Чему учат в школе развития ребенка

Подготовка к школе / Дошкольное развитие
Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.
ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.
1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе
Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.
Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.
Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.
Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.
Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.
Смотрите также: Польза занимательной математики и решения задач на логику.
Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.
2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам
Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.
В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.
Читайте также: 10 идей и упражнений для развития творческих способностей.
Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.
3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект
Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:
- умение размышлять;
- доказывать истинность или ложность суждений;
- принимать обоснованные решения;
- объяснять свою позицию себе и окружающим.
Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.
Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Вашему ребёнку 5-7 лет? Это идеальное время для старта.
Дети с развитым логико-математическим интеллектом легко справляются со школьной математикой. В 3-4 классе они побеждают в математических олимпиадах и в целом имеют больше шансов на рывок в общем интеллектуальном развитии.
4. Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект
Создавать в голове 3D-картинки, разглядывать их в мельчайших деталях и вращать как угодно возможно с помощью пространственного мышления и воображения. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.
Это интересно: Игры и задания для развития пространственного мышления дошкольников.
Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях
Умение и желание учиться, творческое, логико-математическое и пространственное мышление являются составляющими интеллекта и абсолютно необходимы и детям, и взрослым. Однако для достижения успеха этого мало.
Специальные, «твёрдые» навыки (hard skills) влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их тоже можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы.
Что может определить успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем.
Мы выделили 4 универсальных навыка, качества (их группы), которые однозначно пригодятся вашему ребёнку в школе и дальнейшей жизни.
5. Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично
Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.
6. Умение работать с информацией
Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее.
Для эффективной работы и учебы важно уметь:
- оценивать информацию на достоверность и надежность;
- отсеивать лишнее и пустое, выделять главное;
- объединять элементы в смысловые группы;
- запоминать и вовремя находить нужную информацию.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Натан Ротшильд
7. Самоорганизация, тайм-менеджмент
Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.
Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.
«Я не раз думала о том, как бы убить время!» — говорила Шляпнику Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Он отвечал ей:
«Разве такое ему (времени) может понравиться? Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь».
8. Личные качества: лидерство, воля, упорство
Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый, умеющий справляться с рутинными задачами — словно вырванная строчка из резюме топового специалиста, не правда ли? Все эти качества относят к soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но без них тяжело дается любая работа.
Качества личности формируются в детстве и зависят от воспитания. Важно в этом плане правильно «распределить обязанности» между школой и родителями.
Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей
Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.
Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.
«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!»
— сурово заметил экзаменатор.
Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.
Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?
В любом возрасте не рано и не поздно!
В детстве закладывается потенциал на далекое будущее. Но означает ли это, что взрослым людям уже поздно развивать свои способности? Вовсе нет.
Это подтверждают люди, которые своим примером развенчивают мифы. Белорусская биатлонистка Дарья Домрачева получила два высших экономических образования, прежде чем реализоваться в спорте.
Художник-самоучка Анри Руссо начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, имея за плечами разве что военную службу и опыт работы на таможне. Никогда не поздно развиваться и открыть у себя второе дыхание.
О чём ещё стоит помнить?
- Прислушивайтесь к ребёнку и помогайте развиваться в том, что нравится ему. Не старайтесь реализовать исключительно свои амбиции, не стремитесь вырастить нового Ханса Циммера или Стива Джобса.
- Закладывайте основные способности, которые точно пригодятся любому подростку и взрослому. За это он обязательно скажет вам спасибо.
- Продолжайте развитие мышления, познавательного интереса и других навыков вместе с ЛогикЛайк. Наши задания увлекают детей и взрослых!
На платформе ЛогикЛайк мы обучаем и развиваем детей в игровой форме, от простого — к сложному.
Занимайтесь онлайн в любое удобное время.
Источник
Мы не просто не успеваем подготовиться к будущему, мы еле успеваем соответствовать настоящему.
Чтобы увидеть будущее своей страны, совсем не обязательно обращаться к футурологам. Достаточно присмотреться к современным детям, проанализировать, чему и как мы их учим. А потом можно посмотреть мировые исследования рынка труда. Картинки не совпадают?
В первых строчках рейтинга самых «быстро растущих» профессий к 2026 году ожидают специалистов по альтернативной энергетике и персональных домашних помощников по здоровью. Есть еще гипотезы о «молекулярных диетологах» и «гидах по космосу». Правда, это, скорее, уловки для привлечения внимания к главному тезису, который прозвучал несколько лет назад на Всемирном экономическом форуме и был обращен к лидерам стран: «65% детей, учащихся сегодня в начальной школе, будут заняты в профессиях, которые еще не существуют».
Технологический прогресс, компьютерные и интернет–технологии в последние десятилетия внесли колоссальные перемены в нашу жизнь. Они изменили наш досуг, способы коммуникации, а также рабочие места и даже бизнес-модели. И если по-честному, то мы не просто не успеваем подготовиться к будущему, мы еле успеваем соответствовать настоящему.
Конечно, все упирается в обучение. Громоздкие и дорогостоящие системы образования не успевают адаптироваться к новым требованиям современного мира. Речь не только о нашей стране — с этим столкнулся весь мир. Но если США и Великобритания, к примеру, развернули национальные программы с серьезным финансированием по обучению школьников программированию, то Украина продолжает испытывать дефицит учителей информатики и компьютерной техники в учебных заведениях. Сингапур и Китай обновили свои программы обучения«компьютерным наукам», добавив в них «Интернет вещей» и «вычислительное мышление». А у нас все еще не редки случаи, когда на информатике учат, как включать и выключать компьютер. Тем не менее, эра цифровых технологий уже наступила, и наши дети не знают другой реальности. Задача родителей — понять, какие же новые навыки нужно дать детям для успешного будущего и настоящего.
