Чтение ребенку залог развития речи
Елена Сатаева
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы — залог хорошего речевого развития вашего ребенка»
Консультация для родителей Тема Чтение художественной литературы-залог хорошего речевого развития вашего ребенка.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Развитиеобразной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической, восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.
Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в соответственных сочинениях.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.
Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.
Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи,интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Источник
«Развитие речи ребенка – залог успешного будущего»
Консультацию провела воспитатель: Глазкова И.В.
Уважаемые родители!
Всем вам хочется, чтобы его ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком.
Как все мы знаем, развитие речи формируется у ребенка с детства. Особое внимание этому придается в детском саду, но без помощи родителей справиться воспитателям будет очень тяжело.
Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой – родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним.
Сейчас вашему вниманию представим несколько правил, выполнение которых поможет вам, уважаемые родители, развивать речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений.
· Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно.
· Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными.
· Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего чада на правильности высказывания.
· Если у вас ребенок «почемучка» – старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того, чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного – задайте ему встречные вопросы.
5.Если ребенок вам очень часто задает вопросы – никогда не оставляйте их без ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт.
6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете его и он может замкнуться.
7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим.
8. Для того, чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от развитости пальцев рук зависит его речь.
· Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять.
· Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым.
· По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые запомнились ему за данный день. Проявляйте интерес к его жизни в саду.
· Больше играйте с ним в игры по развитию речи.
· Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте.
Источник
Консультация на тему:
«Чтение сказок, как одно из условий развития речи»
С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый.
К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре- драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием.
Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые персонажи, например, повторить с малышами как умывается котенок, как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук. Данные упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после чтения потешек, сказок, стихотворений.
Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда воспитатель говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Сначала взрослый рассказывает сказку, затем детям надеваются шапочки или элементы костюма (платочек, шапку, бантик и т.п.). Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к научению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.
Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить связную речь. В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.: обогащается и расширяется словарь; формируются навыки словоупотребления; развиваются все психические процессы: Внимание (умение внимать); Память (запоминание текста); Мышление (логика изложения). Возрастает роль произвольно- волевых процессов: усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст. После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.
Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения – все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальне а значит, станет более счастливым…
Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно?
Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка, если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет.
(от 1 до 3 лет): -«Курочка Ряба»; «Колобок»; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова); «Маша и медведь», (обр. М. Булатова); (М. Моцуорек) “Про бегемота, который боялся прививок”; «Три поросенка», цикл стихов “Мой щенок” (С.Михалков); “Что такое хорошо и что такое плохо” (В. Маяковский); «Я иду в детский сад” (К. Овсепян); “Маша-растеряша” (Л. Воронкова) и др.
(от 3 до 4 лет): – «Бычок – черный бочок, белое копытце» ( обр. М.Булатова); «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой); «Цыпленок» – К. Чуковский; «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка; «Петушок и бобовое зернышко» – (обр. О. Капицы); «Три брата» – (хакасская, пер. В. Гурова); «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» – С. Козлов; «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской); «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова); «Перчатки» – С. Маршак; «Сказка о рыбаке и рыбке» – А. Пушкин и др.
(от 4 до 5 лет): – «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» – А. Введенский; «Бодливая корова» – К. Ушинский; «Журка» – М. Пришвин; «Три поросенка» (перевод С. Маршака); «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); «Про Иванушку – дурачка» – М. Горький; «Телефон» – К. Чуковский; «Зимняя сказка» – С. Козлова; «Федорино горе» – К. Чуковский; «Бременские музыканты» – братья Гримм; «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен); «Колобок – колючий бок» – В. Бианки; «Кто сказал «Мяу!»?» – В. Сутеев и др.
(от 5 до 6 лет): – «Царевна – лягушка» (обр. Булатова); «Хлебный колос» – А. Ремизов; «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк; «Финист – ясный сокол» – р.н.сказка; «Случай с Евсейкой» – М. Горький; «Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака); «Серебрянное копытце» – П.Бажов; «Доктор Айболит» – К. Чуковский; «Бобик в гостях у Барбоса» – Н. Носов; «Мальчик – с – пальчик» – Ш. Перро; «Доверчивый ежик» – С. Козлов; «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого); «Дюймовочка» – Х. Андерсен; «Цветик – семисветик» – В. Катаев; «Тайна третьей планеты» – К. Булычев; «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков; «Собачкины огорчения» – Б.Захадер; «Сказка про трех пиратов» – А. Митяев и др.
(от 6 до 7 лет): – «Лиса и медведь» (Мордовская); «Война грибов с ягодами» – В. Даль; «Дикие лебеди» – Х.К. Андерсен; «Сундук –самолет» – Х.К. Андерсен; «Прожорливый башмак» – А.Н. Толстой; «Кот на велосипеде» – С. Черный; «У лукоморья дуб зеленый…» – А.С. Пушкин; «Конек – горбунок» – П. Ершов; «Спящая царевна» – В. Жуковский; «Господин Ау» – Х. Мякеля; «Гадкий утенок» – Х.К. Андерсен; «Всяк по-своему» – Г. Скребицкий; «Лягушка – путешественница» – В. Гаршин; «Денискины рассказы» – В. Драгунский; «Сказка о царе Салтане» – А.С. Пушкин; «Мороз Иванович» – В. Одоевский; «Госпожа Метелица» – Бр. Гримм; «Сказка о потерянном времени» – Е. Шварц; «Золотой ключик» – А.Н.Толстой; «Гарантийные человечки» – Э. Успенский; «Черная курица, или Подземные жители» – А. Погорельский; «Слоненок» – Р. Киплинг; «Аленький цветочек» – К. Аксаков; «Цветик – семицветик» – В. Катаев; «Кот, который умел петь» – Л. Петрушевский и др.
Источник