Что дать ребенку для развития речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется задержкой речевого развития, в первую очередь, экспрессивной речи. Подобное состояние часто связано с недоразвитием корковых отделов головного мозга, которые со взрослением малыша приобретают зрелый «вид». При сохранении проблем у ребенка после трех лет ему может быть выставлен диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). В этом случае начинается активная логопедическая работа, направленная на коррекцию нарушений. Дополнительно могут использоваться препараты для развития речи: ноотропы и лекарства, улучшающие состояние нервных клеток.
Информация о заболевании
Речевое развитие ребенка проходит ряд последовательных этапов, за которыми внимательно следят педиатр и родители. При взрослении наблюдается постепенное обогащение словарного запаса, формирование правильного произношения и понимания сказанного окружающими. Считается, что речевое развитие малыша активно продолжается до 3 лет. В этот временной отрезок ребенок попадает в детский сад, где начинает активно общаться со сверстниками и воспитателями.
В возрасте 3 лет и старше может быть выставлен диагноз задержки речевого развития. Врачи считают, что это патология проявляется одновременным нарушением всех частей речи: грамматики, фонетики и лексикона. Как правило, подозрения о наличии расстройства возникают раньше, но ЗРР выставляется только по достижении трехлетнего возраста. До этого времени с ребенком активно работает логопед, что у большинства детей приводит к формированию нормальной речи.
В отсутствии коррекции ЗРР может стать причиной развития дисграфии и дислексии, характеризующихся нарушениями письма и чтения, соответственно. Это в свою очередь негативно влияет на память, внимание ребенка, а также на процесс обучения в детском саду и школе.
Задержка речевого развития является следствием функционального нарушения созревания корковых отделов головного мозга и артикуляционного аппарата. В связи с этим терапия подобного состояния всегда проводится совместно педиатром и логопедом при использовании медикаментов, логопедических упражнений и других методов.
Необходимое лечение
Эффективный подход к устранению речевых нарушений − комплексный, включающий в себя логопедические занятия, медикаментозные препараты и улучшение социальной обстановки в семье. С родителями ребенка и им самим работает психолог и психотерапевт. Это позволяет повысить качество общения в семье и ориентировать родителей на регулярное общение.
Частая причина ЗРР − нарушение артикуляции, связанное с патологией языка, зубов, губ или челюстей. Для их устранения проводится специальная гимнастика, направленная на улучшение работы артикуляционного аппарата. Дополнительно используется логопедический массаж, снимающий напряжение с мимических и жевательных мышц. Дополнительное значение в терапии имеет физиолечение: электростимуляция, ЛОГО+ и другие методики. Они могут способствовать улучшению функции корковых и подкорковых отделов головного мозга, устраняя речевой дефект.
Улучшение обменных процессов и защита нервных клеток от повреждающих факторов возможна при использовании лекарственных средств различных фармакологических групп. Подбирать препараты должен только специалист, так как все они имеют определенные показания и противопоказания к своему применению.
Цели медикаментозного лечения
Основная цель использования лекарств в лечении задержки речевого развития − улучшение питания нервной ткани. Известно, что нейроны активно метаболизируют глюкозу, получая из нее энергию и необходимые питательные вещества. Стимулирование обменных процессов позволяет повысить активность клеток и их функциональную зрелость. Основная группа препаратов, используемых для этого − ноотропы.
Дети с функциональными расстройствами корковых отделов головного мозга могут проявлять признаки синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Для коррекции симптомов в этом случае рекомендуют принимать Пикамилон и его аналоги. При повышенной заторможенности детей следует выбирать Цераксон и схожие с ним лекарственные средства.
Родителям важно понимать, что назначение медикаментов для лечения ЗРР носит вспомогательный характер. Даже хорошие лекарственные препараты не исключают регулярных и длительных логопедических занятий, а только обеспечивают ускорение формирования правильной речи.
