Что делать если ребенок тормозит в развитии
Если вы занимаетесь обучением, то должны знать причину “торможения”. А если обучаете собственного ребенка, то вариантов, кроме как узнать ее и понять, как справиться, вообще не существует …
Каждый ребенок иногда “притормаживает”
Каждый ребенок иногда и вдруг начинает “тормозить”. Этот факт широко известен и по-простому называется “тупость”.
Чтобы обнаружить причину “торможения”, копнем вглубь. А затем проиллюстрируем причину “отупения” на парочке школьных примеров.
Витязь на распутье или метафора “торможения”
Помните картину В.Васнецова “Витязь на распутье”?
В.Васнецов “Витязь на распутье” Источник: Википедия
Художник аллегорически показал проблему человека, который должен совершить сложный выбор, принять неоднозначное решение. Какое бы решение он ни принял – оно будет иметь не только плюсы.
В этом, собственно, и трудность.
Не очень ясно, что написано на камне перед витязем, но в нашем случае это не важно. Важно, что могло быть там написано, окажись на распутье современный школьник?
Давайте пофантазируем.
Когнитивные страдания школьника
– “Налево пойдешь – сотню найдешь, но пинок под зад получишь”.
– “Направо пойдешь – двухсотку найдешь, но подзатыльник заработаешь”.
Как быть?
Строго говоря, данных для принятия осмысленного решения недостаточно.
- Сотню чего?
- Какой пинок и от кого?
- Подзатыльник – хуже чем пинок? В боксе удар по затылку самый опасный, опаснее “ниже пояса”. А если подзатыльник от любящего родителя?..
Есть от чего впасть в ступор, согласитесь.
Тема сложного выбора широко освещена в мировой культуре. Вот еще одна аллегория: “Геркулес на распутье”.
А.Карраччи “Геркулес на распутье”, Источник: Википедия
Похоже, что проблема известна не первое тысячелетие …
В чем проблема “торможения”?
Не зная, о чем именно задумался школьник, невозможно понять причину его ступора.
Ясно только, что в уме ребенка сталкиваются две противоположные по смыслу идеи, каждая из которых имеет и плюсы и минусы. Это и есть глубинная причина притормаживания, называемая в народе тупостью, а в школе неспособностью.
В рамках системы решить проблему выбора невозможно. Можно лишь метаться между плюсами и минусами, не имея возможности принять решение, запутываясь окончательно.
Вот большинство школьников и топчется на месте.
Смысл хорошего обучения
Я, как всегда, упрощаю.
Точнее, рассказываю о серьезных вещах метафорическим языком, понятным (надеюсь), даже ребенку. Следую заветам Эйнштейна, Бора и Фейнмана.
“Если вы не можете объяснить что-то ребенку, то, скорее всего, вы сами это до конца не понимаете.” А.Эйнштейн
- Описать проблему когнитивного диссонанса в терминах современной психологии как “столкновения в сознании индивидуума конфликтующих представлений или идей”,
- противоречивость процесса мышления, построенного на противопоставлении категорий,
- неполноту точных моделей
– много ума не требуется. Вся мировая паутина к вашим услугам )). А вот ухватить суть проблемы/решения и представить ее в форме простого и ясного образа …
Мне кажется, в этом и заключен смысл хорошего обучения.
Примеры “торможения” (на примере школьного обучения)
Торможение грамматики
Как-то во втором или третьем классе сын принес из школы сочинение, в котором написал “жи” через Ы. Я посмеялся и спросил:
- “Как это ты умудрился?”
Дальше читайте внимательно: не все, что написано с юмором – смешно.
- “А у нас первые 20 минут был фонематический диктант, а потом – грамматический”.
- “Понятно”,- ответил я, снабдив его объяснение своим эпитетом в адрес школьного “эксперта”.
А чтобы стало понятнее – расшифрую.
Согласно “нормам” фонематики название колючего зверька пишется “йожык”. А на русском языке, который теперь изучают столь извращенным образом – “ёжик”.
Ёжики – нередкие гости у меня в деревне
Вот и оказывается школьник на распутье: решает, какое из “правил” применить, чтобы и пару не схлопотать и написать правильно. Проносятся в его сознании, сталкиваясь, две конфликтующие мысли:
- Первая не знаю, как называется, про йожЫка,
- а вторая, известная каждому нормальному человеку: “Жи-ши пиши через И. Или вообще не пиши”.
(Я не буду сейчас углубляться в объяснения того, почему человек испытывает сильный дискомфорт, сталкиваясь с подобным “двусистемьем”. Позже об этом будет более подробная статья.)
“Торможение” на примере математики
“23.(9) = 24” (Учебник алгебры Никольского, 7 класс, С.27-28)
Школьник, дотоле изучавший исключительно натуральные, действительные и рациональные числа обнаруживает такое равенство и впадает в ступор. Что может происходить в его уме?
– “Разве бывает так, что бесконечная периодическая дробь в точности равна целому, то есть конечному числу?
