Чтение необходимо для развития ребенка
Чтение — это одно из самых важных занятий, которому вы можете научить своих детей.
Быть заядлым читателем в ранних классах — неотъемлемый фактор будущего успеха ребенка. Если для нас взрослых чтение в основном является способом отвлечься от чего-то или узнать что-то нужное, то роль книг для детей просто фундаментальна. Чтение для детей — это не просто увлекательное занятие. Это ворота к изучению внешнего мира, характеров и поступков людей, идей с безграничными возможностями.
Даже ежедневное 30 минутное чтение художественной литературы детьми, в несколько раз ускорят у ребенка такие процессы как мышление, речь, анализ, социальную адаптацию. Другими словами, полноценное развитие ребенка без книг практически невозможно. Чтение дает детям преимущества, которые в краткосрочной и долгосрочной перспективе, неисчислимы. Notagram.ru подробно рассказывает, почему чтение для детей так важно.
Чтение для детей: почему это важно и с чего начать
Чтение развивает словарный запас и языковые навыки
Фото: Victoria Priessnitz/Unsplash
А вы в курсе, что в художественной литературе в 50 раз больше редких слов, чем в обычных разговорах взрослых? Повседневное общение обеспечивает детям только базовые навыки коммуникации. Все остальные слова они могут узнать только из книг, потому что в письменной речи используется в десятки раз больше слов, чем в устной. Чтение улучшает словарный запас ребенка и знакомит его с различными типами структуры предложений, стилями письма и способами самовыражения.
Чтение помогает получать сопутствующие знания
Книги пишут на любые мыслимые и немыслимые темы, на самые разные уровни чтения. При чтении подобной литературы ваши дети будут знакомиться с широким кругом тем, событий, проблем и идей. После пары прочитанных книг они углубятся в то, что их заинтересует больше всего. В большинстве случаев они настолько увлекаются содержанием книги, что даже не осознают, что получают знания по какой-то конкретной теме.
Чтение поможет понять мир и все что в нем происходит
У детей очень узкое понимание окружающего их мира. Это связано с ограниченным количеством опыта, с которым они сталкиваются, исходя из обстоятельств, в которых они растут и воспитываются. Чтение книг поможет детям расширить кругозор, а также примерить на себя всевозможные обстоятельства, в которых они вряд ли бы оказались. Это помогает правильно оценить в будущем похожие сложные ситуации, а также дает возможность развиваться в более социально-адаптивную личность.
Чтение укрепляет связь между ребенком и родителями
Фото: Liana Mikah/Unsplash
Начиная с младенчества, чтение вслух мамой или папой создает первые крепкие социальные связи с родителями, наравне с кормлением грудью. Когда ваш ребенок подрастет, вы можете продолжать читать вслух или читать одну и ту же книгу отдельно, и обсуждать то, что вам больше всего понравилось. Используйте чтение как возможность вовлечь и пообщаться со своим ребенком, спрашивая его о мыслях и темах, затронутых в книге, или связывая историю с повседневной жизнью.
Чтение — лучшая интеллектуальная форма развлечений
В нынешнем веке технологии стали популярным развлечением для взрослых и детей. Вместо того чтобы проводить часы перед экраном компьютера или других гаджетов, поощряйте своих детей рассматривать книги как источник развлечений по умолчанию. Можно мотивировать детей к чтению с помощью красочной и качественной полиграфии, или же благодаря лучшим доступным электронным книгам, о которых Notagram.ru рассказывал в одном из обзоров.
Чтение ускоряет развитие детского мозга
Чтение требует больше умственных способностей и усилий, чем игра за компьютером или просмотр медиаконтента. Когда наши дети читают книги, они используют ту часть своего мозга, которая связана с мультисенсорными интеграциями, связывая слова и визуальное мышление. Юные читатели используют свой мозг, собирая контекстные подсказки в повествовании, чтобы помочь себе понять слова или фразы, которые им еще незнакомы.
Чтение улучшает концентрацию и усидчивость
Чтение книг помогает детям научиться успокаивать свой разум и свое тело, чтобы сосредоточиться на задании в течение определенного периода времени. Устраняя отвлекающие факторы и предоставляя им пространство для чтения и понимания, их внимание и способность к концентрации значительно улучшается со временем.
