Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной педагогической науке квалифицированный читатель рассматривается как человек, у которого «есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания». В старшем дошкольном возрасте, воспринимая на слух разнообразные тексты, постепенно усложняющиеся по структуре, содержанию, жанровым особенностям, дошкольники учатся представлять себе обстановку, в которой разворачиваются действия героев, прослеживать эти действия, восстанавливать контекст и подтекст описанных в тексте событий, учатся сравнивать и оценивать действия героев, сопереживать им. Вначале побуждаемые взрослыми, а затем самостоятельно дети пытаются предугадывать развитие событий и их последствия, исходя из логики освоенных жанров, накопленного личного и читательского опыта, в том числе и опыта решения разнообразных и постоянно усложняющихся читательских задач.

Поскольку под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания), отметим, что понимание текста – качество читателя, с одной стороны, несущее на себе возрастную специфику, с другой стороны, развивающееся (что очень важно!) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные чтения, совместные чтения, занятии по чтению и т.п.). Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать (то есть владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное), но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).

Читательское развитие в дошкольном детстве – это привитие любви к чтению, процесс первоначального приобщения детей к книге, с ее неисчерпаемыми возможностями для становления личности, воспитания элементарных навыков культуры чтения у детей, межличностного общения. Отсюда вытекает понимание сущности читательского развития детей старшего дошкольного возраста – процесса выработки у детей ценностного отношения к книге (акмеологический подход), развития знаний о книге и её назначении, развития умений наблюдать, исследовать книгу, выбирать интересующую книгу, эмоционально реагировать на прочитанное, эстетически воспринимать художественный текст, включать воображение по ходу чтения, находить в прочитанном ценностную и смысловую информацию. При организации читательского развития нужно учитывать и то, что в старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

Структура читательского развития старших дошкольников включает три компонента:

1)когнитивный компонент – определенный уровень элементарных теоретико-литературных знаний, способствующих благотворному общению ребёнка с книгой (знание жанровых особенностей сказки, рассказа, стихотворения, понимание идеи художественного произведения);

2)эмоционально-мотивационный компонент – наличие потребности и интереса к чтению, эмоциональной реакции на прочитанное, ценностное отношение к книге;

3)деятельностный компонент – уровень восприятия текста, умение находить в прочитанном ценностную и смысловую информацию.

Традиционно в методике организации чтения художественной литературы со старшими дошкольниками принято выделять два основных метода: чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание воспитателя. Дополнительные методы: инсценирование и заучивание наизусть. Со старшими дошкольниками необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приёмы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги).

В организации занятий по чтению художественной литературы со старшими дошкольниками следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Источник

На чтение 9 мин. Просмотров 212
Обновлено 02.09.2018

Через хорошие книги дети знакомятся с нравственными нормами: они начинают видеть добро, замечают красоту, чувствуют гармонию. Все это позволяет формироваться гармонично развитой личности.

Детей нужно приобщать к искусству и к миру книг как можно раньше. многочисленные исследования таких ученых, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. это подтверждают.

Как приобретается литературный опыт ребенка?

Многие авторы пишут, что именно литературный опыт, которые люди приобретают в детстве, оказывает влияние на развитие ценностей человека и формируют его эстетическую культуру, развитие читательских навыков. Открывая перед дошкольником мир художественного словесного искусства, мы закладываем основы для дальнейшего литературного образования.

Уже в первом классе становится очевидно, насколько это важно. Дети способны интересоваться художественной литературой и испытывают потребность в том, чтобы им читали книги.

Для достижения этой задачи нужно прежде всего развить первоначальные навыки читателя, который может испытать эстетическое удовольствие от восприятия художественного произведения. Обычно таких читателей называют развитыми и творческими. С.Я. Маршак считает их талантливыми.

Учитывая существующую условность у понятия «читатель» в отношении к детям дошкольного возраста, мы сразу отметим, что этим термином обозначаем будущего читателя. Также к этим детям вполне можно отнести термин «читательские навыки», так как именно в этом возрасте закладываются первые основы для дальнейшего формирования читателя в дошкольнике.