Основные группы лекарств
Все таблетки для развития речи у детей принято делить в зависимости от их химической структуры и оказываемого эффекта на головной мозг. Врачи выделяют следующие группы препаратов для лечения ЗРР:
- Аналоги гамма-аминомаслянной кислоты (ГАМК) − Пикамилон, Пантогам и др. ГАМК является тормозным нейромедиатором, обеспечивающим нормализацию проведения нервных импульсов в головном мозге. Последние научные исследования показывают, что препараты на основе ГАМК улучшают поглощение нейронами кислорода и глюкозы, что положительно сказывается на их функционировании. Пантогам и его аналоги рекомендованы детям с проявлениями синдрома гиперактивности и другими состояниями, сопровождающимися повышенной возбудимостью ЦНС. Многие из указанных средств выпускаются в виде капель, что облегчает их использование в детском возрасте.
- Средства, содержащие пиритинол (Энцефабол, Церебол), являются активными нейропротекторами. Они оказывают мембраностабилизирующее действие и блокируют образование свободных радикалов, способных разрушить нервные клетки и их внутренние структуры. Кроме того, благодаря указанному действию, препараты повышают жизнеспособность нейронов при гипоксии, то есть нехватке кислорода. Выпускаются в виде таблеток и суспензии.
- Цераксон относится к ноотропам со стимулирующим эффектом на центральную нервную систему. В препарат в качестве активного компонента входит цитиколин, повышающий энергообеспечение нервной ткани и стимулирующий восстановление клеточной мембраны нейронов. Дополнительно оказывает противоотечный эффект, уменьшая количество межклеточной жидкости в головном мозге. Принимать Цераксон можно детям, страдающим ЗРР с признаками заторможенности работы ЦНС, в том числе, при аутизме.
В возрасте 1-2 года лекарственные препараты при функциональной задержке развития речи не используются, так как состояние легко купируется с помощью логопедических занятий.
Указанные лекарственные средства характеризуются высокой эффективностью и входят в рейтинг самых часто назначаемых препаратов для устранения дефектов речи в детском возрасте.
Витаминные комплексы
Образование нейромедиаторов в нервной ткани зависит от содержания в организме витаминов. В связи с этим дополнительный терапевтический эффект при ЗРР оказывает использование поливитаминных комплексов. Одним из популярных средств является Элькар. Его таблетки содержат левокарнитин, необходимый для регуляции обмена веществ в клетках организма. Помимо этого, в терапии используется Глиатилин, содержащий витамин В4, улучшающий контактное взаимодействие между нейронами.
Препараты природного происхождения
Кортексин и Церебролизин − два ноотропа, созданных на основе лиофилизированной ткани головного мозга животных. Входящие в их состав полипептиды обладают регулирующим действием на нервную систему. Сами пептидные молекулы выступают источником аминокислот, необходимых для жизнедеятельности и регенерации нейронов.
Ни в коем случае не следует использовать гомеопатические средства для лечения ЗРР. Они не имеют доказанной эффективности, так как не содержат молекул действующего вещества. При их использовании родители могут длительное время отказываться от действующих лекарственных препаратов, что усложнит течение патологии.
Особенности лечения
Наиболее часто у детей для лечения ЗРР используют Пикамилон, Цераксон и Энцефабол. Данные препараты имеют определенные схемы терапии, которые необходимо строго соблюдать. Пикамилон может быть использован для детей старше 3 лет. Назначают его в виде таблеток, содержащих 20 мг активного компонента. Если ребенку от 3 до 10 лет, то препарат принимают два раза в сутки по 1 таблетке. В возрасте старше 10 лет – три раза в день. Средняя продолжительность курса лечения 3 месяца. При необходимости, терапия может быть продолжена после консультации с неврологом.
Если ребенок имеет диагноз аутиста или другие комплексные психиатрические заболевания, то в лечении задержки речевого развития всегда должен участвовать врач-психиатр. Связано это с тем, что нейропротекторы и ноотропы, влияя на головной мозг, могут стать причиной обострения патологий.