– Что иррациональное число в точности равно натуральному числу?”
Как вывести ребенка из ступора?
А теперь давайте вернемся к первоначальной метафоре, к витязю в ступоре. Как вывести ребенка из ступора? Как помочь школьнику перестать “тупить”?
В принципе ответ прост.
Нужно обнаружить, на чем именно он застопорился. Какие две или более идеи столкнулись в его уме и которым он не может позволить сосуществовать в одной голове в одно время без того, чтобы не убить, уничтожить одну из них?
Выглядит просто, а на практике требует глубокого понимания.
Дальше я буду понемногу раскручивать эту тему. Но если вы столкнулись с проблемой прямо сейчас – попытайтесь спросить ребенка не
- “Что тебе непонятно”, а
- “Что для тебя выглядит противоречиво?”
Только не спрашивайте ребенка буквально такими умными словами ))) Поищите метафору, какого-нибудь “Витязя на распутье”.
Ставьте лайк, если понравилось и подписывайтесь. если интересно продолжение.
Источник
Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.
Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).
«Зависание» — это особенность детской психики
— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…
— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.
Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!
— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?
— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.
Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.
Расслабляться не стоит
— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?
— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.
А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».
— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?
— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.
— И что же делать?
— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.
Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.
Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.
Возраст «зависания»: что норма, а что нет
— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.
— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.
При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.
— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?
— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.
— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?
— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.
У каждого свой путь
— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…
— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.
У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!
— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?
— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.
«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.
Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.
Советы учителям
— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?
— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.
— Что это значит «встречать из травмы»?
— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.
— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?
— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.
Больше интересных статей – на портале для родителей Littleone
Источник
Медлительные дети долго запрягают, но, если им помочь, быстро едут.
Все малыши группы давно одеты и уже минут пять топчутся у шкафчиков – как всегда, выход на прогулку задерживают Света и Ваня, только-только закончившие надевать теплые колготки. Воспитательница нервничает, помогает то одному, то другой. Ее можно понять: одетые дети уже толкаются, кто-то хнычет, что ему жарко… Настроение у всех испорчено, но больше всего у самих копуш – их и торопили, и дразнили, но дело лучше не пошло.
“Ты назло?”
Ох уж эти копуши! Утром их не заставишь одеться, а вечером поскорее убрать игрушки и лечь спать. К завтраку из раза в раз устанешь звать, а ужин тянется так, что сам засыпаешь. И чего только не делаешь, чтобы приучить ребенка быстро собраться на прогулку: и раскладываешь одежду, и обещаешь шоколадку, и просишь поспешить…
“Ты что, назло мне так копаешься?” – это крик в пустоту, излишне накаляющий атмосферу. Ведь даже даже самый активный ребенок до 4-5 лет не понимает, что такое “быстро-медленно”: он только научился действовать самостоятельно и все делает, как умеет. А если речь идет о более старшем малыше – это уже темперамент. И чем больше нервничаете вы, тем больше начинает суетиться он, не попадая руками в рукава, пуговицами в петли, и все получается еще медленнее.
Из раза в раз повторяется одно и то же, и вот мы уже готовы записать своего ребенка в не очень способные – как, мол, он не понимает, что если мы не поспешим, то опоздаем в школу, другие же успевают, – а не понимаем при этом сами, что дело не в способностях, а в том, что навязываем ребенку непосильный для его нервной системы темп!
Одна мама считала своего сына Сережу неразвитым: дома он с задержкой реагировал на ее указания, в школе не успевал за урок сделать то, что успевали большинство ребят, неаккуратно писал, сбивался у доски, даже если знал урок… Мальчик при этом пребывал в полной уверенности, что все делает неправильно, на подбадривание в духе “не спеши”, “все хорошо” реагировал как на подгонку, привыкнув к тому, что всегда отстает и его подгоняют. Результаты тестирования между тем демонстрировали, что Сережины интеллект, запас знаний и навыков соответствуют возрасту, а вот темп деятельности (его индивидуальный темп!) более чем в два раза ниже, чем у сверстников.
Ребенок, а не дневник
В первые годы жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением у взрослых особой тревоги. Наоборот, он очень “удобен”: много спит, не капризничает, не носится как угорелый, играет по большей части сидя. Проблемы со сборами на прогулку и неспешная еда представляются неудобствами местного значения.
Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся. Но вот пошли первые четверти и “сережа” начал отставать от сверстников!
Тут самое время понять (лучше поздно, чем никогда), что темп деятельности вашего ребенка всегда будет ниже, чем у детей активных и подвижных, он на всю жизнь. Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. В силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе, так что не доводите его до невроза беспрестанными “погонялками”, а лучше начните помогать ему.
Для начала постарайтесь попасть к психологу и заручитесь результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка, а также о низкой подвижности нервных процессов. Так вы сможете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать время на перемене для дописывания и т.д.
