Чертежи для развития дошкольного ребенка

Чертежи для развития дошкольного ребенка thumbnail

Ольга Борисевич
Мастер класс: Обучение конструированию старших дошкольников по чертежам и планам в процессе конструктивных игр

Актуальность этой темы вытекает из задач Ф. Г. О. С.

Они определяют у детей старшего возраста развитие самостоятельной творческой деятельности, любознательности, познавательной мотивации.

И цели, которые ставятся в работе с детьми подготовительной группы по развитию конструкторских способностей, совпадают с этими требованиями.

Цель:

– развитие конструктивных навыков,формирование пространственных представлений, развитие воображения, мышления с помощью методики моделирования и специально подобранных строительно-конструктивных игр.

Добиваться этой цели можно решая следующие задачи :

– Дать детям некоторые элементарные технические знания и умения:

(как делать перекрытия, объединять поставленные в ряд детали, соединять плоскости и делать постройку устойчивой и др.)

– Формирование умения планировать свои действия

(определять тему постройки, обдумывать процесс работы в нужной последовательности)

– Воспитание у детей аккуратности в работе.

– Развитие у детей умения учиться, сосредоточенно выполнять учебные задачи.

Что же такое моделирование?

Моделирование -это совместная деятельность воспитателя и детей, основанная на принципе замещения реальных предметов схематическими изображениями, знаками.

Работа по обучению детей конструированию по чертежам и схемам планируется и осуществляется как на Н. О. Д., так и в совместной деятельности с детьми.

И вначале необходимо подготовить необходимую для этого развивающую среду.

Пополнить оснащение группы строительными наборами ” Маленький архитектор”, изготовить картотеку схем и чертежей.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей.

Ребенок создает предмет, сочетая детали конструктора. Для этого ему необходимо постоянно представлять создаваемую постройку в целом. Поэтому

На Iэтапе:

детям предлагаются простые задания на моделирование построек по образцу, по условиям, по рисунку.

Конструирование по образцу:

Игровое задание ” Кто быстрее соберёт”.

Детям даётся образец постройки (один на двоих). Предлагается запомнить способ его сборки, затем даётся задание- разобрать и собрать образец снова. Выигрывает тот, кто быстрее собирает.

Конструирование по условиям. Даются задания сконструировать здания, машины, корабли,но с условием: «Чтобы под аркой дома могла проезжать эта машина» или «Построй трехпалубное пассажирское судно».

Конструирование по рисунку –

– это для детей новая и интересная задача. Для этого вида строительства используется строительный материал «Маленький архитектор» с готовыми рисунками построек. Предлагая рисунок постройки, по которому дети должны строить, в каждом случае даётся её название,и говорится: «Построй такую же. “

На IIэтапе работы :

1 – Вначале идёт процесс заучивания с детьми, а затем закрепления названия деталей.

2 – Затем учим соотносить эти детали со схемой.

Предлагаются задания:

“Отыщи на схеме знакомые детали и назови их”.

Игра «Расставь по контуру детали».

Каждый ребенок расставляет детали по контуру на листе.

Усложнённый вариант игры:

Ребенок расставляет детали на листе без контура, создавая форму любого предмета, обводит фломастером контур получившийся модели, снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его постройку.

В свою очередь сам берет лист и детали у товарища и собирает его модель. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Затем учим детей читать схему.

1″ Найди нужную схему”

Ребята выбирают из нескольких схематических изображений то, которое соответствует конструкции предметного образца. Когда дети находят нужную схему, все лишнее убирается, также убирается и конкретный образец.

И уже только по схеме воспроизводится постройка.

Постепенно дети смогут выполнять постройку по схемам самостоятельно.

На последнем 3- ем этапе :

детям предлагаются более сложные виды строительно-конструктивных игр.

– Дети учатся выполнять чертёж образца самостоятельно.

– Для этого им предлагаются заранее изготовленные картонные трафареты с вырезанными геометрическими формами на них.

Предлагаются следующие игры:

Игра” Придумай свою схему”

(начертить схему, создать постройку по этой схеме).

– Затем детей учим работать в паре :

Игра” Выполни постройку по чертежу товарища

И на заключительном этапе детям предлагается тематическое конструирование по своим схемам:

Например на тему” Дворцы и замки”

И комплексное конструирование,

например на тему” Район города”

Так, последовательное и систематическое обучение подготавливает ребенка к конструированию по собственному замыслу, где все задачи он решает сам.