Далее, рассмотрев элементы структуры литературного развития детей дошкольного возраста, обсудим важность развития у них художественных речевых навыков (которые являются основой будущих читательских навыков). Также мы обоснуем необходимость использования комплексного подхода к решению этого вопроса.

Элементы читательской деятельности

Н.Н. Светловской (известный исследователь и разработчик методик по развитию навыков чтения» предлагает концепцию, согласно которой у читателя сначала нужно формировать правильную читательскую деятельность, которая состоит из трех элементов:

  • читатель должен обладать мотивацией для чтения книг и иметь для этого конкретные цели;
  • читатель должен быть знаком с мирок книг;
  •  читатель должен обладать достаточно высоким уровнем восприятия сюжета прочитанной книги.

Книга представляет собой закодированную чужую речь, обращенную от писателя к читателю. Речь эта оформлена различными художественными языковыми средствами для более глубокой передачи впечатлений, мыслей и эмоций.

Согласно работам Т.А. Полозовой существуют следующие элементы, составляющие навык правильного чтения: человек должен получать эстетическое наслаждение от чтения, он должен любить читать книги, получать от чтения радость, воспринимать эстетический вкус художественных произведений.

Сам литературный процесс также должен доставлять читателю радость, он должен разбираться в жизни книг, уметь обсуждать эти темы среди друзей, осознанно интересоваться книгами, знать их историю и понимать их как продукт деятельности писателя. Через книгу читатель должен уметь узнавать мир природы, человека и жизни.

Какие задачи ставятся при формировании ребенка-читателя?

Воспитывая дошкольников, педагоги ставят перед собой задачу формировать личность детей. Эта цель достигается благодаря приобщению детей к сокровищам человеческой культуры.

Через литературные произведения люди получают опыт, накопленный многими предыдущими поколениями. Развитие читательских умений – это важная составляющая для формирования гармоничной полноценно развитой личности.

Детство в дошкольном возрасте – это одно из самых благоприятных времен для приобщения детей к литературному искусству. Именно в этом возрасте должна закладываться любовь к книгам. Но без помощи взрослых дети не смогут перенять опыт художественной деятельности.

Способность воспринимать литературное творчество, формирование личности на основании получения культурного опыта – все это полностью зависит от уровня культурного развития самого педагога.

Особенно важно для формирования детей дошкольного возраста рационально организовать приобщение их к чтению. В дошкольном возрасте дети познают мир двумя способами: с помощью чувственного восприятия и через чтение книг.

Для того чтобы чтение стало мощным инструментом для обогащения личностного развития ребенка, чтобы через чтение ребенок мог приобрести потребность в книгах, необходимо обеспечить его всеми условиями, которые бы позволяли развивать основы читательской культуры.

Развитие читательских навыков — в чем проблема?

Сегодня проблема приучения детей к чтению очень актуальна. Все реже дети испытывают потребность в том, чтобы им читали художественную литературу. Сегодня технологии стремительно развиваются. Дети получают огромный поток информации в самых разнообразных формах. Родители часто забывают о том, насколько важную роль играют книги для всестороннего развития личности детей.

Очень важно научить детей находить нужную им информацию с помощью книг. Также важно вырастить из современных детей благодарных читателей.

Благодаря чтению правильных книг сердца детей облагораживаются. Их умственные способности совершенствуются. Книги дают возможность детям лучше усвоить речь. Все это позволяет им лучше узнавать окружающий мир, знакомиться с природой и отношениями между людьми.

Если читать книги с дошкольником часто, также проводить с ним жизненные наблюдения и знакомиться с разными типами человеческой деятельности, то ребенок будет постепенно постигать окружающий мир, он научится понимать прекрасное, это поможет ему развивать нравственность.

Каков он — будущий читатель?

Итак, каждый ребенок является читателем. И для этого он совсем не обязан уметь читать. Ведь он слушает, как книжки ему читают взрослые. Он сам выбирает, какую историю хочет послушать. Он воспринимает то, что находится в книге, дает этому собственную оценку, а значит является читателем.

