Чем заняться с ребенком 5 лет для развития речи

Чем заняться с ребенком 5 лет для развития речи thumbnail

Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.

Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

  • Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
  • Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
  • Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
  • Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
  • Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
  • Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.

Читайте также:  Развитие личности ребенка средствами рисования
  1. Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
  2. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
  3. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
  4. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
  5. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
  6. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Особенности отработки шипящих звуков

Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.

  • «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
  • «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.

Упражнения повторять не меньше 5 раз.

Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.

Источник

Важным показателем интеллекта дошкольника является развитие речи 5-6 лет. В этом возрасте ребенок знает 3000-4000 слов, произносит большую часть звуков правильно. Дети способны строить развернутые фразы и давать подробные описания. Для улучшения произношения и развития лексического запаса используются дидактические игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Речь

Развитие речи ребенка 4-5 лет очень важно.

Особенности речевого развития детей в 5-6 лет

Если родители и педагоги уделяют достаточно внимания развитию ребенка, его речь к 6 годам мало чем отличается от таковой у взрослого. В дальнейшем это влияет на обучение в начальной школе.

На шестом году жизни ребенок свободно владеет интонацией. Он способен выучить и прочитать стихотворение радостно или грустно. В зависимости от ситуации дошкольник изменяет громкость голоса и скорость речи, умеет говорить шепотом.

В этом возрасте дети осваивают:

  • обобщения;
  • термины, имеющие несколько значений;
  • деление на слоги;
  • разные оттенки значения.

По просьбе взрослого ребенок легко находит название предмета на заданную букву, выделяет нужные звуки в начале и конце.

Словарный запас

В возрасте 5-6 лет активный лексический запас в норме составляет от 3 до 4 тыс. слов. Ребенок может подобрать обобщающие названия для группы однородных существительных.

ъВ его лексиконе имеются:

  • существительные — названия профессий, организаций и пр;
  • прилагательные — сложные оттенки цветов, материалы, из которых изготовлены предметы, другие признаки;
  • глаголы;
  • наречия.

Запас знаний включает не только видимые предметы, но и абстрактные понятия — чувства и отношения людей, явления природы и пр.

Качество произношения с возрастом тоже улучшается. Ребенок уже не путает звуки, не заменяет и не пропускает их в хорошо знакомых словах. Ошибки возможны только в длинных незнакомых ребенку терминах.

Дети с удовольствием играют в рифмы, сочиняют стихи. Им нравятся «перевертыши» — шуточные произведения с перестановкой по смыслу — «ехала деревня мимо мужика…».

Грамматика языка

В возрасте 5-6 лет ребенок дает полный и развернутый ответ на вопрос. При этом тема разговора должна быть ему хорошо знакома. В повседневных разговорах дети используют простые короткие фразы. Постепенно длина предложений увеличивается. В речи появляется больше описательных элементов, усиливающих яркость и выразительность, — прилагательные, причастия, наречия.

Если рассказать ребенку сказку или прочитать рассказ, он уже может выделить главную мысль текста и существенные признаки отдельных предметов и явлений. Дошкольник способен определить причинно-следственные связи явлений, их временную зависимость. Он легко сравнивает между собой признаки предметов и явлений: размеры, форму, расположение в пространстве.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие тела

В большинстве случаев дошкольник использует слова в предложении в правильной форме. Иногда допускаются ошибочные формы — медвежонки, нет карандашов и пр.

Количество распространенных и сложных предложений в речи ребенка постоянно увеличивается. В это время он начинает замечать недостатки в речи собственной и других людей.

Факторы

Факторы развития грамматики.

В этом возрасте дети любят такие игры:

  • найди другое название предмета или слово наоборот (поиск синонимов и антонимов);
  • существительное и его признак — что бывает высоким, круглым и т.д.;
  • узнать предмет по описанию.

Звукопроизношение

К 6 годам речевой аппарат заканчивает формирование. В это время дети произносят большинство звуков правильно. Однако недостатки произношения еще встречаются. Самые частые из них:

  • замена звука Л или его выпадение: маако (молоко), вожка (ложка), пайка (палка);
  • смягчение твердого Л — палька (палка);
  • замена звука Р на Л или Й — луки (руки), дыйка (дырка);
  • полное выпадение Р — баан (баран), каова (корова)
  • нечеткое произношение шипящих, замена их свистящими звуками.

Причиной нарушений могут быть дефекты развития:

  • укорочение уздечки языка;
  • нарушения прикуса;
  • слишком высокое небо.

Если основные звуки не появились до 5 лет самостоятельно, необходимо обращение к специалисту. Логопед проведет обследование ребенка и расскажет, что делать для улучшения дикции.

Частая проблема в этом возрасте — запинки или заикание. Эти расстройства возникают у детей, чьи мысли не успевают за речью. Заиканию подвержены дошкольники со слабым типом нервной деятельности. Провоцирующим фактором может стать чрезмерная строгость взрослых в семье, реже — в детском саду. Иногда ребенок начинает заикаться, если в семье есть взрослый с такой же проблемой. Тогда пятилетка попросту имитирует речь другого члена семьи.

