Читательское развитие ребенка дошкольного возраста гриценко

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста гриценко thumbnail

Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014.
 
  Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»).
В учебнике рассматривается история той части русского фольклора и литературы, которая создавалась для детей дошкольного возраста или вошла в круг их чтения. Отдельная глава посвящена современной детской зарубежной литературе. Особое внимание уделено методике приобщения детей к чтению, воспитанию компетентных читателей. Книга создана на основе предыдущего издания, выходившего под названием «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению».
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть рекомендован студентам педагогических колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям дошкольников.

Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Взрослый человек воспринимает детскую литературу по-разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостойную глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует.

Между тем детская литература, история развития которой исчисляется с конца XV в., давно утвердилась в праве быть самоценным видом словесного художественного творчества, играющим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка.

Существуют различные представления о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: детская литература — это комплекс произведении, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. О детской литературе, ее сути и роли в детской жизни неоднократно говорили как писатели, так и читатели. Их эмоциональные определения представляют особую ценность в понимании ее феномена. Среди читателей бытует мнение о том, что детская литература — это те произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи ребенком, став родителем и затем приобретя статус бабушки или дедушки. Детскую литературу, прошедшую такую проверку временем, называют «классической», «настоящей». Относительно такой литературы вводят понятие «вечная книга». С читательскими перекликаются образные определения, данные писателями. Ф. М. Достоевский о детской литературе говорил так: «Книги, из которых не вырастают». Б. Житков считал, что детские книги должны иметь «запас на вырост», а М. Горький определил детскую литературу как «великую державу» с «суверенными правами и законами». В быту детской литературой считают все книги, которые читают дети.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 12.10.2019 06:37 UTC

Теги:

учебник по литературе :: литература :: Гриценко

Следующие учебники и книги:

  • Литература, 5 класс, Интегрированный курс, Русская и зарубежная, Исаева Е.А., Клименко Ж.В., 2018
  • Литература, 5 класс, Интегрированный курс, Русская и зарубежная, Бондарева Е.Е., Ильинская Н.И., Биткивская Г.В., Мацапура В.И., 2018
  • Литература, 11 класс, Интегрированный курс, Русская и мировая, Исаева Е.А., Клименко Ж.В., Мельник А.О., 2011
  • Первая после Букваря книга для чтения, Жукова Н.С., 2016

Предыдущие статьи:

  • Русская литература второй трети XIX века, Учебное пособие для СПО, Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С., 2019
  • Золотые цитаты, сборник, Кузнецов Д.А., Курчина М.А., Достоевский Ф.М., 2017
  • Сказки, басни, были и рассказы, Толстой Л., 2017
  • Учимся читать лирическое произведение, Альбеткова Р.И., 2003

Источник

Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014.
 
  Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»).
В учебнике рассматривается история той части русского фольклора и литературы, которая создавалась для детей дошкольного возраста или вошла в круг их чтения. Отдельная глава посвящена современной детской зарубежной литературе. Особое внимание уделено методике приобщения детей к чтению, воспитанию компетентных читателей. Книга создана на основе предыдущего издания, выходившего под названием «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению».
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть рекомендован студентам педагогических колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям дошкольников.

Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Взрослый человек воспринимает детскую литературу по-разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостойную глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует.

Между тем детская литература, история развития которой исчисляется с конца XV в., давно утвердилась в праве быть самоценным видом словесного художественного творчества, играющим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка.

Существуют различные представления о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: детская литература — это комплекс произведении, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. О детской литературе, ее сути и роли в детской жизни неоднократно говорили как писатели, так и читатели. Их эмоциональные определения представляют особую ценность в понимании ее феномена. Среди читателей бытует мнение о том, что детская литература — это те произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи ребенком, став родителем и затем приобретя статус бабушки или дедушки. Детскую литературу, прошедшую такую проверку временем, называют «классической», «настоящей». Относительно такой литературы вводят понятие «вечная книга». С читательскими перекликаются образные определения, данные писателями. Ф. М. Достоевский о детской литературе говорил так: «Книги, из которых не вырастают». Б. Житков считал, что детские книги должны иметь «запас на вырост», а М. Горький определил детскую литературу как «великую державу» с «суверенными правами и законами». В быту детской литературой считают все книги, которые читают дети.