Если не заниматься читательскими способностями ребенка, то чтение и развитие читательских навыков может быть для него вредным, так как в его сознании могут закрепиться неправильные стереотипы.

Будущий читатель должен не просто понимать содержание литературного произведения. Он должен чувствовать используемую автором художественную форму, понимать образный язык. Все современные программы отражают эти навыки. Но для того, чтобы ребенок в достаточной степени овладел читательскими навыками, нужно чтобы его развитие как чтеца началось в ранний дошкольный период.

Именно в этом возрасте дети начинают получать первые литературные впечатления, они формируют в своем сознании художественные впечатления, начинает развиваться их эмоциональная культура, развиваются личные интересы и потребности.

Методы формирования художественной активности

Многие отечественные авторы посвятили свои работы приобщению детей дошкольного возраста к чтению. Особое внимание они уделяют тому, как дети разного возраста воспринимают художественные произведения, какую они проявляют художественную активность, как обучение с вязано с творчеством детей. Также это влияет на развитие способности к художественной речевой деятельности.

Дети должны учиться ценить художественные произведения. Это поможет им преодолевать такое отношение к произведениям литературы, как будто бы в них лишь отражена действительность и можно расширить кругозор.

Педагогическая литература изобилует множеством программ и методик, которые объединены общей целью – формирование читательского интереса, развитие читательских навыков.

Например О.С. Ушакова пишет о том, что перед педагогом в детском саду лежит важная задача – развить у дошкольников любовь к художественному произведению, уважение к литературным произведениям, развитие читательских навыков. Они предлагают систему, с помощью которой дети могут ознакомиться с разными видами художественной литературы.

При этом авторы считают, что основной целью читательских занятий является развитие эмоционально-образного восприятия книг, формирование внимания к изобразительным средствам речи, навыка применения языковых средств для выразительности.

Сегодня поменялись задачи ознакомления детей с различными произведениями литературы. Это отражается и в правовых документах. Но хотя согласно тексту разных программ нужно изучать литературные произведения, как объединение формы и содержания через развитие читательских навыков, в реальной жизни обычно это не выполняется.

Часто педагоги используют время для чтения книг лишь для того, чтобы заполнить паузы между двумя занятиями. В итоге дошкольники не способны должным образом понять образность литературной речи, они воспринимают текст, как отражение действительности, они находят в художественных произведениях лишь конкретную информацию.

Типовая характеристика читателя

Согласно некоторым исследователям, в старшем дошкольном возрасте становится заметно разделение читательских типов. Можно выделить тип «грамотные читатели». Эти дети способны воспринимать текст в единстве формы и содержания. Им доставляет наслаждение сам процесс чтения книги и понимания прочитанного. Также есть тип «читатели потребители». Они интересуются книгой только в том случае, если получают за это награду. Им не интересно то, что в книге написано.

Дети, относящиеся к типу «деловые читатели», проявляют больший интерес к литературе энциклопедической направленности, а не к художественным произведениям. Есть также дети, которые относятся к типу «досуговые читатели». Им не интересно содержание книги, и они легко могут переключиться на что-то другое. А дети из группы «неграмотные читатели» не воспринимают прочитанное.

Хорошие читатели могут вырасти только в результате должным образом организованной работы с книгами. Согласно З.А. Гриценко, каждый читатель проходит через два этапа формирования читательских способностей: первый этап пассивный – ребенок слушает те произведения, которые предлагает ему взрослый; второй этап активный – ребенок уже имеет несколько любимых произведений, которые он хорошо запоминает и пересказывает, а сюжеты этих книг применяет во время игр.

Умения начинающего читателя

Развивая любовь к чтению, нужно помнить о том, что этот процесс должен ориентироваться на последующее обучение детей в школе. Л.М. Гурович определил умения, которыми должен обладать начинающий читатель. Они опираются на восприятия эстетической действительности и на понимание сюжета литературных произведений.

