Что делать если у ребенка отставание в развитии

Что делать если у ребенка отставание в развитии thumbnail

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

trusted-source[6], [7], [8], [9], [10]

Биологические причины задержки в развитии ребенка

  • Нарушения в организме мамы при вынашивании
  • Заболевания мамы во время беременности
  • Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
  • Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
  • Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
  • Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте

trusted-source[11], [12], [13]

Социальные причины задержки в развитии ребенка

  • Сильный контроль (гиперопека) родителей
  • Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
  • Травмы психики, перенесенные в раннем детстве

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

  1. Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
  2. После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
  3. Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
  4. Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
  5. До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
  6. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
  7. Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
  8. В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
  9. У ребенка дошкольного возраста нарушена речь

Источник

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое – подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная – ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник

Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.

Типы задержки развития

Мальчик на радостях обнимает другого. Перед ними простая детская игра на собирание предметов одинакового цвета

Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.

  1. Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
  2. Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
  3. Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
  4. Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.

Причины

Грустный малыш стоит внутри кроватки возле перил

Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания

На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.

  1. Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
  2. Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
  3. Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
  • неправильная эмбриональная закладка органов;
  • наследственные патологии;
  • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
  • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
  • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
  • травмирование живота при падении во время беременности;
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

Как определить отставание

Грудничок внимательно смотрит на игрушку, которую держит в руке

В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии

Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.

  1. Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
  2. Отсутствует реакция на звуки.
  3. Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
  4. Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
  5. Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
  6. Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
  7. У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
  8. У карапуза не получается учить буквы, читать.
  9. У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.

Лечение

Ребеночка кормят с ложечки

Правильное питание — важная составляющая успешной терапии

Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:

  • оздоровительные мероприятия;
  • занятия по коррекции определенных навыков;
  • медикаментозную терапию.

К общим оздоровительным мероприятиям относят:

  • правильный режим дня;
  • здоровое питание;
  • нормированные физические нагрузки.

Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.

Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.

Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.

К какому врачу обратиться

Девочка разговаривает с приветливым доктором

Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.

  1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
  2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
  3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
  4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

Специальный детский сад

Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.

Источник