Читайте также:  Влияние личности педагога на развитие личности ребенка

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Литературное образование дошкольников, Гриценко 3.А., 2014 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 12.10.2019 06:37 UTC

Теги:

учебник по литературе :: литература :: Гриценко

Следующие учебники и книги:

  • Литература, 5 класс, Интегрированный курс, Русская и зарубежная, Исаева Е.А., Клименко Ж.В., 2018
  • Литература, 5 класс, Интегрированный курс, Русская и зарубежная, Бондарева Е.Е., Ильинская Н.И., Биткивская Г.В., Мацапура В.И., 2018
  • Литература, 11 класс, Интегрированный курс, Русская и мировая, Исаева Е.А., Клименко Ж.В., Мельник А.О., 2011
  • Первая после Букваря книга для чтения, Жукова Н.С., 2016

Предыдущие статьи:

  • Русская литература второй трети XIX века, Учебное пособие для СПО, Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С., 2019
  • Золотые цитаты, сборник, Кузнецов Д.А., Курчина М.А., Достоевский Ф.М., 2017
  • Сказки, басни, были и рассказы, Толстой Л., 2017
  • Учимся читать лирическое произведение, Альбеткова Р.И., 2003

Источник

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А..doc.
Показать все связанные файлыПодборка по базе: Рекомендуемая литература.docx, Экологическое образование в детском саду Лекция.doc, Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской Обл, _ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_.doc.docx, ент литература.pdf, Тема 11. Профессиональное становление педагога.docx, Практические занятия. Осенний семестр. 4к7сТематический календар, Инклюзивное образование..docx, Тема № 1 Язык и образование. Программа трехъязычия в Казахстане., 7. Литература.docx

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

З.А.ГРИЦЕНКО
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

К ЧТЕНИЮ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по специальностям:

«Русский язык и литература», «Дошкольная педагогика

и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»,

«Педагогика и методика начального образования»

3-е издание, стереотипное

ACADEM’A Москва

Издательский центр «Академия»

2008
УДК 82.09(075.8)

ББК 83.8я73

Г858
Рецензенты:

кандидат филологических наук, доцент Московского педагогического

государственного университета И.Н.Арзамасцева;

кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного

открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова С.И.Максимова

Гриценко 3. А. ,

Г8 5 8 Детская литература. Методика приобщения детей к чтению:

учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб.

заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия» 2008. — 320 с.
ISBN 978-5-7695-5597-8

В учебном пособии рассматривается история той части русского фольклора и литературы, которая создавалась для детей дошкольного возраста или вошла в круг их чтения. Отдельная глава посвящена современной детской зарубежной литературе. Особое внимание уделено методике при­общения детей к чтению, воспитанию компетентных читателей.

Для студентов факультетов дошкольного воспитания высших педаго­гических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам педа­гогических колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, родителям дошкольников.

УДК 82.09(075.8)

ББК 83.8я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается
© Гриценко З.А., 2004

© Гриценко З.А., 2007, с изменениями

© Образовательно-издательский центр «Академия» 2007

ISBN 978-5-7695-5597-8 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ОТ АВТОРА 5

ЧАСТЬ I. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 7

Глава 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

Глава 2. РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 14

Народная сказка 14

Поэтика сказки 18

Сказки о животных 19

Волшебные сказки 21

Бытовые и авантюрные сказки 24

Докучные сказки 25

Детский фольклор 26

Творчество взрослых для детей 27

Произведения, перешедшие из взрослого фольклора в детский 30

Произведения, сочиненные самими детьми 35

Малые фольклорные жанры 36

Пословицы 36

Поговорки 39

Загадки 40

Поэтика загадок 42

Современное состояние жанра 42

Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Глава 4. РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ:
ВИДЫ, ЖАНРЫ, ТЕМЫ 54

Читайте также:  Игротерапия в коррекции психического развития ребенка

Литературная сказка 54

Русская детская поэзия 63

Поэзия XIX в. — детям 68

Поэзия XX в. 76

Природоведческая литература 86

Изображение ребенка в русской литературе XIX в. о детях и для детей 94

Детская литература рубежа XIX—XX вв. 98

Детский рассказ XX в. 103

Глава 5. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
В КРУГЕ ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 112

ЧАСТЬ II. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ
РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 122

ВВЕДЕНИЕ 122

Глава 6. ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ 124

Вопросы становления детской литературы и детского чтения
в первой половине XIX в. 127