Сюда относится целый перечень умений. Ребенок должен уметь слушать чтение художественного произведения, соотносить то, что он слышит с нарисованными картинками. Он должен замечать связи в тексте, понимать главную мысль прочитанного произведения. Он должен видеть мотивы разных персонажей, давать оценку их поступкам.

Также ребенок должен уметь эмоционально воспринимать содержание и оформление художественного произведения. Он должен уметь сопереживать персонажам, переживать чувства и настроения героев сказок. В его воображении должны всплывать яркие картины описанных событий. Также дети должны уметь воспринимать переносное значение некоторых фраз, выбирать одно из наиболее подходящий значений разнозначных слов. Также ребенок должен употреблять в повседневной речи некоторые словесные выразительные средства из прочитанной литературы.

Таким образом, подготавливая будущего читателя, нужно не просто как можно раньше приучить ребенка к книге. Нужно развивать в ребенке соответствующие его возрасту навыки полноценного восприятия книги. Однако сегодня детям не очень интересны книги, как таковые. Это касается также и взрослых. Поэтому сегодня культура чтения в дошкольный период резко снижается.

Поэтому сотрудники детских садов проявляют озабоченность тем, как правильно формировать способность к восприятию книг, как развивать духовный и культурный мир дошкольников.

Воспитание будущего читателя – это очень сложный и длинный процесс. Он состоит из последовательных этапов, перед каждым из которых стоят определенные задачи.

Источник

«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»

С.Михалков

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Оказывается, сделать это легко!

Педагогический коллектив дошкольных групп ГБОУ Школы №1222 г. Москвы, работая над проблемой формирования ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования, основными механизмам и способами достижения поставленной цели выделил следующие:

  • Внедрение проектной деятельности
  • Активное сотрудничество с детской районной библиотекой
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада

Долгосрочный проект «Пришли мне чтения доброго…»

Актуальность

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

В связи с этим, коллективом педагогов нашего дошкольного отделения было решено разработать и внедрить проект по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста «Пришли мне чтения доброго…».

Задачи проекта:

  • изучить лучший педагогический опыт по теме, педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
  • повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
  • прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
  • повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
  • повысить компетенцию педагогического персонала в рамках проекта;
  • обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
  • расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, а также с работниками районной библиотеки.

Планируемые результаты:

  • проведение целенаправленной, систематической, планомерной работы по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста;
  • создание материально-технической, методической, предметно-развивающей базы для полноценной и качественной работы в этом направлении;
  • расширение и обогащение кругозора детей дошкольного возраста, расширение «зоны читательского общения», повышение речевого и интеллектуального уровня детей, развитие творческих способностей;
  • возрождение культуры чтения в семье;
  • формирование активной коммуникативной личности, способной понять, осмыслить и воспроизвести литературную мысль.

Проект внедряется в течение второго учебного года, состоит из цепочки спланированных событий, объединенных общим делом, носит проблемный характер и включают во взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов – детей – родителей. Особенностью внедрения проекта «Пришли мне чтения доброго» является то, что он реализуется, начиная с самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения. Это позволяет эффективно приобщить ребенка к книге как можно раньше, привлечь внимание родительской общественности к проблеме чтения, возродить культуру семейного чтения.

Этапы внедрения проекта

1. Аналитический.

  • изучение литературы и интернет-ресурсов по данной теме;
  • выработка стратегии;
  • отбор и систематизация материала;
  • разработка планирования целенаправленной работы педагогов ДОУ в рамках проекта.

2. Практический.

Предполагает практическое проведение всех запланированных мероприятий, направленных на реализацию задач проекта через различные формы работы.

3. Заключительный.

Предусматривает анализ проведенной работы за год, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми по формированию читательской грамотности.

