Что делаете в семье для развития интересов ребенка
Практика семейного психолога показывает, что 55% семей обращается с проблемой: «отсутствие интереса ребенка к учебе,к узнаванию нового” – в основном это касается детей от 4 до 17 лет.
На самом деле это очень важная тема в развитии ребенка.
Познание должно быть естественным, интересным для ребенка, а не приносить тяжелые муки и испытания.
С 5 лет исследование ребенком мира становится более сознательным, степень концентрации внимания на одном объекте увеличивается и приходит время для начала более серьезных познавательных занятий с ребенком.
Да, именно с этого возраста, дорогие родители, а не с 2,3 лет.
Поэтому прежде чем идти с ребенком в школу развития, – очень важно знать программу занятий и наблюдать за состоянием ребенка.
Работа психолога в системе психолого-медико-педагогической комиссии показывает, что некоторые родители даже при нарушениях речи ребенка у ребенка 3-4 лет начинают изучать иностранный язык, при трудностях в естественном запоминании в этом возрасте сказок типа «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» утверждают, что ребенку интереснее сказка Андерсена «Снежная королева» или «Маленький принц» Экзюпери.
В своем стремлении сделать лучшее для своего ребенка иногда мы допускаем ошибки, которые, если вовремя не остановиться – впоследствии приводят к большим проблемам в его развитии и обучении.
На консультацию обратилась мама с 8-летним сыном: «Вы знаете, у него нет интереса к учебе, я ему говорю, что надо делать быстро, не засиживаться за одним занятием; я помогаю, переключаю его; мне кажется: у него просто нет энергии. Мы даже уже и по врачам ходили.Он совершенно здоров. Что нам делать?»
Здесь в первую очередь мы начинаем говорить об особенностях темперамента мамы и ребенка.
Темперамент- это психофизиологическая составляющая, которая дается нам с рождения и важно учитывать эти особенности ребенка, а не переделывать их или подстраивать под себя.
Мама – холерик по темпераменту, ей свойственно делать все быстро, шумно, с бурными,иногда взрывными эмоциями.
Мальчик – флегматик, он по своей природе тихий, спокойный, который может исследовать «с чувством, с толком, с расстановкой».
Видимо мама очень хотела, чтобы сын был в нее: «все успевал и быстро», а он оказался в дедушку: «сидит, мычит себе что-то под нос, везде у него порядок, все по полочкам, если занимается чем-то, то основательно, со всеми тонкостями и подробностями».
Оказывается нужно «подстраиваться» не только к мужу или начальнику, а еще и к собственному ребенку.
Есть такой термин в психологии общения «подстраиваться» – это значит учитывать особенности темперамента, характера человека, думать как будет понятнее для него, что ему подходит.
И что самое удивительное, потом этот ребенок иногда сможет «подстраиваться» под маму, учиться у нее делать что-то быстро и с эмоциями, только уже произвольно, специально, развивая свой характер и познавая людей.
К таким врожденным особенностям к познанию мира относится также преобладание определенного анализатора в восприятии ребенка.
Визуальный тип лучше воспринимает информацию через образы, картинки, в его мире много различных красок и оттенков, – гуманитарий по природе.
Аудиальный тип лучше воспринимает через слух, конкретное, схематичное, в деталях, – точные, технические науки и языки лучше усваиваются и больше характерны.
Кинестетический тип лучше воспринимает окружающее через чувства, телесные ощущения, запахи, конкретные действия, – спорт, ремесла, то, что касается тонких ощущений и запахов очень ему свойственно.
Для того, чтобы знать: как учитывать индивидуальные особенности ребенка, как помочь ему развиваться уверенно и в естественном для него темпе,
как лучше договариваться с ребенком, рекомендуется посещение курса групповых семейных консультаций, образовательных лекций, участие в детско-родительских психологических развивающих занятиях
(конечно, есть родители, которые сами умеют образовываться и применять сразу в жизни разные развивающие схемы)
На консультацию обратилась семья с 7-летней девочкой: «Мы думали, может быть это адаптация к школе и проблема уйдет со временем, но она осталась и стало еще хуже.
Тане вообще ничего не интересно, она готова часами сидеть и смотреть телевизор любые передачи, ей все равно какую одежду одевать, что кушать, причем ест много, вот пополнела уже на 12 кг с 5 лет.
Какая-то равнодушная ко всему. Нам тревожно за нее».
В данном случае более сложная психологическая проблема, а не трудность в развитии- нежели в 1-й ситуации.
Речь идет о комплексном расстройстве желаний ребенка.
Как оказалось мама в основном принудительно кормила ребенка с 2 до 5 лет, когда девочка что-то просила купить в магазине, то получала отрицательный ответ, потому что были трудности с деньгами, компромиссов не искали не потому что их не было, а потому что мама тяжело воспринимала ситуацию в семье в тот период; папа был строг, в основном занят работой.
В настоящее время материальное положение семьи улучшено, а у ребенка проблема.
Когда ребенок понимает, что то, что он хочет не интересно для родителей, он сначала прячет свои желания, а затем забывает про них.
Эти желания как-будто заснули,- их надо разбудить.