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) 130

Николай Гаврилович Чернышевский (1825-1889) 132

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) 133

Вопросы становления детской литературы и детского чтения
во второй половине XIX в. 135

Вопросы методики детского чтения первой половины XX в. 138

Методика детского чтения в 40 —80-е годы XX в. 146

Современное состояние методики детского чтения 149

Глава 7. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 152

Глава 8. ТИПЫ ДЕТСКИХ ИЗДАНИЙ И ДЕТСКИХ ТЕКСТОВ 162

Глава 9. РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КНИГЕ 164

Методы работы по детскому чтению в дошкольном учреждении и семье 165

Виды бесед с дошкольниками и родителями 165

Выразительное чтение воспитателя как метод приобщения детей к книге 168

Рассказывание 169

Приемы работы по приобщению детей к чтению 172

Заучивание стихов наизусть 173

Сообщение детям биографии автора 176

Формирование книжного уголка в дошкольном учреждении 179

Занятия по литературе в дошкольном учреждении 181

Анализ художественного текста 185

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 188

ОТ АВТОРА

Начало XXI в. ознаменовано пристальным вниманием обще­ственности к детской литературе и детскому чтению, выражаю­щемся в издании художественных произведений не только теми издательствами, которые всегда выпускали литературу для детей («Детская литература»), но и теми, кто издавал литературу для взрослых (серия для детей «Сказки НЛО»).

За три года нового века были проведены Конгресс в поддерж­ку чтения (сентябрь 2001 г.), совещание «Регионы России; читаю­щие дети — читающая нация» (2002 г.), фестиваль школьных биб­лиотек «БиблиОбраз» (2003 г.).

На каждой книжной выставке-ярмарке как российского, так и международного уровня обсуждаются вопросы, касающиеся из­дания, распространения, чтения, изменения детской литературы («круглый стол» издательства «Новое литературное обозрение» «До­лой советское детство!, или Почему нам нужна новая детская ли­тература?» 29 ноября 2003 г. и др.).

Не утихают споры о роли детской литературы в жизни детей, о том, какая ее функция — воспитательная, развлекательная или художественная — должна быть ведущей. Особая активность в орга­низации разного рода мероприятий и публикаций, а также в об­суждении связанных с детской литературой проблем в настоящее время принадлежит издателям и библиотекарям.

Между тем читатель начинается не в библиотеке и не в книж­ном магазине. Главная роль в его воспитании при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреж­дению. Исходя из этого, самым грамотным человеком в вопросах детской литературы и детского чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения, который не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быст­ро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Являясь организатором детского чтения, воспитатель активно воздействует на формирование мировоззренческих позиций будущих граждан, на их культурное становление и интеллектуальное развитие.

В настоящее время изменился мир детской литературы и круг детского чтения. Уже никто не рассматривает детскую литературу как средство воспитания и материал для идеологизации детства, однако до сих пор существует устойчивое представление взрослых о том, что специалистом в области детского чтения может быть каждый взявший в руки книгу, имеющий благородную цель чи­тать ее детям. Многие теоретические проблемы детской литерату­ры ждут своего рассмотрения, а методика исследует вопросы пре­подавания литературы, а не становления читателя. Существующее в теории деление читателей по возрастам на практике мало соот­ветствует действительности, не является гибким и мобильным, связанным с общественными и психофизиологическими процес­сами детства. Вместе с тем литературу, адресованную ребенку или перешедшую в детское чтение, узурпированную детьми, нельзя изучать вне самого ребенка-читателя, особенностей его возраста и восприятия.

В обществе нет полного осознания того, что читатель начина­ется в раннем детстве и его воспитанием занимаются родители и работники дошкольных учреждений, что школа и библиотека не первый, а последующий этап формирования читателя, что чте­ние детей — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего.

Читайте также:  Специфика развития ребенка в раннем детстве

Данное учебное пособие имеет комплексный характер: в нем представлены как вопросы фольклора и детской литературы, так и вопросы методики приобщения детей к чтению, разработанные и систематизированные применительно к дошкольному детству. При этом те монографические темы, которые подробно изучались в педагогическом колледже, в учебном пособии не рассматрива­ются (например, творчество К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова и др.). Решение вопросов историко-литератур­ного и научно-методического характера подкреплено публикаци­ей отдельных художественных текстов или отрывков, что должно способствовать их единому, неразрывному восприятию.