1. Цифровая грамотность.
Смартфон и другие гаджеты полностью изменили наш образ жизни, привычки и рабочие процессы. Уже сегодня в других странах детей учат быть «хорошими цифровыми гражданами». Речь идет о понимании возможностей, прав и ограничений в цифровом мире. Европейский Союз уже несколько лет подряд переиздает обновленный стандарт цифровой компетентности гражданина. Самое время погуглить такой стандарт (в Украине его нет), чтобы узнать самому и рассказать ребенку основы цифровой компетентности. Как правило, такой стандарт включает в себя информационную и компьютерную грамотность, коммуникацию с помощью компьютерных технологий, создание цифрового контента, решение задач с помощью цифровых технологий, а также понятия авторского права и плагиата.
Как этому научить ребенка? Можно попытаться дать все это через внешкольные курсы, но это точно будет несколько пересекающихся факультативов. Объединенных курсов для беглого знакомства с цифровыми навыками у нас пока нет. Да может,и не надо: в данном вопросе все зависит от выработанных привычек, которые должны перерасти в культуру взаимодействия в цифровом мире. Для этого достаточно проговорить с ребенком правила и начать им следовать.
2. Основы кибербезопасности.
Вы заметили, что дети в последние годы становятся полноправными пользователями смартфонов лет с пяти? А родители или воспитатели начинают рассказывать им о ключевых мерах кибербезопасности с этого же возраста? Думаю, что вряд ли. И предмета такого в школе пока нет, можете не сомневаться. Поэтому все снова в руках родителей. И тут опять же на помощь придет Интернет, где можно найти постеры с основными правилами кибербезопасности для детей разного возраста. Основы кибербезопасности научат вашего ребенка не делиться персональной информацией в Сети, не встречаться лично с незнакомцами, назначившими встречу в Сети, даже если они показались интересными и доброжелательными, не принимать сообщения от незнакомых лиц и не открывать медиафайлы, которые имеют признаки «вирусных». И так далее. В общем, дело важное и очень полезное. Ведь сегодня все чаще злоумышленники ищут подход к детям через мессенджеры и социальные сети и даже прибегают к шантажу.
Где этому учат детей? Можно подобрать короткие лекции и тренинги, которые время от времени проводят для детей школьного возраста. А лучше самим родителям выступить инициаторами и организовать тренинг с профессиональным лектором не только для своего ребенка, но и для его одноклассников.
3. Критическое мышление и медиаграмотность.
Продолжая тему кибербезопасности, необходимо затронуть кибергигиену. В эпоху излишков информации, когда каждый может постить что-то онлайн, даже взрослому бывает сложно отличить фейк от правды. Обучение детей критическому мышлению — это надежная прививка на долгие годы, которая позволит трезво видеть пропаганду, цензуру, да и просто однобоко поданный материал. Тут же стоит вопрос и о медиаграмотности, в части умения самого ребенка подавать корректную и выверенную информацию в Сети.
Как этому можно научить ребенка? Кое-что уже начала давать школа. Но будет больший эффект, если в семье есть культура потребления информации онлайн.
4. Вычислительное мышление и программирование.
Вычислительное мышление, или Computational thinking, уже появилось в школьном курсе в Сингапуре. Местная система образования предлагает рассматривать компьютер 1) как науку, 2) как инструмент и 3) его влияние на общество. Пожалуй, на сегодняшний день это один из лучших подходов к пониманию компьютерных технологий как явления в нашей жизни. И эти же сингапурцы предложили миру развивать у детей навык «вычислительного мышления». Дело в том, что мода на языки программирования периодически меняется. Выучить новый язык кодинга не так уж и сложно. Но куда важнее обучиться алгоритмическому способу мышления с логическими приемами и способностью разбивать любую задачу на мелкие части. Этот навык нужен не только программистам, он применим в любой сфере деятельности.
Где этому можно научить ребенка? Думаю, что лучший путь — поиск талантливого и продвинутого учителя информатики, вместе с которым нужно определиться с новым подходом к обучению ребенка.
5. Робототехника и искусственный интеллект.
Этот пункт может выглядеть как дань трендам. Но от этого он не менее важен. Робототехника — это то же программирование, но плюс мейкерство. В этом формате ребенок куда лучше усваивает программный код, потому что практически сразу видит результат своей работы — в движении робота, например. А что касается искусственного интеллекта, то он заслуживает хотя бы поверхностного изучения в связи с поднятым в его честь шумом. А вдруг и правда искусственный интеллект приблизится к аналитическим способностям разума. Не будет лишним понимать, как его «выключить». Тем более что в основе ИИ также лежит программирование.
Где этому учить ребенка? Сегодня в Украине достаточно много школ и курсов по робототехнике. А вот основам искусственного интеллекта учат единицы, тут нужно поискать.
6. Умение учиться.
Самый главный навык будущего, на мой взгляд — это умение учиться и брать ответственность за себя и окружающий мир. Учеба тоже уходит в онлайн- формат,и большинство современных детей не читает книжки, а слушает подкасты и смотрит влоги. Раз и учеба становится мобильной, нужно прививать навык учиться постоянно. Это и есть главный залог успеха в будущем.
Источник