Четыре этапа развития ребенка до года

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.
Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Первый месяц
1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.
Физическое развитие
Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).
В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).
Психомоторное развитие
Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.
Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:
кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
плач обусловлен дискомфортом;
распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Второй месяц
Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.
Физическое развитие
Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.
Психомоторное развитие
Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.
Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:
реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
рефлексы новорождённого постепенно угасают;
у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.
Третий месяц
В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.
Физическое развитие
Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.
Психомоторное развитие
В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.
Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:
умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
пытается схватить и удержать погремушку;
тянет в рот предметы и свои пальцы;
исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 2,5 см.
Четвертый месяц
В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.
Физическое развитие
Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.
Психомоторное развитие
В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.
Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:
в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
лежа на животе делает первые ползающие движения;
при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Пятый месяц
В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.
Физическое развитие
У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.
Психомоторное развитие
В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.
Основные моменты развития ребенка пятого месяца жизни:
будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Шестой месяц
Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.
Физическое развитие
В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.
Психомоторное развитие
Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.
Основные моменты развития ребенка шестого месяца жизни:
осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Седьмой месяц
В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.
Физическое развитие
Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.
Психомоторное развитие
Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.
Основные моменты развития ребенка седьмого месяца жизни:
тянется за предметом или к маме обеими руками;
садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.
Физическое развитие
Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.
Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.
Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:
держась за опору, ходит приставными шагами;
легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Девятый месяц
В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.
Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.
Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.
Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:
садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.
Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.
Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)
Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:
может стоять несколько мгновений без опоры;
делает 2-3 шага вперед без поддержки;
ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Одиннадцатый месяц
Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.
Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.
Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.
Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:
активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
может показать пальцем на желаемый предмет;
новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Двенадцатый месяц (1 год)
Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и быт
Источник
Первый год в жизни малыша – это именно тот этап, на котором закладываются основы развития и формируются основные элементы поведения. Формирование его как личности сильно зависит от тех ценностей, которые будут заложены в первый год жизни.
Очень важно, чтобы ребенок испытывал в основном положительные эмоции, так как в этот период жизни идет становление эмоциональной стороны: появляются хорошие привычки и плохие, формируется представление об окружающем мире. Задача родителей в данный период создавать только теплую, красочную атмосферу для ребенка. Такие условия благотворно влияют на развитие малыша. Он должен всегда чувствовать желание матери с ним общаться, иначе отсутствие материнского внимания может привести ребенка к болезни. Но и не стоит слишком приучать к рукам, потому что впоследствии малышу будет труднее адаптироваться к внешнему миру. Необходимо всегда учитывать физическое развитие организма, чтобы физические занятия соответствовали возрасту ребенка.
Четыре этапа в воспитании ребенка до года
Воспитание ребенка с первых дней до года подразделяется на четыре важных этапа:
- с первых дней рождения до трех месяцев;
- от четырех месяцев до шести;
- с семи месяцев до девяти;
- с десяти месяцев до двенадцати.
На первом этапе важно приучить ребенка засыпать самостоятельно, не укачивая его. Постараться, чтобы ребенок, находясь в кроватке, мог самостоятельно себя развлекать. То есть наблюдать за внешним миром, естественно, в силу своего восприятия.
В первый месяц малыш слышит шум погремушки. Если вы коснетесь его стопы, он отдернет ножку, а предметы, которые попадают ему в руки, крепко сжимает. Он может сосредоточенно смотреть на неподвижный предмет.
Двухмесячный малыш уже улыбается в ответ на улыбку, издает звуки, поворачивает голову в ту сторону, откуда идет звук. Чувствует руки, берущего его. Поэтому успокаивается, когда понимает, что это мамины руки и может капризничать, если руки незнакомые. Ручки постоянно сжимает в кулачок. Уже следит за движущимися предметами, узнает близких людей, поднимает головку, когда лежит на животе.
На третьем месяце ребенок уже смеется, хватает ручками висящие над ним игрушки, висящие над манежем. Он легко может переворачиваться со спины набок, поднимает голову и поворачивает ее в стороны. Кулачки разжимает – сжимает, ручками дотрагивается до лица.
На втором этапе начинается совершенствование сенсорики. Теперь родителям надо будет разговаривать с малышом, комментируя свои действия. Интонация в голосе очень важна. Голос должен звучать спокойно. Пусть чаще звучит нежная музыка. Приходит время, когда с ребенком можно играть в игры, которые будут способствовать развитию слуха и зрения. Важно развивать тактильные ощущения ребенка.