Цераксон − один из наиболее удобных препаратов для лечения ЗРР. Он выпускается не только в виде таблеток, но и в виде сиропа. Может быть использован только у детей старше трех лет. Необходимо использовать 1 таблетку, 1 саше или 1 ч. л. сиропа в день, разделив суточную дозу на два отдельных приема. Лечение продолжается 1 месяц, после чего ребенок повторно обследуется педиатром или неврологом. Следует отметить, что в современных клинических рекомендациях по лечению ЗРР Цераксон назначается только при возможности постоянного медицинского контроля за состоянием малыша.
Лекарственное средство Энцефабол относится к пиритинол-содержащим препаратам. Выпускается оно в виде суспензии для приема внутрь. Детям старше года назначают Энцефабол по 1 ч. л. трижды в сутки. Терапию продолжают 1-2 месяца, после чего необходимо проконсультироваться у невролога.
При неэффективности отдельного препарата, врач может заменить его или назначить комбинацию лекарственных средств. Следует помнить, что помимо медикаментов, ребенок должен посещать логопеда и выполнять логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Возможные побочные эффекты
Все лекарственные препараты способны вызвать нежелательные лекарственные реакции. Риск их возникновения минимален, однако, родители должны знать о них и при выявлении симптомов сразу же обратиться к своему лечащему врачу для коррекции терапии.
При использовании ноотропов и нейропротекторов возможны следующие побочные эффекты:
- Аллергические реакции в виде крапивницы и кожного зуда при наличии у ребенка индивидуальной непереносимости или аллергии на препарат.
- При использовании ноотропов с психостимулирующим эффектом родители могут отмечать повышенную возбудимость ребенка, развитие у него бессонницы, усиленного аппетита или отказ от приема пищи. Симптомы задержки речевого развития при этом могут усиливаться в результате дисфункции коры головного мозга.
- Неправильное применение тормозящих нейропротекторов на основе ГАМК приводит к противоположным эффектам: заторможенности, сонливости, замедленной реакции, отсутствию внимания на окружающие события и людей и пр.
Для того чтобы избежать возникновения побочного действия лекарственных средств, следует всегда перед их назначением консультироваться с врачом. Специалист оценит имеющиеся у ребенка противопоказания и подберет оптимальную медикаментозную терапию.
Медикаменты являются важной частью лечения задержки речевого развития. Они оказывают положительное влияние на головной мозг и способствуют созреванию его центров, ответственных за речь. При выборе лекарственных средств для лечения ЗРР, следует соблюдать советы врача. Доктор совместно с логопедом назначает комплексную терапию, в которой препаратам отводится вспомогательная роль. При выборе конкретных лекарств, учитывается состояние ребенка, а также цена на данные средства.
Источник
Мне тяжело писать на эту тему, это возвращает меня к тем сложным временам, когда я не знала, что делать и ничего не получалось. Но слишком уж много времени уходит на ответы на вопросы знакомым и знакомым знакомых, которые сталкиваются с подобными ситуациями и просят помощи, совета. И я подумала, что мало того, что сэкономлю много времени, написав статью, так еще мой опыт мог бы быть полезен и незнакомым людям. Учитывая, что прогресс у нас хороший (в 2,5 Саше сказали, что он вообще не будет говорить, а он хоть и плохо, но разговаривает, проблема теперь в освоении правильной структуры предложений и психологические моменты есть), то я решила, что могу поделиться чем-то полезным, что знаю о речевом развитии. Прошу только понять, что я не врач и не педагог, я могу где-то ошибиться или что-то не знать и это нормально. Воспринимайте это как информацию для размышления, а не руководство к действию, тема ведь очень серьезная. Я буду рада любым дополнениям, советам и вежливой критике.