Когда и как начинать прививать любовь к чтению
Фото: Klim Sergeev/Unsplash
Теперь, когда мы знаем о множестве преимуществ чтения для детей, пора развить у них любовь к чтению. С чего начать? Мы расскажем о самых простых, но рабочих советах:
- Сделайте чтение выбором, а не обязанностью. Не делайте чтение обязательным заданием. Поощряйте и напоминайте, но позвольте детям принять окончательное решение о том, когда читать и как долго.
- Дайте свободу в выборе для чтения. Пусть ребенок сам выбирает, какую книгу он хочет читать: дорогую, с картинками, с красивой обложкой, электронную. Чтение должно быть удовольствием.
- Визуализируйте с ребенком прочитанное. Отличный способ отпраздновать окончание книги — посмотреть ее интерпретацию в кино, приготовить сладкий пирог из «Гарри Поттера», купить ребенку стилизованную одежду его любимого персонажа.
- Будьте примером. Дети всегда копируют своих родителей и делают то, что делают их папа и мама. Читайте сами.
- Сделайте чтение отдыхом. Замените ребенку ненавистную секцию или кружок чтением. Это гораздо полезнее для его психики и характера.
- Отождествляйте книги с жизнью. Если ваш ребенок зачитывается о планетах и космосе — сходите с ним в планетарий, читает о животных — бегом в зоопарк. Поощряйте их увлечения таким образом.
Фото на превью: Annie Spratt/Unsplash
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Родители привыкли, как мантру, повторять детям: «Надо читать, без чтения никуда». Но мало кто понимает, в чём действительно заключается его польза, кроме сугубо бытовой, когда надо прочитать указатель или ярлык на одежде. Вместе с нейропсихологами разбираемся, что же такое чтение с научной точки зрения и как оно связано со способностями к математике.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
«Чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные, от мышления до воображения»
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Почему чтение — это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации — образованность, знания, глубина мышления. Сейчас у чтения открывается второе дыхание, оно становится альтернативой «быстрым углеводам» социальных сетей, видео и картинок. Информация через буквы поступает медленнее и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. Чтение не сразу выдаёт всю суть, а сначала включает воображение, учит представлять, концентрироваться и вживаться в разные миры.
Если же рассмотреть именно научный подход, то здесь много нюансов. Наука постоянно развивается и повышает стандарты качества исследований, поэтому многочисленные истории из серии «учёные попросили 20 человек почитать в томографе и многое узнали» не имеют веса. Для того чтобы делать какие-то чёткие выводы, нужны огромные выборки в тысячи человек и систематизация повторяющихся экспериментов. Однако какие-то вещи уже хорошо изучены. Например, анатомия чтения: упрощённо говоря, глаза воспринимают зрительную информацию, передают её через зрительные нервы в кору головного мозга для дальнейшей обработки, и затем левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.
Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.
Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.
Чем полезно чтение?
- Развивает речевые функции у дошкольников. Причём чтение вместе с ребёнком по ролям расширяет словарный запас куда лучше, чем просто чтение книги вслух.
- Оказывает терапевтический эффект при депрессии. Для повышения психологического благополучия используют такие методики, как библиотерапия.
- Регулярное чтение как хобби улучшает у школьников словарный запас, навыки письма, языковые способности и повышает учебную мотивацию.
- Художественная литература развивает эмпатию и метапознание.
- Регулярное чтение новой информации, требующей осмысления, особенно на иностранном языке, помогает укрепить память и сформировать когнитивный резерв, защищающий от возрастного умственного снижения.
«Исследования называют чтение лучшим хобби в мире»
Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.
Поверхностное чтение часто рекомендуют в ознакомительных целях: считается, что если быстро проглядеть глазами текст или оглавление, то это поможет понять основной смысл («знать не знаю, но рассказать — расскажу») и сделает последующее глубокое чтение более качественным. Например, технику skimming (проглядывания) мне советовали использовать для экзамена TOEFL (тест на знание английского языка. — Прим. ред.), где надо быстро прочитать иностранный текст и ответить на вопросы по нему.
Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.
Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте
Исследования называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, даёт информацию, расслабляет и развлекает. Есть данные, что чтение романов повышает нейронные связи внутри височных зон мозга, отвечающих за вербальные функции. Интересно, что изменения в нейронных связях также оставались активными несколько дней после чтения, особенно в области соматосенсорной коры — то есть смыслы, возможно, перерабатываются и на уровне телесности. Кроме того, самые свежие исследования рекомендуют читать с бумажных, а не электронных носителей, поскольку книги повышают качество чтения и рефлексии об этом процессе.