Четырехмесячный малыш хорошо узнает маму и чаще любит проводить время только с ней. Он уже что-то лопочет, легко может хватать висящую над ним игрушку. Он очень громко смеется, реагируя на ласковые прикосновения мамы или щекотку. Улыбается с теми, кто приближается к нему, разговаривая с ним.На пятом месяце ребенок крепко держит головку, может высоко задирать свои ножки, сосредоточенно рассматривает яркие цветные картинки. Наступает время для покупки развивающей игрушки, которую малыш ощупывает. Различает знакомых и незнакомых людей.
В шесть месяцев ребенок ползает на четвереньках по полметра, часто целенаправленно, чтобы добраться до игрушки. Умеет самостоятельно сидеть, наклоняться вперед, поворачиваться в стороны. Любимое занятие – перекладывание предметов с места на место и игра с едой. Он знает свое имя, постоянно что-нибудь лопочет.
Третий этап в воспитании ребенка – выработка определенных навыков, таких как: учить малыша мыть ручки, понемногу приучать его к горшку, вырабатывать аккуратность, когда он кушает.
В семь месяцев ребенку становится понятным значение слова «нет». Он легко произносит слоги, па, ма, ба.
Благодаря проявлению ко всему повышенного интереса, в восемь месяцев ребенок может очень долго играть с одной и той же игрушкой. Преодолевает ползком «большие расстояния». Уже пытается самостоятельно встать на ножки , придерживаясь за что-нибудь. Чужих людей не признает совсем. «Папа» и «мама» произносит, обращаясь осознанно. В рот тянет все, что попадается. Хлопает в ладоши и машет ручками, при этом громко что-нибудь говорит или смеется.
В девять месяцев его интересуют книжки, страницы которых он перелистывает. За большим, крупным предметом тянется двумя руками, а вот мелкие предметы берет пальцами. Любит прыгать и приседать, при этом придерживаясь за что-нибудь. Запоминает в процессе игры, где у него ротик, глазки, носик. А потом по чьей-нибудь просьбе легко на них указывает пальчиком. Ему нравится, когда его хвалят.На четвертом этапе физическое развитие ребёнка продолжается, речь и память развивается. Нужно непрестанно расширять кругозор ребёнка, все время объяснять, что хорошо для него и окружающих, что плохо. Всегда серьезно реагировать на плохие поступки ребёнка. В этот период формируются принципы поведения с посторонними людьми и предметами, которые встречаются впервые. Происходит становление психики, формирование эмоций. Очень важно поведение и эмоциональное состояние того человека, с которым ребенок проводит большую часть времени.
Десятимесячный ребенок уже умеет ходить, держась за чьи-нибудь руки. Для него не составляет труда сесть или лечь самостоятельно. Его уже нелегко уложить спать, так как ему все время хочется двигаться. Поэтому с удовольствием играет в подвижные игры, ему нравится танцевать, поворачиваться. Малыш уже умеет открывать ящики в комоде или тумбочке, его все интересует, он может перенести в одной руке несколько небольших предметов.
В одиннадцать месяцев малышу понятно слово «нельзя». Он уже понимает, когда его просят протянуть ручку и поздороваться, помахать рукой, когда надо прощаться. Преодолевает бегом небольшие расстояния. Слова «дай», «мама», «папа», «нельзя», «мяу», «гав-гав» не только четко понимает, но и отлично произносит. Именно в этом возрасте его можно научить самостоятельно пить из чашки.
Для годовалого ребенка не составляет труда пользоваться ложкой, чашкой. Многие дети уже ходят, прыгают, приседают самостоятельно. У него уже есть привязанность к какой –то игрушке, которая становится любимой. Показывает на картинке животных. Легко произносит около 12 слов. Может капризничать, показывая свое несогласие с чем-то, уход того, кто ему был нужен в данный момент. Собирает легко пирамидку или расставляет кубики.
Приведенные этапы развития несколько условны. Родителям не следует упускать из виду, что каждый ребенок по-своему уникален и имеет некоторые особенности в развитии.
- Новогодний подарок годовалому ребенку
- Китайская диета и её особенности
- Состав напитка ром
Источник