Связная речь

В возрасте 5-6 лет дать точные параметры развития связной речи крайне сложно. Одни дети могут давать развернутые подробные ответы на любой вопрос.

Они умело используют интонации, самостоятельно придумывают сказки и истории. Речь других эмоционально бедная, невыразительная, со скудным запасом слов. Такое чаще случается с детьми, развитие которых запущено.

К шестилетнему возрасту ребенок способен:

  1. Придумать по картинке небольшой рассказ.
  2. Пересказать прочитанный или прослушанный текст.
  3. Рассказать об экскурсии, посещении музея или детского спектакля.
  4. Пересказать содержание мультфильма и поделиться своими впечатлениями.
  5. Подобрать наиболее точные и яркие эпитеты, чтобы описать свои чувства.

На речевое развитие негативно влияет чрезмерное увлечение компьютером или другими девайсами. Электронные игры задействуют в первую очередь зрительный анализатор. При этом слух и речь замедляются в развитии. В результате ребенок не в состоянии связно изложить свои мысли. Чтобы избежать проблем в обучении, родители должны ограничивать время, которое дошкольник проводит за компьютером или смартфоном.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Нормы

Нормы развития речи ребенка.

Для ребенка от пяти до шести лет нормой считаются следующие показатели речевого развития:

  1. Быстрое запоминание стихов и сказок.
  2. Проговаривание действий и мыслей игрушек.
  3. Правильное произношение всех звуков, в т. ч. сложных.
  4. Способность говорить с выражением, ускоряя или замедляя темп, громко или шепотом.
  5. Речь без грамматических ошибок. Возможна неправильная постановка ударения в сложных малознакомых терминах или неправильная форма существительного. Если ребенку указать на ошибку, в дальнейшем он говорит правильно.
  6. Развернутые ответы на вопросы взрослых.
  7. Способность составить рассказ по картинке. Самостоятельное сочинение начала или конца истории, сказок и рассказов.
  8. Описание предметов и угадывание названия по рассказу другого человека.

Иногда ребенок ошибается при склонении существительных по падежам, неверно употребляет предлоги. До 6 лет это допустимо. Речевой запас и общий уровень лексического развития в этот период во многом зависят от усилий родителей и педагогов. Ребенок, с которым занимаются, читают книжки, разговаривает почти как взрослый человек.

Упражнения по развитию речи для занятий дома

Речь ребенка в 5 лет лучше всего развивать с помощью чтения. Полезно заучивать стихи, пословицы и поговорки, отгадывать загадки и читать потешки. Важно, чтобы ребенку было интересно и понятно то, что ему читают. Значение новых слов, поговорок и крылатых выражений нужно объяснять.

Дети всегда копируют произношение и интонации взрослых. Чтобы ребенок говорил правильно, родители должны следить за качеством собственной речи — правильно ставить ударения, склонять существительные и пр. Словарный запас ребенка тоже зависит от такового у родителей. Полезно вместе наблюдать за явлениями природы и обсуждать происходящее, читать книги и придумывать вместе занимательные истории.

Дидактические игры

Увеличить лексикон дошкольника можно, играя в занимательные игры:

  1. Подбирать антонимы и синонимы. Взрослый называет слово, а ребенок сначала придумывает похожее по смыслу, а затем — противоположное.
  2. Какие бывают предметы. Можно предложить ребенку подумать, какой бывает чашка (белая, красная, большая, маленькая, круглая, высокая, широкая и пр.). Такое же задание можно придумать для прилагательных — что бывает сладким (конфеты, чай, груша).
  3. Взрослый называет признаки предмета, а ребенок по описанию отгадывает, о чем речь (круглое, красное, сладкое, съедобное, сочное — яблоко).
  4. Тренировка склонений по числам и падежам (одно яблоко — много яблок, кошка сидит — кошки сидят).

Для развития используются тематические наборы картинок. Можно показать ребенку несколько карточек, из которых нужно выбрать одну лишнюю (воробей, сорока, ласточка, собака). Необходимо, чтобы ребенок объяснил свой выбор.

Дидактические игры можно проводить в группе детей. Для этого потребуется мяч или любая мягкая игрушка. Взрослый называет обобщающее понятие (птицы). Дети поочередно называют знакомых им птиц и при этом передают мячик по кругу. Тот, кто не смог назвать птицу, выходит из круга.

Ребенка можно научить составлять связные предложения из слов, расставленных в произвольном порядке. Взрослый называет их вразброд (воробей, ветка, сидит, на), дети составляют готовую фразу (воробей сидит на ветке).

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность распознавать звуки (фонемы), т. е.:

  • определять на слух тот или иной звук;
  • отличать разные понятия, в которых есть одинаковые фонемы (кот — ток);
  • различать похожие названия, в которых отличается один звук (ложка — кошка);
  • устанавливать порядок звуков в словах.

Слух

Развитие фонетического слуха.

