Что дает мультипликация для развития ребенка

ЗАНЯТИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЕЙ- Чем это полезно?

Дети XXI века растут в иных  экономических,  социальных  и  культурных  реалиях. Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее  буквально  на  глазах  разрушение  традиционных  форм    детского  бытия  – исчезновение так называемого детского сообщества,     рост приоритета   раннего обучения в ущерб свободной детской игре,  распад самой игры.

Но на самом деле раннее развитие зачастую   сводится к обучению и накоплению различных знаний. Эмоциональная и социальная  сфера ребенка, его самостоятельность, его собственное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие». А ведь развитие, согласно  философскому определению данного понятия, это всегда возникновение нового качества. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, новых желаний, интересов, мотивов и побуждений к действию. Всё это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится. Развитие ребенка происходит в его деятельности. При чём деятельность – это не только поведение (то, что человек делает руками и ногами), но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом. Создавая какой-либо предмет (материальный или идеальный) ребенок «опредмечивает» своё «Я», определяет себя, находит своё место в мире.

Ещё одна особенность воспитания современных детей – это повышенная занятость родителей. В последнее время в силу известных социальных и экономических причин работа стала отнимать практически всё время и силы родителей. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к своеобразному разрыву и взаимному отсутствию интереса. И дело тут не только в тотальной усталости родителей, но и в их оторванности от жизни ребёнка и нежелании в неё включаться. А ведь согласно основному закону развития психики ребёнка, становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребёнка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а  в его  общении со взрослым.

Следующей современной проблемой является проблема «экранных детей». Различные гаджеты прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Последствия такого воспитания становятся всё более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается  огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и сознания себя в целом.   Если же внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет,  ребенок остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.  Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

Таким образом, с одной стороны, современные дети в своем развитии намного опережают  своих сверстников прежних лет.   Они  легко  управляются  со  сложными  техническими    устройствами, располагают  достаточно обширными  знаниями  о  различных  сторонах  жизни  взрослых,    смотрят  много  теле-  и видеофильмов,  имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, намного  раньше знакомятся  с  основами  грамоты  – чтением,  письмом,  счетом.  Но наряду  с  сильными  сторонами  в  развитии  современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят,  прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость  произвольной  сферы, недостаточное  развитие  связной  речи,  неумение  слушать  и  слышать  другого  человека,  не только  сверстника, но и  взрослого. Сегодня  к  концу  дошкольного  возраста  многие дети  не  достигают  того уровня  психологической  и  личностной  зрелости,  который  необходим  для  успешного перехода  на  следующий  –  школьный    –  этап  жизни.    Так,  познавательное  развитие современных  дошкольников  заметно снижено. Нынешних  дошкольников  отличает  слабость воображения, недостаточная  развитость  слухового  восприятия  и  понимания,    более низкий  уровень  речевого  развития,  несовершенство  коммуникативных  умений  и  навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы

Проблема развития детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. В поисках методов, способствующих решению этой проблемы, я обратилась к мультипликации или, как её сейчас называют, – анимации.

Я считаю, что при грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.

В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Преимущества мультипликации:

  • Решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.
  • Мультипликация включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.
  • Главный козырь мультипликации – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.
  • Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Благодаря всему этому, складываются такие условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляясь с встречающимися трудностями на пути создания мультфильма. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к саморегуляции чувств и поведения, и что не мало важно – развивается творческая активность.

Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:

  • речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
  • познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
  • художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
  • социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
  • физического развитие (развитие мелкой моторики рук, развитие общей моторики в процессе создания пластических этюдов)

Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающими пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

 Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.

Можно совершить любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. Мультипликация – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуально насыщенном мире.

За время создания мультфильма ребенок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. То есть, он знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой необыкновенно интересной информации. Это прекрасный механизм для развития творческих способностей ребенка, а также возможность определить, к какому виду деятельности ребенок имеет больше склонности или способности.

Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию  как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы комплексного образования и воспитания дошкольников.

Источник

Кретинина Юлия
Мультипликация — как комплексное развитие детей в ДОУ

В современных условиях перед педагогами стоит задача поиска наиболее оптимальных форм работы, призванных решать задачи,поставленные ФГОС:

• Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

• Обеспечения равных возможностей для полноценного развития

каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

• Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и

организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

• Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и

повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. И поэтому введение вариативных форм образования является на данном этапе насущной задачей. Именно в детстве, в этом удивительном и уникальном возрасте всё возможно. Именно таким удивительным и уникальным для наших детей стало создание мультфильмов.

