Чему способствует музыкальное развитие ребенка
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста-это важная составляющая в воспитании ребёнка и его общем развитии. Необязательно ставить перед собой твёрдую цель, чтобы ваш кроха стал выдающимся музыкантом. Задача родителей-привить любовь малыша к музыке, показать многогранный мир прекрасных звуков, научить слушать и наслаждаться музыкой. А если вдруг вы заметите одаренность вашего карапуза и его заинтересованность в этой сфере, то необходимо развивать талант, который подарила сама природа.
Влияние музыки на детей. Польза музыки
Психологи считают, что малыш, находящийся в утробе матери уже слышит звуки. Самые четкие и дорогие для него-это голос мамы и её сердцебиение. Еще до рождения карапуза можно начинать заниматься музыкальным развитием: петь песни и слушать правильную музыку.
Многие мамы, находясь в положении, могут заметить, что их малыши в животике могут по-разному реагировать на ту или иную мелодию: кто-то чувствует активное шевеление, кто-то наоборот чувствует, что кроха успокоился. Музыка до рождения способствует развитию различных эмоций. Специалисты отмечают, что дети, которым мамы включали преимущественно классические произведения, осваивают различные навыки значительно лучше.
Когда малыш появляется на свет, он положительно реагирует на знакомые звуки, чувствуя себя в безопасности. Рекомендуется включать малышам спокойную и негромкую музыку как можно чаще.
Некоторые родители ошибочно полагают, что музыкальное развитие детей не имеет никакой пользы для ребёнка. Однако, музыка является важным пунктом в воспитании детей дошкольного возраста. Она благоприятно влияет на психическое и физическое развитие малыша, на его речь, нервную систему.
Польза музыки:
Музыка оказывает положительное влияние на творческие способности малыша. Она помогает развивать фантазию и воображение. Сначала различные мелодии способны вызвать у крохи определённые эмоции, затем малыш может представлять себе образы, а после и изображать на бумаге свои личные ассоциации от прослушанной музыки.
- Музыкальное развитие детей не обходится без прослушивания классической музыки. Ее полезно слушать всем и в любом возрасте. Классика развивает эстетический вкус, музыкальный слух и чувство ритма.
- Прослушивание звуков природы (шелест листьев, пение птиц, звук дождя и тому подобное) успокаивают и убаюкивают малыша.
- Детям, с которыми занимались музыкальным развитием, легче изучать точные науки и иностранные языки.
- Благодаря музыкальному развитию дети становятся более общительными и легче находят общий язык с другими людьми. Если ребенок учится играть на музыкальном инструменте, то такие занятия учат трудолюбию и терпению, воспитывается сила воли.
- Музыка помогает привить любовь ребенка к доброму и прекрасному, расширяет кругозор и развивает интеллект.
Что и как слушать
Безусловно, музыка является одним из факторов, который влияет на эмоциональное состояние человека. Психика у малышей отличается особой нежностью, поэтому молодым родителям важно понимать, какую музыку включать для своего ребёнка.
Прослушиванию музыкальных композиций для детей младшего возраста рекомендуется отводить не более 1 часа в день. Это время можно разделить: например, в первой половине дня включать на полчаса веселые и бодрые песни, а вечером-полчаса спокойной музыки. Включайте музыку во время физических упражнений, или когда делаете зарядку.
Не следует ставить громкость на максимум, поберегите слуховой аппарат малыша. Дети хорошо реагируют на высокочастотный звук, поэтому старайтесь исключить музыку с низкочастотной мелодией.
Не давайте ребёнку наушники! Такой аксессуар негативно влияет на развитие слухового аппарата.
Не торопитесь знакомить своего карапуза с такими музыкальными направлениями, как рок и транс. Эти стили слишком тяжелые для утонченной психики малыша.
Сегодня в мире музыки огромное количество различных стилей, и не все из них подойдут маленькому слушателю. Рассмотрим основные направления, которые будут полезны для прослушивания с детьми младшего возраста и его музыкального развития.
- Классическая музыка остаётся самой полезной и важной не только для детского прослушивания, но и для взрослых. Включайте классику, как можно чаще. Доказано, что музыка Моцарта, Вивальди, Бетховена и других классических композиторов оказывает положительное воздействие на процессы в организме детей, психо-эмоциональное состояние. Дети, которые слушают классическую музыку становятся более терпимы по отношению к окружающим людям. Рок и реп, наоборот, способствуют повышению агрессии.