Механизмы и способы достижения целей практического этапа проекта

Обновленные и традиционные формы работы

Традиционные

Обновленные

Литературные викторины, досуги, праздники, конкурсы чтецов, книжные выставки, семейные совместные с педагогом группы походы в театр

Тематический клубный час, интервьюирование, литературная копилка, поэтическая акция, он-лайн собрания для родителей, литературный брейн-ринг для педагогов

Литературные викторины — форма интеллектуальной работы с дошкольниками, которая требует определенных знаний, представлений у детей по определенной теме. Веселые и познавательные задания в литературных викторинах, позволяют детям совершать увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы, а педагогам определить степень развития кругозора своих воспитанников. Викторины – это не только любимейшее развлечение детей, но и взрослых, и значит, общий интерес даст в совместном развлечении только положительный результат.

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Особое место занимают литературные досуги и праздники, которые являются кульминационными событиям после знакомства детей с определенными литературными произведениями и обобщают многообразные художественные впечатления детей. Они включают в себя различные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Наиболее востребованными в нашем дошкольном отделении являются:

  • театрализованные постановки и драматизации произведений для детей;
  • различные виды театра (теневой, бибабо, кукольный, настольный и др.)
  • тематические досуги по произведениям детских писателей (А.Барто, С.Маршак, К.Чуковский и др.)
  • литературные гостиные

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Разыгрывание коротких сценок с использованием кукол БИ-БА-БО (младшая группа)

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Театрализованная постановка сказки «Краски осени» (старшая группа)

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Театрализованная постановка «Снежная королева» детей подготовительной группы для родителей и детям младшего возраста

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Чтение и инсценировка басней И.А.Крылова, Л.Толстого (старшие дошкольники)

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Чтение и драматизации по произведениям А.Барто совместно с родителями в младшей группе (привлечение внимания родителей к творчеству А.Л.Барто, приобщение к совместному чтению с детьми)

Конкурсы чтецов позволяют воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям, формировать выразительную речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-поэтического слова.

Задачи конкурса:

  • способствовать знакомству воспитанников с литературным наследием нашей страны, с лучшими образцами поэзии и прозы согласно тематике конкурса;
  • выявить наиболее талантливых и артистичных чтецов среди детей ДО, предоставить им возможность для самовыражения;
  • способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений.

Тема конкурса чтецов выбирается в соответствии с тематическим планированием. К каждому конкурсу в группе заранее педагоги с детьми оформляют выставку книг и детских работ. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность выразить свое отношение к произведению или герою через рисунок или поделку.

Конкурсы оцениваются независимым жюри, в состав которого входят педагоги школы, сотрудники районной библиотеки и родители.

Сами конкурсы проходят в увлекательной игровой форме, объединены определенной тематикой. В сценарии включаются истории из жизни авторов детских произведений, различные физкультминутки, музыкальные и речевые игры.  Дети должны получать положительные эмоции от происходящего. Победители нашего дошкольного отделения в дальнейшем соревнуются уже между трех дошкольных отделений в рамках образовательного комплекса.

Такие мероприятия способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.
Конкурсы чтецов и являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста 

Конкурс чтецов «Стихи такие разные, любимые, прекрасные…»

Технология«Клубный час» успешно применяется в нашем ДО вот уже третий год.

При реализации нашего проекта использование данной технологии позволяет развивать связную речь, речевое общение, коммуникацию.

В связи с этим мы практикуем уже тематические клубные часы «В гостях у сказки», «Сказки Пушкина», «Книги наши друзья», «Дружная семейка», где на «станциях» дети более подробно знакомятся с книгами, их героями, могут самостоятельно изготовить костюм, маску, перевоплотиться в любимого персонажа, побывать в волшебной стране, поучаствовать в викторине, придумать свою сказку и т.д. Вариантов деятельности очень много. Главное — инициатива ребенка, его желание, творчество и воображение. В легкой непринужденной форме происходит процесс раскрытия личности, ее потенциала.

Работа с педагогами

Среди традиционных форм работы с педагогами наиболее востребованным является Литературный брейн-ринг. 

Задачи:

  • уточнить и систематизировать знания педагогов по детской литературе, повысить их профессиональную компетенцию;
  • активизировать  мышление, воображение и творчество воспитателей;
  • поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы и поиску новых идей, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста.