Развитие речи очень важный и в то же время малоизученный процесс. Никто точно не может сказать как и почему она развивается или не развивается у некоторых детей. Эта статья для тех, кто только столкнулся с задержкой речевого развития и пытается понять, что делать дальше. Я планирую написать несколько статей на эту тему, так как по своему опыту знаю, как это сложно и страшно, особенно если в 3 года ребенок все таки не заговорил. Наш старший сын не заговорил ни в 2, ни в 3 как некоторые обещали, и я проделала огромный пусть и потратила много сил, чтобы услышать первые слова после 3х, первые фразы после 4х, первые предложения в 5 и очень хочу хоть как-то помочь тем, кто столкнулся с такой же проблемой. О своем опыте расскажу в другой раз, а сейчас будет информация для тех, кто только понял, что у ребенка проблемы с речью и пытается решить, что делать дальше. Ведь с одной стороны, вокруг очень много информации и кажется, что должны быть решения и врачи должны уметь все это быстро исправить. А потом обращаешься за помощью и понимаешь, что вокруг какой-то хаос и многие даже не могут подсказать, у кого и зачем проверять ребенка и предлагают или ждать, или пить таблетки стимулирующие мозг.
Начну с того, что фраза «ребенок не говорит» – это очень размытое понятие. Это может означать, что не произносит вообще ни одного звука хоть как-то напоминающее слово, а может означать, что говорит только лепетными словами (ма, па, ам-ам, бо-бо, пи-пи), или говорит много, но непонятно какую-то абракадабру, или просто пока не строит предложения и плохо произносит слова, или еще много чего. И все это разные нарушения с разными причинами. Все случаи с которыми я сталкивалась были настолько разными, что когда мне говорят, что ребенок не говорит и просят посоветовать, что делать, то я задаю еще десяток вопросов, для уточнения, как именно ребенок не говорит. Важным фактором является еще и понимание речи. Ведь в 2-3 года ребенок должен понимать ее почти полностью и если ребенок не понимает или плохо понимает речь, то это совсем другая проблема, намного серьезней того, что он просто не говорит. Как раз истории о детях, которые до 3-4х не разговаривали и потом резко заговорили при том, что родители ничего не делали – это истории о детях, которые хорошо понимали всю взрослую речь, улавливали легко саму структуру предложений и не имели никаких других проблем кроме воспроизведения речи и всегда потом оказывается, что все таки лепетные слова у них были. Если у ребенка проблемы с пониманием речи, нет даже лепетных слов в 2 года, а тем более если есть отставание в общем развитии (моторика, или память, или логика, или физическое развитие..), то проблема намного глубже, чем просто «не говорит» и надо как можно быстрее действовать.
Первое действие родителей – это поиск причины, с надеждой что ее можно устранить. Для этого чаще всего необходимо обратиться к врачам. В данном случае мы рассмотрим классическую медицину. Нестандартные способы и недоказательную медицину тоже используют, но это логично будет рассмотреть отдельно, а сейчас про обследование у обычных врачей. Я прекрасно понимаю, как тяжело это делать и как хочется тянуть время с надеждой, что все само решится. Особенно страшно услышать какие-то ужасные диагнозы и прогнозы. Но если все хорошо и решится само, то никакие диагнозы не помешают нормальному развитию вашего ребенка, при желании их потом легко снимут. А вот если есть способы помочь ребенку, то надо как можно быстрее начать ими пользоваться. Чем старше ребенок, тем медленней восстановление и сложнее обучение речи. Я безумно рада, что не ждала до 3-4х. Нужно начинать заниматься как можно быстрее. Но все таки не менее важно исключить все проблемы, которые могут тормозить развитие речи. Только вот слепо верить диагнозами не стоит, врачи чаще ставят их видя вашего ребенка в нестандартной обстановке 15-30 минут и по вашим словам. И в зависимости от его поведения и вашего описания вердикт врача может быть лучше или хуже, чем на самом деле. Также важно проверить у разных специалистов, так как часто каждый видит только проблемы своей специализации, но причины могут иметь разную природу. Например, причиной отсутствия речи может быть нарушение слуха или нарушение обменных процессов (например, не усваивается какая-то важная для мозга аминокислота) или сильные нарушения кровообращения в мозгу и прочее прочее. Потому рекомендуется пройти следующих специалистов:
1. Сурдолог – он проверит слух ребенка специальным аппаратом. Иногда достаточно хорошего ЛОРа. Это нужно, если ребенок совсем не говорит или если плохо говорит и вы не уверены, что ребенок вас всегда слышит. Если всегда правильно реагирует на речь, то проверять не нужно. Но если есть сомнения, то обязательно. Дело в том, что бывает родителям кажется, что ребенок вроде слышит, но он слышит только какой-то шум, какой-то диапазон звуков, слышит плохо или вообще выучил как двигаются губы при этом слове и потому реагирует. В нашем случае мы слух не проверяли, так как я была уверена, что он достаточно хороший, но нередко проблемы со слухом являются причиной задержки психо-речевого развития и после начала использования слухового аппарата и занятий с сурдологом ребенок достаточно быстро начинает хорошо говорить и понимать речь.