Есть работы, которые также усматривают связь между способностями к чтению и математике. С точки зрения нейропсихологии и то и другое — это анализ сложной пространственно-символической информации, контролируемый височно-теменно-затылочными отделами коры. Поэтому при нарушении процессов или динамики интеграции информации в мозге обе способности могут страдать одновременно. И наоборот: способности к математике и чтению могут помогать друг другу при условии их гармоничного развития.
«Для ребёнка чтение — это эволюционно новая задача»
Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ
Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.
Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.
Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся
У детей есть одна лингвистическая особенность, которую русские психологи иногда называют фонетической. Если упрощать, то есть такие дети, которые слышат количество слогов в слове, есть дети, которые различают слова по ударениям, а некоторые этого всего вообще не чувствуют. Так вот эта особенность прямо влияет на чтение ребёнка. Дети, которые слышат это всё, обычно начинают читать на год раньше, чем те, у кого такая особенность не развита.
Дошкольный возраст — это время, когда можно с ней работать. Дети, которые учатся делать фонетический анализ слов, тренируются, ставят правильно ударения, даже без лингвистической осознанности могут быстро догнать своих сверстников.
«Если хотите, чтобы ребёнок читал, делайте это вместе»
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.
Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.
Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.
Источник
А вы задумывались когда-нибудь серьезно о том, чем полезно чтение детям, зачем вообще нужно читать ребёнку младшего возраста? Известно, что чтение книг способствует интеллектуальному развитию, пополнению словарного запаса. Но, скорей, подумаете вы, что это касается детей школьного возраста и взрослых.
Так зачем читать малышу, который даже ещё не понимает слов? Или который ещё не умеет говорить? В этой статье мы поговорим о пользе и особенностях чтения детям, что и как правильно читать ребенку с самого рождения и до трёх лет.
Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей
Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.
Кроме этого, существует ещё как минимум 10 причин, зачем нужно читать ребёнку:
- Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
- Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может попросить родителей перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
- Малыши, которым родители часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
- Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
- Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
- Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
- Ещё один важный плюс в чтении ребёнку-это развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.
- Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной программе, а затем и в ВУЗе.
- Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым.
- Дети, которым родители привили любовь к чтению, всегда найдут для себя полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем, например, бесполезная трата времени в интернете.
Начинайте читать ребёнку как можно раньше, ведь чтение отлично развивает творческие способности у детей
Что читать детям?
Совсем маленьким крохам книгу подобрать намного проще. Это могут быть простые стишки, потешки, песенки. Можно приобрести любое печатное издание с простыми, добрыми, яркими и большими картинками. Листая страницы, нужно только рассказывать, кто или что изображено.
С детьми постарше уже немного сложнее. Необходимо выбрать такую книгу, которая заинтересует вашего малыша. А если эта книга произвела впечатление на ребёнка, то, возможно, он будет просить вас перечитывать ее снова и снова.
Также важно учитывать и пол ребёнка. Девочки могут интересоваться одной тематикой, а мальчики — другой. Вспомните, какие книжки читали вам. Возможно, вашему крохе понравится тоже самое.
Что читать детям? Какие основные направления литературы помогут малышу в развитии?
- Художественная литература (классика) больше подойдёт детям по-старше. Чтение таких книг всегда полезно и обязательно поможет ребёнку в школе и ВУЗе.
- Сказки. Выбирайте сказки только с добрым сюжетом. К сожалению, многие сказки очень похожи на фильмы ужасов. Такое чтение не только способно ухудшить сон малыша, но и является некой «инструкцией» для преступлений.
- Познавательные книги. Здесь выбор огромен. Малышу можно читать о животных, птицах, ремёслах, явлениях и так далее. Таким образом отлично расширяется кругозор ребёнка.
- Духовная литература. Существуют детские книги, с которых можно начинать знакомство ребёнка с религией. Главное, не заставлять малыша слушать, если ему не нравится. После каждого прочтения обсуждайте с ребёнком полученные знания.
Как правильно читать ребёнку? Читаем интересно детям
В чтении детям младшего возраста есть некоторые особенности, которые могут заставить молодых мам и пап отложить книгу на неопределенный срок.
По опыту многих родителей, главная сложность в том, что совсем маленький карапуз не хочет слушать чтение мамы. А если и слушает, то максимум несколько минут, затем бежит заниматься более интересными для него делами.