Вопросы и задания для студентов, ссылки на научные и науч­но-методические источники, выводы, с которыми можно спо­рить, не только не должны оставить читателя равнодушным, но и дать импульс к диалогу с автором, в процессе которого, хотелось бы надеяться, будет формироваться глубокое понимание роли до­школьного детства в созревании читателя.

Задачи учебного пособия можно представить следующим обра­зом.

1. Показать специфику фольклора и литературы для детей до­школьного возраста, рассмотрев те вопросы, с которыми воспитатель часто встречается в практической работе. Выделение детс­кой литературы для дошкольников, определение круга детского чтения как возрастной рубрики способствуют более грамотному определению тематики, проблематики, интересной и доступной детям дошкольного возраста, уяснению родовой и жанровой специфики произведений, пониманию глубинной связи художественного творчества для детей с педагогикой и психологией.

2.Изложить историю методики детского чтения и на ее основе разработать систему приобщения дошкольника к чтению как самостоятельную, стоящую вне методики развития речи научную дисциплину. Определить ее понятия и базовые принципы, изме­нить существующую ныне модель отношения к детской литературе как прикладному материалу к другим методикам.

3. Совершенствовать процесс формирования талантливого чи­тателя в человеке, чья профессия связана с детством и определяется его потребностями, а также задачами воспитания и развития детей. Для воспитателя дошкольного учреждения важны не только конкретные знания о литературном процессе, но и умение выбрать книгу для чтения детям, хороший художественный вкус, навыки в поиске, накоплении и анализе информации по вопросам детской литературы и детского чтения, осознание своей культурологической миссии, которая обязывает постоянно обновлять и совершенствовать знания по детской литературе и методичес­кие умения организатора детского чтения, быть примером грамотного читателя и интересным собеседником для детей, а также всегда помнить о том, что «…из всех средств для распростра­нения образованности самое сильное — литература» (Н.Чернышевский «А.С.Пушкин, его жизнь и сочинения»).

4. Довести до сознания взрослых идею о том, что методика работы по приобщению детей к чтению должна быть основана на глубоком знании истории развития и современного состояния детской литературы, ее специфики, на филологическом подходе к анализу текстов для детей, где первоочередным является содержание произведения и его художественное воплощение, а не воспитательные и дидактические задачи.

В пору, когда ведутся постоянные разговоры об исчезновении книги как способа передачи информации, о прочном завоевании позиций компьютерно-информационными технологиями, мы Должны быть уверены в том, что детская литература, в совершенстве познавшая мир человека на начальной возрастной ступени его развития и нашедшая уникальные формы повествования о нем, всегда будет верным союзником взрослых в общении с детьми, в познании феномена детства вне зависимости от способов ее передачи — реальных или виртуальных.

Учебное пособие, каким бы оно ни было, никогда не сможет вместить в себя весь материал, накопленный в процессе изучения курса, и объективизировать все существующие по проблеме точки зрения. Автор данного учебного пособия такой задачи перед собой не ставил, не скрывал собственного, может быть, в какой-то степени субъективного отношения к предмету изложения и старался неукоснительно следовать только одному правилу: любя сам детскую литературу, понимая ее первостепенную роль в создании Человека, зарази этой любовью и пониманием других, найди себе союзников, единомышленников, помощников и про­должателей твоего дела в лице изучающих и преподающих этот уникальный курс. А далее все пусть будет по незабвенному В.Ф.Одоевскому: «Если скажут, что мои мысли уже были кем-нибудь выражены: то можно скорее поручиться за их справедли­вость. Если найдут, что они новы, но несправедливы: то, по крайней мере, мне останется честь изобретения. Если же заметят, что они и стары и несправедливы: то я рад буду случаю узнать новое и отстать от несправедливого» («Парадоксы»).

В заключение автор выражает глубокую благодарность всем тем, кто находился рядом с ним в пору подготовки данного пособия, был внимательным и терпеливым слушателем, взыскательным рецензентом и помогал советами и делом: студентам факультета дошкольного воспитания МГПУ, заведующему кафедрой дошколь­ной педагогики МГПУ, доктору педагогических наук, профессору С.А.Козловой, профессорам кафедры Е.А.Дубровской, Т.А.Куликовой, а также Л.Л.Гриценко и Л.А.Арановичу.

ЧАСТЬ I. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источник