- Народные песни. Также как и классика показана для детского прослушивания. У ребёнка расширяется кругозор и представление о собственном народе и о своей родине.Такой жанр благоприятно влияет на детскую, ещё неокрепшую психику, способствует духовному развитию.
- Колыбельные. Испокон веков мамы и бабушки всегда напевали малышам колыбельные песни. В настоящее время этот вид музыки все также популярен.Приятные, спокойные колыбельные песни благоприятно влияют на нервную систему малыша, способны успокоить и подготовить ко сну.
- Для музыкального развития детей отлично подойдут бодрые и веселые ритмы. Включив песню из знакомого мультфильма, можно устроить совместные танцы. Тем самым малыш получает позитивные эмоции, радостный настрой.
Конечно, у ребёнка в дальнейшем будут появляться определенные предпочтения в музыке. С точки зрения педагогики и гуманности, не нужно запрещать ребёнку слушать тот или иной жанр.
Нельзя ограничивать свободу выбора своего чада. Такие запреты могут только лишь привести к различным проблемам и конфликтам в семье. Но все-таки в раннем возрасте малыша, отдавайте своё предпочтение вышеуказанным жанрам, тем самым формируя правильное восприятие и понимание музыки.
Развитие музыкально творческих способностей детей
Многие родители полагают, что если в семье нет музыкально одаренных родственников, то и заниматься с ребёнком музыкой смысла нет.
Сам по себе навык если и проявится, то в очень незначительной степени. Любое творческое начало очень важно развивать. И родители играют огромную роль в формировании творческих способностей.
Необязательно стремиться сделать из своего ребёнка второго Моцарта. Достаточно лишь уделять время своему малышу и развивать его в различных направлениях. Чем больше и разнообразнее способы развития вашего чада, тем больше вероятности, что он найдёт свое место в жизни и станет настоящим профессионалом своего любимого дела.
Музыкальное развитие детей не является исключением и очень важно уделить внимание данному способу, как можно раньше.
Ранее музыкальное развитие ребёнка способствует формированию правильного восприятия музыки. Родителям следует показать малышу, какая красивая бывает мелодия, привить любовь к музыке. Каждому возрасту соответствует определенный этап в музыкальном развитии.
Музыкальное развитие детей с рождения до 2 лет
Слуховое восприятие новорожденного намного лучше развито, чем зрение. Ещё находясь в утробе матери, малыш прекрасно слышит её голос. Дети хорошо повторяют речь людей, звуки животных. Исследователи доказали, что детский лепет одинаковый у всех малышей вне зависимости от их национальности.
Самый первый музыкальный инструмент для младенца-это всем известные погремушки. Они воспроизводят разнообразные звуки: звонкие, глухие, трескучие. Покупайте своему крохи различные погремушки, сравнивайте звучание.
Помимо погремушек, существует и огромное количество разнообразных музыкальных игрушек. При покупке очень важно обращать внимание на то, чтобы звук был качественный.
Малышам рекомендуется петь колыбельные песни перед сном, а во время бодрствования включать бодрые и веселые песни. Детям с двух лет можно предложить самостоятельно выбрать песню из предложенных вами. Например, перед зарядкой пусть малыш сам выберет понравившуюся песню или мелодию.
Дайте крохе понять, что значит двигаться под музыку. Включите бодрую песню и изобразите марш или наоборот, под спокойную мелодию плавно двигайтесь.
Музыкальный репертуар для малышей должен быть разнообразным. Помимо различных песен из известных мультфильмов, дети отлично воспринимают легкую джазовую музыку («summertime» Дж.Гершвина, «Осанна», музыкальные композиции Вебера).
Для малышей и взрослых полезно слушать звуки природы (пение птиц, журчание ручейка, шелест деревьев, треск костра).
Всегда обсуждайте с ребёнком услышанное, интересуйтесь, что ему понравилось больше и какие эмоции возникают у малыша. Может случится и так, что кроха испытывает негативные эмоции.
Развитие музыкой детей с 2 до 4 лет с помощью музыкальных инструментов
В этот период жизни малыша можно знакомить с первыми музыкальными инструментами.