Дело в том, что в раннем возрасте большинство детей ещё не обладают таким качеством, как усидчивость. Они очень быстро могут переключать своё внимание с одного предмета или действия на другой. Выход в данной ситуации только один — регулярно читать малышу книжки, причём делать это необходимо правильно и интересно.
Выбирая книгу для малыша, важно, чтобы в ней присутствовали яркие, красочные и большие картинки. Читая своему крохе, всегда обращайте внимание на эти изображения. Рассказывайте и обсуждайте вместе, что вы видите на картинке. Во время чтения меняйте интонацию, изображая героев сказки или рассказа, ваша речь должна быть внятной и понятной.
Запаситесь терпением. Если малыш вас не слушает, все равно попытайтесь ещё читать некоторое время. Постепенно, ребёнок начнёт прислушиваться.
Если малыш высказывает своё несогласие по поводу прочитанного, обсуждайте вместе такие моменты. Хвалите ребенка в случае, когда он попросил вас повторить, перечитать или что-то хочет уточнить, когда ему непонятно.
Важно книгу дочитать до конца, пусть даже не за один день. Только потом приступайте к новой.
Не заставляйте малыша слушать вас, если он не хочет, капризничает или не в настроении. Найдите другое время или другой подход. Не нужно обсуждать каждую строчку прочитанного, выделяйте главные мысли.
Для каждого возраста ребёнка существуют определенные особенности в чтении книг. Безусловно, не нужно читать «война и мир» только что родившемуся малышу.
Ниже мы подробно рассмотрим, как интересно читать детям с рождения и до 3 лет.
Знакомство с книгой с рождения до года
Первое знакомство начинается с самых простых изображений. Это могут быть черно-белые фигуры, узоры или крупные предметы одного цвета. Новорождённые только учатся концентрировать свой взгляд на определенном предмете, развивая зрение и усиливая работу мозга.
Начиная с 3-4 месяцев, ребёнку можно показывать более сложные картинки: изображения людей, животных. Каждый раз обязательно проговаривайте малышу, что вы видите.
В 6 месяцев уже можно купить малышу первую книжку-игрушку. Как правило, в ней не более 5-7 плотных страниц. Разнообразие таких книг огромное. Их страницы могут быть мягкими, шуршащими, есть книги специально предназначенные для купания с детьми. Выбирайте ту, которая вам понравится. Главное, чтобы изображения были крупными и яркими.
Малыши в этом возрасте начинают исследовать окружающий мир, изучать различные предметы и их свойства. В такой книжке карапузу будет интересно переворачивать странички. Вместе с этим отлично развивается и мелкая моторика рук.
Подбирайте книги с реалистичными предметами для правильного восприятия малышом. Это значит, что лягушка должна быть зеленой, а помидор-красный. Идеально, если на одной картинки будет изображен только один предмет или простое действие.
Заниматься с малышом следует тогда, когда он находится в хорошем настроении. Возьмите его на ручки, положите перед ним книжку и, переворачивая страницы, рассказывайте все, что видите. Для многих детей такое времяпрепровождение становится одним из любимых занятий.
Чтение детям 1-2 лет
В этом возрасте у малышей отлично работает память. По мнению психологов дети этого возраста справляются с огромным потоком информации, многое запоминают и понимают. Поэтому, читая своему крохе, нужно включать новые обучающие элементы.
Обращайте внимание на буквы и слова, на главных героев и на различные детали в сюжете. В возрасте до двух лет книжка по прежнему должна быть с красивыми реалистичными картинками.
В список первых книг для чтения с малышом 1-2 лет отлично подойдут такие, как В.Бианки «лис и мышонок», Э.Карл «очень голодная гусеница», «от головы до ног», русские народные сказки и потёмки в иллюстрациях. Многие дети обожают эти книги, и родителям приходится зачитывать их до дыр. В них имеются отличные иллюстрации, а текста короткие и понятные.
Всегда делайте акцент на изображениях, рассказывая подробно о ней малышу. Вскоре карапуз сам начнёт указывать на картинки, желая узнать, как называется предмет.
Чтение с детьми должно проходить в благоприятной обстановке, в хорошем настроении, а посторонние звуки необходимо исключить (выключить телевизор).
Читайте детям различные коротенькие сказки, стишки, потешки. Малыши очень хорошо воспринимают простую рифму. Возможно, по просьбе ребёнка вам придётся перечитывать один и тот же стишок по 30 раз в день.
