Чему учат ребенка в школе раннего развития
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник
“Вести” расспросили специалистов, как определить готовность ребенка к школе
Авто: Инна Майданюк
Центры раннего развития сегодня переживают настоящий бум — современные родители в буквальном смысле слова приносят малышей на учебу… в пеленках.
Записывать детей начитают уже с шестинедельного возраста, желая, например, развить у ребенка музыкальный слух.
В столице работают 300 центров раннего развития. Набор в них заканчивается в середине сентября, но уже сейчас свободных мест почти не осталось. Психологи видят несколько причин родительского рвения напичкать чадо знаниями уже с рождения.
«Одними движет желание ничего не упустить в развитии ребенка, другими — элементарная лень: пусть с ним занимаются профессионалы, а у меня и так много дел, — говорит психолог Константин Дробышев. — На самом деле, в посещении таких центров нет ничего плохого, если родители, учитывая этапы развития детей, не начинают пичкать их знаниями не по возрасту. А часто даже приносят пользу гораздо большую, чем обучение ребенка математике — когда речь идет о коррекции поведения, об избавлении от страхов, заикания. В этом случае лучше, когда с ребенком работают профессионалы, а не родители решают проблему, полагаясь лишь на свою интуицию».
Стоимость обучения в центрах разная — от 300 гривен в месяц до 3 тысяч. Цены формируются c учетом аренды, количества детей и расходов на дидактические материалы. Чем манят подобные центры родителей, выясняли «Вести».
Творчество
Самыми популярными центрами для дошкольников считаются школы творчества. Они делятся на четыре направления: вокал, лепка, художественное искусство, актерское мастерство. Самых маленьких детей — с 6 месяцев — отдают на лепку. В качестве материала для занятий используют специальное тесто, чтобы к концу урока малыши могли полакомиться своим произведением искусства.
На вокал также можно приводить детей до года. Там им включают различные оперные арии. А если ребенок начинает плакать, то педагог подхватывает его крик на одной из нот и начинает протяжно петь. Так малышам прививают любовь к музыке.
Но самыми забавными творческими занятиями считаются уроки актерского мастерства. Здесь ребенку позволяют кривляться, плакать, смеяться, сердиться и хохотать. А после тренировки всех эмоций педагог активирует детскую фантазию и помогает малышам представлять себя чайником, машиной или капелькой росы.
600 грн/месяц
от 6 месяцев до 7 лет
3–10 человек
от 40 мин до 1,5 часа два раза в неделю
Логика
Математическо-логические школы для дошкольников выбирают, чтобы привить детям любовь к точным наукам. Но если еще пять лет назад подобное обучение ограничивалось подсчетом палочек, то нынешнее — игрой в шахматы. Именно эта игра дисциплинирует и учит сосредоточиваться. Поначалу малыши рисуют или лепят из пластилина все шахматные фигуры. Параллельно выучивают буквы латинского алфавита и цифры, чтобы записывать ходы. А потом начинают играть. Усваивают понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Закрепляют знания стихами и загадками, для отгадывания которых надо знать правила игры: как ходит слон, кого бьет конь, какая фигура стоит восьми пешек и т. д.
Чтобы начать обучение, дошкольники проходят специальное тестирование на компьютере. В школу берут только тех, кто прошел тест.
340 грн/месяц
от 4 до 7 лет
2–6 человек
по 45 минут два раза в неделю
Бизнес
Чтобы развить у своих детей таланты к предпринимательству, родители отдают дошкольников в бизнес-школы. Как правило, малышей берут уже после 4 лет. Главный критерий, чтобы ребенок мог свободно общаться со сверстниками. Именно на коммуникации строится вся программа таких занятий. Детям приводят настоящих бизнесменов, дабы те поделились своими секретами ведения бизнеса. Организовывают всевозможные экскурсии на частные предприятия по изготовлению конфет, мороженого или сладкой газировки. Учат планировать свое время, работать в команде и проявлять лидерские качества. Например, раз в месяц детям предлагают пройти квест в темной комнате, имея при себе один фонарик на пятерых. Поучаствовать в рыцарском турнире на велосипедах или убедить друга отдать последний бутерброд.
3000 грн/месяц
от 4 до 7 лет
5–7 человек
1 час два раза в неделю
Языки
В языковые школы детей берут с 6 месяцев. Им включают песенки на английском, немецком, французском или испанском языках. Годовалым малышам предлагают мультики и хороводы. А с детками постарше педагоги просто играют, но говорят при этом исключительно на том языке, который ребенок пытается выучить. 3-летним малышам подбирают более сложную программу: посредством конкретного языка изучать космос, строения дерева или географию.
Существуют и более экзотические лингвистические центры раннего развития. Например, по изучению китайского, японского, корейского, турецкого и арабского языков. Там детей учат правильно писать иероглифы, петь национальные песни, а на каждом занятии угощают новым блюдом национальной кухни.
900 грн/месяц
от 6 месяцев до 7 лет
2–5 человек
1 час два раза в неделю
Работа с психологом
Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без стабильного психического состояния. Поэтому родители перед посещением занятий ведут ребенка к психологу убедиться, что их чадо готово к обучению. Начинать советуют уже с 6-недельного возраста. Специалисты обучают молодых женщин, как поглаживать, обнимать и даже целовать собственных детей, дабы те развивались лучше.