2. Невролог – если вы уверены, что со слухом у вас все хорошо, то следующим врачом будет невролог. Но невролога рекомендую выбирать тщательно, умеющего работать именно с задержкой речевого развития используя современные методы и международный опыт. Скорее всего он направит на проверку мозга аппаратами Эхо-ЭГ и ЭЭГ, они мало что покажут, особенно у вырывающегося малыша, но помогут исключить серьезные нарушения. Подробно проверить мозг можно на МРТ, но это только под наркозом, потому предлагают реже, особенно если прогресс в развитии речи все же есть, пусть даже медленный. Если в развитии регресс или речь стоит на месте долго и ничего не помогает, то МРТ может быть нужно. Кроме того, невролог назначает лечение. Чаще всего назначения невролога это занятия с логопедом, психологом и всякими педагогами, а также ноотропы. Тут стоит хорошо подумать и изучить вопрос глубже. При некоторых нарушениях связанных с развитием речи они могут быть или бесполезны, или навредить. А назначают их чаще всего по одной и той же схеме: попробуйте это (пантокальцин, ноофен или что-то такое), теперь вот это (посильнее), потом вот то.. С надеждой, что что-то поможет. Эти препараты сильные, они влияют на мозг и садят печень и прочие органы. Они не должны применяться просто так, хотя действительно могут помогать, но к сожалению не всем и не без последствий. О том, что я знаю о ноотропах могу написать как-нибудь отдельно. А еще неврологи часто назначают БАДы (магний в6 и прочие витамины группы В, кальций, лецитин, омега и прочее прочее). С одной стороны, оно вполне безобидно и безвредно. С другой, если у ребенка достаточно этих веществ в организме, то их переизбыток может быть вреден или просто создавать лишнюю нагрузку, потому все это должно приниматься с умом. Если есть сомнения в назначениях стоит проконсультироваться с другим неврологом или даже с несколькими.
3. Психолог – это специалист, с которым надо начинать занятия перед тем, как идти к логопеду, а также он может помочь оценить общее развитие ребенка. Конечно, это делается не за 20 минут приема, надо будет походить и позаниматься с ним, ему нужно время что войти в доверие у ребенка, чаще всего это занятия 2-3 раза в неделю. Надо исключить психологические причины, страх, напряженную обстановку в семье, постоянные стрессы, педагогическую запущенность и многое другое. Также надо оценить интеллект, мелкую моторику, память, наличие воображения и прочее, что необходимо для гармоничного развития мозга. А самое главное хороший психолог поможет маме понять как именно продуктивно заниматься с ребенком дома и как стимулировать речь. Покажет всякие способы и игры, которые полезны для речи и научит заинтересовывать в них малыша.
4. Психиатр (или психоневролог) нужен вам, если кроме проблем с использованием речи у вас есть и другие, и невролог с психологом не могут помочь с ними справится: отсутствие понимания речи, серьезные проблемы с поведением, с развитием в целом, странное поведение, нежелание общаться. Если такие проблемы есть, то не лишним будет проконсультироваться. Психиатр – это звучит страшно и ходить к нему людям с нашим менталитетом бывает стыдно, потому есть психоневрологи еще. По сути это тот же психиатр, но звучит уже не так страшно.
