошим мальчиком, ко мне хорошо относились, а для этого мне не следует кричать в магазине, бить малышей на детской площадке и т.д.». У детей с особенностями развития эта внутренняя система мотивации нарушена – для них, как правило, важнее получить желаемое «вот прям счас», чем регулировать свое поведение с оглядкой на какие-то там социальные нормы, т.е. учитывать, кто и что про них подумает.
Поэтому, для них приходится придумывать дополнительную внешнюю мотивацию – «не станешь кричать в магазине – получишь конфету», «если ни разу никого не ударишь на детской площадке – куплю киндерсюрприз».
Резюмирую вышесказанное, хочу подчеркнуть – если у родителей детей с особенностями развития есть ощущение, что это они управляют поведением своего ребенка, а не наоборот – все идет нормально. И напротив, если есть стойкое осознание того, что родители делают все, или практически все, из того на чем настаивает ребенок, даже если ограничивает их возможности (например, приходится отказывать себе в путешествиях, отдыхе, сне, или даже в возможности спокойно принять душ) – дело плохо. И нужно срочно начинать восстанавливать статус-кво.
Источник
Чтобы вовремя отреагировать на сигналы, при помощи которых малыш расскажет о своём состоянии, маме нужно знать, к чему стоит присмотреться, и быть внимательной к своему малышу.
После рождения малыш постепенно познает окружающий мир и овладевает навыками: учится сидеть, ходить, говорить и многими другими. Все эти процессы контролирует центральная нервная система: головной и спинной мозг.
К сожалению, под воздействием неблагоприятных факторов клетки центральной нервной системы могут повреждаться:
* Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период беременности или родов.
* Гидроцефалия — накопление жидкости в головном мозге.
* Травма спинного и/или головного мозга во время родов.
* Нарушение тонуса сосудов, питающих головной мозг.
* Черепно-мозговые травмы.
* Перенесенные инфекционные заболевания — например, менингит (воспаление оболочек головного и спинного мозга).
В чём опасность и когда бить тревогу?
Допустимы небольшие отклонения в развитии ребёнка от общепринятых норм. Однако в некоторых ситуациях не обойтись без поддержки специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии.
Нарушение речевого развития
Для каждого из нас речь имеет огромное значение: на протяжении всей жизни мы отдаем и получаем информацию, овладеваем новыми навыками и знаниями.
Что же происходит при задержке или расстройстве становления речи? Ребёнок трудно поддается обучению и воспитанию, у него нарушается формирование интеллекта и общее развитие.
Критический период — возраст до шести лет.
Интересный и доказанный факт
«Дети джунглей», возвращённые в общество, с трудом осваивают язык и контактируют с окружающими, не достигают нормального умственного развития.
Когда имеются поводы для беспокойства:
– В возрасте от двух до четырех месяцев малютка не гулит.
– С шести и до одиннадцати месяцев жизни малыш не выговаривает слоги.
– В годовалом возрасте кроха произносит менее трёх простых слов — например, «мама», «баба», «дай».
– В 2-2,5 года ребёнок не выговаривает осмысленные простые фразы: «мама ушла», «мишка бух» и другие.
– В три года малыш понимает обращённую к нему речь, но не разговаривает. Общаясь с окружающими, говорит на «своём языке», мычит или использует жесты. Складывается впечатление, что он «не хочет» говорить.
– Ребёнок не разговаривает и не понимает, обращённую к нему речь.
– Развитие речи останавливается на определённом этапе — например, у трёхлетнего крохи словарный запас соответствует годовалому возрасту.
– Малыш в четыре-пять лет говорит не отчётливо, картавит, шепелявит или гнусавит.
– Дошкольник или школьник во время чтения переставляет местами слова, попускает или добавляет буквы/слоги.
– Нарушена письменная речь: ребёнок пишет мимо строк, добавляет, пропускает, переставляет местами или не дописывает слоги/буквы.
– Изменения в письменной речи возникают после черепно-мозговой травмы.
– Ребёнок медленно или быстро говорит, заикается, заменяет или искажает произношение звуков (наиболее часто смягчает).
Нарушение двигательного развития
– Повышается либо понижается тонус мышц.
– Ограничивается объём и снижается сила движений.
При таких изменениях малыш может позже удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно сидеть или ходить.
Нарушение психического развития
Ребёнок плохо запоминает информацию, рассеян, заторможен или излишне активен, разговаривает не связанно, эмоционально неустойчив, имеет небольшой словарный запас.
Аутизм или аутистическое поведение
Расстройства возникают до трёхлетнего возраста:
* Нарушено речевое развитие: изменена интонация и ритм речи, во время разговора ребёнок использует жесты и/или меняет выражение лица.
* Затруднено общение с окружающими: малыш предпочитает одиночество или расторможен.
* Изменено поведение: ребёнок погружен в свой мир, у него ограничены интересы (выбирает одну игрушку или передачу) либо повторяются действия (раскачивает двери, пересыпает песок). Вмешательство в привычную жизнь может вызвать у малыша приступ агрессии или отчаяния.
Если вы заметили у своего ребёнка тревожные симптомы, своевременно обращайтесь за помощью к специалистам. Чем раньше начинается лечение этих состояний, тем выше шансы на успех!
Микротоковая рефлексотерапия — одна из существующих методик для комплексного решения проблем
Это воздействие сверхмалыми электрическими импульсами (они сродни естественным микротокам, на которых между собой «разговаривают» зоны головного мозга при нормальной работе) на речевые зоны головного мозга. Используется для восстановительного лечения детей с задержками развития и поражениями центральной нервной системы.
Микротоковая рефлексотерапия: ожидаемые результаты лечения
Оказывает положительное влияние на течение многих процессов.
При задержке или нарушении речевого развития:
- Улучшается понимание обращённой речи.
- Расширяется словарный запас, появляются фразы и/или сложные предложения.
При перинатальном поражении центральной нервной системы и детском церебральном параличе:
- Улучшается речевое развитие.
- Понижается тонус мышц и в дальнейшем не возвращается.
- Повышается двигательная активность.
- Лучше осваиваются двигательные навыки: способность самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить и другие.
При повышенном внутричерепном давлении:
- Уменьшаются или устраняются головные боли.
- Улучшается память, сон и концентрация внимания.
- Истерические проявления становятся менее выраженными либо вовсе исчезают.
- Дошкольники и школьники легче усваивают программу обучения.
При проявлениях аутизма:
- Улучшается развитие речи и расширяется словарный запас.
- Уменьшаются проявления агрессии, расторможенности или погруженности в свой мир.
- Ребенок лучше идет на контакт с окружающими, постепенно приобретает бытовые, игровые и гигиенические навыки.
Методика хорошо сочетается с лекарственными препаратами, логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, тейпированием артикуляционной мускулатуры, занятиями с дефектологом или логопедом, линейным массажем с элементами лечебной физкультуры.
Где можно получить помощь?
Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр».
В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития.
Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.
Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента.
Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги: неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи.
Услуга доступна в Екатеринбурге
Для получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге:
г. Екатеринбург, ул. Баумана, 28Б, т. (343) 300-12-50
Бесплатный звонок по России: 8-800-2222-602
Веб-ресурс: www.reacenter.ru
Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистами.
Источник