На литературном брейн-ринге педагоги с удовольствием включаются в работу, разбиваются на команды, отвечают на вопросы, тщательно изучают методическую и художественную литературу, интернет-ресурсы в рамках подготовки домашних заданий к конкурсу, самостоятельно придумывают сказки для детей, подбирают атрибуты, инсценируют произведения для детей. Педагоги пополняют свой багаж поэтических произведений по различной тематике.
Таким образом, мы стимулируем воспитателей к саморазвитию и профессиональному росту. Каждый педагог должен быть примером для детей, быть начитанным, знающим, активным и интересным.

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Взаимодействие с семьёй

Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.В нашем ДОУ используются разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Одной из форм приобщения детей к чтению стало проведение в нашем дошкольном отделении конкурсов «Книжек своими руками», где дети совместно с родителями изготовляют книги на такие темы, как «Моя любимая сказка», «Мы сказочники и иллюстраторы».

Такая форма позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников.

Кроме того, при организации конкурсов в ДО детско-родительского творчества (3-4 раза в год) мы стараемся связать тематическую направленность выставки с книгой (например, во время традиционной осенней ярмарки во многих группах ДО среду группы украшали не просто выставки детско-родительского творчества на тему осени, а познавательные книжки-витамишки с дарами осени, информационной страничкой и иллюстрациями, изготовленные родителями совместно с детьми). Это также способствует обогащению предметно-пространственной развивающей среды групп.

 Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Выставка детско-родительского творчества

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

«Книжки-витамишки»

Литературные вечера и гостиные стали традицией для нашего дошкольного отделения. Целью таких мероприятий является воспитание любви и интереса ребенка к книге, установление эмоционального контакта родителей и детей посредством чтения – убеждение, просвещение и настрой родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.

Совместные театрализованные постановки детей сродителями, начиная с младшей группы, также являются значимым элементом, способствующим повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Родителис удовольствием принимают участие в инсценировке произведений, самостоятельно готовят костюмы, маски и атрибуты.

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

«Любимые сказки-самоделки»

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Придумывание сказок и иллюстраций к ним

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Эффективным новым способом взаимодействия с родителями по проблеме является прием Литературная копилка «Я дарю тебе стихи»: раз в неделю родители вместе с ребенком опускают в копилку небольшое поэтическое произведение, затем в течение недели ребята знакомятся с этими произведениями, обсуждают их, заучивают.

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Особенно важным для нас является включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление литературного пространства, связанного с книгой: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки – рекомендации о том, что и как читать детям.

В каждой группе созданы уголки для родителей «Читаем дома», где родители могут взять книги для домашнего семейного чтения, получить консультацию воспитателя по литературным произведениям.

Благодаря не только книге, но и систематическим совместным посещениям театра, перед ребёнком открывается целый мир, о котором он почти ещё не знает.

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Уголок для родителей «Читаем дома»

Организация совместных с родителями литературных досугов, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет каждому родителю приобщиться к совместной деятельности с детьми по разучиванию любимых литературных произведений, способствует развитию творчества и навыков выразительного чтения и рассказывания как у детей, так и у взрослых.

Кульминационными событиями при знакомстве детей с литературными произведениями являются совместные посещения спектаклей детьми, родителями и педагогами в театрах города.

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

Посещение Детского музыкального театра, спектакль «Царевна лягушка»

Прочно входят в практику работы и являются новой апробированной нами формой взаимодействия с семьей он-лайн собрания, на которых каждый родитель имеет возможность получить компетентную помощь и консультации специалистов по проблемам детского чтения, задать интересующий вопрос в режиме он-лайн посредством сети интернет на официальном сайте нашего образовательного учреждения.

Читательское развитие ребенка дошкольного возраста

https://events.webinar.ru/4837993/811561/record-new/828561

Результаты проекта

  • обновление методов и форм работы с детьми, приумножение традиций;
  • формирование компетенций «грамотного» читателя у ребенка-дошкольника для последующего успешного обучения в школе;
  • обогащение предметно-развивающей среды, создание ми?