Барабан. Такой музыкальный инструмент точно оценит каждый ребёнок. Предложите малышу постучать ручкой, затем пальчиками. Отбейте вместе с малышом ритм. Хотя для карапуза такие действия ещё сложные, но с помощью данных упражнений вы заинтересуете кроху. Палочки лучше пока убрать, чтобы ребёнок не травмировался.
Бубен. Принцип барабана, только ещё добавляются звенящие кольца. Покажите ребёнку, что звук может сопровождать любую песню. Делайте удар на те слоги в словах, которые звучат более четко (в траве сидел кузнечик, совсем как огуречик). Добавить звон бубенчиков можно на протяжные гласные звуки (крыла-а-а-тые каче-е-ели летят, летя-а-а-ат, летя-а-ат).
Очень хорошо на таких инструментах развивать чувство темпа и ритма у малыша. Для этого подойдут быстрые песни, например «танец маленьких утят» и «а может быть ворона» и медленные «песенка водяного», «колыбельная медведица». Показывайте малышу ритм таких песен, стуча пальцами по барабану или бубну.
Также можно отлично продемонстрировать ритм на примере шагов (топ-топ), увеличивая и уменьшая скорость.
Ложки. Таким музыкальном инструментом пользоваться уже сложнее. Потребуется время, чтобы малыш научился держать их правильно и извлекать звук. Возьмите две деревянные ложки, сложите их тыльной стороной друг к другу, а кончики зафиксируйте резинкой. Держать необходимо ложки за кончики, но не крепко. Сначала малышу будет достаточно трудно контролировать силу, необходимо добиться расслабленного состояния руки.
Такой музыкальный инструмент подходит не только для народных песен, но и для других ритмичных произведений («антошка»).
Металлофон. Звучание от такого инструмента разнообразное и звонкое. Здесь также важно держать палочку правильно, сильно не сжимая, иначе звук не получится чистым.
Во всех музыкальных процессах важно и пение. Дети любят подпевать знакомым песням. Обычно у них ещё нет страха к пению вслух. Пойте вместе, хвалите ребёнка. Такое занятие отлично поднимает настроение, малыш получает массу позитивных эмоций.
Музыка для развития детей 4-6 лет
В 4 года дети все также любознательны. В этот период уделите особое вниманию прослушиванию музыкальных композицией. У ребёнка уже сформировался определённый опыт, он уже разбирается в некоторых музыкальных инструментах, и с легкостью может определить звучание того или иного инструмента в мелодии.
В этом возрасте можно знакомить малыша с другими музыкальными инструментами, расширяя его кругозор. Можно включить звучание различных инструментов, а на изображении показать, как они выглядят. Например, из группы клавишных, это пианино; духовые инструменты-труба или флейта.
Походы в консерваторию дадут хороший толчок для начала творческого пути в мире музыки. Также можно совместно просматривать видеозаписи, обсуждая и анализируя увиденное. Узнайте у малыша, каков был ритм и темп у произведения.
Ребёнка можно познакомить с такими понятиями как «минор» и «мажор», «стаккато» и «легато». Не так сложно объяснить малышу значение этих слов: минор-это грустно, мажор-радостно. Скажите малышу, что если во время прослушивания композиции хочется плакать, значит он услышал минорный звукоряд («танец маленьких лебедей»), а если музыка вызывает радость, значит-мажорный («чунга-чанга»). Стаккато-резкое и отрывистое звучание («улыбка»), легато-плавное и замедленное («во поле березка стояла»).
После 4 лет можно даже попробовать с малышом заниматься медитацией под музыку. Приготовьте для своего крохи уютное тёплое местечко, приглушите свет. Включите спокойную и негромкую музыку, объясните малышу, что необходимо закрыть глаза, расслабиться. Начинайте рассказывать добрую историю под тихое звучание мелодий. Заниматься медитацией можно по 20-30 минут. После чего предложите ребёнку нарисовать то, какие образы он представлял, каких он выдел главных героев. Только рассказывайте простую историю, не осложняйте различными событиями. Если малыш не хочет рисовать, просто обсудите с ним ваш рассказ. Такое совместное времяпровождение способствует тёплым взаимоотношениям в семье, ребёнок чувствует себя любимым и счастливым.