Займитесь планированием: как взрослые и организованные люди предусмотрите в каждом пункте дневного расписания малыша время на “раскачку”. По утрам будите его чуть раньше обычного – тяжелому на переход от одного состояния к другому, ему необходимо и время для перехода от сна к бодрствованию. Запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. Облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел поможет четко организованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче. Тем более что медлительным важно быть уверенными хоть в какой-то незыблемости правил и укладов жизни.
При выполнении домашнего задания начинайте с простого, давайте человеку передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Об этих детях часто говорят как об “инертных”, имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, не схватывают ее. А вам, кажется, что когда вы, объясняя ребенку математику, вдруг спрашиваете его, как пишется та или иная буква, то тем самым помогаете ему держать в голове всю программу. Так вот, забудьте о таких приемчиках! Они травмируют маленького человека, он не переключится и не ответит сходу на ваш вопрос – новое задание совпадет во времени с решением предыдущего и он не справится ни с тем ни с другим. И дело тут не в том, что ребенок плохо соображает – речь идет только о темпе умственной работы.
Недаром при проверке домашних заданий медлительных детей учителю иногда кажется , что их делал кто-то из родителей – так разительно отличаются они от того, что ребенок показывает в классе. Просто дома он спокоен, если вы нашли моральные силы ему это спокойствие обеспечить, не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки, безусловно лучше работает голова.
А чтобы обеспечить человеку спокойную работу и в классе, возьмите труд не просто проходить все непонятое на уроке, а хотя бы на параграф, но опережать программу.
И, в конце концов, расставьте приоритеты в школьных дисциплинах. Сразу согласитесь с тем, что по отдельным предметам у вас может быть невысокая отметка. Вы же любите самого ребенка, а не его дневник!
Мы вместе!
Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных всем сразу родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, по магазинам, в поликлинику… Но если у вас не хватает времени ни на что, то ваш ребенок “обречен” вечно отставать. Так, может, ради него вам стоит замедлить ритм собственной жизни?
И прежде всего в собственном доме. Подгоняемый всеми и всюду за его пределами ребенок должен именно дома рассчитывать на полное понимание своих проблем и помощь в их решении. А так любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если в доме царят напряжение и двоемыслие. Ведь если, скажем, мама вечером постарается сделать так, чтобы сын расслабился, в спокойной обстановке поиграл, спокойно сделал уроки, а папа утром даст волю раздражению (“Опять копаешься!”), толку от занятий не будет. Да, родителям иногда трудно договориться между собой. Но только единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам поможет ему преодолеть трудности.
Будьте позитивны! Хвалите ребенка за быстроту и эффективность, за все, что он делает без копания. Выбросьте из своего словаря выражения типа “Вечно ты опаздываешь” – это обязательно закрепится, у медлительных крепкая память. Наоборот, обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.
Обратите внимание на его склонности. Если медлительные дети чем-то увлечены, они со свойственной им настойчивостью и основательностью “глубоко копают”. Будь то география, физика или история, они постепенно станут в своей области первыми, да и вообще везде, где не требуется мгновенной реакции, они будут крепкими профессионалами. Из вашего копуши при правильном к нему отношении со временем получится замечательный конструктор, дизайнер, программист, врач, ученый.
Знали бы вы, каким вялым, заторможенным, неспособным к наукам выглядел в глазах своих товарищей Альберт Эйнштейн! А вот что писал один из биографов Чарльза Дарвина: “В таком мозгу мысль созревает до того медленно, что поначалу кажется, что ее почти нет. А потом становится ясно, что она там была всегда”.
Кстати
Медлителен – или притворяется?
Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем обычные шестилетки выполняют это задание за 10 – 12 секунд, семилетки – за 6 – 8 секунд; а у медлительных это время в 1,5 – 2 раза больше.
полезно
Развивающие игры для медлительных малышей
– “Запрещенное движение”. Развитие внимания и скорости реакции. Вы совершаете разнообразные движения, а ребенок их повторяет. Все, кроме одного запрещенного, которым может быть хлопок, поднятые вверх руки или что-то еще.
– “Обмоталочки”: к концам веревки привязаны палочки. Участники с двух сторон начинают наматывать веревку на палочки – кто больше намотает, тот и выиграет. Другой вариант: веревка привязывается к поясам играющих. Участники кружатся и наматывают ее на талию.
– “Скатай бумажный шарик”: упражнение на мелкую моторику рук: у кого шарик получится более плотный, тот и выиграл.
– “Все наоборот”: ребенок должен делать движения, противоположные тем, что делает взрослый: взрослый поднимает руки – ребенок опускает, взрослый встает на цыпочки – ребенок приседает и так далее.
– “День – ночь”. Взрослый называет время суток, причем не по порядку, а как заблагорассудится. При произнесении слова “день” ребенок бегает и резвится, когда говорите “вечер”, его движения становятся замедленными, а услышав слово “ночь”, он должен замереть.
– “Съедобное – несъедобное”. Бросаете ребенку мячик, одновременно произнося то или иное слово. Он должен поймать мяч, если был назван съедобный предмет, и отбить, если несъедобный.
Источник