5. Логопед вам нужен, если исключены психологические и психические причины, если ребенок не имеет других проблем кроме речи и хочет говорить, но не может. Или если ребенок говорит, но очень плохо. Если совсем не говорит, то все равно логопеда посетить стоит, будет полезно услышать мнение еще одного специалиста. Но чаще всего логопед с малышами не работает и говорит приходить не раньше 3,5-4х лет. Занятие у логопеда представляет собой работу за столом: ребенок сидит перед зеркалом, выполняет упражнения логопеда на мышцы рта, на дыхание, занимается по специальным пособиям. Мало кто из детей в 2-3 года может так высидеть хотя бы полчаса. То есть логопед не занимается запуском речи, как я думала изначально. Логопед корректирует уже имеющуюся речь, но крайне редко кто-то из них согласится работать с неговорящим ребенком, хотя бывают исключения. Про логопедов могу говорить много, мы сменили 5 (это из тех кто соглашался и как-то умел работать с неговорящими) и даже после этого я не нашла идеального, хотя две последние были хорошими. Но все таки лучший логопед у неговорящего ребенка – это родители, просто надо знать что и как делать правильно.
6. Генетик нужен для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ. Если с генетическими проблемами все очевидно, то с проблемами обмена веществ не так все просто. Кстати, не все генетические центры работают с обменными нарушениями, большинство просто специализируется только на генетических мутациях и все. Я думала, что все такие, потому очень удивилась, когда невролог дала направление в генетический центр, так как признаков генетических мутаций у нас не было. Но оказывается, у нас в Харькове генетический центр очень хороший и директор лично контролирует лечение детей с задержкой речевого или психического развитие и огромное внимание уделяется обменным нарушениям. В нашем случае ничего такого, что могло бы так сильно влиять на задержку речи не нашли, хотя проверили огромное количество показателей. Были совсем незначительные отклонения кое-где и были даны рекомендации, но их выполнение ни на что не повлияло, к сожалению. Но лично знаю тех, кому обращение в генетический центр очень помогло, потому что были найдены серьезные нарушения в усвоении каких-то веществ или аминокислот, а значит организм недополучал многого важного для развития. Потому составлена диета, подобраны препараты, добавки и развитие ребенка пошло быстрыми темпами вперед и появилась речь или сильно улучшилось психологическое или физическое состояние ребенка. В общем, если есть возможность проверить проблемного ребенка у генетика, то лучше это сделать, а вдруг есть способ быстро помочь. Если возможности нет, но есть подозрения на генетические или обменные нарушения, то насколько мне известно Харьковский МГЦ делает это для граждан любых стран, вы просто пересылаете результаты анализов и с вами общаются по скайпу и е-мэйлу. Про цену не знаю, но точно доступно. Контакты есть у них на сайте https://www.clingenetic.com.ua/ .
Это все, кого я могла вспомнить. Только прошу понять правильно, я не призываю вас мчаться ко всем этим врачам, а лишь делюсь тем, кто и когда может помочь. Потому что педиатр обычно направляет к неврологу, а неврологи один интересней другого.. Кто-то скажет ждать до 3-4х (а потом следующий скажет что ж вы так долго ждали?), кто-то сразу без обследований скажет попить «витаминки для мозга» (ноотропы стимулирующие мозг), кто-то отправит ложиться на несколько недель в неврологическую больницу на обследования, кто-то скажет заведите нового ребенка. И лишь единицы захотят вникнуть в проблему и подскажут, что нужно проверить, с кем заниматься и куда обратиться. Есть хорошие неврологи, которые разбираются во всем и смотрят на проблемы комплексно, но их мало.
На этом я закончу, итак много получилось. Публикую эту статью на своем блоге и на бэбиблоге (чтобы быть полезной большему количеству человек). И если будет интерес к этому вопросу, то продолжу. Буду благодарна за дополнения и ваш опыт!
Источник