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Работа в мультстудии построена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Интерес является одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста. Именно интерес вызывает положительное эмоциональное отношение к активной познавательной направленности на предмет, к явлению или деятельности. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.

Анимация – один из любимых жанров у детей. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет положительное значение. И это проявляется, как в плане развития личности детей, так и для последующего обучения в школе, облегчая социализацию ребенка. Основное направление деятельности мультстудии – создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Таким образом, работа в мультстудиивключает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов! На начальном этапе детей знакомим с историей мультипликации, знакомим с техниками мультипликации, средствами выразительности, применяемыми в мультипликации. Дети учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм на компьютере с помощью программы Windows Movie Maker.

Работа мультипликационного кружка «Фантазеры» рассчитана на 2 года.

• Первый год обучения – воспитанники старшей группы (36 часов);

• Второй год обучения – подготовительные к школе дети (36 часов);

Занятия проходят 1 раз в неделю с сентября по май.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 20 – 25 минут – старшая группа (5 – 6 лет, 25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).

В ходе групповой работы на конкретном этапе деятельности детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого и это помогает выполнить работу более качественно и быстрее. Дошкольники ориентированы на создание «творческих» групп» с учетом интересов.

Для успешной реализации работы используются следующие методы работы:

• методы организации и осуществления деятельности (словесные,

наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

• методы стимулирования и мотивации учения (методы

формирования интереса – познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Работы, выполненные детьми, принимают участие в различных конкурсах и фестивалях.

Цель:

Развитие творческой деятельности детей и моделирование ситуаций успеха в процесс создания собственного медиапродукта (мультфильма). Создание короткометражных рисованных и пластилиновых мультфильмов, через развитие у детей старшего дошкольного возраста личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам.

Задачи:

Образовательные:

• обучение компьютерным технологиям как основе научно-технического

прогресса в мультипликации;

• обучение основам изобразительной грамоты (лепки) и формирование художественных знаний, умений и навыков;

• сформировать определенные навыки и умения; закрепить их в анимационной деятельности;

• обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.

Развивающие:

развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;

развитие художественно-эстетического вкуса, фантазии, изобретательности, логического мышления и пространственного воображения.

Воспитательные:

• воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

• воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;

• формирование этических норм в межличностном общении;

обогащение визуального опыта детей через просмотр мультфильмов и участие в мероприятиях.

Содержание работы по созданию мультфильмов.

• Совместная работа по разработке сюжета и героев мультфильма. Ребенок реализует все свои творческие идеи.

• Дети изготавливают героев мультфильма из различных материалов или рисуют их.

• Знакомство детей с различными материалами, оттенками красок. Создание декораций.

• Покадровое перемещение героев, созданных детьми. Съемка мультфильма.

• Выбор музыкального оформления мультфильма.

• Озвучивание детьми.

• Совместная работа по монтажу. Знакомство детей, как записывается звук и делается монтаж на компьютере.

• Показ готового мультфильма родителям.

• Участие мультфильмов к конкурсах.

• Участие родителей по совместному с детьми созданию героев мультфильма и творческое придумывание сюжета мультфильма.

Техника работы:

• Перекладка (вырезывание персонажей из бумаги, сдвигание их на плоскости.)

• Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке, так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации)

• Предметная анимация (кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки)

• Сыпучая анимация (не только песок, но и всякие крупы, бусины, кофе и т. д. и т. п.)

• Пиксиляция (главные актеры – сами дети)

Планируемые результаты.

Дети должны знать и уметь:

• правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

• название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;

• способы соединения деталей из бумаги и пластилина;

• особенности материалов техники анимационной деятельности.

• определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

• комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;

• пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой);

• различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

• добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема

предметов;

• передавать движения фигур человека и животных;

• проявлять творчество в создании своей работы;

владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером; ФГОС определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Сегодня речь уже идет не просто об обмене информации между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях ребенка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Родители + детский сад и ребенок во главе всего – это залог успеха.

На следующем этапе была организуется совместная работа педагогов, детей и родителей по созданию мультфильтов.

Предполагаемый результат: участвуя в работе, дети сами создают героев мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер, и даже драматург и музыкант. И всем этим профессиям понемногу ребята смогут научиться сообща.

Каждый из детей сможет моделировать как реальный, так и фантастический мир; придумывать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению; создавать музыкальные анимационные фильмы.

Источник