В результате проделанной практической работы в процессе целенаправленного обучения дети получают конструкторские навыки, учатся читать чертежи и схемы, создавать их, происходит обогащение словарного запаса, активизация словаря. Дети устанавливают и выражают в речи словами пространственное расположение постройки. Развивается воображение, фантазия детей.

Источник

Занятие №1   «Знакомимся с чертежом»

Задачи:

Образовательные:  дать представление о том, что такое чертеж, зачем он нужен; учить читать чертеж – находить на чертеже отдельные детали, располагать кирпичи так, как показано на чертеже.

Развивающие:  развивать восприятие, пространственную ориентацию.

Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.

Материал: чертеж №1, чертеж №2, по 2 кирпичика каждому ребенку и воспитателю.

Предварительная работа: игры с конструктором, рассматривание иллюстраций с изображением различных зданий, сооружений, чтение художественной литературы.

Ход: рассказываю сказку:

«Придумал архитектор очень хороший дом – большой, удобный, красивый. И захотели такой дом  построить и в Москве и в Петербурге и в Екатеринбурге и в других городах. И все зовут архитектора к себе: «Приезжайте к нам в Петербург! У нас много кирпичей и цемента и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько кирпичей надо взять для дома и как их положить?» Что делать архитектору? Поедешь в один город, в другом без него ничего сделать  не смогут. Как быть? Думал, думал архитектор и придумал…»

– Кто знает, что он придумал?

– Надо сделать чертеж дома, и не один, а много, и послать их во все города и тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят сколько нужно кирпичей брать и как их надо укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома!

-Посмотрите, я принесла вам чертеж. Сегодня мы будем учиться читать чертежи.

(Показываю чертеж №1)   .

Что тут изображено? (Кирпичики, домики, прямоугольники)

– Почти угадали, только здесь нарисован ОДИН кирпичик!

– А почему тут три рисунка, а не один?

– Сейчас я вам открою секрет чертежа. На чертеже один и тот же предмет рисуют с разных сторон.

– Возьмите по одному кирпичику и попробуйте поставить его по чертежу.

(дети выполняют задание)

– Архитектор взял один кирпичик и поставил его  на длинное ребро.

Потом присел и увидел одну широкую длинную грань. Он так и нарисовал ее,  и назвал рисунок  «ВИД СПЕРЕДИ».

 Найдите его на чертеже.

Потом он посмотрел на кирпич сверху и увидел… узкую длинную грань.  Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал его «ВИД СВЕРХУ».

   

 Потом он посмотрел … сбоку и увидел… короткую узкую грань. Он нарисовал ее рядом с первым рисунком и назвал рисунок «ВИД СБОКУ» (вид слева). Вот и получился чертеж.

Давайте повторим, как называются рисунки на чертеже – вид спереди, вид сверху, вид сбоку

Возьмите кирпичик, поставьте его так как я, и посмотрите, где вид спереди, вид сверху, вид сбоку.

А сейчас я покажу интересный чертеж.

Чертеж №2    

Это чертеж утюга. Возьмите два кирпичика и попробуйте поставить их по чертежу.

Оказывается, это трудно, читать чертежи. Давайте сравним  на обоих чертежах вот эти рисунки:

   

Что это? (Вид спереди)

Есть ли тут похожие элементы? Как нужно поставить кирпич, чтобы мы увидели то же, что и на чертеже? Что это за длинная полоска внизу под большим прямоугольником? Как нужно поставить кирпич? Поставьте.

Как называется рисунок на чертеже, по которому мы ставили кирпичи? (вид спереди).

Давайте теперь посмотрим сверху на нашу постройку, что мы увидим?  Похоже это на рисунок на чертеже, на вид сверху? А теперь посмотрим сбоку  – слева, проверьте, все так же? Правильно ли мы прочитали чертеж и построили утюг? Ну что ж молодцы!

Сегодня мы познакомились с чертежом, узнали, что такое вид сверху, вид спереди и вид сбоку. Учились читать чертеж и строить по нему постройку.

Занятие окончено.