Для этого необходима психологическая диагностика всех сфер жизни ребенка и затем курс психологических занятий с семьей и отдельно с девочкой.
Интерес к учебе – это в первую очередь интерес, а значит тесно связан с эмоциями и желаниями человека, с любопытством и исследовательской деятельностью.
Если есть проблемы в развитии эмоциональной сферы ребенка, в том, как он общается,
то это неизбежно будет тормозить и его интеллектуальные способности, его общую адаптацию в социальной жизни.
Источник
Анжелика
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов»
Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов»
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.
Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.
Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:
– Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
– Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
– Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
– Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.
– По возможности путешествуйте с ребёнком.
– Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
– Ходите с ребёнком в музеи.
– Проводите совместные наблюдения и опыты.
-Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
– Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
В развивающую (домашнюю)среду можно включить:
– измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
– познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
– азбуки картинные, книги для первого чтения;
– былины, мифы, легенды;
– часы настенные и календарь;
– настольно-печатные игры – лото, пазлы;
– настольные игры – домино, шашки, шахматы;
– чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
– оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.
Рекомендую провести дома с детьми:
Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.
Волшебные краски.
На вопрос: «Чем можно рисовать?» – дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом.Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».
Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.
Волшебный материал.
Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.
Слепки с природы.
Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Предложите ребёнку проделать это с разными породами деревьев в саду или в парке. Если деревьев поблизости не окажется, то можно снимать слепки с кирпича или бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.
Песочные часы.
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой “Время как песок”, “Время как вода”.
Музыкальные бутылочки.
Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой.Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды,у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.
Реактивный шарик.
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Свеча в банке.
Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее.Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Почему не выливается?
Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина – воздушное давление).
Волшебный человечек.
Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица.Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребёнок тренирует ещё и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.
Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.
Старайтесь,чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:
– Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)
– Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)
Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.
– Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)
Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.
Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.
Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей.
Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
И хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Источник
Роль семьи в развитии познавательных интересов ребёнка
Познавательный интерес – самое значительное свойство человека, оно выражается в стремлении познавать окружающий мир с целью проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, в том числе и развитие у детей познавательных интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Большое значение принадлежит коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством; читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители должны обязательно обсудить это с ребенком так, чтобы у него появился интерес и развивался далее; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер воспитания; организация внутрисемейного общения. В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению.
Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.
В нашей семье развитие познавательных интересов формируется через сюжетно-ролевую игру.
Например, семейной традицией, является празднование дня рождения. Мы продумываем игровую программу. Взрослые и дети инсценируют сказки. В них дети учатся подражать животным мимикой, жестами. Принимая участие в театральных играх, у детей развиваются психические процессы, речь, любовь к художественной литературе.
Продолжаем семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне (Чем тебя порадовал сегодняшний день?, Чем огорчил?, Чем удивил? и т.д.).
Сын рассказывает, что очень понравился кружок «Занимательная физика», который ведёт Бадьина Галина Александровна. Предлагаю поиграть в «Школу». В роли учителя – сын, а в роли ученика – мама. В результате формируется интерес к предмету, ребёнок учится анализировать, проводить опыты. Хорошо запомнился опыт раскрывающегося цветка.
Знакомим ребёнка с профессиональной деятельностью близких ему людей. Обращаем внимание на людей разных профессий, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.
Например, сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель игры: расширять и закреплять знания детей о работе продавца, кассира; совместно обдумывать содержание игры; закреплять навыки культуры общения (быть вежливым и тактичным), так же сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», Больница» и другие.
Обращаем внимание на круг домашних дел каждого члена семьи. Привлекаем ребёнка к участию домашнего труда.
Например, убирая дрова можно посчитать, сравнить по величине, ширине. Какой-то материал выбрать для строительных игр. Отсюда формируется интерес к профессии строителя. В процессе игр дети учатся различать, называть геометрические детали (куб, брусок, пластина). Конструирование способствует совершенствованию речи детей, т.к. дети рассказывают о своих замыслах.
Посещая музей, можно встретиться с представителями живой природы, знакомить с миром неживой природы: Солнце и Солнечная система; мир камней; природные материалы.
Дома можно завести собственную коллекцию камней, природных материалов.
Ещё одной семейной традицией являются совместные экскурсии в лес, где можно рассказать о животных и растениях, о природе Белой Холуницы, её богатствах. Собранный природный материал идёт на изготовление поделок. Из бересты можно сделать полезные и забавные игрушки – это и ведёрко, машинку, собачку. Из еловых шишек и орехов – вертолёт, петушка филина и т.д. Из листьев можно сделать целое подводное царство, а из обычной коряги домового Мафаню.
Дружное общение родителей с детьми во время изготовления игрушек из природного материала создаёт духовную близость взрослых и детей, поднимет авторитет родителей.
Совместно с детьми создаём домашнюю библиотеку, по интересам детей. Имеются энциклопедии о технике, космосе, динозаврах, животных, а также энциклопедии для самых маленьких и другие. Вместе посещаем районную библиотеку, где можно узнать много интересного.
Т.о., у детей формируется познавательный интерес, но важным условием является то, что вся работа должна проводится в системе.
Источник