С 5 до 6 лет необходимо приступить к воспроизведению музыки. Дети очень любят пошуметь. Создайте домашний оркестр, инструменты можно изготовить самостоятельно из различных банок, коробок и т.д. Подойдёт любой предмет, из которого получится извлечь звук. Включите фоновую музыку и играйте все вместе под её ритмы. Наверняка, у малыша сразу ничего не получится, и он просто будет стучать по предметам. Но не нужно отвлекать малыша, от этого занятия он получает эмоциональное удовольствие. Со временем, ребёнок научиться следовать заданному ритму и темпу.
Игры для музыкального развития детей
Собрать игрушки. Раскидайте по полу небольшие игрушки, малышу дайте коробку или другую емкость. Попросите ребенка собирать игрушки под звучание музыки. Как только музыка останавливается, нужно прекратить собирание игрушек. Затем вместе посмотрите, посчитайте, сколько игрушек карапуз успел собрать. Возможно, принцип такой игры малыш не сразу поймет, играйте таким образом вместе.
Тихо-громко. Включите музыкальное произведение, регулируя звук: делайте то тише. то громче. Также можно и петь ребенку, меняя громкость своего голоса.
Угадать звук. Если у вас есть несколько музыкальных инструментов (например, гитара, барабан, ложки). Сначала поиграйте на инструментах вместе с малышом, дайте ребенку самостоятельно изучить звук каждого их них. Затем попросите карапуза отвернуться или закрыть глаза. Поиграйте только на одном из этих инструментов и спросите кроху: “Что звучало?”. Если малышу трудно угадать, то в этом случае поиграйте, чтобы ребенок видел, затем переложите инструмент и спросите, на чем вы сейчас играли.
Разные звуки. Возьмите какой-нибудь предмет. например, ложку. Ходите с малышом по всему дому, стучите ложкой по различным поверхностям, изучая разное звучание. Такая игра способствует развитию слухового восприятия.
Разные мелодии. Включайте малышу различные песни, музыку. Понаблюдайте за крохой и за его эмоциональным состоянием. Узнайте, какая песня ему понравилась больше.
Как выявить музыкальные способности у ребенка
Если у ребенка есть определенные способности и талант в музыкальной сфере, то выявить их необходимо как можно раньше и развивать в правильном направлении.Как узнать, обладает ли ваш малыш музыкальным талантом?
- Беседуйте с ребенком. После посещения музыкального мероприятия, расспрашивайте малыша о его эмоциях, понравилось ли ему, что конкретно понравилось, а что нет, какой музыкальный темп он услышал и т.д. После таких обсуждений родителям станет ясно, есть ли у малыша интерес к музыкальному творчеству.
- Понаблюдайте за карапузом. Если малыш легко запоминает четверостишия, любит танцевать, петь, пытается таким образом привлечь к себе внимание, то скорей всего, можно говорить об артистичных качествах. Можно попробовать записать ребенка в музыкальный или танцевальный кружок.
- Если у малыша присутствуют музыкальные способности, то у него поднимается настроение, услышав мелодию, начинает двигаться под музыку. Дети после 3 лет хорошо запоминают песни, некоторые даже сочиняют собственные, любят публичное одобрение.
Рекомендации родителям
Для того, чтобы у ребенка появилась любовь к музыке, необходимо с самого рождения окружить кроху правильными музыкальными произведениями.
Всегда акцентируйте внимание малыша на музыку, звучащую в мультфильмах, на улице, в торговых центрах и любых других местах.
Не включайте детям тяжелый рок, транс и композиции с низкими частотами, такая музыка негативно влияет на нежную психику малышей.Ходите со своим крохой на различные музыкальные мероприятия.
Следите за текстом песни. Его содержание не всегда малыш может понять адекватно.
Источник
сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.
Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?
Музыкальные инструменты и мелкая моторика
Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.
Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.
Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).
Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.
У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.
При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.
При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.
Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.
Музыка и здоровье ребенка
С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.
Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.
Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.
В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.
Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.
Как еще музыка влияет на здоровье:
- Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
- О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.
Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.
Музыка и речь
А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.
Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).
Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.
Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.
Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.
Что обозначают ноты?
Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.
Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.
Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.
Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.
Музыка и математика
И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.
Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:
- Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
- Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
- Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
- Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
- Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
- Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.
Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!
Развитие ума
Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.
За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%
Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.
- Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
- Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
- Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
- Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
- Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
- Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.
Труд
Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.
Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.
Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.
Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.
Публичные выступления и уверенность в себе
Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.
В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.
Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.
Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.
Гармония и воспитание вкуса
Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.
Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.
При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.
Музыка воспитывает – Человека.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.
В. А. Сухомлинский
Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.
Источник