Источник

Гульнара Кирамова
«Использование опорных схем в работе с детьми»

Творчество зарождается и развивается в детстве. Это только так кажется, что ребенок – дошкольник такой уж фантазер, живущий в мире своих выдумок. На самом деле воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит так далеко, что мы не сразу можем увидеть за выдумками ребенка те впечатления, которые разбудили его фантазию. Но в простых случаях связь воображение ребенка с реальностью прослеживается очень четко. Поняв сам процесс выстраивания образов у дошкольника, выявив некоторые его закономерности, мы сможем не просто влиять на развития ребенка, а направленно формировать наиболее существенные его черты. Дети больше механически воспроизводят то, что полученные впечатления оказали на ребенка эмоциональное впечатление, оказалось особенно интересным. В целом воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым.

Многие исследование доказали, что основной развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, опорных схем, рисунков, чертежами) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты, собственных действия, что является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Для развития умственных способностей большую роль играет обучение умению связно пересказывать услышанное и составлять собственные рассказы и сказки. У дошкольника можно сформировать умение связно пересказывать текст на основе обучения составлению его плана. В качестве такого плана могут выступать опорные схемы, фиксирующие последовательность наиболее существенных частей текста. Работа по обучению детей использованию схем в качестве плана пересказа ведется от простого к сложному.

Многим педагогам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми старшего дошкольного возраста по какой-либо теме (фрукты, времена года, животные и т. п. ,сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то, одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительное изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенка составление описательного рассказа, является, как уже было отмечено ранее, использование наглядных опорных схем.

Опорные схемы – это выводы, итог, суть материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны «рождаться» на глазах детей в моменты объяснения педагогам нового материала в виде рисунков, схем, таблиц. Цель опорных схем – это изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, облегчил запоминание.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. При организации образовательной деятельности в детском саду задействован в основном только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Опорные схемы заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными последовательными.

Опорные схемы и символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко. Например, в деятельности по ознакомлению с окружающим миром, природой детям предлагается делать зарисовки символов на отдельных небольших листах бумаги разложить их по порядку и скрепить. Можно использовать лист в виде «книжки-гармошки». Как правило, дети дорожать своими «авторскими» книгами. В уголке книги можно отвести им место. Если вы решили оформить детскую работу, как книгу, желательно сделать обложку, где ребенок может написать ее название, своё имя (автор, а если не умеет писать, нарисовать, о чем она (животное, транспорту и т. д.).

Пример «записи» детьми тема «Овощи»: человек сажает в землю семена, ухаживает за ними, а потом собирает урожай овощей.

При ознакомлении с художественной литературой может применяться зарисовки последовательности событий, персонажей, характеристики героев.

Опорные схемы хорошо использовать при заучивание стихов.

Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре. Это могут быть обозначение последовательности трудовых действий, «запись» правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека» и др.). Широкое применение символы и опорные схемы могут найти в играх драматизациях.

Таким образом, мы видим, что применение темы опорных схем способствуют: активизация и совершенствованию речи детей; формированию у детей логического образного мышления, а так же воображения и наблюдательности; умению дошкольников оперировать родовыми понятиями («животное», «человек», «фрукты» и т. п.); углублению знаний об окружающем мире, развитию коммуникативных навыков детей.

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения воспитателя с ребенком. Всегда главным остается живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Источник

Задачи и задания на пространственное мышление

В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!

Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)

  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
  • сравнивать фигуры по размеру и форме;
  • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
  • писать математические диктанты;
  • соединять точки по цифрам;
  • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
  • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
  • рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
  • проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
  • играть с рамками-вкладышами;
  • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
  • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
  • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
  • мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.

Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.

А.Л. Венгер предлагает стимулировать детское трехмерное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге».

На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.

А.Э. Симановский придумал для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».

Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.

Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет

Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления — онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.

На сайте ЛогикЛайк более 10 типов пространственных заданий для детей 5-12 лет: плоские фигуры, кубики в пространстве, развертки, отражения… Начать занятия!

Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.

Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.

Простые игры на развитие пространственного мышления

Игра «Помести кошку»

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.

Игра «Метаморфозы»

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.

Игра «Муха»

В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра «Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».

Игра «Волшебный мешочек»

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение

Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.

Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку.
Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.

Что развивать — трехмерное мышление или воображение?

Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).

Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.

Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.

Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику

Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании — «ориентироваться в пространстве», — навык предельно практический.

Ребенок с развитым пространственным мышлением:

Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).

Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!

Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.

Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.

Получает хорошие оценки по рисованию и труду.Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.

Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис — в результате пользуется заслуженным авторитетом.

Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.

Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.

Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.

Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко.

Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.

Источник