Детей постарше учат правильно общаться со сверстниками и родными. Очень популярны темы: «Почему нельзя бить маму», «Кто такой мужчина», «Зачем девочке скромность», «Как научиться прощать». Во время занятий детям разрешается выплескивать агрессию на неживые предметы, прыгать на батуте, когда хочется плакать.
300 грн/занятие
от 6 недель до 7 лет
1 человек
45 минут раз в неделю
Мнение родителей
«Я уже третьего ребенка вожу в центр раннего развития, — говорит киевлянка Нина Яворская. — Цены на услуги педагогов и психологов меня не пугают. Если за три занятия специалисты помогли моему старшему сыну справиться с приступами агрессии, когда он кусал меня и закрывался в ванной, то это того стоит. Теперь он ходит на занятия по бизнесу и нормально развивается. Среднему сыну вокалом помогли вылечить заикание, а вот 6-месячной дочери сейчас мы пытаемся помочь справиться с приступами паники от любого громкого звука».
Как распознать готовность к школе
Вне зависимости от того, посещал ребенок центры раннего развития или нет, родители все равно задумываются над тем, когда стоит отдавать свое чадо в школу: в 5, 6 или 7 лет. И здесь важно, чтобы родители не шли на поводу у своих амбиций, а оценили реальную готовность дошкольника к процессу обучения.
О том, как самостоятельно распознать готовность ребенка к школе, и что на самом деле должен уметь будущий первоклассник, рассказывают наши эксперты: учительница начальных классов с 20-летним стажем Ирина Максимова и психолог дошкольников Константин Дробышев. Специалисты предлагают пять простых экспресс-тестов, посредством которых легко определить готовность ребенка к школе независимо от возраста и уровня его интеллектуального развития.
Что думают специалисты
За
«Я поддерживаю обучение с шести, а то и с пяти лет, — говорит воспитатель детсада Людмила Нестерова. — Современные дети настолько быстро развиваются, что даже взрослые на их фоне порой выглядят отсталыми. И я не о гаджетах говорю. Уже к пяти годам ребенок выбирает себе область интересов и, словно губка, впитывает информацию. Кто-то интересуется рыбами, кто-то динозаврами, кто-то космосом. Дети повально меняют мультики и на каналы Discovery, National Geographic. Если есть такая тяга к знаниям, то лучше это делать под руководством педагогов в школе».
Против
«Я, как врач, глубоко убежден, что чем позже ребенок пойдет в школу, тем лучше для его здоровья, — считает педиатр Евгений Комаровский. — У 6-летнего малыша активно развивается позвоночник, поэтому он должен как можно больше двигаться: бегать, прыгать и желательно на свежем воздухе, а не сидеть полдня за партой. Современная украинская школа, к сожалению, не направлена на сохранение здоровья детей, она его лишает. Сначала надо создать нормальную школу — с неголодным учителем, спортом, минимумом внешкольной нагрузки и педагогическим процессом, который поможет ребенку развиваться всесторонне».
5 способов определить готовность ребенка к школе
Филлипинский тест
Этот тест используют для определения уровня физиологической готовности ребенка к школе.
Малышу предлагают вытянуть правую руку вверх, согнуть ее над головой и достать пальцами согнутой руки левое ухо. Затем то же самое проделать с левой рукой и правым ухом. Если ребенок легко достает оба своих уха (не прогибаясь, не наклоняясь), значит к школе он готов. Если с первой попытки тест пройти не получается, малыш с трудом дотягивается до уха, то стоит повременить с походом за знаниями.
Уровень терпения
Кроме уровня интеллектуального и физического развития, нужно проверить и психологическую готовность ребенка к школе. Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, с хорошим настроением, без истерик и за один присест, а круг получился максимально круглым, значит — пора в школу. Но если вы видите, что ребенку многое дается с трудом и тем более у него нет желания — не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.
Рисуем мужчину
Существует связь изобразительной деятельности детей и общего уровня их психического развития. С возрастом рисунок ребенка обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш вместо человечков изображает «головоножек», то к шести годам у человечка уже вырисовываются практически все части тела. Попросите ребенка нарисовать мужчину так, как он сможет. Если фигура на рисунке имеет не только голову, конечности, а волосы, уши, глаза, нос, рот, пальцы и главное — одежду, значит ваш ребенок к школе готов.
Гороховидная кость
Не все кости в организме человека формируются до момента рождения. Некоторые образуются в процессе роста и развития еще в детском возрасте. Так, на запястье годам к 6–15 вырастает гороховидная кость, название которой она получила из-за своей круглой формы.
В Древней Греции детям разрешали приступать к обучению только после того, как учитель прощупывал эту косточку на тыльной стороне ладони ребенка.
Отсутствие этой кости еще не показатель того, что малышу рано идти в школу, а вот ее наличие — прекрасный признак, что учиться уже можно.
Смена зубов
Еще один действенный метод известный нам еще с древних времен — смена зубов у ребенка. До сих пор его используют родители дошкольников в азиатских странах. Считается, что ребенок «открыл разум», если у него выпал хотя бы один зуб. А в древней Японии со сменой зубов ребенок мог отвечать за свои проступки перед законом. Смена зубов — хорошее доказательство, что ребенок физически готов к школе. Его мозг достиг необходимого размера, а кости укрепились.
В тему Как собрать ребенка в школу поэкономнее
Источник