Чтение книг для детей 2-3 лет
В этом возрасте малыши все также активно запоминают и являются самыми благодарными слушателями. У них начинает развиваться фантазия и воображение, и чтение книг детям отлично способствует развитию творческих способностей.
Старайтесь читать ребёнку каждый день. Даже если ваш кроха играет или занят чем-то, все равно присядьте рядом и читайте. Рано или поздно у него проявится интерес к чтению, и он присоединится к вам.
У детей появляется интерес к ролевым играм. Играйте с малышом в домашний кукольный театр или простые сказки, например, «колобок» или «теремок». Прочитав очередную книгу или стишок, попытайтесь вместе нарисовать сюжет или главных героев.
Читать детям на ночь добрые книги полезно для сна. Малыш засыпает быстрее, сон его становится крепче, а утром просыпается в отличном настроении.
Рассматривание картинок остаётся неотъемлемой частью чтения для детей. Изображения могут быть более сложные, предлагайте ребёнку самому уже рассказывать о том, что он видит.
Что касается выбора литературы в этом возрасте, то здесь уже необходимо самостоятельно решить, какая именно книга может заинтересовать вашего кроху. Учитывайте интересы малыша. Например, если ему нравится мир животных, то выбирайте книги с такой тематикой.
Как приучить ребенка к чтению?
Многие родители задаются вопросом, как привить любовь ребёнка к чтению? Ведь в современном мире столько различных гаджетов, а мультфильмы и вовсе показывают круглыми сутками по телевизору. Все это может интересовать малыша куда больше, чем чтение книг. Мы разобрались, как нужно читать правильно детям в том или ином возрасте. Но также стоит учитывать ещё некоторые факторы для того, чтобы легко приучить ребёнка к чтению.
- Чтение детям должно быть регулярным. Можно предложить малышу несколько книг, и пусть он самостоятельно выберет, какую именно сегодня прочитать.
- Читать ребёнку нужно то, что ему нравится, что ему интересно. Пробуйте читать различные жанры, темы. Найдите ту книгу, которая будет интересна именно вашему малышу. Возможно, ему больше нравится слушать сказки, чем стишки или песни. Или наоборот.
- Дома обязательно должна быть библиотека. Если в доме нет книг, то как тогда ребёнка приучить к чтению? Желательно, чтобы печатные издания были в свободном доступе, чтобы в любой момент малыш смог взять книгу и попросить вас почитать. Или же самостоятельно рассматривать картинки, перелистывая страницы.
- Не дочитывайте книгу, если малыш начинает капризничать. Нельзя заставлять слушать чтение «из-под палки».
- Покупайте всегда красивые книги с яркими и большими изображениями. Выше упоминалось о том, что разглядывание картинок для детей младшего возраста является важной частью чтения. Согласитесь, что ребёнка никогда не заинтересует книжка, в которой нет иллюстраций или они не достаточно большие и яркие.
- Чтение детям до трёх лет должно проходить с элементами игры.
Как и в любом другом вопросе, необходимо показывать собственный пример. Помните, что малыш всему учится у родителей. Даже если вы возьмёте книжку, усядьтесь поудобней в стороне и начнёте читать, то, вероятней всего, у малыша возникнет интерес (а что же там Мама делает такое интересное?), и он обязательно присоединится к вам. Увлекайте малыша, показывайте ему сказочный мир книг.
Если в вашей семье предпочтение отдаётся прочтению книги вместо просмотра телевизора или залипанию в смартфонах, скорей всего и ваш ребёнок вырастит человеком, который любит читать.
Читаем дома детям. Список Литературы для детей раннего возраста
Конечно, каждый родитель выбирает книгу для чтения малышу в зависимости от предпочтения крохи. Данный список не обязателен, но поможет молодым мамам и папам в выборе литературы для маленького непоседы.
В. Бианки “Лис и мышонок”
Э. Карл “Очень голодная гусеница”, “От головы до ног”
К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик погулять”, “Мойдодыр”
С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”
Стихи Агнии Барто для малышей
Русские народные сказки
В. Сутеев “Цыпленок и утенок”
Л. Толстой “Три медведя”
С. Михалков “Упрямый лягушонок”, «Мой щенок»
А. Пушкин “Лукоморье”
Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»
Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»
Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»
Серия «Для самых маленьких»:
Источник