Для развития этого навыка у детей дошкольного возраста применяют игры и упражнения:

  1. Что звучало? Взрослый ставит на стол несколько звучащих игрушек. Это может быть дудочка, колокольчик, погремушка, барабан и пр. Ребенку дают потрогать и послушать, какие звуки издает каждый предмет. Затем он отворачивается и на слух определяет, что звучит.
  2. Узнай по голосу. Ребенок поворачивается спиной и отгадывает, кто из членов семьи его позвал. Вначале зовущий произносит имя. Затем игра усложняется — вместо имени произносится короткий звуковой сигнал — ау, эй.
  3. Определение звукоподражания — ребенок должен понять, какому животному подражает говорящий (имитация лая собаки, мяуканья кошки, мычания коровы и пр.)

В процессе говорящий может изменять тембр голоса, громкость и интонации.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для пальцев рук проводятся в форме игры и сопровождаются забавными стишками или песенками. Предварительно делается легкий массаж. Сначала поглаживают и растирают каждый палец ребенка от кончика к основанию, затем массируют всю кисть. Вначале это делает сам взрослый, затем можно научить ребенка самомассажу рук.

Дальше выполняются упражнения:

  1. Сгибание и разгибание пальцев. Вначале взрослый показывает, как выполнять движение. Затем наблюдает, как дошкольник выполняет его самостоятельно.
  2. Статическая зарядка — с помощью пальцев и кистей изображать каких-либо животных или предметы: собаку, птицу, зайца, пистолет и пр. Можно показать ребенку задания на собственных кистях или дать рассмотреть карточку с рисунком.
  3. Взрослый читает короткое стихотворение, при этом руки ребенка «инсценируют» его содержание. Такая гимнастика сочетает в себе статические и динамические упражнения — с помощью кистей изображаются предметы или герои и передается их действие.

Для улучшения координации и мелкой моторики можно выполнять несложные упражнения:

  • перекатывание между пальцами предметов разного размера;
  • собирание одной рукой карандашей или палочек со стола;
  • лепка;
  • шнуровка;
  • рисование и раскрашивание картинок;
  • плетение из проволоки или ниток.
  • нанизывание бус на проволоку или шнурок.

Благодаря таким занятиям развиваются мышцы кистей. Это стимулирует речевой аппарат и интеллектуальное развитие дошкольника.

Артикуляционная гимнастика

Для развития речевого аппарата малышей существуют комплексы упражнений.

Улучшить произношение шипящих и свистящих звуков можно с помощью логопедической гимнастики:

  1. «Забор» — ребенок обнажает зубы и удерживает губы в улыбке до 10 секунд.
  2. «Трубочка» — на счет от 1 до 10 вытянуть губы трубочкой и удерживать в таком состоянии.
  3. «Забор-трубочка» — положение губ чередуется в течение 10 секунд.
  4. «Окно» — губы удерживаются в улыбке, рот при этом спокойно открывается и закрывается.
  5. Расслабление мышц языка — ребенка просят улыбнуться, приоткрыть рот. Язык нужно расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу. Слегка шлепая по распластанному языку губами, произносить звуки «пя-пя-пя» в течение 5 секунд.
  6. «Лопатка» — расслабить язык и удерживать его в спокойном состоянии 5-10 секунд.
  7. «Футболист» — губы вытянуть трубочкой и дуть на шарик из бумаги или ваты, загоняя его в «ворота» из 2 кубиков. Щеки при этом надувать не нужно. Расстояние до ворот постепенно увеличивается.

Гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Если ребенок плохо говорит звук Р, выполняются дополнительные упражнения:

  1. «Маляр» — язык поднимается, растягивая подъязычную связку. Приоткрыть рот в улыбке, погладить кончиком языка твердое небо спереди назад. Язык не выглядывает из-за зубов.
  2. «Чистим зубы» — кончиком языка провести по верхним зубам изнутри. Рот удерживать приоткрытым.
  3. «Грибок» — широко открыть рот, язык сделать широким и присосаться спинкой к небу.

Кроме тренировки отдельных звуков, выполняются упражнения для улучшения дыхания.

Симптомы задержки речевого развития в 5 лет

Родители могут определить нарушения речевого развития ребенка по следующим признакам:

  1. Посторонние люди его не понимают, речь невнятная и смазанная.
  2. Словарный запас явно меньше, чем у сверстников.
  3. Короткие фразы, нет прилагательных и наречий.
  4. Трудности с произношением — большое количество звуков искажается или выпадает.

Для родителей несложно проверить детскую речь с помощью простых тестов:

  1. Спросить, что делает человек или предмет (мама моет посуду, машина едет, самолет летит).
  2. Попросить подобрать антонимы к глаголам или прилагательным.
  3. Проверить, знает ли ребенок цвета, формы, детенышей животных.
  4. Попросить использовать слово в другом роде (сын пришел, а дочка пришла, красный шарик, красная шапочка, красное платье).

Если у ребенка выявлено 2 явных отклонения или больше, потребуется помощь логопеда.

Источник